И голосом, и сердцем...
На сцене блистали народная артистка Украины Мария Стефюк и народный артист России Юрий Лаптев, выступили лауреаты международных конкурсов Олег Долгов и Марина Ефанова, трио теноров Национальной оперы Украины Александр Гурец, Руслан Танский и Сурен Максутов, а также воспитанники Марьяновской детской музыкальной школы, основанной Козловским. В зале был аншлаг. Особенно тепло зрители принимали украинские народные песни - видимо, чувствовали: будучи лучшим Ленским в «Евгении Онегине» и Герцогом в «Риголетто», Иван Семенович не забывал той музыки, которую любил с детства.
- Иван Козловский прожил 93 года: родился в Российской империи, большую часть жизни провел в Советском Союзе, окончил свой путь в современной России, - напомнил публике известный музыковед и телеведущий Святослав Бэлза. - Такого количества наград и званий не было, наверное, ни у кого: народный артист СССР в 40 лет, пять орденов Ленина - можете себе представить? Однако недаром его книга называется «Музыка: радость моя и боль». Ему, человеку глубокому и талантливому, выпала нелегкая участь - быть любимцем Сталина. Приведу лишь один пример. Ивану Семеновичу не раз доводилось выступать на кремлевских заседаниях, которые заканчивались застольями. И вот однажды, когда спето было уже все, что можно, пошли заказы: «Давай вот эту! Нет, лучше ту!». Сталин обвел всех рысьими глазами и сказал: «Нэльзя навязывать свою волю народному артисту. Товарищ Козловский хочет спеть «Я помню чудное мгновенье». Пожалуйста, товарищ Козловский».
- Узнав о том, что мы организовываем концерт, Бэлза сразу согласился приехать: с Иваном Семеновичем дружил его отец, - рассказал «Бульвару Гордона» творческий руководитель проекта заслуженный деятель искусств Украины Игорь Курылив. - Прилетел в Киев, тут же поехал в Марьяновку, на родину певца, затем вернулся и выступил в Национальной опере. Времени не хватало, но вырвался и ни на что не сетовал.
110-летие Ивана Козловского, вообще-то, отмечали в марте, но тогда у нас не было возможности провести такой вечер. Да, в принципе, если бы не поддержка Анны Герман, Ларисы Скорик и моих друзей-бизнесменов, она бы и не появилась. Дмытро Стус каждый день обивал пороги - добивался, чтобы выделили зал... Обидно, что далеко не все понимают значение подобных мероприятий. И не все хотят помнить людей, ставших для Украины знаковыми. А ведь когда в Москву приезжал Лучано Паваротти, он был потрясен, услышав записи Козловского: «Почему я ничего не знал о нем раньше? Разве можно петь что-нибудь после такого человека?».
Европеец Паваротти не понимал: Ивану Семеновичу не давали показать себя вне Советского Союза. После того как его брат Федор уехал за границу и не вернулся, артист попал в списки неблагонадежных. Жил в ожидании того, что завтра придут и заберут, и говорил: неизвестно, что страшнее - ссылка или это ожидание...
Съездить на гастроли певцу довелось лишь в Румынию и Чехословакию. На эту тему ходил анекдот - больше грустный, нежели смешной: «Как-то раз Козловский обратился к Сталину: «Я ни разу не был за рубежом. Хотелось бы съездить». - «А не сбежишь?». - «Что вы, товарищ Сталин! Родное село мне дороже, чем вся заграница!». - «Молодец. Вот и поезжай в свое село...».