Страшне, сумне i полiтичне
«НОВЫЙ МУЖСКОЙ ОДЕКОЛОН «ГАРРИ ПОТТЕР»: УНИЧТОЖАЕТ ЗАПАХ ГАРИ И ПОТА!»
«Гарри Поттер и дары Смерти», как и предыдущие фильмы о юном волшебнике, снятые Йетсом, - не самостоятельная кинолента, а всего лишь набор тусклых иллюстраций к книге. Если вы не читали Роулинг, в кинотеатре вам делать нечего. А если читали и понравилось - тем более, потому что непременно разочаруетесь. Вместо захватывающей красочной (хоть и печальной) сказки голливудские продюсеры подсунули нам второсортный ужастик, который сварганили непонятно для кого: детям смотреть рано, взрослым - поздно и неинтересно.
Неинтересно было даже актерам: видно, что исполнители главных ролей этими ролями тяготятся. Эмма Уотсон (Гермиона) после окончания работы над Поттерианой сразу коротко постриглась - чтобы избавиться от непослушной копны волос и образа своей героини. Дэниел Рэдклифф (Гарри) пробовал провернуть нечто подобное еще раньше - согласился играть в одном спектакле. Тоже мальчика, но не волшебника, а конюха, который так любит лошадей, что... ослепляет их. На сцене Дэн раздевался до пояса и, может, зашел бы еще дальше, но вмешались родители детей, привыкших видеть его в мантии и с волшебной палочкой. Чтобы не лишиться звездной роли, миллионных гонораров и сотен тысяч поклонников, от спектакля Рэдклифф отказался. О чем, по его словам, жалеет до сих пор.
С годами он все меньше напоминает своего героя - маленького худенького очкарика с вороньим гнездом на голове. Спортивный парень с аккуратной стрижкой, холеный, хорошо одетый и, как мне кажется, совершенно не понимающий, зачем ему во цвете лет гонять по лесу в поисках кусочков грешной души Темного Лорда, если можно просто сняться в модном каталоге или какой-нибудь рекламе. «Новый мужской одеколон «Гарри Поттер»: уничтожает запах гари и пота!». За такого Гарри не волнуешься: ничего плохого с ним не случится. Разве что вместо 10 миллионов долларов заплатят девять и 950 тысяч.
Из молодых старается играть только Руперт Гринт (Рон) - он выдает хоть какие-то эмоции: сомневается, злится, мучится оттого, что оставил друзей в беде, радуется, когда находит их вновь. Правда, «благодаря» сценаристам (одним из них была сама Роулинг) непонятно, почему он психанул и ушел от Гарри с Гермионой. Якобы вдруг взял и приревновал, хотя всегда знал, что между ними нет ничего, кроме дружбы. А в книге все логично: во-первых, Рон узнал, что под угрозой жизнь сестры, во-вторых, он всегда был домашним ребенком и не собирался долго слоняться голодным, холодным и без надежды на счастливый конец.
Кстати, в фильме нет ответа и на простейший бытовой вопрос: как дети умудрились пережить в далеко не тропическом британском лесу осень и зиму? Эпизод, где правильная Гермиона идет в деревню, ворует из курятника яйца и подкладывает в гнезда деньги, был бы нелишним. В книге он есть, в картине - ни намека. Только трое подростков, тонкая палатка, дрожащая на ветру, и дотлевающие угли костра. А что на нем жарили...
«НI, ЮНИЙ ДРУЖЕ, ТО ЗВИЧАЙНЕ ПАДЛО, ЯКЕ НАДIЛО ГРЯЗНЕ ПРОСТИРАДЛО...»
Зато моментов, без которых сказка могла бы обойтись, полно. 15-летняя Джинни, которая почему-то переодевается в присутствии Гарри и просит его застегнуть платье на голой спине. Обнаженные Гарри и Гермиона - страстно целуются и обнимаются (видение, которым Волан-де-Морт пугает бедолагу Рона). Тупое, клишированное обращение министра магии к электорату: «Не бойтесь, мы сделаем все возможное, чтобы защитить вас и ваши семьи!». Кровоточащая дыра в голове у одного из близнецов Уизли, которому оторвали ухо: ее непременно надо было показать несколько раз, иначе бы, наверное, никому не понравилась... Ошметки тела убиенной старушки Батильды, которые разлетаются в разные стороны, когда из этого тела выпрыгивает раскормленная змея... «А шоб ти жива була, твою мать!» - выпалил какой-то дедушка, сидевший в кинотеатре с внуками. Видимо, на такую реакцию и рассчитывали те, кто эту змею создавал. Правда, была и другая реакция: девочка лет семи разревелась, и мама, как ни старалась, не могла ее успокоить...
«Лучше всего орка играть: бегай, горлопань, что попало чуди... В гриме тебя все равно никто не узнает», - говорил один актер на премьере «Властелина колец». Думаю, трижды оскароносный Рэйф Файнс, соглашаясь на роль Темного Лорда, руководствовался тем же принципом. Потому что, как бы ни хвастал Йетс, что у него играет один из лучших драматических актеров мира, 47-летний Файнс так и не заработал в полную силу (а как он может, известно всем, кто видел «Грозовой перевал», «Список Шиндлера» и картину «Английский пациент» Энтони Мингеллы, где Рэйф - главный герой, обожженный летчик). Его Волан-де-Морт, загримированный под головастика, тупой и бессильный в своей злобе, не имеет ничего общего с тем злым гением, которого придумала Роулинг. Смотришь - и по ходу Подервянского вспоминаешь. «Нi, юний друже, то звичайне падло, яке надiло грязне простирадло...». Для полного сходства с Привидом из пьесы «Король Лiтр» главному злодею Поттерианы не хватает только книжки «Тимур и его команда». Под мышкой.
«ДЕ В ЦIЙ ГЛУШИНI ПРОДАЮТЬСЯ СТРАЗИ?»
Не менее странные и злодеи поменьше - так называемые «пожиратели смерти». По книге, они только что сбежали из тюрьмы, где годами сидели в грязи, темноте и с крысами, а в фильме выглядят так, будто из салонов красоты не вылезали. Маньячка Беллатриса Лестранж, которой, вообще-то, уже за 50, - симпатичная молодая барышня с кудряшками, Луциус Мелфой - красавец-блондин, напудренный и напомаженный, садист Дологов - ну прямо модель с огромными, чуть подкрашенными глазами...
Но круче всех этих гламурных подонков, вместе взятых, бесспорно, гламурный «вовкулака» Фенрир. Если в книге это здоровенный седой дядька, немытый, бородатый, блохастый и покусавший всех за что только можно, то в фильме - гремучая смесь Мэрилина Мэнсона и Сергея Зверева. Изящная фигурка, готичный черный плащик, кожаные брючки в обтяжку, губки бантиком, бровки домиком, на голове - какой-то немыслимый авангард с лаком «Четыре погоды»... «Привiт, симпатюлю!» - говорит он Гермионе, догнав девушку в лесу. Так и хочется продолжить: «Де в цiй глушинi продаються стрази?».
Удачные образы и моменты можно на пальцах одной руки перечесть. Один из них связан с домовым эльфом Доби, который, пока внизу дерутся «хорошие» и «плохие», просто сидит под потолком и медленно, но уверенно пилит люстру. А допилив, признается: «Добi не хотiв нiкого вбивати. Добi просто хотiв завдати важких тiлесних ушкоджень».
Рецензенты хвалят еще и вставленный в картину мультик о том, что же такое дары Смерти и кто их получил, называя его стильным, элегантным... Что ж, спорить не буду: мультик действительно стал бы таким, если бы оказался на своем месте - в другом фильме. У Квентина Тарантино или Роберто Родригеса. Но показывать детям, как из-за всемогущей волшебной палочки раз - и зарезали одного дядю, два - и вздернул себя другой дядя, крепко-накрепко затянув петлю... Как-то не очень стильно. И не совсем уместно.
Хотя Роулинг и Йетс вряд ли хотели кого-то убивать. «Просто завдати важких тiлесних ушкоджень...».