В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Сам себе режиссер

Валерий ТОДОРОВСКИЙ: "Дважды я поступал на режиссерский, и оба раза неудачно. Папа не помог и намекнул, чтобы я на него не рассчитывал"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 24 Января, 2006 00:00
Недавно прошедший сериал "Мастер и Маргарита", спродюсированный Тодоровским-младшим, стал самым рейтинговым кинопроектом за всю историю российского телевидения
Тодоровского-младшего называют крестным отцом русского сериала. И это действительно так.
Людмила ГРАБЕНКО
Тодоровского-младшего ("Любовь", "Страна глухих", "Катафалк", "Любовник", "Мой сводный брат Франкенштейн") называют крестным отцом русского сериала. И это действительно так. Заниматься продюсированием отечественных мыльных опер Валерий начал на канале НТВ, где был снят первый сезон "Каменской". В 2000 году он возглавляет сериальный отдел канала РТР, где при его непосредственном участии на свет появляются "Каменская-2,3,4", "Бригада", "Идиот", "Семейные тайны", "Московские окна", "Красная капелла" и, наконец, порвавший все рейтинги "Мастер и Маргарита". В свои 42 года он выглядит максимум на 30, женат на дочери писательницы Виктории Токаревой, имеет двоих детей и коллекционирует старинные печатные машинки. Еще вчера человек свободной профессии, сегодня он с удовольствием ходит на работу каждый день. И пожалуй, ему смело можно доверить любое дело, ведь девиз Тодоровского-младшего: "Я не привык проигрывать!". А еще Валерий - сын своего отца, знаменитого кинорежиссера Петра Тодоровского, снявшего такие картины, как "Верность", "Любимая женщина механика Гаврилова", "Военно-полевой роман", "Анкор, еще анкор!", "По главной улице с оркестром". Казалось бы, с такой фамилией ему прямая дорога в кино. Правда, сам Валерий с этим не согласен.

"ЕСЛИ ЯНКОВСКИЙ ВИДИТ, ЧТО РЕЖИССЕР СЛАБЫЙ, ПРОСТО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ И УХОДИТ"

- Валерий, давайте откровенно: с другой фамилией вам, наверное, было бы гораздо тяжелее пробиться?

- Будь у меня другая фамилия, я, может быть, был бы сегодня моряком торгового флота. Я родился в Одессе, поэтому безумно люблю море! И когда был совсем маленьким, как и все наши мальчишки, собирался идти в мореходку. Но уже в семь лет твердо решил стать режиссером.

- Уж не потому ли, что мама родила вас чуть ли не во время показа картины на Одесской киностудии? Кстати, это не байка?

- Нет, все правда. Это случилось в 1962 году, когда фильмы западного производства у нас практически не показывали. А тут на Одесской киностудии должен был состояться полулегальный просмотр хичкоковского "Психо". Конечно, мама не утерпела и пошла. Очевидно, картина так сильно на нее повлияла, что буквально через час после показа на свет появился я.

- Выходит, выбором профессии вы обязаны не столько Петру Тодоровскому, сколько Альфреду Хичкоку?

- Между прочим, фильмы Хичкока я очень люблю. Но, конечно, влияние отца было определяющим. Но только влияние, не более. Поймите, режиссура - профессия, в которой помочь невозможно. Как нельзя, например, помочь хирургу. Да, можно устроить по блату в медицинский институт. Но даже если папа у тебя будет гением и светилом медицины, тебе надо будет самому взять в руки скальпель и резать человека. Так же и в кино.

На съемочной площадке минимум 50 человек народу, "железо", а ты - один. Кто будет стоять над душой, давать тебе указания и составлять план действий? Да его и составить нельзя, там каждую минуту все меняется! И кто может тебя научить общаться, например, с Янковским - народным артистом, который, если видит, что режиссер слабый, просто разворачивается и уходит? Или остается, но начинает кусать локти: дескать, зачем я в этом дерьме снимаюсь? И ни секунды не скрывает того, что все происходящее ему не нравится! Мне ведь надо с ним разговаривать, а не папе.

- Ну хоть в институт по блату он вас устроил?

- Я дважды поступал на режиссерский факультет, во ВГИК и на Высшие режиссерские курсы, оба раза неудачно. Меня валили на мастерстве: получал двойку и не проходил. Я ведь так и не получил образования, у меня нет диплома режиссера. Отчаявшись попасть на режиссерский, я поступил на сценарный факультет. Кстати, так я впервые понял, что все делается к лучшему. Сценарный факультет, где надо было каждую неделю сдавать определенное количество текстов, дисциплинировал меня: поневоле приходилось садиться и писать. Окончив его, начал потихоньку снимать кино. Так что даже на уровне поступления папа мне не помог.

- Но и не отговаривал?


Валерий Тодоровский: "Чего я не люблю в искусстве, так это семейственности и кумовства". С отцом на пляже рядом с Одесской киностудией



- Он вообще в мой выбор не вмешивался: не мешал, но и не потакал, не уговаривал, но и не отговаривал. Просто намекнул, чтобы я на него не рассчитывал. И спокойно отпустил на все четыре стороны, за что я ему очень благодарен. Конечно, он наблюдал за всем, что я делаю. Если бы у меня ничего не получалось, наверное, нашел бы в себе мужество сказать: "Прекрати, тут нужен талант, которого у тебя нет!". В общем, не позволил бы мне позорить фамилию. Но пока ему, по-моему, за меня не стыдно.

- А в своих картинах отец вас снимал?

- Ни разу! Я даже на съемках у него старался не бывать, хотя в детстве меня, конечно же, туда таскали. Мне там было безумно скучно! Съемки кино - нудное, изнурительное, бессмысленное занятие.

- ?!

- Если только ты не находишься на собственной съемочной площадке. Тогда это все безумно интересно и увлекательно.

- Но в кино, насколько я знаю, вы все-таки снимались?

- Один-единственный раз. В 14 лет. У классика Юлия Яковлевича Райзмана, в картине "Странная женщина". У главной героини, которую играла Ирина Купченко, был сын...

- Отвратительный тип - жуткий эгоист!

-...так вот, его я и играл. Довольно большая роль, в титрах на заметном месте стоял. Но мне ужасно не понравилось. Я понял тогда, что по натуре своей не артист: удовольствия от такой работы не получаю, а, наоборот, должен себя насиловать. Единственным плюсом от участия в картине было то, что, проезжая с девушками мимо Казанского вокзала, я показывал им на свое крупное изображение на афише (там стоял стенд "Новые фильмы"). Надо сказать, мне удавалось произвести на них впечатление!

- А продюсировать картины отца вы не пробовали?

- Чего я не люблю в искусстве, так это семейственности и кумовства! Знаете, когда отец берет на главную роль сына в картину, которую снимает по сценарию жены. Я считаю, что мухи должны быть отдельно, а котлеты - отдельно. А иначе ничего хорошего в творческом смысле не получится. Мы с отцом самостоятельные творческие единицы: каждый снимает свое кино и каждый сам себе хозяин.

- Но вы хотя бы советуетесь?

- Советуемся, но на уровне каких-то ключевых понятий. Отец никогда не был первым зрителем моих картин. Например, "Любовника" он увидел чуть ли не последним. Мне хотелось, чтобы он увидел картину не на кассете, а на большом экране, в Москве же показа не было.

- Ваше имя в сознании зрителей прочно связано с сериалами.

- Это при том, что я не снял еще ни одного сериала в своей жизни, только художественные фильмы. Сериалы я продюсирую - возглавляю кинопроизводство на канале РТР, где снимается порядка 15 картин в год. Так что живу двойной жизнью. Есть люди, которые могут заниматься в жизни только одним делом, я же, как выяснилось, справляюсь с двумя - снимаю кино и продюсирую сериалы.

- Одновременно?

- Нет, когда я снимаю кино, то отстраняюсь от всего остального. Снимать и делать что-то еще нельзя. Можно, закончив очередной фильм, три года лежать на диване и думать: "Чем бы теперь заняться?". А можно все эти три года заниматься продюсерством. То, что мне пока удается совмещать эти два вида деятельности, - большое везение. Да и то не параллельно, а в шахматном порядке. Как только выяснится, что одно другому мешает, мне тут же придется сделать выбор.

- В пользу чего?

- Большого кино, естественно!

"С "ИДИОТОМ" НАС ЖДАЛ СЮРПРИЗ. ОТКУДА МЫ ЗНАЛИ, ЧТО КЛАССИК ВЫЗОВЕТ ТАКОЙ ИНТЕРЕС?"

- Для нас продюсер - профессия новая. И думаю, многие считают, что главное в ней - поиск денег.

- Деньги у меня есть. Наш бюджет расписан на пару лет вперед, и там оговорено, сколько мы можем потратить. Это внушительные суммы, и мы знаем, что должны снять энное количество сериалов в год. Самая большая проблема в продюсировании, особенно если это касается телевидения, у которого денег сейчас полно, придумать, что снимать, с кем и о чем.


"Ах, Одесса! Жемчужина у моря". Фото маленького Валеры в "Бульвар" прислал наш преданный читатель и бывший сосед Тодоровских Николай Зайцев

Сначала надо придумать тему и найти хорошего сценариста, который сможет увлекательно и грамотно изложить ее на бумаге. Потом разыскать не менее хорошего режиссера, который не испортит того, что написано. Желательно, чтобы тема была ему еще и близка. Вот это и есть продюсерство в мировом смысле слова. И в Голливуде, и в Европе ценится человек, который придумывает правильный проект. А деньги под него всегда найдутся.

- А как понять, что проект правильный?

- Вот тут мы подошли к самому главному в данной работе. Хороший продюсер - это человек, который может просчитать успех или прочувствовать его на уровне интуиции. Часто спрашивают, как мне удается совмещать творческую работу (имеется в виду режиссура) с чиновничьей (продюсерством). Но ведь только продюсер знает, какое надо снять кино, чтобы все его смотрели. Разве это не творчество?

- Что нужно, чтобы заниматься этим творчеством?

- Чутье, а оно своего рода талант. Но все равно прокалываемся.

- И вы тоже?

- А чем я лучше других?

- И с чем, например?

- Конечно, так я вам сейчас и назову конкретного режиссера, в котором ошибся! Он прочтет и обидится. Скажу только, что это судьба всех продюсеров, проколы есть даже у Спилберга. Вот, кстати, еще один пример человека, который успешно совмещает работу режиссера и продюсера.

Наверное, неудобно себя хвалить, но иногда принимаешь решения, руководствуясь одной интуицией. И тут очень важно научиться себе доверять. Например, сериал "Бригада", успех которого стал уже просто нарицательным. А ведь несколько лет назад, когда мы запускали его в производство, я очень сильно рисковал. Ко мне пришел тогда режиссер Сидоров со сценарием, который писал несколько лет, и сказал: "Хочу снять кино на такую тему!". Хорошо. Но было одно маленькое но: до "Бригады" режиссер Сидоров не снимал вообще ни-че-го!

- И вы рискнули?

- Я ему поверил. Мы сели и проговорили часа два подряд. Впрочем, в столь длительном разговоре необходимости не было, уже через 15 минут я понял: этому человеку надо дать снять все, что он хочет. С Александром Велединским, который снял "Закон", такая же история: на его счету была одна короткометражка. Ставка на Сидорова и Велединского была на уровне моих собственных ощущений: этот человек может. И я не побоялся доверить им деньги, а ведь речь шла о миллионах долларов. Например, каждая серия "Бригады" обошлась РТР в 200 тысяч долларов, а всего их, если вы помните, 12. Моя ошибка стоила бы очень дорого. Но, в принципе, процент правильных попаданий и есть показатель того, успешный продюсер или нет.

- Какой он у вас?

- Сейчас хороший. Я гораздо чаще угадываю.

- Хорошо, вы не хотите рассказывать, на чем прокололись. А свою несомненную удачу назвать можете?

- Как режиссер, я не могу оценивать собственные картины, боюсь быть необъективным. Скажу только, что ни об одной своей картине я не жалею. И если бы вернуть время вспять, все равно я бы все их снимал. Что касается моей продюсерской деятельности, то есть несколько действительно очень хороших картин. Лично мне очень нравятся "Бригада" и "Закон". "Каменская" - своего рода феномен, этот сериал бьет все мыслимые и немыслимые рейтинги. А какой сюрприз ожидал нас с "Идиотом", который по популярности обошел даже "Бригаду"?! И ведь тоже рисковали. Откуда мы знали, что русская классика вызовет у зрителей такой интерес?

"БРИГАДА" - ЭТО ФИЛЬМ НЕ О БАНДИТАХ, А О ЛЮДЯХ, КОТОРЫХ ВРЕМЯ СДЕЛАЛО БАНДИТАМИ"

- Когда состоялся ваш дебют в роли продюсера?

- Когда началась перестройка и я понял, что не хочу ходить на худсоветы и выслушивать бред разных идиотов. До сих пор помню страх, который внушала нам редактура того времени с ее многочисленными запретными темами: то нельзя, это нельзя!

Какие-то жуткого вида тетки так терзали и нас, и наши сценарии, что за месяц до худсовета я, например, просто переставал спать. И тогда мы с моими друзьями, Лешей Ливневым и Игорем Толстуновым, создали режиссерско-продюсерскую компанию "ТТЛ" (по первым буквам наших фамилий). В ней мы и сняли наши первые картины. В 1991 году на картине "Любовь" я впервые был не только режиссером, но и продюсером.

- Деньги под свой проект легко нашли?

- О, это очень смешная история! Пошел в банк, который к тому времени существовал месяца три, не больше. Познакомился с банкиром, который оказался очень симпатичным человеком. Ссуду он мне дал безропотно, потому что был уверен: кино - это очень выгодно. Дело в том, что в советские времена кинопроизводство давало в казну больше денег, чем продажа водки и сигарет. В общем, к концу съемок выданные мне деньги настолько обесценились, что на них разве что палку колбасы купить можно было.

- И что банкир?


Валерий с мамой и папой на даче в Подмосковье



- Посмеялся. А что еще можно было сделать в такой ситуации?

- Когда вы начали продюсировать сериалы, к этому жанру было, мягко говоря, пренебрежительное отношение...

-...и на первых порах приходилось его переламывать. Даже друзья говорили мне: "Ты с ума сошел! Сериалы - это отстой, низший сорт кино!". А скольких актеров приходилось уговаривать, потому что они были уверены: сниматься в сериалах зазорно! Думаю, нам удалось изменить отношение к многосерийному кино и у актеров, и у зрителей. Ведь что такое сериал? Это история, которую нельзя рассказать короче. Телевизионный роман! В качестве аргумента я всегда привожу такой пример: "Война и мир" написана Толстым в четырех томах. Эту историю можно было изложить короче? Наверное, нет, иначе Лев Николаевич обязательно бы это сделал.

- Давайте вернемся к одному из самых неоднозначных ваших сериалов - "Бригаде". До сих пор спорят, стоило ли снимать картину о бандитах, да еще изрядно романтизировать их?

- Да при чем здесь бандиты, объясните мне? "Бригада" - социальная драма, главными героями которой могли быть представители любой другой профессии. Это фильм не о бандитах, а о людях, которых время сделало бандитами. И до, и после нашего фильма на разных каналах появляются картины аналогичной тематики, только сделанные гораздо более жестко. И никто их не критикует. "Бригада" же просто какой-то камень преткновения. И знаете почему? Да потому, что мы попали в цель, задели за живое!

Мы всегда жили по принципу: "Такое нельзя показывать, потому что найдутся идиоты, которые захотят пойти по пути этих героев!". Но тогда вообще ничего нельзя показывать, мало ли что кому-то в голову взбредет? Иногда доходит просто до абсурдных обвинений. Говорят, что в Крыму убили милиционера, как в "Бригаде". Ребята, а вы фильм-то смотрели? В "Бригаде" не убивают милиционеров!

- А откуда столь глубокие знания предмета у создателей картины?

- Сидоров действительно знал этих людей, это была близкая ему тема.

- Честно говоря, удивительно было узнать, что после "Бригады" вы обратились к Достоевскому, а потом и к Булгакову.

- Владимир Бортко давно мечтал снять "Идиота" и "Мастера". Мы же понимали, что состояние раздрая, в котором наше общество находится сегодня, рано или поздно пройдет. Уже проходит. И душа потянется к классике - в литературе, в музыке, в кино. К тому же надо вспомнить, что Россия не только страна бандитов и олигархов, но и великой культуры. Мы все, конечно, жутко волновались - ожидали неминуемого провала. Но, как оказалось, чем больше риск, тем крупнее выигрыш.

- В одном из интервью вы сказали: "Я не снимаю модных актеров - я делаю их модными!".

- Так оно и есть! Когда я пригласил сниматься Женю Миронова и Володю Машкова, они вообще мало кому были известны. А Максим Суханов, когда его утвердили на главную роль в "Стране глухих", сказал: "Представляешь, уже три года хожу на все пробы на "Мосфильм", но никто не хочет меня брать!". Та же история с Диной Корзун, роль в "Стране глухих" стала первой в ее жизни. Чулпан Хаматову я выбрал из сотен актрис. Пришла на пробы девочка, и было в ней что-то такое... Я понял: она! То, что сегодня эти актеры нарасхват, меня очень радует: получается, это я их разглядел.

Есть и еще одна причина, по которой я предпочитаю брать нераскрученных актеров. Мне кажется, незнакомым исполнителям зрители больше верят. К тому же неизвестных, но талантливых актеров много везде, не только в Москве. Надо просто не лениться - устраивать кастинги, отсматривать, выбирать. У вас в Украине таких самородков тоже много, только вы их не цените. Думаю, со временем мы всех их - актеров, режиссеров, сценаристов, операторов - перетянем в Москву. Вот только журналистов брать не будем, своих хватает.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось