Явление птеродактиля народу
К явлению Викторфедрыча народу готовились все. Командировали в Ростов ведущих репортеров-пропагандистов российские СМИ. Наколбасили статусов в Facebook профильные «силовые» украинские политики, от Юрия Луценко до Зоряна Шкиряка. Усадили репортеров — следить за онлайн-трансляцией — редакторы телеканалов и газет вкупе с интернет-порталами.
С готовностью высказались ведущие блогеры, от Романа Шрайка до Карла Волоха. Изготовились — кто и с кофе и коньяком, все же пятница! — многие френды и фолловеры. Один из них так объяснил мне причину своего зрительского ажиотажа: «Это как встреча 30 лет спустя с му...аком — директором школы, смотришь и думаешь: ну как этот гопник столько лет управлял тобой и еще тысячами людей, многие из которых нынче — классные, тонкие, самодостаточные люди?..».
И сначала был ростовский суд, и в нем Янукович. И что? Скажите: увидели ли вы посреди этого судебного разврата нечто новое? Как по мне, телекартинка была уныла. В кадре мелькали, сами того не особо желая: самодовольные лица судей, скучающие физиономии охраны, московские журналисты и операторы, послушно мечтающие об одном: побыстрее заснять «этого амбала», «передаться на Останкино» — и поскорее вернуться к семьям.
Все было, как всегда. Да и Виктор Федорович, изображавший праведника промеж грешников, выглядел ровно так, как нам и думалось. Но это только в суде. А потом случилась пресс-конференция, на которой наше горе развернулось во всю широту своего надменного плебейского хамства.
Я не буду описывать в деталях это действо: все все видели и слышали. И фразу про не введенное военное положение. И бешеную реакцию на абсолютно корректный вопрос корреспондента СТБ про место в учебниках истории. И про то, что из Украины Янукович вывез лишь ручную кладь, ничего более...
Глядя на этот погорелый театр одного актера, я думал про несколько вещей одновременно. Скажем, про то, почему явление Януковича народу защита беркутовцев подгадала аккурат к очередной годовщине Майдана. Здесь угадывается хваткий медийный подход к коммуникациям. Представляю себе этот диалог:
— Янукович как свидетель? Нет, ну мы можем, конечно, заявить и его, но зачем?
— А вы не парьтесь, ребята, это уже наше дело, заявляйте — а уж мы его подготовим.
— Что, прямо сейчас?
— Именно сейчас. Дорога ложка к обеду...
Думалось и про то, что сей видеосеанс жлобства с саморазоблачением был поставлен исключительно для внутренней российской аудитории. Потому что вот эти слова — «Я совершил ряд ошибок. Я не нашел в себе силы ввести военное положение во время Майдана» — среди зрителей Первого, «России» и НТВ должны были отозваться нехитрой проекцией на будущее: мол, вишь как оно сложилось на Украине с этим недалеким, но, в сущности, добрым Януковичем: пожалел это бандеровское отродье — и вверг страну в пучину фашизма и хаоса! Но ничего-о-о, наш-то ошибки такой не сделает. Наш-то этих пиндосских прихлебателей так отметелит — быстро уберутся в свою Небраску!
Но то россияне. А как насчет нас с вами? Какие выводы мы сделали из увиденного? Ну, во-первых, испытали подзабытое уже чувство гадливости. Знаете, это как после разрушительного землетрясения видеть мародеров, шарящих в чужих домах, посреди трупов и доносящихся из-под завала стонов.
Во-вторых, возникло ощущение того, что главной беды мы все же избежали. Потому что с этим господином явление Украине известного пушного зверька было неизбежным. Да он уже и начал свой забег: напомню, что к тому времени, когда Януковича выковырнули из Украины, в стране уже вовсю орудовала его семейная братва, от Саши-стоматолога до главмытаря Клименко. Переход от воровства бумажников к проломленным при грабеже черепам шел полным ходом.
И наконец, в-третьих: уж не проплатил ли это шоу (через какой-нибудь слепой траст) Петр Алексеевич Порошенко? Хотя бы для того, чтобы, насмотревшись на Дважды Несудимого, публика задумчиво почесала репу и сказала: «Нет, ну нынешний, конечно, тот еще фрукт, но по сравнению с этим овощем — это ж просто Вацлав Гавел какой-то!..».
В общем, Виктор Федорович, Банковая передает вам привет. Аффтар, пеши исчо!