Бывший сотрудник военной прокуратуры, экс-первый заместитель главы Луганской СБУ полковник Олег ЖИВОТОВ: «Сменится власть, и министров обороны, начальников Генштаба привлекут к уголовной ответственности за незаконное использование армии в АТО»
«Все судебные приговоры в Украине, в которых фигурирует военная экспертиза, легко оспорить в Европейском суде по правам человека»
— В одной из наших бесед вы вскользь упомянули, что все судебные дела по военным и добровольцам, проходящие в Украине, могут быть признаны нелегитимными. О чем речь?
— О том, что все судебные приговоры последних лет, в которых фигурирует заключение военной экспертизы, — незаконны и легко могут быть оспорены в Европейском суде по правам человека. Подчеркиваю: все судебные вердикты с военной экспертизой.
— На чем основано ваше утверждение?
— Помните, почему дело нардепа Мосийчука ничем не закончилось? Потому что при снятии с него неприкосновенности была грубо нарушена процедура и регламент Верховной Рады. В итоге защита нардепа обжаловала решение парламента в суде и выиграла, потому что при снятии неприкосновенности с Мосийчука была нарушена процедура.
К слову, ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека. — «ГОРДОН») не изучает доказательства обвинения, а четко следит, соответствовал ли судебный процесс нормам и законам страны, чьим гражданином является подозреваемый или обвиняемый.
— Так при чем здесь военная экспертиза?
— При том, что когда в Украине ввели институт военной экспертизы, грубо нарушили и закон, и процедуру. Почему? Уголовно-процессуальный кодекс Украины четко оговаривает, что экспертом может быть лицо, получившее квалификацию эксперта согласно Закону «О судебной экспертизе».
Но в этом законе есть интересная вещь, а именно статья 17, где написано: «Для присвоєння та позбавлення кваліфікації судового експерта і кваліфікаційних класів створюються експертно-кваліфікаційні комісії при міністерствах та інших центральних органах виконавчої влади... До складу експертно-кваліфікаційних комісій входять найбільш досвідчені фахівці та науковці, які мають кваліфікацію судового експерта та стаж практичної роботи за спеціальністю не менше п’яти років».
— В переводе с юридического на человеческий что это означает?..
— ...Что все военные эксперты в Украине в период с декабря 2015-го по апрель 2017-го (дата получения последней по времени лицензии, на сегодняшний день всего в стране 10 человек военных экспертов. — «ГОРДОН») получили квалификацию незаконно, потому что в комиссии, их отбиравшей, не было экспертов по специальности «військові дослідження» со стажем «не менше п’яти років». Не было и быть не могло, потому что еще несколько лет назад ни института военной экспертизы, ни военной прокуратуры в Украине не существовало. Зато теперь военных сажают в тюрьмы в том числе на основании военных экспертиз, которые в принципе незаконны.
Чтобы было понятнее, суть проблемы: парламентарии, указав в Законе «О судебной экспертизе» требования к составу комиссий, присваивающих квалификацию судебного эксперта, не предусмотрели вариант введения новых видов экспертиз. Не предусмотрели, что в составе комиссий на момент присвоения квалификации экспертов не может быть экспертов со стажем «не менше п’яти років» по новому виду экспертиз.
«Украинских военных в судах обвиняют гражданские прокуроры без базовых знаний военного дела, боевого устава и так далее»
— Давайте по порядку. Когда именно в Украине ввели военную экспертизу?
— Приказ Министерства юстиции о внесении изменений в «Инструкцию о назначении и проведении судебных экспертиз и экспертных исследований» и о внесении изменений в «Научно-методические рекомендации по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований» был 27 июля 2015 года.
— До этого военной экспертизы в стране вообще не было?
— Ее в принципе никогда в независимой Украине не существовало, в ней не было необходимости.
— С 1992-го по 2012 год военная прокуратура была, а военной экспертизы не было? Как такое возможно?
— Формально существовала военно-уставная экспертиза, но, по сути, никто к ней не обращался. Причина? Раньше в военной прокуратуре работали военные юристы, которые досконально знали воинское законодательство и устав, понимали, что, где и как искать. Военные прокуроры сами могли юридически обосновать: мол, товарищ комбриг, ваш приказ незаконен согласно пункту такому-то военного устава.
— А сейчас что не так с военными прокурорами?
— В 2012 году при Януковиче военную прокуратуру фактически упразднили, был потерян уникальный кадровый костяк профессиональных военных юристов. В итоге в августе 2014-го, когда в Украине воссоздали уже новую военную прокуратуру, завели туда гражданских юристов, присвоив им воинское звание. И что получилось? Воинское звание есть, а элементарных знаний военного законодательства нет.
Иными словами, с августа 2014-го украинских военных в судах обвиняют гражданские прокуроры без базовых знаний военного дела, боевого устава и так далее. А ведь эти «прокуроры» и «эксперты» не уголовников судят, а военных и добровольцев, действовавших в боевой обстановке в обстоятельствах полной разрухи весны-лета 2014 года.
— Не менее серьезная проблема, насколько я понимаю, отсутствие военных судов?
— Безусловно. Я сам не раз был свидетелем того, как судьи, ничего не понимающие в военном деле, буквально спрашивают: «А почему нельзя было применить оружие? А почему при штурме административного здания нельзя стрелять в толпу?».
И как после этого объяснить гражданскому судье, что, например, при штурме здания Луганской СБУ 6 апреля 2014 года мы по закону не могли стрелять в толпу? А ведь «профессионалы» военной экспертизы настаивают: мол, СБУ должна была весной 2014-го руководствоваться в повседневной деятельности, в том числе при обороне объектов СБУ, статьями 2 и 10 Закона «О милиции», и возлагают на СБУ — только вдумайтесь в это! — обязанность охраны общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения. Любой нормальный юрист вам скажет: это абсолютный бред!
В статье 26 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» указано, что сотрудники службы могут руководствоваться только одной нормой Закона «О милиции», а именно статьей 15, которая вместе со статьей 21 «Об уставе внутренней службы Украины» определяет порядок применения огнестрельного оружия и запрещает его применение при массовом скоплении людей, чтобы не пострадали невиновные лица.
«Люди воевали, защищали Украину, вернулись в тыл, а там некий военный судебный эксперт заявляет: ты воевал неправильно»
— Правильно ли я вас поняла: все судебные приговоры на основе военной экспертизы, вынесенные с июля 2015 года, незаконны и легко могут быть опротестованы в ЕСПЧ?
— Абсолютно правильно. То есть люди воевали против российских оккупационных войск, защищали Украину на линии фронта, вернулись в тыл, а там некий военный судебный эксперт, с нарушением закона получивший квалификацию, заявляет: нет, товарищ, ты воевал неправильно.
Военные прокуроры старой школы возмущены: кто дает эти экспертные заключения? На каком основании? Я много читал и анализировал заключения военной экспертизы, у меня уши краснели: это не экспертиза, а аматорство! Не хочу, чтобы завтра моих товарищей, с которыми мы были в зоне АТО, осудили на основании этих липовых экспертиз. Люди воевали, родину защищали...
— ...а некоторые мародерили или отсиживались в прифронтовых гостиницах, чтобы после получить статус участника боевых действий.
— Военная экспертиза назначается не в делах о мародерстве, а исключительно в отношении действий командного состава в той или иной обстановке. В заключении указывается, что конкретно нарушил военнослужащий, например, при обороне воинской части или при проведении операции в Иловайске или Дебальцево. Эксперт рассматривает конкретные боевые события в зоне АТО.
— Разве суд целиком и полностью опирается на экспертизу? Мне казалось, это лишь формальность.
— Извините, заключение военной экспертизы — одно из многих доказательств, которое рассматривает суд! Доказательство, которое (в совокупности с другой доказательной базой) учитывается при вынесении приговора. А заключение выносят нелегитимные эксперты, незаконно с грубым нарушением процедуры получившие квалификацию.
— Если все настолько очевидно, почему Минюст допустил такую юридическую ошибку?
— Потому что это либо некомпетентность или злой умысел. Третьего не дано. Квалификацию военных экспертов присваивает комиссия, в которой нет ни одного человека с пятилетним стажем работы, как того требует закон. Минюст должен был предварительно инициировать изменения в законодательство, но почему-то этого не сделал.
— Ну техническая ошибка, бывает, чего вы занимаетесь юридической казуистикой?
— Вы ЕСПЧ объясните про «техническую ошибку». Впрочем, допускаю, что Минюст сознательно допустил такую ошибку. Представьте, как легко можно надавить на такого военного эксперта, пригрозить ему аннулированием лицензии? Ручное управление по-прежнему очень выгодно власти.
Что касается претензии про «юридическую казуистику»... Не дай бог вам попасть в суд с такими военными экспертами — тут же станете буквоедом. Потому что процедуру надо соблюдать от сих и до сих. Всем соблюдать, а не ставить целесообразность выше закона.
«Генерала Назарова незаконно назначили руководить оперативным штабом АТО, все его приказы изначально были нелегитимными»
— Приведите пример судебного приговора, основанного на военной экспертизе, который теперь легко оспорить в ЕСПЧ.
— Например, кейс генерал-майора Назарова, уже лишенного звания и приговоренного судом. Военная экспертиза признала, что именно по его вине погибли 49 человек в Луганском аэропорту. Не буду влезать в это дело, анализировать показания свидетелей и так далее. Есть главный вопрос: как военная экспертиза могла признать Назарова легитимным должностным лицом, которое имело право руководить оперативным штабом АТО?
Эти эксперты законодательство о проведении АТО видели? Статью 12 Закона «О борьбе с терроризмом» про «Управління антитерористичною операцією» они читали, где указано, что оперативный штаб АТО возглавляет по состоянию на 2014 год исключительно руководитель антитеррористического центра при СБУ или начальник регионального органа СБУ?
— Объясните понятным для рядового гражданина языком.
— Просто эксперты по каким-то неизвестным мне соображениям умышленно не указали в своем заключении, что первый заместитель начальника антитеррористического центра при СБУ, на тот момент Виктор Муженко, превысил свои полномочия, назначив своим приказом начальником оперативного штаба АТО на Донбассе Назарова, и не дали его действиям оценку.
Новоиспеченные судебные военные эксперты буквально не знают законодательной базы. В случае с Назаровым вначале надо было проверить, законно ли его 21 мая 2014 года назначили руководителем оперативного штаба АТО? Имел ли он в принципе право занимать эту должность? Отвечаю: незаконно, права не имел, а значит, все его приказы о проведении операции в зоне АТО изначально были нелегитимными. И теперь любой боец имеет право спросить: а на основании чего я оказался там-то и там-то, если приказ отдавал нелегитимный руководитель?
К слову, адвокаты Назарова частично описали это в апелляции, указав, что ни о какой «служебной халатности» в его случае и речи нет, потому что изначально его назначение было незаконным. Но Назарову вынесли приговор на основании нелегитимной военной экспертизы. Теперь ему прямая дорога в ЕСПЧ. И он выиграет дело, не сомневайтесь.
— На четвертый год войны в Украине впервые был осужден высокопоставленный военный чиновник, из-за которого погибли 49 человек, а вы называете решение суда нелегитимным.

— Виновность Назарова определяет исключительно суд. Но я другое пытаюсь вам объяснить: у нас четвертый год реальная война, а в стране по-прежнему действуют законы, разработанные для мирного времени. И суды выносят вердикты на основе законодательства мирного времени! Ну если законы не отвечают реальному положению дел в стране — их надо менять. А у нас парламент закрывает на это глаза.
Приведу красноречивый пример: несколько лет назад в Германии начались массовые беспорядки, полиция не справлялась с обязанностями. Как и у нас, в Германии тоже запрещено задействовать армию внутри страны. Но что сделал бундестаг? Срочно собрался и изменил — внимание! — конституцию, разрешив использование армии для наведения порядка внутри государства.
Немецкие политики собрались и взяли ответственность на себя. А у нас каждый подставляет каждого. На сегодняшний день в Конституции Украины четко написано: армия предназначена для защиты от внешнего врага. А у нас официально, на законодательном уровне, нет ни врага, ни агрессора, а армию нельзя задействовать в АТО.
— Секундочку, 5 июня 2014 года Верховная Рада разрешила армии действовать внутри страны.
— Правильно. Но! Изменения в закон внесли, разрешив участие армии в АТО, а Конституцию не изменили! А ведь в основном законе государства четко написано, что нельзя принимать законы, противоречащие Конституции.
Мы или живем по закону, или нет. Другого не дано. А представьте, сменится власть и тут же начнет командиров частей, министров обороны, начальников Генштаба привлекать к уголовной ответственности. Почему? Потому что они нарушили Конституцию и незаконно использовали армию во время АТО.
Украинское общество убеждено, что именно из-за вины руководства АТО случились иловайская трагедия и другие наши поражения в период 2014-2015 годов. Но мало кто обращает внимание на принципиально важную вещь: руководство государства и парламент официально в юридической плоскости не заявили о российской агрессии против Украины. И как тогда можно обвинять генералов и офицеров за эти поражения, если они не имели настоящих полномочий для отражения нападения внешнего врага? Не имели потому, что на силы АТО по законодательству не возложена обязанность отражать внешнюю агрессию.
В Законе «О борьбе с терроризмом» четко сказано: «Цей закон з метою захисту особи, держави і суспільства від тероризму, виявлення та усунення причин і умов, які його породжують, визначає правові та організаційні основи боротьби з цим небезпечним явищем, повноваження і обов’язки органів виконавчої влади, об’єднань громадян і організацій, посадових осіб та окремих громадян у цій сфері, порядок координації їх діяльності, гарантії правового і соціального захисту громадян у зв’язку із участю у боротьбі з тероризмом».
И за эти полномочия руководство АТО выходить не имеет права. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Назвали АТО? Получили такой результат, увы.
— Нынешнее руководство страны это понимает?
— К сожалению народные депутаты ни законы, ни законопроекты, ни правки не читают. Подавляющее число наших парламентариев занимаются не законотворчеством, а договорняками. Так что не только судебные приговоры последних лет, но и законы, указы, постановления — почти все может быть подвергнуто сомнению ровно потому, что значительная часть политиков и чиновников в Украине абсолютно некомпетентны в вопросах безопасности государства.
— Как исправить ситуацию?
— В случае с военной экспертизой — немедленно внести изменения в Закон «О судебной экспертизе». Но все равно в этом случае все заключения военных экспертиз, которые были сделаны до вступления в силу новых изменений, будут недействительны. Так как в этом случае закон не имеет обратной силы, поскольку ухудшает права обвиняемых.

Экс-глава Национальной полиции Украины Хатия ДЕКАНОИДЗЕ: «Согласно статистике за коррупцию в Украине около 10 человек сидит»
Экс-народный депутат Украины, бывший заместитель мэра Киева Виталий ЖУРАВСКИЙ: «Черновецкий не придурок — придурки те, кто так думают!»
Израильский бизнесмен Максим ФРЕЙДЗОН: «Взятки Путин брал не лично, а через Миллера — Владимир Владимирович цифру на бумажке писал»
Известный украинский блогер и телеведущий Алексей МОЧАНОВ: «Боевые действия на Донбассе могут закончиться в этом году. Потом будет два с половиной года с привлечением «голубых касок»
Устал не только караул
Бывший сотрудник военной прокуратуры, экс-первый заместитель главы Луганской СБУ полковник Олег ЖИВОТОВ: «Сменится власть, и министров обороны, начальников Генштаба привлекут к уголовной ответственности за незаконное использование армии в АТО»
Россия беснуется, Украина гордится: что показал военный парад-2017
Письмо Витольда Фокина
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги