Совок наступает: от Нели Штепы до судьи Овчаренко
Обретя независимость 26 лет назад, ментально Украина так и не покинула совковую реальность
А вы заметили, как от новостных лент в последнее время потянуло совковым тленом? Информпространство просто пучит от персонажей хитрых, глупых и невероятно безвкусных. Как будто в каком-то секретном месте открыли потаенную дверцу — и в наш 2017 год потянулись дяденьки и тетеньки из самых жлобских закутков советского прошлого.
То журналисты сообщают про дивный случай с задержанием в кабинете антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого двух судей Кировского райсуда Днепра. Одна из них, г-жа Овчаренко, перед тем как нести взятку в 50 тысяч долларов, и в церковь сходила, и к персональной ворожее. А вручая прокурору пакет с первым взяточным «траншем», задушевно молвила: «Ну мы же с вами нормальные люди!».
То из зала суда Харькова отпускают под домашний арест знаменитого экс-мэра Славянска Нелю Штепу. Мадам сперва обещает разукрасить повешенный на нее электронный браслет слежения «стразиками», чтобы он был на часики похож. А затем в обнимку с украинским флагом исполняет Гимн Украины.
Чувствуя прилив тошноты, читаешь новости дальше — и натыкаешься на приписываемую Олегу Барне фразу: «Умереть за президента и страну — это честь для всех простых украинцев!». Причем доподлинно неизвестно, действительно ли нардеп от БПП говорил нечто подобное. Но вспоминая «танго» с Арсением Яценюком, протараненный на площади Победы трамвай и многочисленные идиотские перлы — как-то сразу веришь. Барна — он и не такое мог ляпнуть...
Вот откуда они все берутся? И вроде же 2017 год на дворе: безвиз, биткоины, электрокары, Илон Маск, международные джаз-фесты в Днепре и Львове. Но выходишь на улицу (в интернет) — и тут оно все будто и не уходило: треники с лампасами, шоколадки для медсестричек, птичье молоко для врачей; шубы, надеваемые в мае; партийные разборки и профсоюзные накачки; семечки в пакетике и прически в стиле «бой-баба из горкома комсомола». И — клятвы в верности, и готовность порвать всякого, кто не идет со всеми в одном ликующем строю.
Ну хорошо, отчасти всю эту полову можно объяснить рецидивами ностальгии. Дескать, в годы нашей молодости и вода была мокрее, и Газманов голосистее, и «Роксолана» по телеку — красивее. Вот и ходят 40-50-летние люди на всякие там «Дискотеки 80-х», ширпотребные футболки с ненашенскими надписями Gucci и Benetton заставляют увлажняться глаза, а Микеле Плачидо по сей день считают эталоном мужской красоты.
Но в одной ли ностальгии дело? Боюсь, что нет. Просто, обретя независимость 26 лет назад, ментально Украина так и не покинула совковую реальность. Ту самую, о которой писатель Андрей Синявский на суде сказал: «У меня расхождения с советской властью — чисто стилистические».
Подкупить Господа Бога в лице его наместника, дабы не дошло до Страшного cуда, — это очень по-советски
Хочется добавить: и с людьми, взращенными этой властью, тоже. Олег Барна может зло отзываться об СССР, но стилистически он — абсолютно советский человек, который, приезжая по партийной линии на международные форумы, обрушивает на образованных коллег бездну своего мировоззрения. Или Неля Штепа: почти уверен, что она с восторгом слушала Ирину Аллегрову с Аленой Апиной, и стилистически она родом — из их песен, с кабацким надрывом, разухабистым кичем «брюлики на спортивные штаны», и этим истошным: «Ай, девочки, давайте пить, гулять и говорить про наше, бабье!».
Ну а судья Овчаренко — та вся родом из советской судейско-бандитской традиции, где прокурорская дочь и пацан-жиган — герои одного песенного сюжета; где убиенных и несправедливо осужденных принято замаливать именными колоколами для соборов и автомобилями для «своих» батюшек. Подкупить Господа Бога в лице его наместника, дабы рассмотрение дела не дошло до Страшного cуда, — это, друзья мои, очень по-советски...
Нам же еще предстоит выдавить из себя все эти «Старые песни о главном»
И этим духом пронизаны все слои общества снизу доверху. Отсюда и премьер, обожающий общаться с соотечественниками не выходя из амплуа «Обаятельный директор-хозяйственник», и генпрокурор, приглашающий на свадьбу сына весь руководящий государством иконостас, и депутаты, заставляющие дорогими авто все пространство подле Верховной Рады. И простые граждане, на словах поругивающие руководящую братию, а на деле — часто готовые занять их места.
Все, разумеется, познается в сравнении, и, скажем, по сравнению с Запоребриком у нас — форменная Эстония; там уже сверхуспешно скрестили Аллегрову с толстым попом на «Гелендвагене» и автоматом Калашникова, причем явно не намерены на этом останавливаться. Но нам-то что с того, если мы движемся в Европу? Как говорил классик: «Нам своє робить» — и желательно не отвлекаясь при этом на миросознание, которым весь мир уже переболел и пошел дальше.
Нам же еще предстоит выдавить из себя все эти «Старые песни о главном». Во-первых, потому что старые. Во-вторых, потому что не это для нас — Главное. Ну а в-третьих — просто потому, что там, по ту сторону безвиза, — мир куда лучше и интереснее мира Нели Штепы. Вот только как разъяснить это ее единомышленникам?