Киевский предприниматель Дмитрий БАРБАРЧУК: «Идея ChePeer родилась из личного опыта. Оказалось, что нет инструментов для удаленной покупки вещей в Европе — это всегда головная боль»
Предприниматель Дмитрий Барбарчук родился и вырос в Киеве. Получил три высших образования — в области финансов, государственного управления и юриспруденции. Первым местом его работы была должность курьера в представительстве голландского туристического оператора в Украине. Позднее он сам занимался развитием бизнеса в области туризма, недвижимости, фармацевтики, консалтинговых услуг. Несколько лет своей жизни посвятил государственной службе, а затем снова вернулся к предпринимательству. И на этот раз выбрал для развития сферу информационных технологий.
Его стартап ChePeer оформился как идея в 2017 году. Это интернет-платформа, которая поможет украинцам совершать покупки в брендовых магазинах Европы. Как отметил Барбарчук в интервью интернет-изданию «ГОРДОН», в перспективе ChePeer может привлечь потребителей всего мира, поскольку позволит им экономить на покупке качественных дизайнерских вещей. Более того, используя это приложение, украинские дизайнеры смогут продвигать свои коллекции на зарубежных рынках.
Сейчас над стартапом трудится группа украинских IT-специалистов, которые разрабатывали успешные решения для интернет-бизнеса в США, Европе и Азии. Запуск проекта состоится в конце 2019 года, чтобы уже после Нового года украинцы могли воспользоваться преимуществом сезона распродаж в Европе.
«Есть множество талантливых украинских дизайнеров, которым просто не хватает знаний, денег и ресурсов, чтобы выводить свои бренды на европейские рынки. Мы готовы предложить и им эффективное решение»
— Вы долгое время развивали традиционный бизнес, почему сейчас переключились на IT-технологии?
— Современный мир стремительно меняется и трансформирует рынки труда. По всему миру мы наблюдаем примеры активного развития моделей сотрудничества обычных людей — микропредпринимателей. Примеров множество: Uber, Airbnb, Glovo, из украинских — Kabanchik. Я верю в потенциал взаимовыгодного сотрудничества людей при решенной проблеме доверия. Так родилась идея ChePeer — цифровая платформа для покупки брендовых (и не только) вещей из-за границы в магазинах, бутиках и аутлетах традиционного ритейла. Наш сервис — это своего рода Instagram для шопинга за границей. С его помощью пользователи могут экономить, в том числе за счет скидок и распродаж.
— Кажется, это очень узкий сегмент. Объективно население Украины бедное, и за последние годы доходы сильно упали...
— Чем сложнее зарабатывать деньги, тем рациональнее люди принимают решение о покупках. Не секрет, что брендовые вещи более практичные и долговечные в эксплуатации. Множество людей хотят выглядеть модно и стильно, правда, это не всем по карману. Проблема шопинга в Украине в том, что вещи, которые продаются у нас, минимум на 30-55 процентов дороже, чем такой же ассортимент в Европе. В периоды распродаж разница в цене и вовсе может достигать 70-80 процентов. К тому же остается риск купить подделку.
Культура скидок в Европе более развита. Бренды и компании дорожат своей репутацией и лояльностью клиентов, а степень ответственности бизнеса значительно выше. Но есть проблема. Чтобы воспользоваться преимуществами сезона распродаж в Европе, необходимо физически там присутствовать, а это деньги и время, которых не всегда хватает современному человеку.
Сегодня передовиком электронной коммерции в мире является Китай. При этом в периоды скидок в Европе можно видеть, как перед магазинами известных брендов выстраиваются очереди из китайцев. Как думаете, в чем причина? Из-за того, что Китай считается родиной подделок, у китайцев сформировалось гипертрофированное отношение к оригинальным, фирменным вещам. Обладание брендовой вещью, купленной за границей, подчеркивает высокий статус ее владельца и дает уверенность в том, что эта вещь оригинальна.
Китайские байеры (шопинг-агенты) зарабатывают на доставке luxury вещей до 50 тысяч долларов в месяц. А люди, которые заказывают друзьям-путешественникам вещи из Европы, экономят не менее 55 процентов стоимости. Это движение достигло таких масштабов, что некоторые модные дома с 2017 года ввели негласное правило: в одни китайские руки продавать не более двух-трех единиц изделий.
— Вы изучали проблемы шопинга намеренно или вам кто-то подсказал перспективную тему для разработки?
— Идея ChePeer родилась из личного опыта. Моя супруга 14 лет работает стилистом (в том числе главным) ряда крупных украинских телеканалов. Мне представилась уникальная возможность наблюдать, как они решают проблему удаленной покупки вещей в Европе. Оказалось, что совершенно нет инструментов для решения этой задачи. И это всегда головная боль.
Точнее, варианты есть, но они далеки от эффективности, надежности и удобства как для покупателей, так и для профессиональных продавцов. Например, весьма популярна покупка вещей через социальные сети. Байеры размещают там свои предложения, их подписчики оценивают анонсы и делают заказ понравившейся вещи. Это рискованно, потому что такие продавцы работают в серой зоне и принимают 100процентную предоплату. Доверие — наибольшая проблема для участников такой сделки. Сложно быть ответственным за крупную сумму денег и сложно доверять незнакомому человеку большую сумму.
Предпринимателям, в свою очередь, сложно масштабировать свой бизнес, если проблема доверия к ним покупателей не решена. К тому же Instagram периодически блокирует учетные записи байеров, и, потеряв драгоценный контент, а главное — свою лояльную аудиторию покупателей, им приходится начинать все заново.
Мы провели глубокий анализ проблем, с которыми сталкиваются люди в процессе совершения покупок из-за рубежа, изучили существующие на рынке решения. Это и послужило фундаментом для развития идеи. Бизнес-модель ChePeer такова: любой, кто живет или находится в Европе, а впоследствии — во всем мире, увидев привлекательный товар, в том числе на распродаже, может в три клика создать карточку товара в приложении. Когда сделка состоится, комиссионное вознаграждение автору составит три-пять процентов от стоимости вещи. Процент вознаграждения зависит от размера скидки на вещь: чем выше скидка, тем больше вознаграждение.
Таким образом, мы охватываем огромную аудиторию людей во всем мире и создаем для них возможность совершать выгодные покупки и зарабатывать, помогая другим экономить без риска для всех заинтересованных сторон. Для Instagram-байеров процесс публикации своих предложений в ChePeer еще проще. Достаточно зарегистрироваться на платформе под своей учетной записью в Instagram, а при создании публикации всего лишь добавить хештег #chepeer, и товар автоматически будет опубликован в приложении и доступен для заказа всей нашей аудитории.
Сначала мы планируем обеспечивать логистику ресурсами наших представителей и авторизованных партнеров на местах. Создать контент может любой желающий, а исполнить заказ — либо сотрудники ChePeer, либо профессиональные байеры после несложной процедуры идентификации. При запуске нашей платформы планируем охватить все крупные шопинг-центры Европы — Лондон, Париж, Рим, Милан, Барселону, Берлин и Франкфурт.
На этапе проверки ключевых гипотез я поездил по Европе и пообщался с продавцами и консультантами брендовых магазинов и аутлетов. И знаете, что выяснил? Там работает огромное количество русскоязычного персонала. Они готовы создавать полезный контент для пользователей ChePeer. Ведь они будут одинаково хороши и для своего работодателя (потому что приведут новых покупателей), и для себя. Ведь они получат дополнительный источник дохода, который в перспективе может стать основным.
Для магазинов традиционного ритейла это также замечательная возможность выйти к онлайн-покупателям со всего мира. Публикация предложений в ChePeer всегда будет бесплатной. В то время как существующие fashion-маркетплейсы, как Farfetch, например, взимают ориентировочно 25 процентов сверх цены магазина-продавца.
Мы не создаем панацею. Мы просто понимаем нашу аудиторию и проблемы, с которыми она сталкивается. Потому что мы сами являемся частью этой аудитории. Главная идея в том, что мы не конкурируем, а сотрудничаем на основе обоюдной выгоды, вовлекая в этот процесс разные целевые группы.
Например, есть множество талантливых украинских дизайнеров, которым просто не хватает знаний, денег и ресурсов, чтобы выводить свои бренды на европейские рынки. Мы готовы предложить и им эффективное решение: создавайте цифровые карточки товаров в ChePeer, и аудитория из Европы получит возможность покупать ваши вещи.
В сущности, мы строим решение, которое позволит онлайн-покупателям расширить спектр своих возможностей и покупать еще и в оффлайне, но с использованием интернета. Мы начинаем с Fashion-индустрии, но в дальнейшем это может быть все, что угодно, например, персональная электроника.
— Платье или костюм должны хорошо на тебе сидеть, а если не подойдет?
— Еще в 2009 году мысль о том, что вещи можно покупать через интернет, была утопией. Прошло 10 лет. Сегодня одежда, обувь и аксессуары — самая большая категория покупок в интернете. Далее идут персональная электроника и бытовая техника, игрушки и товары для хобби. По статистике, возврат вещей (не понравилось или не подошло по размеру) — это около пяти-шести процентов случаев. Байеры, работающие через Instagram, вовсе не предлагают опцию возврата. Не подошло — сам думай, кому перепродать. В нашей же системе пользователи смогут выставить вещь на перепродажу и, поскольку история покупки сохраняется, подтвердить ее подлинность и свою надежность.
«Нынешние методы маркетинга и продвижения устарели. Бизнес может быть успешен, когда он слышит клиентов и решает их проблемы, а не свои»
— Ваш продукт похож на еще одну социальную сеть, а они, признаться, уже всем порядком надоели.
— В цивилизованном мире действительно растет недовольство существующими соцсетями. Они не только источник утечки персональных данных пользователей, но еще и мошеннического паразитирования на ценнейших ресурсах человека — времени и внимании — без малейших попыток дать что-либо взамен. Все социальные сети сегодня борются за объем внимания пользователей.
— У них так много рекламы, что пользователи уже не замечают ее. О каком внимании речь? Рекламодатели зря тратят свои деньги.
— Верно. Например, Instagram только за три квартала 2018 года получил 7,8 миллиарда долларов доходов от рекламы. Платный контент соцсети составляет 25 процентов, делая ее чрезвычайно токсичной для пользователей. Я убежден, что нынешние методы маркетинга и продвижения устарели. Бизнес может быть успешен, когда он слышит клиентов и решает их проблемы, а не свои.
По моему мнению, реклама априори не может быть эффективной, если она навязана. Ведь вместо лояльности и внимания аудитории заказчик получает раздраженность и безразличие. Люди учатся ограждать себя от бесконечного потока информационного мусора. Поэтому так популярны блокировщики рекламы.
Существующие модели краудсорсинговых платформ, таких, как Uber и Airbnb, нацелены на узурпацию персональных данных пользователей и монетизацию созданной ими добавленной стоимости. Текущая рыночная капитализация Airbnb 35 миллиардов долларов, а им не принадлежит ни одна гостиница или дом. Капитализация Uber — 73 миллиарда долларов, а им не принадлежит ни один автомобиль. Основа их стоимости — ценность, создаваемая их пользователями. Судьба таких платформ — забвение. Стоит только появиться экономике сотрудничества нового поколения, в которой персональные данные будут принадлежать пользователям, а добавленная ценность будет справедливо распределяться между платформой и ее участниками.
В ChePeer пользователь получит арсенал фильтров, настроек личных предпочтений, уведомлений и будет видеть только то, что интересует его, и тех, на кого он подписан. У нас другие принципы — мы не назойливы, не навязчивы и полезны только тогда, когда вам это необходимо.
— Все равно вы очень рискуете, вкладывая столько сил и средств в разработку приложения.
— Сегодняшние вызовы предполагают наличие у предпринимателей таких качеств, как мобильность, восприимчивость к внешней среде и способность гибко взаимодействовать с ней. Предприниматели действуют в условиях абсолютной внешней неопределенности, поэтому для создания успешного бизнеса важно понимать: не нужно излишне влюбляться в свои идеи и создавать продукты в закрытом режиме. В таком случае риск создания решения, которым не будут пользоваться, слишком велик. Оттого 95 процентов всех стартапов погибают. Разработка продуктов и сервисов с наилучшим способом решения проблемы для твоих клиентов должна основываться на активном взаимодействии с ними, постоянном обучении и развитии.
Однако клиентоориентированность в создании и развитии продуктов — это еще не все. Чем бы ты ни занимался, твой основной капитал — команда. Я убежден, что эффективный руководитель в числе главного должен быть трендсеттером культуры стартапа и впоследствии компании, создавать благоприятную атмосферу и питательную среду, в которой культивируется вовлеченность, инновации и много фана. Иначе гениальные продукты не рождаются.
— Сколько человек задействовано в реализации вашего стартапа?
— В нашей команде сегодня работает 10 человек, включая меня. И все очень крутые ребята. Этим составом мы работаем последние пять месяцев и сейчас находимся на стадии активной разработки нашего продукта.
Несмотря на то что идея родилась еще в 2017 году, я медлил с началом разработки, потому как уверен: классные продукты должна создавать крутая команда. Долгое время я вел поиск не просто компетентных и опытных ребят, а людей с горящими глазами и неатрофированной способностью вдохновляться идеей. Это в наше время порой ценнее опыта. Мое терпение было вознаграждено.
— Где нашли?
— В Украине. Недаром за нашими специалистами охотится весь цивилизованный мир. Члены нашей команды работали и работают не только на локальном украинском рынке. Они развивают стартапы и интернет-бизнесы в Европе, США, Азии, прекрасно ориентируются в электронной коммерции и ключевых трендах в масштабах мира.
— Когда репрезентируете свой сервис?
— В конце 2019 года. Мы стремимся, чтобы украинцы получили возможность воспользоваться новогодними скидками в Европе, которые стартуют с 5 января.
— Но у нас в это время все отходят после Нового года.
— Поверьте, опытные охотники заранее готовятся к этому сезону.
— В ваших планах только работа в Украине и Европе?
— На этапе запуска и становления мы планируем сфокусироваться на рынке Украины. Отточить стратегии продвижения, взаимодействуя с клиентами, развить сервис до максимально эффективного и дружественного для них уровня. А в дальнейшем, конечно же, собираемся масштабироваться.
«Нам необходимо культивировать способность граждан критически мыслить, давать трезвую оценку происходящим процессам и иметь собственную точку зрения»
— Вы не один раз оставляли коммерческую деятельность, чтобы поработать чиновником. Что вам принес опыт государственной службы?
— Предпринимательство — отличная школа жизни. Ведь современные предприниматели создают сервисы и продукты в условиях внешней неопределенности, ограниченных ресурсов и времени, берут на себя риск и ответственность за ежедневные решения перед собой и командой. Большую часть своего профессионального пути я занимался развитием бизнеса: туристические агентства, фармацевтика, коммерческая недвижимость, консалтинг. Я всегда был решительным, легко принимал решения и был готов нести за них ответственность.
Пройдя достаточно большой путь в качестве предпринимателя, ощутил в себе стремление попробовать что-то принципиально новое, принести пользу стране и людям на качественно ином уровне. И сделать это с помощью приобретенных знаний и опыта. Так я занялся общественно-политической деятельностью. Вскоре меня пригласили на работу в Министерство экологии Украины руководителем одного из структурных подразделений. Моей главной целью было внести свой вклад в изменение неэффективной, громоздкой и крайне инертной системы государственного управления. Тогда мне казалось, что лучший способ — сделать это изнутри, объединив усилия единомышленников.
Увиденное в ведомстве меня разочаровало. Я уволился и пообещал себе не входить в эту реку дважды. Заиндевелые руководители, раздутые штаты, высокие затраты на содержание бюрократической машины при ее колоссальной неэффективности. И это я не говорю о двух самых больших проблемах — коррупции и круговой поруке. Я не смог объяснить себе, ради чего я трачу свой наиболее ценный и невосполнимый жизненный ресурс — время.
В 2014 году мне снова предложили взять на себя ответственность и не словом, а делом менять страну к лучшему. Тогда в свете известных событий все воспринималось иначе. Несмотря на негативный опыт, я решил попробовать еще раз. Искренне верил, что если не забота о людях, то хотя бы страх перед ними заставит политиков и госуправленцев заняться реальными делами. Я начал работать в Администрации президента в переходный период.
Когда пришла новая команда, нам красноречивым молчанием и отсутствием какого-либо взаимодействия с руководством дали понять, что засиживаться не стоит. Нам были не рады. В тот момент мой бывший коллега пригласил меня на работу в Государственную архитектурно-строительную инспекцию Украины. Последующие полтора года стали изнурительной борьбой с ветряными мельницами.
— Система выдавила чужаков?
— Именно. Система всегда борется за сохранение себя. Особенно когда она построена на круговой поруке и коррупции. Распространенная модель управления в госаппарате такова: высшее руководство привыкло концентрировать власть в своих руках и принимать ключевые решения в закрытом режиме и единолично. Это одна из причин неэффективности. Ведь пропускная способность в процессе принятия таких решений не позволяет охватить весь масштаб и глубину существующих вызовов. Не говоря уже о качестве принимаемых решений.
Чтобы победить этого дракона, начинать нужно с себя. А потом заражать окружающих вирусом вовлеченности, добропорядочности, личной ответственности и самоорганизации. Вызов, который сейчас стоит перед нашим обществом, заключается не только в том, чтобы отдать свой голос на выборах раз в пять лет, — это самообман и неосознанное стремление снять с себя ответственность. Мол, я свой гражданский долг выполнил, а дальше хоть трава не расти.
Нам необходимо культивировать способность граждан критически мыслить, давать трезвую оценку происходящим процессам и иметь собственную точку зрения. Основная работа как раз в интервалах между выборами: нужно строить гражданские институты и развивать коммуникации, которые способны эффективно взаимодействовать с госаппаратом, влиять на принимаемые властью решения. Иначе не будет ничего. Олигархи и местный истеблишмент за нас нашу работу не сделают.
— Чем вам запомнилась работа в аппарате Верховной Рады?
— Когда меня пригласили перейти на работу в аппарат, я не колебался. Однако все пошло не по плану. Этот период оказался непредсказуемо наиболее сложным и переломным в моей жизни. Я эмоционально выгорел за два предшествующих года. Фактически с первых дней работы я серьезно заболел. У меня стремительно развивалось аутоиммунное заболевание. Лучшие врачи Украины и Европы разводили руками, не могли установить его причину, а существующие протоколы лечения не только не помогали, но и усугубляли мое состояние. Недуг поражал сосуды, кожу и суставы.
Неизвестность меня убивала не меньше болезни. Я пережил глубокую депрессию, потерял веру в лучший исход. На втором году болезни едва не лишился ног. Их чудом спасли австрийские врачи. Пока в какой-то момент не пришло осознание, что бесполезно делегировать ответственность за свою жизнь и здоровье другим людям. Принятие ситуации послужило для меня точкой опоры и силы. Я безгранично благодарен семье, и в первую очередь жене, за терпение и поддержку.
В процессе переосмысления пришло понимание, а за ним последовало и вдохновение. Работа должна дарить не только радость и удовлетворение, но и приносить пользу множеству людей, создавая новые возможности и смыслы.