И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Игорь БИГУН, Владимир БИРЧАК, Олеся ИСАЮК
Специально для интернет-издания «ГОРДОН»
Интернет-издание «ГОРДОН» представляет вашему вниманию спецпроект, подготовленный при участии Центра исследований освободительного движения, Украинского института национальной памяти, Национального музея истории Украины во Второй мировой войне, Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины, Национального музея-мемориала жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого», который посвящен украинцам, прошедшим нацистские концентрационные лагеря. Одной из категорий заключенных являлось духовенство. Этой теме посвящена данная публикация.
«Почему наши от нас убегают»
Несмотря на то что тема служителей культа, оказавшихся в нацистских конц-лагерях, все еще остается малоисследованной, можно утверждать, что количество священников там было сравнительно небольшим.
Такая ситуация связана прежде всего с немецкой политикой в отношении церкви как таковой. Немцы открыто не преследовали украинские церкви разных конфессий. В начале оккупации в 1941 году некоторые из них смогли восстановить свою деятельность. Речь идет об Украинской автокефальной православной церкви, которая была полностью независимой, и Украинской автономной православной церкви, признававшей верховенство Москвы.
Подобное отношение после преследования церкви советской властью привело к тому, что украинское духовенство в ранний период нацистской оккупации лояльно относилось к власти, по крайней мере, декларативно. Однако были и такие священники, которые чуть ли не с первых дней оккупации открыто выступали против немецкой репрессивной политики, в частности, против преследования евреев. Среди них был отец Емельян Ковч.
Греко-католический священник Емельян Ковч (1884-1944) всю свою жизнь посвятил помощи ближнему. В качестве капеллана Украинской Галицкой армии находился с военными на передовой, чтобы поддержать их морально и физически.
В приходах, где он служил, сразу брался за организацию общественной и культурной жизни верующих. Даже в советские времена организовывал паломничества и евхаристические праздники. Был активным в общественно-политической жизни, за что его неоднократно преследовали польские, советские и нацистские власти.
Во время одного из своих заключений Ковч написал книгу «Почему наши от нас убегают». Поляки в полицейских отчетах охарактеризовали его как «особо опасного государственного преступника — украинского националиста» И действительно, отец Емельян был членом ОУН, в частности, находясь в приходе в Перемышлянах, возглавлял районную реферантуру пропаганды организации. Но это не помешало ему поддерживать самих поляков, когда в 1939-м пришла советская власть и их начали преследовать.
Отец Емельян был первым, кто бросался помогать нуждающимся. С продуктами, с деньгами или просто с добрым словом он наведывался в семьи польских офицеров, которых отправили в Сибирь. Их жены спрашивали у священника: «Как ты можешь нам помогать, если мой муж еще недавно проводил в твоем доме обыски?» В ответ отец Емельян лишь улыбался и говорил, что это его обязанность. Через два года оккупант изменился. Теперь под репрессии попали евреи. И Ковч опять пришел к тем, кто нуждался в помощи.
В сентябре 1941 года группа немецких эсэсовцев закрыла синагогу города Перемышляны, наполненную людьми, которые пришли молиться. Внутрь бросили зажигательные бомбы. Начался пожар. Люди попали в смертельную ловушку. Бывший житель Перемышлян Леопольд Кляйман-Козловский так описал эти события: «Римско-католический ксендз и группа людей из Перемышлян прибежали к отцу Ковчу с просьбой, чтобы тот помог спасти синагогу. Ковч, который в совершенстве знал немецкий язык, крикнул солдатам, чтобы пустили его в синагогу. Последние онемели от удивления, но пустили его. А отец бросился выносить людей из горящего здания. Среди прочих, кого спас отец Ковч, был раввин Белз Аарон Рокеах, который тогда находился в Перемышлянах»
Емельян Ковч был способен не только на внезапный геройский поступок, но и на длительную опасную работу. Когда в Перемышлянах организовали гетто, отец Емельян неоднократно, рискуя жизнью, пробирался туда, чтобы помочь евреям. Он приносил с собой еду, медикаменты, чистое белье и другие необходимые вещи, чтобы хоть как-то помочь людям в их беде.
Еще одним способом спасения евреев от неминуемой гибели было изготовление так называемых арийских документов (метрические выписки из церковных книг о крещении), которые могли сохранить жизнь. В частности, благодаря таким справкам от отца Ковча удалось выжить во время Холокоста Рубину и Итке Пизем (Карчаг).
Ковч считал, что именно среди обреченных на смерть лучше всего выполнит свою миссию
За такую деятельность Ковча в начале января 1943-го арестовала немецкая служба безопасности (SD) и посадила во львовскую тюрьму на Лонцкого. Семья, знакомые и митрополит греко-католической церкви Андрей Шептицкий делали все возможное для его освобождения из-за решетки. Нацисты поставили единственное условие: украинский священник должен письменно обязаться ничем не помогать евреям.
Отец Емельян ответил отказом. «Послушайте меня, господин Ставицкий, — сказал он тогда офицеру SD. — Вы офицер полиции. Ваша обязанность — разыскивать преступников. Пожалуйста, отдайте Божьи дела в Божьи руки» Офицер, возмущенный дерзким ответом священника, приказал вернуть его в тюрьму. Там его долго пытали, а затем отправили в концлагерь Майданек. Но даже пребывание на «фабрике смерти» не сломило священника. В одном из писем он попросил родных оставить попытки добиться его освобождения: «Я понимаю, что вы стараетесь освободить меня. Но я прошу вас ничего не делать. Вчера здесь они расстреляли 50 человек. Если меня не будет здесь, кто поможет им перейти в другой мир? Они уйдут навеки со своими грехами в глубоком отчаянии, которое нависает над этим адом. Но сейчас они отходят с высоко поднятыми головами, оставляя свои грехи позади себя. Они переходят мост с радостью в сердцах, и я вижу, как мир и покой утверждаются в них, когда я в последний раз разговариваю с ними»
Ковч считал, что именно среди обреченных на смерть лучше всего выполнит свою миссию: «Я благодарен Господу за его доброту ко мне... Кроме небес, это единственное место, где я бы хотел быть. Мы здесь все равны. Поляки, евреи, украинцы, русские, литовцы или эстонцы. Я здесь единственный священник. Я не могу представить, что они будут делать без меня. Здесь я могу видеть Бога — Бога, который один для всех, независимо от наших религиозных различий. Возможно, наши церкви разные, но во всех из них царит Всемогущий Господь. Когда я служу литургию, все они молятся. Они молятся на разных языках, но разве Господь не понимает всех языков? Они умирают по-разному, и я помогаю им перейти мост. Это ли не благословение? Это ли не лучшая корона, которую Господь мог положить мне на голову? Это так. Я благодарю Господа тысячи раз в день за то, что он послал меня сюда. Я не мог бы просить у Него большего. Не впадайте в отчаяние из-за меня. Радуйтесь вместе со мной. Молитесь за тех, кто создал этот лагерь и эту систему. Они больше всех нуждаются в вашей молитве... Пусть Господь смилостивится над ними»
Емельян Ковч, заключенный № 2399 в Майданеке, работал наравне со всеми другими узниками, а после тяжелого физического труда выполнял функции священника. Духовное утешение давал всем, независимо от национальности или вероисповедания.
Страшные лагерные условия окончательно сломили здоровье уже немолодого священника. Он умер в лагере смерти 25 марта 1944 года, не дожив нескольких месяцев до освобождения Майданека. Официальной причиной кончины названа сердечная недостаточность. Тело отца, как и тысяч других, сожжено в одном из крематориев лагеря.
Но память о праведнике не удалось уничтожить так легко, как его тело. Спасенные им люди напоминали другим о жизненном подвиге священника. 9 сентября 1999 года Еврейский совет Украины присвоил ему звание «Праведник Украины». А в 2001 году во время визита в Украину Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил отца Емельяна Ковча блаженным священномучеником.
Аресты и преследования не повлияли на организованное спасение евреев
В июне-августе 1942 года прокатилась волна арестов греко-католических священников в Самборе, Подгайцах, Раве-Русской, Перемышлянах, Львове. Их обвиняли в крещении евреев, чтобы скрыть их от власти, в противодействии «немецкому делу».
Аресты и преследования не повлияли на организованное митрополитом и его церковью спасение евреев. Об этой деятельности знали не только священнослужители, но и рядовые верующие. В условиях засилья тайной полиции, доносов, провалов опытных членов ОУН немецкая власть не смогла обнаружить сотен еврейских детей, женщин, мужчин, которым помогала греко-католическая церковь.
В то же время духовенство греко-католической церкви арестовывали и за непосредственное участие в украинском освободительном движении. Семен Ижик (1913-1995) родился в селе Нижнее Высоцкое Турковского уезда (Львовская область). Его жизнь была тесно связана с ОУН. Во время учебы находился в Юнацтве ОУН, за что его исключили из Львовской академической гимназии. В 1933 году, во время учебы в частной польской школе в Турке, Ижика арестовала польская полиция. За принадлежность к ОУН его приговорили к году лишения свободы.
В 1935-1939 годах учился в семинарии УГКЦ в Перемышле. В связи с началом Второй мировой войны рукоположен в сан диакона. Некоторое время учительствовал в селе Лиски на Лемковщине. Впоследствии его рукоположил епископ Григорий Лакота. Отец Ижик служил в приходах сел Лески, Дверник и Пыняны.
11 ноября 1943 года за причастность к ОУН отца Ижика арестовала СD. Священника держали в тюрьмах Дрогобыча и польских городов Устрики-Долишни, Сянок, Тарнов и Краков. Впоследствии он прошел целый ряд концентрационных лагерей: Гросс-Розен, Бухенвальд и Дора-Миттельбау.
В концлагерях неизбежными испытаниями для узника были холод, голод и издевательства со стороны тех, кто занимал административные должности. Отец Ижик в своих воспоминаниях описывает один из таких эпизодов: «Ужасом для нашего командо был русский капо Василий. Родом он был из Москвы. В 1941 году попал в немецкий плен, после из плена передали его в кацету. Это бывший старшина Красной Армии. Он так зверски издевался над заключенными, что его прозвали Сталиным. Василий был капо для уголовного отдела. Рассказывают, что в 1942 году он почти каждый день убивал по нескольку заключенных во время работы, чтобы у этих «законченных» (умерших) забрать «фриштиг» (второй завтрак) и самому съесть. Попасть в его команду означало готовиться в крематорий»
В лагере отец Ижик занимался священнической работой. В 1945 году его перевели в концлагерь Берген-Бельзен, откуда освободили британско-канадские войска. После войны священник организовал Лигу украинских узников немецких тюрем и концентрационных лагерей, в английской оккупационной зоне такой филиал насчитывал 700 заключенных.
В 1945-1947 годах был священником в лагере для перемещенных лиц в городе Ганновер. Впоследствии уехал в Канаду. В городе Виннипег издавал украинский католический еженедельник «Поступ» и детский журнал «Мой друг». Входил в состав Антибольшевистского блока народов. В 1968 году архиепископ Иосиф Слепой назвал его крилошанином (высший титул священника в епархии, которым дается право носить особые отметки — пелерину и нарукавники), а в 1977 году — митратом-архипресвитером (такой титул присваивается за особые заслуги, а его обладатель получает право носить митру — головной убор для богослужений в форме короны). Комитет украинской Канады отметил отца Ижика Шевченковской медалью.
Сначала священники находились в более привилегированном положении, но уже в сентябре 1941 года привилегии отменили
Под репрессии попадали и православные. Концлагерем для священников называли Дахау. Именно здесь было сконцентрировано их значительное количество. К концу 1940 года в Дахау начали свозить священников из других лагерей, к концу войны через Дахау прошло 2720 священников более 20 национальностей. Особенно много среди них было поляков, немало было немцев, чехов, французов, украинцев. Таким образом нацистская Германия проводила политику уничтожения национальных элит покоренных стран.
Сначала священники находились в более привилегированном положении — они меньше работали, их лучше кормили. Но уже в сентябре 1941 года привилегии отменили, священники стали объектом еще больших издевательств, чем над другими узниками, на них чаще проводили медицинские опыты.
Игумен Иоанн (Василий Иваняс) (1901-1964) родом из села Кошелево Хустского района (Закарпатская область), рос в крестьянской семье, в 1907-1913 годах учился в народной школе. В 1923 — поступил послушником в Свято-Николаевский мужской монастырь в селе Иза. 20 августа 1924 года пострижен в монашество.
В начале 1924 года Иваняс отправился в Сербию, где поступил в монашескую школу при монастыре Раковица. 3 декабря 1925 года епископ Новосадский-Бачский Ириней (Чирич) рукоположил Иоанна в сан иеродиакона. 21 ноября 1925-го патриарх Сербский Димитрий (Павлович) рукоположил его в иеромонахи. Вернувшись в Подкарпатскую Русь (Закарпатье), получил назначение священником в селе Нижний Быстрый. Обслуживал приходы в селах Нанково, Вонигово, Русское Поле, Лисичово, Прислоп, Воловец, Волово (ныне поселок Межигорье). Со 2 марта 1936 года находился в селе Канора в Воловецком районе.
25 мая 1941 года венгерские органы безопасности арестовали иеромонаха Иоанна по подозрению в сотрудничестве с советскими партизанами. Сначала его держали под стражей в ужгородской тюрьме, а 23 июня 1941 года перевезли в Будапешт. Затем в ноябре 1941 года этапировали в концлагерь в городе Вац (Венгрия), где 16 мая 1943-го его приговорили к 10 годам заключения по обвинению в измене венгерскому государству. С 27 октября 1944-го по 29 апреля 1945-го находился в концентрационном лагере Дахау в Германии.
Иеромонаха Иоанна освободили из заключения американские войска. По возвращении в Закарпатье он получил назначение настоятелем прихода в селах Богдан и Выдричка Раховского района. С 1951 года работал в селе Квасы того же района. Его возвели в сан игумена. Умер в 1964 году. Похоронен на сельском кладбище в селе Кошелево Хустского района.
Тома Росоха (1903-1983) родился в селе Нижний Быстрый Хустского района (Закарпатская область). Его семья участвовала в возрождении православного движения в начале ХХ века, из-за чего ее преследовали венгерские власти. Деда убил венгерский жандарм, а отца и мать приговорили на Мараморош-Сигетском процессе к двум годам заключения.
В годы Первой мировой войны Тома батрачил, а с 1918 года работал на лесоразработках в Гуменном, Драгово, Долгом, Сваляве. В 1924 году посту-пил послушником в Свято-Николаевский мужской монастырь в селе Иза. 9 июля 1927-го пострижен в монашество, 7 октября 1928-го рукоположен в иеродиакона, а 2 марта 1929 года — в сан иеромонаха.
Первый приход, где служил отец Феодосий, находился в селе Ребрин возле Михайловцев (ныне территория Словакии). С 1931 года был настоятелем прихода в селе Воловец (районный центр в Закарпатской области), в 1939-м создал подпольную группу, которая собирала информацию и передавала советским пограничникам. 24 мая 1941 года его арестовала венгерская контрразведка и перевезла в Ужгород, а в июне — в Будапешт.
С ноября 1941-го находился в концлагере в городе Вац (Венгрия), где 16 мая 1943-го его приговорили к пожизненным каторжным работам. Затем иеромонаха держали в тюрьме города Комарно (Словакия), а позже перевели в концлагерь Дахау. Освобожден американскими войсками 29 апреля 1945 года. После возвращения домой под давлением советских органов Росоха оставил монашество, женился. Работал на различных государственных должностях, в частности, директором санатория «Карпаты». Скончался в Ужгороде 14 апреля 1983 года.