В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ни дня без строчки

Поэт-песенник Александр ШАГАНОВ: "У Жени Белоусова был такой же диагноз, как у Андрея Миронова, - аневризма головного мозга"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 20 Июня, 2006 00:00
В последнее время только ленивый не высмеивал слова эстрадных песен, не бросал камень в их авторов.
Людмила ГРАБЕНКО
В последнее время только ленивый не высмеивал слова эстрадных песен, не бросал камень в их авторов. Впрочем, на высокое искусство эти люди и не замахиваются, недаром же плоды своего творчества называют "текстами". В отличие от большинства собратьев по цеху Александр Шаганов пишет не тексты, а стихи. Именно им созданы все шлягеры группы "Любэ". А еще была работа с Димой Маликовым, Анитой Цой, Евгением Белоусовым, Катей Лель и многими другими исполнителями.

"ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПЕСНИ "КОМБАТ" НА СЦЕНУ ПОДНЯЛСЯ МИНИСТР ОБОРОНЫ"

- Ваше имя прочно связано с группой "Любэ"...

- Ну, это, как первая любовь, навсегда. К сожалению, сейчас Коля Расторгуев очень болен, долго лежал в больнице, сильно похудел. Думаю, это от таблеток. У него были проблемы с почками, у людей нашей профессии один "профиль" - печень и почки. Сейчас он, слава Богу, поправляется.

- Как известно, "Любэ" - любимая группа российского президента Путина. На вашей жизни это обстоятельство как-то отражается?

- Абсолютно не отражается! Просто мне очень приятно, что президент любит песни ребят. Когда летом они выступали в Сочи, Владимир Владимирович пришел на концерт, а потом пригласил их в свою резиденцию Бочаров Ручей. К сожалению, нас с композитором Игорем Матвиенко на тех гастролях не было, а то мы бы тоже с удовольствием с Путиным пообщались. Но он сказал музыкантам: "Передайте привет вашим авторам!". Молодец, понимает, что успех коллектива обеспечивают не только исполнители, но и те, кто пишет для них песни. А еще сказал, что самая любимая у него - "Ребята с нашего двора", она как будто про него написана.

- Думаю, многие могли бы так о себе сказать!

- Это одна из самых давних моих песен. Она о моих детских впечатлениях. Говорят, жить надо сегодняшним днем. Я так не считаю. Когда думаю о прожитом, вспоминаю дорогих мне людей и приятные встречи, мне становится тепло. К тому же только теперь мы понимаем, что наша прежняя жизнь была не самой плохой. В России трудно найти поколение, выросшее без войны, а нам в отличие от наших родителей это удалось. Да, был железный занавес. Но, как я написал в одном из своих стихотворений:

Да, не все было просто и гладко,
Протоколы подписывал Пельше.
Но поболее было порядка
И стреляли по гражданам меньше.

- Ваши песни "Комбат", "Там за туманами", по моим наблюдениям, больше всего любят милиционеры, военные и дети.

- Точно. Например, мой большой поклонник - маршал, бывший министр обороны России Игорь Дмитриевич Сергеев. Мы познакомились много лет назад через его сына и с тех пор дружим. Игорь Дмитриевич - ракетчик, профессор и доктор наук. Я пригласил его на свой авторский вечер, а он сказал: "Саша, если надо, чтобы во время исполнения песни "Комбат" я поднялся на сцену и встал рядом с тобой, только скажи!". И это предлагал человек при таких звездах на погонах! Мне было неудобно, я как мог отнекивался, но он все равно вышел. Объяснил, что таким образом выражает свое отношение к моим песням. Огромное ему спасибо!

- А вы в армии служили?

- Я учился в институте связи, где была военная кафедра, поэтому меня не призывали. Но я прошел студенческие военные сборы, где все было по-взрослому. Нас расквартировали в лесу, среди болот. Буквально через час после приезда ко мне подошел приятель и сказал: "Знаешь, Сань, нас скоро отсюда отправят!". - "Почему?" - удивился я. "Так здесь ведь жить нельзя!" - простодушно ответил он. Места там действительно были мало приспособлены для жизни: холод, сырость, комары. Но нас продержали ровно месяц, день в день. Мы тогда изрядно натерпелись, зато закалились, стали мужественнее. Правда, понимаю я это только сейчас.

- С военными разобрались. За что вас любит милиция?

- Наверное, за песню "Прорвемся, опера", которую я написал когда-то к фильму "Убойная сила". Сейчас она стала главной темой всего сериала. Я придумал ее в соавторстве со своим другом, очень хорошим поэтом и детским писателем Петей Синявским.

- Побоялись, что один не справитесь?

- Просто написать ее следовало срочно. Первые серии уже были отсняты, а песни еще не было. Мне позвонил сопродюсер картины господин Максимов, объяснил задачу и очень меня... воодушевил.

"МОЯ ДОЧЬ СЛИШКОМ МАЛА, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ, ГДЕ ПАПИНА ПЕСНЯ, А ГДЕ НЕТ"

- Как-то вы неуверенно это сказали...

- Видите ли, он относится к весьма занятному типу людей. Каждый разговор с ним открывает мне, человеку с высшим образованием и много читающему, как минимум, десяток новых слов. У него настолько научная речь, что сразу же хочется сунуть нос в толковый словарь и разобраться, дабы не выглядеть в его глазах профаном. В общем, поговорив с ним, я осознал, какая высокая ответственность на меня возлагается: ни в коем случае не подвести господ Максимова, Матвиенко, Эрнста, а вместе с ними и весь Первый канал. Поэтому я струсил и позвонил Пете. Остальное было делом техники. Знаете, как пишутся песни? Авторы делают каждый свой набросок, а потом встречаются и сводят все воедино.

Среди моих друзей очень много ребят, которые служат во внутренних войсках. Когда песня прозвучала, они сказали: "Саша, теперь это наш гимн!". Мол, когда напевают: "Сейчас бы хлопнуть по 100 грамм и не мотаться по дворам", у них улучшается настроение. Но больше всего эту песню полюбили... дети. Петя Синявский, который часто выступает не только в школах, но и в детских садах, уверяет: они поют ее от и до! "Видишь, - говорю, - как мы с тобой угадали!".

- А собственно детскую песню вам никогда не хотелось написать?

- Я вообще не уверен, что для нынешней ребятни нужно писать специально. Она далеко не та, что была в эпоху маэстро Шаинского, и историями про кузнечиков и травиночки-былиночки ее уже не заинтересуешь. Хотя я как молодой отец всерьез задумывался над тем, чтобы написать детскую песню. Мы с дочерью (ей три с половиной года) много гуляем, я наблюдаю за ней, возможно, возникнет какой-то импульс.

- Какие ваши песни ей нравятся?

- Она еще слишком мала, чтобы понимать, где папина песня, а где нет. Кроха просто без ума от всего, что придумал Игорь Матвиенко для группы "Фабрика". Колыбельных я ей не писал, напевал какой-то набор слов. Зато я написал такие вот строки на свой день рождения:

Что грустить о путях, старина,
Дальше ли, короче ли.
Тридцать восьмая моя весна
И первая - у дочери.
И не переплыл я все моря,
И не пловец я, верно ведь?
Тридцать восьмая моя весна,
А у дочурки - первая.
У Лизы ночью болит десна,
Зубки встали в очередь.
Тридцать восьмая моя весна
Плюс первая - у дочери.

Эти стихи вышли в моем сборнике. Надеюсь, дочь, когда вырастет, прочитает.

-...и одобрит. Вы вообще падки на комплименты?

- Творческому человеку они необходимы как воздух. Пока он молод и делает первые шаги, ему нужна безвестность, одиночество и уединение, чтобы его мысли выкристаллизовались. А вот спустя время обязательно нужно поощрение. И именно авторскому составу: композитору, аранжировщику, автору слов, режиссеру... Мы ведь люди кабинетные, живем и трудимся в четырех стенах. У артиста, даже самого завалящего, находится хотя бы десяток почитателей, готовых ради него в огонь и в воду. А об авторах частенько забывают, когда транслируется песня, ленятся указать, кто ее написал. И только в конце концерта своеобразная "братская могила" - титры, которые пролетают со скоростью пули. А нас похвали, мы же в 10 раз больше сделаем! И гонораров не попросим.

- Помнится, вы получили приз "Овация" еще в 1991 году, в одном списке с Аллой Пугачевой, Олегом Газмановым, Виктором Цоем и группой "Кино". И, по общему мнению, действительно заслуженно.

- В тот год много моих песен звучало в исполнении Жени Белоусова, Сережи Чумакова, Димы Маликова, группы "Любэ". Как ни зайдешь в ресторанчик, обязательно услышишь что-нибудь из своего творчества. А спустя 10 лет, на концерте, посвященном 30-летию фестиваля "Песня года", я получил Приз имени Роберта Рождественского за вклад в развитие российской эстрадной песни. Все было обставлено торжественно, на сцене Кремлевского дворца съездов. И я - уже возмужавший, заматерелый автор, а все равно растрогался. В тот же вечер позвонил Кате - своей будущей жене, а тогда еще невесте. Предложил ей где-нибудь поужинать и, воспользовавшись полуинтимной обстановкой, сделал предложение.

- Награда вас вдохновила?

- Вообще-то, мои мысли в этом направлении сформировались уже давно, а тут решил: пусть будет сразу два счастливых события!

"ТЕБЕ БЫ ОБЛАСТЬЮ КОМАНДОВАТЬ", - ГОВОРИЛ Я ЖЕНЕ БЕЛОУСОВУ"

- Зрители пишут вам письма?

- Очень редко. Увы, мой сайт в интернете сейчас в загоне, поэтому обратной связи нет. Единственное, что выручает, - это концерты, которые я часто даю. Называются они "Александр Шаганов и группа "Атас". Мы не имеем отношения к шоу-бизнесу, где нужно постоянно мелькать по телевизору, чтобы у тебя были заоблачные гонорары. Мы - эстрада, где все гораздо проще и честнее, поэтому даем концерты на самых разных площадках, вплоть до красных уголков в общежитиях. Если у нас есть свободный вечер и предложение выступить - срываемся и летим... А так как "сарафанное радио" тут же разносит молву о нашей трудоспособности, нас приглашают снова и снова. В прошлом году дали 84 концерта - считайте, каждые четыре дня выходили на сцену. Песни поем в основном те, которые я написал для "Любэ". Наверное, стоит заказать самому себе шлягер, который подхватила бы вся страна, но пока не получается.

- В авторской среде есть конкуренция?

- Нет, уже хотя бы потому, что нас не так и много: если собрать всех, и 50 человек не наберется. Количество артистов, которые каждый день мелькают по телевизору и рекрутируются при помощи "Фабрики звезд", больше во много раз.

- Писать песни можно научиться?

- С этим надо родиться. Я бы вывел такую формулу: врожденная способность, душевное состояние плюс образование. В детстве, например, я слушал очень много песен, но больше всего любил Владимира Семеновича Высоцкого. Никто лучше его в стихотворной форме не написал о нашей жизни того времени. Иногда думаю, о чем бы он пел сейчас? Одно знаю точно: он и в наше время не потерялся бы. Ради Высоцкого, кстати, я и на Таганку переехал - в этом районе все связано с его именем. Когда его не стало, мне было 14 лет. Именно в этом возрасте я понял, что хочу писать песни и быть известным, это стало смыслом моей жизни. А в 1986 году, когда мне исполнилось 22 года, мечта начала сбываться.

- И какая песня принесла вам славу?

- "Владимирская Русь" в исполнении группы "Черный кофе". А сочинил я ее, когда мне было 17, то есть пять лет она лежала невостребованной. И вдруг миллионные тиражи, первые строчки хит-парадов... После нее передо мной открылись многие двери, ко мне проявляли интерес люди, до того в упор меня не замечавшие.

Тогда я смекнул, что новые проекты надо делать "с нуля" - с ребятами, находящимися с тобой в одной весовой категории. Так появились группа "Любэ" и Дима Маликов, который пел мои песни, будучи еще никому не известным студентом консерватории. А вот еще один наш исполнитель, Женя Белоусов, был уже знаменит своей "Девчонкой-девчоночкой", а потом мы с Матвиенко придумали для него "Девочку синеглазую". С Женей мы были знакомы очень давно, еще со времени его работы в "Интеграле". Скоро, кстати, выйдет фильм о нем. Съемочная группа приезжала ко мне в студию, и мы, как сейчас с вами, разговаривали, я рассказывал им про Женьку. Даже написал о нем рассказ, который выйдет в моей книге прозы "Ребята с нашего двора".

- Каким он был?

- Многим Женя казался мягким, покладистым - любимой мягкой игрушкой. А он обладал сильным характером, твердым мужским умом и феноменальной эрудицией. "Тебе бы не песни петь, а областью командовать!" - иногда говорил я ему. Он очень любил и понимал машины - по-моему, в нем умер талантливый автомеханик. Помню, Женя купил себе новый серебристый "порше" (это сейчас на улицах много красивых машин, а тогда его автомобиль выделялся) и приехал в нем на съемку в "Останкино". Вдруг, в разгар съемки, мы видим, что около его машины крутятся какие-то мальчишки. Выбегаем вниз, а пацаны уже открутили заводскую эмблему. "Саш, - сказал он мне тогда, - вот что у меня за характер?! Сейчас поймал бы стервецов, уши им надрал, а потом, если уж эта эмблема так им нужна, отдал бы сам!".

Такие вещи, как дружба, порядочность, не были для него пустыми словами. Когда у меня случились серьезные неприятности и я остался не у дел, он позвонил и сказал: "Слышал о твоих печалях, айда со мной на гастроли!". Мы с ним поехали в Воронеж, а потом еще четыре года бороздили страну, вплоть до его трагического ухода из жизни.

- Отчего он умер?

- У него был такой же диагноз, как у Андрея Миронова, - аневризма головного мозга. Все произошло мгновенно, и предотвратить это было невозможно. Знаю, что у него были странные головные боли, он мне жаловался, но впечатления болезненного человека Женечка не производил, напротив, казался здоровяком. Остается надеяться, что сейчас он находится в лучшем мире. За то количество счастливых минут, которые Женя Белоусов подарил публике, он это заслужил.

Киев - Москва - Киев


Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось