Признак опера
Исполнитель роли Дукалиса актер Сергей СЕЛИН: "Благодаря нам слово "мент" перестало быть ругательным"
Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 20 Июня, 2006 00:00
Сериал о "ментах", который существует уже около 12 лет, стал на постсоветском пространстве самым популярным и долгоиграющим телепроектом.
"ПОЯВЛЕНИЕ "МЕНТОВ" БЫЛО СРОДНИ ЧЕТВЕРКЕ "БИТЛЗ"
- Сергей, вы еще не устали от своего Дукалиса?
- И да, и нет. Роли "ментов": Дукалиса, Ларина, Абдуловой, Мухомора - придуманы очень давно, каждая несет определенную смысловую нагрузку. Так, Ларин - мозг нашего убойного отдела, Дукалис - его основная "движущая" сила (он может пробить головой любую стену), Абдулова - единственная женщина-опер, и этим все сказано, Мухомор - "отец родной". Мы - семья, в которую в последнем блоке влились еще два персонажа в исполнении Володи Шевелькова и Юры Тарасова.
За время существования сериала его показали несчетное количество раз. Вот и создается впечатление, что мы - актеры одной роли. А нам хочется чего-то нового, неизведанного. Так, в сериале "Прииск" я сыграл достаточно неожиданную для меня роль - сурового таежного мужика, отца четырех детей. Скоро на экраны выйдет новый фильм - "Русский перевод" по произведениям Андрея Константинова о малоизвестной нам войне в Северной Корее, где я играю майора парашютно-десантных войск. И там я - совсем другой!
Если я от чего-то устал, так это от съемок, поскольку наша работа - большой конвейер. Но абсолютно уверен: на нашем месте мечтают оказаться тысячи артистов, что бы они ни говорили. Именно "Менты" сделали нас популярными на весь бывший Советский Союз. Как сказал режиссер Дмитрий Светозаров, появление "Ментов" было сродни четверке "Битлз".
- В один прекрасный день вы, как говорится, "проснулись знаменитыми"?
- С нами именно так и было! Первое время я просто не мог понять, что происходит с людьми, спрашивал: "Вам что, действительно нравится?". И мне отвечали: "Старик, мы смотрим всей семьей! Когда будут новые серии?".
Когда в моем родном Воронеже я вручал награды вдовам погибших милиционеров, одна из них сказала: "Раньше мы ждали со службы мужей, а теперь приходим с работы и ждем показа "Ментов"!". А выпускники школ целыми классами начали поступать в Высшую школу милиции! Даже дошколята на елке в детском саду играют... в Дукалиса и Ларина, которые ищут Бабу-ягу. Хорошо это или плохо? Не знаю! Благодаря нашему сериалу слово "мент" перестало быть ругательным. Я, кстати, и по сей день не понимаю причин нашего успеха. Единственную вразумительную версию озвучил Константин Эрнст, он сказал: "Понимаешь, Сергей, в этой стране давно не было героев, таких, как неуловимые мстители, Штирлиц или Жеглов с Шараповым. Люди по ним соскучились".
- Вы не ожидали такого успеха?
- Что вы, мы ведь начинали снимать пустячок! Знаете, как вообще появились "Менты"? В годы киношного безвременья решено было собрать молодых режиссеров - Рогожкина, Бутурлина, Сергеева, Татарского, Бортко (Владимир Владимирович снимал сериал под псевдонимом Ян Худокормов) - и дать им возможность хоть немного заработать, так сказать, для поддержания штанов.
- Были другие претенденты на роль Дукалиса?
- Насколько я знаю, у нас с Сашей Лыковым, который играл Казанову, конкурентов не было!
- Вы с ребятами ссоритесь на площадке?
- Такое было только вначале, еще на "Улицах разбитых фонарей". Но потом мы, как Станиславский и Немирович-Данченко в "Славянском базаре", сели в кафе, взяли по кружке коньяка и решили все проблемы. Поняли, что если хотим долгое время жить и работать вместе, надо дружить. Когда актер говорит, что в жизни ненавидит актрису, а на сцене легко играет с ней любовь, не верьте, такое невозможно!
- Кстати, поскольку речь зашла о любви... Почему ваш герой до сих пор один?
- Наверное, Дукалису уже не суждено устроить личную жизнь. У него вроде бы начали налаживаться отношения с журналисткой, а она взяла да и забеременела. И не от него! Знаете, есть неписаный закон, по которому актерам нельзя выходить на сцену и сниматься с обручальным кольцом. Если зрители будут знать, что их кумир кем-то прочно занят, он сразу же потеряет значительную часть аудитории: мужчина - женской, женщина - мужской. Так что ходить Дукалису в холостяках! Может, оно и к лучшему...
"В АФГАН МЕНЯ НЕ ВЗЯЛИ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЗА МНОЙ ВОДИЛИСЬ ГРЕШКИ ТИПА САМОВОЛКИ"
- Насколько я знаю, у всех "ментов" есть реальные прототипы.
- У Дукалиса это Толя Дукул. Мы с ним действительно очень похожи! А вообще, где бы мы ни выступали, мне всегда приходит записка: "В зале сидит ваш двойник: его зовут Толян, а кликуха - Дукалис!". Этот человек - здоровячок с короткой стрижкой, с большим круглым лицом, слегка нагловатый, чуть-чуть смущенный - обязательно поднимается на сцену. Но самая смешная история произошла, когда мы с моим приятелем приехали в один из крымских дельфинариев. Я был в кепке и солнцезащитных очках, поэтому сотрудники узнали меня не сразу. А когда узнали, кто-то свистнул, вылетела огромная белуха. Оказалось, что ее зовут... Дукалис.
- В образ Дукалиса вы вживались по Станиславскому?
- Мы действительно дней 10 ездили по отделениям милиции, общались с настоящими ментами, присутствовали на задержаниях и допросах. На мой взгляд, такая практика важна для актера. Посмотрите на современную молодежь, они же все знают - как жить в кадре, как повернуться, что сказать! А в результате сплошные ошибки. Если ты никогда не держал в руках рубанок, так не поленись, пойди и посмотри, как это делается, иначе будет фальшь. Правда, кое-что все-таки научились делать: мальчики мастерски стреляют из автомата и матерятся, а девочки легко раздеваются догола.
- Что во время оперативной "практики" поразило больше всего?
- Один допрос. Человека "кололи" на убийство. Когда его увели, опера спросили у нас: "Как думаете?" И мы хором ответили: "Он!". А на следующий день нам сказали: "Нет, не он". А ведь человек признался. И это при том, что они его пальцем не тронули, все было сделано психологически: они умеют так построить допрос, что если человек врет, его можно запутать и подловить.
- Как можно признаться в преступлении, которого не совершал?
- Он был пьян, абсолютно ничего не помнил, а все улики против него. На самом деле убил его приятель, который был немного менее пьян, поэтому смог оценить ситуацию. Разбил стекло в чужой машине и... остался стоять возле нее до приезда милиции. Естественно, его взяли под белы ручки и увезли в "Кресты" - за мелкое хулиганство он получил бы всего ничего. Но ребята разобрались.
А вообще, у них очень сложная и ужасно малооплачиваемая работа, они часто рискуют жизнью за копейки. Я знаю милиционера Сашу Макарова, который, увидев, что в Неве тонет девочка, по хрупкому весеннему льду бросился ее спасать. А она, оказывается, решила покончить жизнь самоубийством из-за несчастной любви... Так что кино у нас правильное. Но все равно нельзя все время "Ментов" смотреть, вот вышла "9 рота" - и слава Богу!
- Вам понравилась эта картина?
- Понравилась, потому что когда начался Афганистан, как раз служил в учебке в Туле. Меня не взяли только потому, что этой чести удостаивались только отличники боевой и политической подготовки, а за мной водились грешки типа самоволки. Зато у бойцов моего взвода все время были патриотические позывы: они писали рапорты с просьбой направить их в Афганистан, а я брал бумажки и аккуратненько складывал в стопочку. Ни одному хода не дал!
Из учебки я попал в духовой оркестр, где и отслужил полтора года старшиной. Я ведь с детства играл на баритоне, тромбоне, на малом и большом барабане. И как-то два года очень быстро пролетели. А ведь я, когда в армию уходил, плакал.
- ?!
- Очень хотел в театральный институт поступить. После школы провалился, думал на следующий год попробовать, а тут весенний призыв. Считайте, одного месяца мне не хватило. Но зато, когда отслужил, понял: так было правильно.
- И сразу поступили в театральный?
- Нет, еще немного помаялся: пошел в Воронежский технологический институт учиться на технолога мясных и молочных продуктов. Я получил четыре тройки, но меня взяли. С первого курса я занимался в художественной самодеятельности факультета, а потом решил еще раз попытать счастья в театральном институте. И на вступительных экзаменах в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии получил одни пятерки!
"ХАКАМАДУ Я БЫ ОБОШЕЛ В ДВА СЧЕТА, НО НЕ МОЕ ЭТО ЗАНЯТИЕ - ПОЛИТИКАНСТВО"
- Вы можете себя назвать обеспеченным человеком?
- Сейчас - да. Но не за счет высоких гонораров, а за счет большого количества серий. Мы ведь по 200 дней в году проводим на съемочной площадке. А поначалу... Чего греха таить, за съемки в первых сериях мы получали... по 20 долларов. А в это время в Сибирь кассеты с "Ментами" гнали вагонами! Когда мы приехали в Новосибирск, к нам подошли местные ребята и сказали: "Благодаря вам мы стали богатыми людьми!". Я же за первые пять лет заработал себе на автомобиль "Нива". Смешно!
Вкалываем как лошади мы потому, что не все дыры залатаны. И дело даже не в том, что мы такие жадные. Просто есть еще такое понятие, как статус. Я не могу уйти из ресторана, не дав официанту на чай 10 процентов от суммы заказа. Не поймут! Если я покупаю женщине подарок, то это, как минимум, французские духи. И квартира у меня должна быть в престижном районе. И коттедж надо строить не где-нибудь, а в Комарово. А там сотка земли сейчас стоит 15-20 тысяч долларов. А нужно хотя бы шесть соток, это уже 100 тысяч долларов, плюс сам коттедж, который потянет тысяч на 150. А баня, дорожки, фонари? Ужас!
- А сейчас у вас какая дача?
- Съемная. Плачу за нее две тысячи долларов в год, а живем мы там от силы два месяца в году. Зимой нельзя, домик деревянный. Там, правда, есть отопление, но если сейчас туда поехать, то, чтобы прогреть стены, топить придется два дня. У нас была дача, но тесть с тещей, которым уже хорошо за 60, вдруг взяли и развелись. Дача досталась тестю, теперь жена с тещей категорически отказываются туда ездить. Хочу пойти на прием к Валентине Матвиенко - вдруг она поможет получить участок в аренду? Хотя вряд ли, Комарово - закрытая зона, там уже никому ничего не дают, можно только купить.
- А вообще вы своими связями пользуетесь?
- Никогда! У меня накопилось огромное количество визитных карточек, которые люди дают от чистого сердца: "Если что-то будет нужно, позвоните!". Иной раз возьму их, пересмотрю, а позвонить не могу. Неудобно.
- Сами во власть идти не думали?
- Два года назад мне предлагали баллотироваться в Думу, и я даже несколько дней над этим предложением думал. Спросил: "Кто будет моим конкурентом?". Говорят: "Хакамада!". Она за два депутатских срока даже котельную не смогла починить. Правда, говорить умеет много и непонятно, но все слушают с открытым ртом. В общем, ее я обошел бы в два счета. Но передумал, не мое это занятие - политиканство.
- Когда-то у вас была "Нива", а сейчас?
- "Лендровер". Я очень дисциплинированный водитель: правила соблюдаю, пешеходов на "зебре" пропускаю. Но, каюсь, люблю скорость. ГАИ меня если и тормозит, то только за ее превышение.
- Штраф с вас хоть раз брали?
- Был случай. Я торопился, поэтому предложил гаишнику: "Давай заплачу и поеду с миром!". Он согласился. Я ему протягиваю 200 рублей и говорю: "Но, вообще-то, вы первый, кто у меня деньги берет!". Он дернулся, будто я ему горячие угли в ладонь вложил: "Забери, не хочу быть первым!". А в целом ГАИ меня любит, я же стараюсь хорошим отношением не злоупотреблять. Только однажды у меня было желание пожаловаться начальству. Остановил меня тогда один умник и давай придираться: "Дайте талон техосмотра! Где вкладыш в права? Покажите аптечку!". Ох и допек меня! Правда, позднее я понял, почему он так себя вел. Наверное, при виде известного артиста просто оторопел, вот и стал задавать глупые вопросы.
"МОЙ ДЕД СЛУЖИЛ В КРЕМЛЕВСКИХ ВОЙСКАХ И НЕС ГРОБ С ЛЕНИНЫМ"
- Во внештатные ситуации на дороге не попадали?
- Много раз слышал, что есть такое явление - остановка времени, а сам столкнулся с ним именно за рулем. В тот день я ехал по главной дороге, было скользко. И вдруг увидел, как с прилегающей территории выехал автомобиль и встал на моем пути. Потом, когда я спросил у этого мужика, почему так получилось, он ответил: "Я испугался!". В общем, я неотвратимо летел в него, причем именно в водительское место, при столкновении его бы убил.
У меня до сих пор перед глазами стоит тот момент: я очень долго и изобретательно ругался! К счастью, в последний момент мне удалось, вывернув руль, уйти в сторону... У меня было ощущение, что прошло несколько томительных минут, а сын, который сидел рядом со мной, говорит: все произошло буквально за секунду! Более того, он уверяет, что я... не ругался. Но я же помню!
Получается, время летело по-разному: для сына - в обычном режиме, а для меня остановилось. В том, что мы не одни во Вселенной, я не сомневаюсь, и в инопланетян верю, и в летающие тарелки, и в параллельные миры. А еще я очень суеверный, боюсь пустых ведер и черных кошек. И если в первом случае просто развернусь и уйду, то во втором буду стоять, как баран, и ждать, когда кто-то пройдет "опасный" участок раньше меня.
- Вы уже, наверное, считаете себя не столько воронежцем, сколько питерцем?
- Еще бы. Вся моя сознательная жизнь прошла здесь: учеба в театральном институте, работа в театрах, жизнь в знаменитых питерских коммуналках. Чего стоит одна история о том, как мы с Юркой Гальцевым дворниками работали! Кстати, мы были первыми, это уж потом все артисты и музыканты подались в кочегары и сторожи.
- Как же вас угораздило?
- Так ведь дворникам жилплощадь полагалась. Правда, мы не столько работали, сколько спорили, кто пойдет подметать - он или я. В результате не шел никто. Мы говорили друг другу: "Ну ты и гад!" - и разбегались по своим комнатам. И как нас только терпели?! Интересно, что в Петербурге почти нет деревьев, а нам попался участок с садиком. Мы его называли "кафе "Россия" - там распивать горячительные напитки можно было. Когда осенью осыпалась листва, убирать ее было неохота. И мы убеждали жителей дома, как это здорово - выйти на улицу и походить по палым листьям, а зимой поскрипеть снежком.
В старых питерских домах до сих пор принято давать дворникам деньги. Когда мы работали, нам со всего дома собирали по три рубля, вручали и просили: "Уберите, ребята!". На часть этих денег мы нанимали какого-нибудь Васю, и он подметал двор, его должность называлась "младший помощник старшего дворника". Но иногда все-таки приходилось убирать самим, поэтому у нас была одна перчатка на двоих. В ней мы брали мусор двумя пальцами и бросали в урну.
- Вас дома видят?
- (Неуверенно). Ну да. Раньше было хуже. Мы работали "вахтовым методом": семь дней снимали одну серию, потом три дня перерыв, которого у нас практически никогда не было: в эти дни мы занимались озвучкой и мотались на встречи со зрителями. Потом новая съемка. Работали под эфир: серии уже стояли в сетке, а мы их только снимали. Настоящая потогонная система!
- Сын смотрит фильмы с вашим участием?
- Смотрит, но оценку дает редко. Он у меня вообще немногословный и неэмоциональный, во всяком случае, дома. Прохору уже 19. Иногда он говорит такое, что я просто теряюсь. Как-то спросил у него, кто такой Ленин. Знаете, что он ответил? Что это друг Сталина. Хотя мой дед, а его прадед, служил в Кремлевских войсках и нес гроб с Лениным. И Прохор прекрасно об этом знает! Просто так ему проще ответить.
Киев - Санкт-Петербург - Киев
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter