Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий СОЛОМИН: «Почему Виталий так рано умер? Многие актеры уходят в таком возрасте: инсульт-инфаркт, инсульт-инфаркт — все это от неустроенности»
(Продолжение. Начало в № 10)
«КУРОСАВА? - ПЕРЕСПРОСИЛ ЦАРЕВ. - НУ, ЧТО ЖЕ, С БОГОМ!»
- Миллионы советских людей узнали вас не по спектаклям Малого, а все-таки благодаря кино: на вашем счету блестящие роли в картинах, которые вошли в золотой фонд советского киноискусства, - это, конечно же, и «Адъютант его превосходительства», и «Блокада», и «Хождение по мукам», и «Дерсу Узала»... Скажите, а вы кино любите? Близко оно вам? Спрашиваю, потому что многие театральные актеры относятся к кинематографу прохладно, а то и подозрительно...
- Нет, я как раз не из их числа, а вот Вера Николаевна Пашенная кино не любила, поэтому так мало фильмов с ее участием. Она говорила: «Роль проживать я привыкла последовательно, а в кино сначала снимают, как ты умер, а потом - как родился, - я этого не понимаю и так не могу». Ну, время все-таки шло вперед - мы были молодыми, и кино увлекало, хотя на студию я не бегал, нигде не пробовался и ни на каких учетах в мосфильмовских картотеках не состоял.
- «Адъютанта» же в Киеве снимали - хорошо в нашем городе вам работалось?
- Очень, а потом я снимался у Мифы, Суламифи Цыбульник - уже на киевской Киностудии имени Довженко в картине «Инспектор уголовного розыска». Недавно наткнулся на нее по телевидению - почему-то в час ночи показывали. «Вот и посмотрю», - подумал. Занятно...
- Акира Куросава снял вас в замечательном фильме «Дерсу Узала», который получил «Оскар», - вы понимали, что судьба с великим свела режиссером?
- Вы знаете, умом-то осознавал, но все-таки не до конца. Мне многие: и японцы, и наши - говорили: «Он очень жестокий, жесткий такой!», но они просто по лентам его судили, а Куросава очень добрым оказался, интеллигентным, вдумчивым.
Я считаю, что у него кинематографическую школу прошел: все-таки мы два месяца репетировали на «Мосфильме» за столом - как это в театре принято. Он с оператором садился и нам - мне и Максиму Мунзуку, который Дерсу Узала играл, - что-то рассказывал, даже чертил. Куросава снимал с трех камер и, чтобы в лесу мы не заблудились, - лес же везде лес! - показывал, когда и как нас будут снимать, - так я впервые узнал, что такое оптика и современный монтаж.
![]() |
| Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Он что - все детали держал в голове?
- Весь фильм у него раскадрован был - на бумаге, помню, маленькие такие кадрики. Он ведь художник, Академию изящных искусств оканчивал, поэтому всегда все эскизы делал сам. Как-то легко и непринужденно мы потом в съемочный период вошли, и кроме благодарности, я к нему ничего не испытывал... Куросава был очень внимательным, приходил к нам на дни рождения - они отмечались в походных условиях, поскольку восемь месяцев мы провели в городе Арсеньеве на Дальнем Востоке. Тогда, в 74-м, я звание народного артиста России получил, и мы тоже его обмыли.
- Вас из театра на восемь месяцев отпустили?
- Да, все это время на сцену не выходил - единственный раз такое позволили.
- Фантастика!
- В кино Царев не отпускал - обычно на всех ходатайствах писал резолюцию: «В свободное от театра время», и дальше студии уже составляли план, но когда я пришел с письмом от «Мосфильма», подписанным директором студии Сизовым, он так посмотрел... (Изображает Царева: «М-м-м»). Мы, когда о нем говорим, пытаемся его всегда показывать. «Куросава? - переспросил. - Ну, что же, с Богом!» - и подписал.
- Вспоминая «Дерсу Узала», вы однажды обмолвились: «У меня звездный час украли»...
![]() |
| С Максимом Мунзуком в картине Акиры Куросавы «Дерсу Узала», где Соломин сыграл главную роль Арсеньева, 1975 год |
- Да, подтверждаю, украли. Теперь вот и наши актеры в Голливуд уезжают работать, а это один из фильмов, который был в 94 страны мира куплен, причем не в обмен на какие-то отдан картины, а куплен - его продали! Премию ФИПРЕССИ и «Оскар» он получил безоговорочно, и, встретив меня в Комитете по кинематографии, куда зачем-то я приходил, один известный наш кинокритик мне рассказал, какой на церемонии вручения был прием. Когда объявили, что такая-то картина в номинации «Лучший иностранный фильм» победила, зрительный зал встал, а теперь представьте, что мы с Мунзуком там бы присутствовали и получили бы эту премию от имени СССР...
- ...и откликнулись бы на все приглашения...
- Сейчас, даже когда картина только лишь в номинацию попадает и премии не получает, западные артисты едут в церемонии награждения участвовать, и у них сразу же категория повышается (ну, еще бы, на «Оскар» был номинирован!) - вот и мне тогда тоже звонили, предлагали сниматься...
![]() |
| С Акирой Куросавой и Максимом Мунзуком, 1975 год. «Многие: и японцы, и наши — говорили: «Он очень жестокий, жесткий!», а Куросава очень добрым оказался, интеллигентным» Фото «РИА Новости» |
- Режиссеры из других стран?
- Конечно - и в Японию несколько раз звали, и в США...
- ...а наши чиновники им отвечали, небось, что «вы заняты»?
- Дело в том, что какие-то вещи до меня просто не доходили. Все-таки зарубежные кинематографисты не в курсе были, где я и что, поэтому только в Госкино обращались, но об этом я много позже узнал, и вообще «Оскара» впервые увидел, когда о наших российских оскароносцах документальный снимали фильм. В музее «Мосфильма» мне позволили подержать статуэтку. «Дайте, - говорю, - хоть сфотографируюсь с ней, чтобы внучка знала» - на этом все и закончилось. Никто в комитет не вызывал, никто нас с Мунзуком не поздравил...
![]() |
| С братом Виталием. «У нас были нормальные отношения — непростыми их пытаются изобразить. Даже сейчас, когда его уже 10 лет нет, попытки сварить на этом какую-то кашу не прекращаются» |
- ...и руки никто не пожал?
- Никто! Даже машину по госцене купить не предложили - я уж не говорю о том, чтобы подарить, а тогда, в 76-м, это распространенный вид поощрения был.
«АМЕРИКАНЦЕВ КУРОСАВА ПОСЛАЛ, РАЗОРВАЛ КОНТРАКТ, ЗАПИЛ И, КАК ИСТИННЫЙ ЯПОНЕЦ, СОБРАЛСЯ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ»
- Куросава, я знаю, пытался жизнь самоубийством покончить...
- Да, это известный факт.
- Почему?
![]() |
| С супругой Ольгой Николаевной и внучкой Александрой. «Жена пожертвовала карьерой, чтобы воспитывать дочку, а я зарабатывал — в том числе и инфаркт» |
- В Голливуде он начал снимать фильм «Тора! Тора! Тора!» о нападении Японии на Америку.
- Атака японского флота на Перл-Харбор?
- Да-да, а там условия диктуют продюсеры, что и у нас сейчас делать пытаются, но это не тот человек, который бы под чужую диктовку согласился работать: как сказали снимать, так и будет...
- Самурай!..
- Вот именно, поэтому он по-японски сказал то, что на русский переводится как: «А пошли вы...», короче, послал их и разорвал контракт. Естеcтвенно, с него такую неустойку содрали, что в Японию Куросава абсолютно нищим вернулся.
![]() |
| С Владиславом Стржельчиком в картине «Адъютант его превосходительства», 1970 год |
- Кошмар!
- В этот момент он запил и, как истинный японец, собрался покончить с собой.
- Как, каким образом?
- Ну, харакири не делал, но вены резал. Спасла жена, которой он был очень предан за это и благодарен, и после этого у него уже до конца жизни был некий синдром психической неустойчивости. Затем его ученики деньги собрали, и он снял фильм «Под стук трамвайных колес», или по-японски - «Додескаден»: привез его к нам, по-моему, в 71-м.
Я как раз в Киеве в больнице лежал, меня прооперировали,
![]() |
| Первый фильм Юрия Соломина «Бессонная ночь», 1960 год |
и оставалось только передачи по радио слушать - так и узнал, что впервые на Московский кинофестиваль приехал Куросава-сан с картиной, которая получила премию. Николай Трофимович Сизов, гендиректор «Мосфильма», прекрасно к нему относился (и Куросава платил ему тем же), поэтому предложил японскому гостю поставить фильм здесь, у нас, и тот, долго не думая, сказал: «Хорошо - у меня даже есть идея». В виду он имел «Дерсу Узала»...
Куросава начинал снимать эту картину еще в 39-м году в Японии, но от замысла отказался. Он понял: осуществить это в их стране невозможно, поскольку главное действующее лицо - девственная природа, которой на островах давно нет, и Сизов сказал: «Хай!». (В переводе с японского - «Да!». - Д. Г.).
- О чем, дескать, речь?
![]() |
| С Ириной Алферовой в «Хождении по мукам», 1974-1977 годы |
- Да, а по приезде в Москву, в первой декаде января, мне позвонил с «Мосфильма» второй режиссер Володя Васильев. «Слушай, - воскликнул, - тебя от Советского Союза рекомендуют», потому что Куросава сказал: «Я русских актеров не знаю, поэтому предложите мне ваших лучших». Видите, я попал в их число... (Смеется). Нас несколько человек было, а затем он попросил: «Теперь покажите лучшие фильмы этих артистов».
- Показали ему «Адъютанта...»?
![]() |
| С Екатериной Васильевой в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова, 1978 год |
- Да, он две серии посмотрел и на следующий день попросил три остальные. Собственно, я и не пробовался: дальше только костюмы мерил и фотографировался с актерами, которые претендовали на роль Дерсу Узала.
- Насколько мне известно, дружба с Куросавой продолжалась еще долгие годы, а последнюю вашу встречу вы помните?
- Всякий раз, приезжая в Японию с гастролями или с какими-то делегациями, я виделся с ним непременно, и в тот раз изменять традиции не хотел. Спросил: «Где Куросава?», мне ответили: «Снимает в Киото», и мы тотчас же туда отправились. Он нас встретил, японцы все здорово организовали - у меня много фотографий с того ужина сохранилось.
![]() |
| «Сувенир для прокурора», с Галиной Беляевой, 1989 год |
Куросава очень любил Японию и никогда, например, не останавливался в европейских гостиницах - жил только в своих национальных.
- Патриот...
- Да, и вот мы пришли, с трудом за маленький столик втиснулись, стали общаться, а позади него съемочная группа стояла. Вторым режиссером у него была Ногами-сан, которая работала только с ним, - кто бы ее, когда у них был простой, в качестве режиссера ни приглашал, отказывалась, и более того, если безработный Куросава бедствовал, снимала рекламные ролики и его поддерживала. Сейчас она уже старенькая, а в то время все его дела в основном вела, опекала - даже русский язык специально выучила.
- Смотрите-ка!
![]() |
| В главной роли полковника КГБ Виталия Славина с Николаем Засухиным и Вячеславом Тихоновым в сериале «ТАСС уполномочен заявить...», 1984 год |
- На столе стояла «Столичная», я вижу, что Куросаве она подливает, и спрашиваю: «Ногами-сан, а чего же вы столько ему наливаете?». Она мне на ушко: «Разбавлено». В бутылку они воду вливали и водки чуть-чуть добавляли, для запаха. «Знаете, - говорю Куросаве, - я теперь в Малом театре художественный руководитель, и у нас такое к вам предложение: поставьте у нас спектакль». У японцев глаза аж раскрылись (оттягивает нижние веки), и те, кто стояли подальше, стали показывать мне большой палец: «О! Давай, жми его, жми!», и она меня тоже взяла за ладошку: «Давай, давай!». Куросава как раз был опять без работы - человек-то сложный, но сразу он никогда не отвечал.
![]() |
| «Блокада» (главная роль майора Звягинцева), 1973 год |
- Сэнсэй...
- Да, сидит, долго думает - ну и мы молчим, а потом посмотрел на нас и произнес: «А что?».
- Это уже вроде «да»...
- Японцы опять бурно отреагировали, а я ответил: «Куросава-сан, что захотите» - вот набрался такой наглости (в конце концов, я хозяин).
Возникла пауза, и он неуверенно вымолвил: «Я же никогда в театре не ставил». - «Но вы и фильмы не снимали когда-то, - я уточнил. - По профессии вы же художник, и это, как видим, вас не остановило», а еще раньше в Москве (Сизов очень хотел, чтобы он работал) Куросава должен был снимать у нас фильм по Эдгару По «Маска Красной смерти» и пригласил на какую-то роль меня, а Исаака Шварца - писать музыку. Ну, я эту историю опускаю, потому что долго рассказывать, почему в итоге не получилось. Его коллеги по режиссуре наши обидели - он был очень ранимый и уязвимый. Ну, ладно, Бог с ними, проехали...
Я заверил его: «Ну и что? Мы же поможем», а мне на «Мосфильме», когда пришел посоветоваться и спросил: «Если смогу его уговорить, посодействуете?», сказали: «Добейся обязательно». Он уже плохо себя чувствовал, но мне пообещали: «Мы все устроим и лечить его будем - все сделаем», а ему очень у нас в России нравилось - особенно лес, тайга... Он часами мог сидеть там среди деревьев и думать, поэтому я предложил: «Вы, Куросава-сан, просто у нас поживите. В конце концов, если что-то вдруг не получится...», и вдруг он вздохнул: «У меня фильм «Идиот» по Достоевскому не получился» - представляете?
![]() |
| С Комаки Курихарой в «Мелодиях белой ночи», где Соломин сыграл композитора-дирижера Илью, 1976 год |
- Класс!
- И продолжил: «Я хотел бы его исправить». На том мы и порешили, а потом ему стало хуже, хуже, хуже, и вскоре он тихо угас.
«ИЗ ТЕАТРА БРАТ УШЕЛ ЕЩЕ ПРИ ЦАРЕВЕ, А ВЕРНУЛСЯ ПРИ МНЕ, ПОТОМУ ЧТО МАМА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ СКАЗАЛА: «ВИТАЛЬКА, ИДИ К ЮРЕ»
- Покойный ваш брат Виталий тоже блистательный был актер, и, это уникальный, по-моему, случай - такая семейная любовь к сцене и такой яркий талант у обоих. Насколько я знаю, у вас непростые отношения были, а в чем это выражалось?
- Нет, у нас были нормальные отношения - непростыми их пытаются изобразить. Даже сейчас, когда его уже 10 лет нет, попытки сварить на этом какую-то кашу не прекращаются, но особо вдаваться в подробности я не хочу.
- Какой-то взаимной ревности к ролям, к успеху у вас не было?
![]() |
| Участники постановки Сергея Соловьева «Дядя Ваня» в Малом театре (1993 год): Светлана Аманова, Юрий Соломин (главная роль Войницкого), Виталий Соломин (доктор Астров), Сергей Соловьев и Татьяна Друбич |
- Нет, ну зачем? У него свой был успех, у меня - свой, и делить нам было нечего. Ушел из театра он еще при Михал Иваныче Цареве, а вернулся, кстати, при мне, потому что мама перед смертью сказала: «Виталька, иди к Юре». Для меня важно это, а не шелуха вокруг, потому что все, что о наших раздорах пишут, - домыслы. Кстати, есть книга Овчинниковой и Карапетян «Виталий Соломин. Три любви», но когда я взялся ее читать, машинально взял карандаш и стал писать на полях, как было в действительности. Оказалось, что полкниги...
- ...не в ту степь...
- Не в «to you», как говорится. Потом бросил, думаю: «А чего, собственно, я себе нервы-то рвать начинаю?», поэтому все идет, скорее, от окружения. Может, кому-то что-то он и сказал, может, ему хотелось играть больше - это не исключено, но у нас у обоих в отца характеры: и у него, и у меня. Он играл то, что положено всем, он точно так же ставил, как все, и хотя это мой брат был, давать ему больше не мог - у нас в семье так заведено. И я же артист, но тогда играл меньше, чем он, потому что был начальником.
- Почему он так рано умер - в 61 год?
- Ну почему многие актеры - не буду перечислять - уходят в таком возрасте? Инсульт-инфаркт, инсульт-инфаркт, и все это от неустроенности. Творчески он был много загружен - Виталий в то время две роли играл: Астрова в «Дяде Ване» и Кречинского в своем спектакле «Свадьба Кречинского». Очень хороший был мюзикл, а почему его премией никто не отметил? - это же не я награды давал или не давал.
- Вы дружили, общались, ходили друг к другу семьями отмечать праздники или нет?
- Да, пока мама была жива, все было.
![]() |
| С писателем Александром Солженицыным и актером Виктором Коршуновым |
- А после ее смерти?
- Посиделки случались, но такой атмосферы уже не было. Мать всегда заманивала нас пельменями, и мы собирались, и очень много друзей приходило. Она это как-то умела, а потом ведь (на этих вещах сыграть пытаются) у каждого своя жизнь, семья, дети, внуки... Добавьте какую-то внутреннюю тоску...
- ...творческие метания...
- Понимаете, в Малом театре, если хочешь заработать, квартиру купить или дачу построить, ты должен пахать - это «пахать» и доводит всех до того, что организм не выдерживает... Даже сейчас мало в одном фильме сняться, а тогда вообще...
- Картины с участием брата вам нравились? «Зимняя вишня», к примеру...
- Да, фильм хороший был, современный. Многие я не успевал даже смотреть - сейчас вот, когда появляется возможность, упущенное как бы наверстываю, но уследить за всем нереально.
- Виталий хороший актер был?
- Да, причем и актер, и режиссер.
![]() |
| На посту министра культуры России, который Юрий Мефодьевич занимал с 1990 по 1992 год, Соломину приходилось регулярно общаться с сильными мира сего. «Черномырдин тогда «Газпром» возглавлял, но мы все равно пересекались и хорошо ладили» Фото УНИАН |
- Вы, секс-символ советских женщин, уже 55 лет с одной женой Ольгой Николаевной вместе - для артиста это, по-моему, просто немыслимо...
- Ну почему? - нормально: как я всегда отшучиваюсь, кто-то должен быть умным. Может, в критический момент такими оказались оба: обычно я говорю так, но это правда - мы ж люди творческие.
- Бывали ли ситуации, когда ваш брак трещал по швам или оказывался под угрозой?
- Ну, угрозы и сейчас есть...
- ...не сомневаюсь...
- ...но дело в том, что об этом никогда никому не скажу. Жизнь прожить - не поле перейти, да? Мы вынесли все: у нас было трудное становление, оба не москвичи, вместе у Пашенной учились... Кстати, до этого Ольга была студенткой Львовского университета - мать ее, Феодосия Степановна, там, во Львове, и похоронена, и супруга, когда туда еду, мне говорит: «Передай этой земле поклон».
Очень хорошая женщина теща была - кстати, моя поклонница: вот случается же такое! Ольга даже на нее обижалась: мол, ко мне, зятю, она относится лучше, чем к дочке, а веду я к тому, что мы, поженившись, ничего не имели, ни одного квадратного метра жилья у нас за душой не было.
Супруга в московском ТЮЗе работала - тогда тот гремел. Там Ролан Быков блистал, Володя Горелов, Коля Добронравов - очень популярный театр был, и Ольга играла всех героинь. Было невероятно трудно, и вот та неустроенность, которая существует в нашей среде и сегодня, заставила сделать выбор. Кто-то из нас должен был бросить театр, потому что родилась дочь. Мы очень далеко жили, на дорогу много времени уходило, а надо было зарабатывать деньги, и жена пожертвовала карьерой, чтобы воспитывать дочку, а я зарабатывал - в том числе и инфаркт. Шутка (улыбается),хотя он был...
![]() |
| С Дмитрием Гордоном в своем кабинете художественного руководителя Малого театра. «Наши взаимоотношения с украинскими коллегами не изменились, и если политики найти общий язык не сумеют, если станет совсем плохо, за дело возьмется дипломатия театральная, и тогда будет порядок» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Я надрывался, потому что надо было кормить, обеспечивать семью. В Малом тогда играл достаточно, а потом, когда начал сниматься, бывали дни, когда выходил на съемочную площадку в нескольких фильмах...
Однажды так звезды сошлись, что в одном месте еще не закончили, в другом кто-то заболел или подвел, и вот, очень хорошо это помню, я умудрился в один день сниматься в Киеве, Ленинграде и Свердловске. Благо со Свердловском была двухчасовая разница во времени - значит, работал я 26 часов...
- ...фантастика!
- ...ну а с самолетами проблем не возникало, потому что всегда, даже если в кассе билетов не было...
- ...для вас они были...
- Тогда могли посадить в кабину, даже за штурвал, что и случалось неоднократно (сейчас все это стало сложнее). Конечно, такое напряжение просто физически трудно выдерживать и при этом еще играть здесь спектакли.
- Думаю, не ошибусь, если предположу, что, когда вышел «Адъютант его превосходительства», а позднее другие ваши картины, за вами, красавцем-мужиком в расцвете сил, женщины бегали табунами...
- Да, Господи, они и сейчас бегают (смеется) - а куда деваться?
- Как вы с этим справляетесь и справляетесь ли?
- Все спрашивают: «А вы влюблялись в такую-то?.. А у вас был в этом фильме роман?.. А в театре?..». Господи...
- ...да все разве упомнишь?
- Я сыграл около 100 ролей, причем практически все мои герои были влюблены, и если бы везде это сопровождалось романами, я бы сейчас не сидел с вами и не разговаривал. Зрители часто путают роль и реальность - вот и хорошо: значит, достоверно все было, но из сценария в жизнь отношения у меня не переходили...
- С японской актрисой Комаки Курихарой, с которой в советско-японском фильме «Мелодии белой ночи» снимались, у вас ничего не было?
- Нет, абсолютно.
- И не тянуло?
- Даже мыслей таких не возникало. Дело в том, что в Японии Комаки котировалась как девушка...
- ...целомудренная...
- Да, все роли играла невинные, поэтому какие-то интрижки были абсолютно исключены, хотя никто до сих пор не верит: дескать, ну что там...
«ИДТИ В МИНИСТРЫ КУЛЬТУРЫ ДОЧЬ НЕ СОВЕТОВАЛА, А ЖЕНА ВОСКЛИКНУЛА: «НАДО, ФЕДЯ, НАДО!»
- В Совете министров РСФСР, а со временем в первом правительстве России вы были министром культуры - это потерянные для вас как для художника годы?
- Думаю, что нет, и знаете, получилось смешно. Как раз в том году у меня родилась внучка, и мне очень нравилось с ней гулять - как свободное время, так я с Сашей и с собаками за порог.
- У вас же собак было много...
- ...и кошек, и вот подхожу к даче с коляской, смотрю - черная «волга» стоит. Хотите - верьте, хотите - нет, я подумал: «Это ко мне - по-моему, хотят куда-то сосватать». Вхожу: сидят жена, дочка и рядом с ними два незнакомца - «Мы за вами приехали», - говорят. Я хмыкнул: «Надеюсь, не забирать куда-то?». - «Нет-нет, вас просит приехать в Совет министров Иван Степанович Силаев» - он был тогда нашим премьером. Я руками развел: «Сейчас никак не могу - с внучкой Сашей гуляю», а они: «Когда же за вами машину прислать?». - «Да не надо, - ответил, - я сам приеду». - «Когда?». - «Завтра с утра».
По какому поводу Силаев хочет меня видеть, они не сообщили, но когда мы остались с женой и дочкой одни, мысленно я так прикинул: «Наверное, на пост министра культуры хотят назначить». Домашние не поверили: «С чего это ты так решил?». - «А вот с того» - и оказался прав: Иван Степанович с ходу предложил министерство возглавить. «Я как-то не готов сразу ответить», - сказал: были сомнения.
В это время у меня уже лежал в кармане билет в Мексику, где должен был в университетском театре ставить «Женитьбу» Гоголя, было из Штутгарта приглашение на преподавательскую работу, а кроме того, я был утвержден на роль Тартюфа в фильме, который должен был на «Ленфильме» сниматься. Все, короче, расписано на год вперед, и когда я приехал домой и рассказал, что мне предлагают, состоялся семейный совет. Дарья, дочка, воскликнула: «Ну зачем это тебе надо?!.
- ...Чего тебе не хватает?»...
- Да, «...есть же из чего выбирать», а жена воскликнула (я смеялся потом, потому что это прозвучало, как в комедии Гайдая): «Надо, Федя, надо! Для Отчизны надо». Я кивнул: «Ну, раз так, ладно, попробую». Не ради кресла за это взялся, и когда некоторые потом недовольство высказывали: «А почему его? Он же ничего не умеет - как бы чего там не нахомутал», я отвечал, что здесь ненадолго. Задерживаться, мол, в чиновниках не собираюсь - просто хочу постараться, как просила меня жена, для Отчизны.
- К работе в правительстве вы приступили в 1990 году в условиях нарастающего развала и хаоса - многие тогда растерялись, не знали, что делать: не страшно было вам, успешному, состоявшемуся актеру и режиссеру, становиться министром?
- Нет, потому что, в общем-то, все было понятно и профессиональными сложности для меня не были. Все-таки я был не министром черной металлургии, допустим, назначен (наши министерства рядом стояли), поэтому нормально: в театре, в работе преподавательской я разбираюсь, что-то и в музыке понимаю (родители, дочь и зять, а теперь и внучка Соломина - музыканты. - Д. Г.)...
- Тем не менее денег как раз ни на что не было - на культуру особенно...
- Да, но мы, когда Олег Басилашвили был народным депутатом РСФСР, выбили на культуру до двух процентов бюджета. Конечно, развал был - желающих сокрушить хватало всегда, но и желающих сохранить было тогда куда больше, чем сегодня, - в том числе и я.
- Будучи министром культуры, вы наверняка неоднократно общались с Ельциным - поняли, глядя на него, как надо играть царей?
- Да, мы общались, и в нашем театре он, надо отдать ему должное, бывал, приходил на спектакли, а Иван Степанович Силаев Малый помогал реставрировать, за что я очень ему благодарен. Когда я посетовал, что застопорилось что-то с рабочими, с материалами, он сразу отреагировал - вызвали телевидение, приехали вместе в театр, и он пошел впереди, по грязище...
- ...какой молодец!
- Да, после чего сразу все сдвинулось.
- В России и в Украине, чтобы сдвинулось, обязательно надо по грязище пройти...
- Но для этого надо еще сердце иметь, так что я очень ему благодарен и судьбе - за знакомство с ним. Удивительный человек - добрый, отзывчивый... Потом, когда я уже с ним работал, он не стеснялся сам, без всяких секретарей, позвонить мне домой в 12 часов ночи, чтобы посоветоваться, - больше я таких людей не встречал, и может, поэтому он недолго наверху задержался.
- Просто во время путча как-то пропал из виду, не проявил себя...
- Нет-нет, перед этим он вызвал нас, всех министров (как раз это 19 августа было), и предупредил. «Я, - сказал, - никого не заставляю, и вы не обязаны поступать, как все, - решайте сами», после чего удалился. Вообще, благородный был человек, но почему был? - есть!
- Вы эти годы с тоской вспоминаете или все-таки с удовольствием?
- Абсолютно спокойно, потому что теперь все ходы и выходы знаю (смеется) - очень много знакомых осталось и даже друзей. Впрочем, никакими связями я обычно не пользуюсь: хотят в театр прийти - пожалуйста! Со всеми в хороших отношениях остался, за исключением одного деятеля, который в правительстве вторым был лицом, - я даже фамилию его называть не хочу (имеется в виду Геннадий Бурбулис. - Д. Г.). Он тогда, в 92-м, попытался развалить культуру, соединив ее с туризмом, - было создано Министерство культуры и туризма, против чего я категорически возражал. Мне позвонили и сообщили об этом по пути на работу: я в министерство ехал, а жена (она рядом в машине была) - в училище. Я велел развернуть машину и возвращаться на государственную дачу в Архангельском. Позвонил дочке, чтобы она собрала внучку, к нашему приезду Дарья успела упаковать чемоданы, собак и кошек, я все в свое загрузил авто, благо оно там стояло, а внучку мне не доверили - она на государственной машине поехала: все!
- Вы человек поступка...
- Может быть, но больше я в тот кабинет не вернулся. Правда, подстраховался - мне было с кем посоветоваться: заручился на всякий случай медицинскими справками, как это всегда положено, но ни шагу, чтобы должность сохранить, не сделал... Даже вещи, которые оставались в министерстве, не собрал - мне привезли их сюда, в театр.
«ТРАТЫ ДЕНЕГ НА ЯЙЦА ФАБЕРЖЕ ДУША НЕ ПРИЕМЛЕТ - ЛУЧШЕ ПУСТИТЬ ИХ НА ТО, ЧТОБЫ ДЕСЯТОК ОБЫЧНЫХ ЯИЦ 50 КОПЕЕК СТОИЛ»
- Будучи министром культуры России, вы общались и с Гайдаром, и с Черномырдиным, и с Чубайсом...
- Черномырдин тогда «Газпром» возглавлял, но мы все равно по службе пересекались.
- Близостью с людьми, далекими от культуры, вы отравлены не были?
- Слава Богу, нет, да и не так много я с ними общался. Я вообще по натуре довольно закрытый, неконтактный, домашний... Вот так с вами могу разговаривать, а на тусовках не появляюсь, хотя там (оборачивается назад, к столу) лежат приглашения. Ну куда-то схожу, но вообще-то разных пафосных мероприятий избегаю... Я этого не понимаю: когда в жизни у людей столько сложностей, душа безграничного веселья и траты денег неизвестно на что - скажем, на яйца Фаберже - не приемлет: лучше пустить их на то, чтобы десяток обычных яиц стоил 50 копеек в магазинах.
- Как Черномырдин когда-то сказал: «Что, у нас своих яиц нет, что ли, - зачем нам яйца Фаберже?».
- (Смеется). Вообще, мы с ним хорошо ладили, и когда на гастролях в Киеве были, он приходил, поздравлял. Кстати, и здесь бывал у нас больше, чем кто-либо.
- Спрошу вас как художественного руководителя Малого театра, воспитанного в почтительном отношении к классике: вас современное телевидение не раздражает? Не кажется вам, что это массовое зомбирование населения и развращение вкусов?
- Вы правильно все сформулировали, и я даже не хочу, в ваш вопрос углубляясь, все претензии к «ящику» повторять. Об этом я говорил и говорю, и это даже какой-то успех возымело... Вернее, неуспехом для меня обернулось: на телевидении, как я теперь понимаю, меня попридерживают.
- Из-за чего?
- Наверное, из-за моего неприятия их эфирной политики. Не везде мое появление нежелательно, на некоторые передачи, которые я уважаю, наоборот, приглашают охотно, но в любом случае я говорить должен, что думаю (хотя это, видимо, не очень устраивает создателей телепродукта, руководство каналов), о тех шоу, которые вижу, о фильмах, которые идут. Я вынужден это смотреть, потому что многие молодые актеры нашего театра, бывшие студенты, снимаются там или лишь собираются. Я против этого, причем отношение известно - оно точно такое же, как у большинства руководителей театров...
- ...да и просто нормальных людей...
- Кстати, ко мне часто журналисты из Новосибирска приезжают, Екатеринбурга - я их всегда принимаю, и они даже просят: «Воспользуйтесь возможностями печатного слова, скажите о каких-то проблемах вслух». Я так и хочу сейчас сделать, потому что зрители спрашивают, а я не знаю, что им отвечать. Я, например, тоже не понимаю, почему вдруг перекрывают около Малого театра стоянку, когда ничего, в общем-то, не происходит, а потом через два часа запрет отменяют - ну, если нельзя без этого, так хотя бы предупреждали. Кто-то уверил меня: «Это же для народа надо». - «А кто ходит в зрительный зал? - я спросил. - Разве не народ? Вы, получается, одним делаете хорошо, а другим плохо».
- У актеров Малого зарплаты большие или, как и везде, не очень?
- В зависимости от классификации, но мы, во всяком случае, не обижаемся.
- Ну, прима уровня, например, народной артистки Советского Союза Быстрицкой получает примерно сколько?
- Сумму я называть не могу, но нормально - благодаря тем грантам, которые шесть лет назад Путин, будучи президентом, учредил для шести театров.
- Это, очевидно, Большой...
- Нет, он его и раньше имел - это три московских: Малый, МХАТ, вахтанговцы - и три питерских: БДТ, додинский Театр Европы и Александринка.
- Иными словами, государство вас немножко дотирует?
- Хорошо дотирует - ничего не могу сказать, и особенно важно, что эти деньги не на декорации предназначены, а на содержание труппы, коллектива. Путин причем в свое время сказал нам: «Всем театрам я денег дать не могу - думаю, что губернаторские гранты последуют».
- Последовали?
- Увы, очень мало. Знаю, что они есть в Екатеринбурге, в Самаре, в Калуге, а губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, еще до центральной власти, сам по себе это сделал: там и актеры, и театры в полном порядке.
- Отсыпал угля...
- Понимаете, где есть хозяин, который заинтересован в сохранении и развитии культуры, это все существует, во всяком случае, пример президента действие возымел, но если поддержку получили театры 10-ти, допустим, областей, этого, согласитесь, мало.
- Как вы относитесь к антрепризам?
- Да, в общем, неплохо, потому что почти ничего не видел.
- Счастливый вы!
- Да, но вместе с тем знаю: если там определенный актер занят - допустим, Алиса Фрейндлих, - это гарантирует уровень, потому что она никогда...
- ...халтурить не станет...
- Именно. Или Олег Басилашвили тот же, или Геннадий Хазанов, поэтому антреприза антрепризе рознь. Когда мы на гастролях в Воронеже были - неделю играли там, туда театральные «шабашники» на один спектакль приехали. Я потом народ спрашиваю: «Ну, и как было?». - «Ой!». - «Понятно», - говорю, но ничего плохого сказать не могу: это все же намного лучше, чем поначалу. На первых порах там был полный разгул: быстренько собрались, текст кое-как выучили, покурили и рванули, но это ужасно, потому что надо все-таки совесть иметь.
«ГАЛСТУК ИЛЬИНСКОГО Я СРАЗУ НАДЕЛ И БОЛЬШЕ 10 ЛЕТ ИГРАЛ ТОЛЬКО В НЕМ»
- Смотрю, у вас на руке кольцо интересное - откуда?
- Это подарок жены, а рядом маленькое, дешевенькое - внучки (я придерживаю его, чтобы не спало).
- Что это за камень, не знаете?
- Не интересовался. Лет 10 назад чем-то типа лихорадки немножко я приболел: с шести часов вечера трепать начинало. Никто определить не мог, что же у меня такое, все светила, какие только в России у нас есть, по отдельности и вместе смотрели, и недоуменно разводили руками. Один только (я не хочу фамилию называть - неудобно перед другими) подошел как-то ко мне... Это перед Днем театра было, который отмечают 27 марта, а я к тому времени в больнице пролежал месяц. Мне стало получше, и вот он говорит: «Ясно, что это зараза какая-то, но что именно (а он консилиум накануне собрал. - Ю. С.), определить мы не можем. Мой тебе совет: иди отдыхай на даче»...
- ...и все как рукой сняло?
- Вы знаете, да. Я выписался, поехал на дачу, меня еще дня два полихорадило, и все, и жена мне тогда это кольцо принесла, потому что кто-то ей посоветовал. Я не допытывался: кто и что сказал, что за камень, - достаточно того, что оно старинное, и с тех пор его не снимаю.
- И не лихорадит больше?
- (Смеется).
- Раз уж зашла речь о талисманах, не могу не спросить: это правда, что вы играли «Дядю Ваню» в галстуке Игоря Ильинского?
- Да, так просто получилось. Мою мать в «Дяде Ване» играла Татьяна Санна...
- ...Еремеева, вдова Ильинского?
- Да, мы репетировали, а новые костюмы я не люблю. «Принесите-ка что-нибудь из подбора, лучше мы перешьем», - попросил (там материал другой, понимаете?). Костюмеры мне выложили то, это... «А галстуки?» - уточнил. «Ну, вот...». Я огорчился: «Не то», а у Чехова написано, что галстук должен быть васильковый, и однажды, уже на прогоне, Татьяна Санна осторожно в мою дверь постучала (она очень интеллигентный человек): «Юрий Мефодьевич, вот галстук Игоря Владимировича - может, он вам подойдет?». Я посмотрел - по цвету точно: сразу его надел и больше 10 лет играл только в нем. Как-то однажды в костюмерной его затеряли, так я думал, что отменю спектакль, - к счастью, его нашли. Мы, артисты, ненормальные люди - во всяком случае, иногда такими бываем.
- У вас до сих пор живет много собак?
- Три, и четыре... нет, пять кошек - сейчас вот котенок еще. К сожалению, одна собака - подобранная дворняга по кличке Яшка погибла в августе. Яшка восемь лет у нас прожил: у него какая-то болезнь непонятная была - заворот кишок, а с чего - никто понять не мог, но внучка через неделю подобрала щенка - ему уже шесть месяцев.
«АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА» ПРОРУБИЛ МНЕ ОКНО В ЕВРОПУ, А «ДЕРСУ УЗАЛА» - В МИР»
- В последнее время вы, к сожалению, редко снимаетесь в кино - разве что в «Московской саге» была крупная роль. О том, что мало востребованы, сожалеете? - форма-то есть...
- Конечно, хотелось бы сделать что-то еще, и предложения имеются. Я уже было начал сниматься в одном фильме - сценарий хороший, партнеры прекрасные, но, к сожалению, жара подвела - я ее не выношу, а так скоро выйдет на большой экран картина, где роль небольшая, но тема, мне кажется, нужная. Я там играю известного, популярного артиста прежних лет, того еще государства, который сейчас никому не нужен...
- ...не при вас будь сказано...
- Да, живет он в деревне, и эта история меня как-то очень задела, потому что таких людей знаю. Мы им помогаем как можем, но решить проблему кардинально не в наших, увы, силах...
- Смотрите ли вы сейчас свои ленты 70-80-х годов?
- Редко-редко. Жена иногда сообщает: «Сегодня твой фильм первый показывали». - «А что ж ты мне не сказала?» - спрашиваю. «Да было, - говорит, - два часа ночи, ты спал». Она же видит, что я прихожу усталый, и уже не будит, а сама долго не может заснуть, поэтому смотрит, и каждое утро я от нее слышу: «Ты знаешь, такая картина шла!» - и дальше следует пересказ содержания. «Ты хотя бы разбудила», - ворчу, а она в ответ: «Да ладно, я-то все равно бессонницей маюсь, а ты, раз дал Бог, спи».
Если и удается что-нибудь посмотреть, то случайно, и расскажу вам историю - не подумайте только, что я это придумываю. Недавно мне надо было в больнице провериться, спокойно анализы сделать, а я человек, в общем-то, здоровый, и вот лежу - делать нечего...
- ...щелкаете каналы...
- ...гляжу все, что показывают...
- ...расстраиваетесь...
- Ой, насмотрелся такого, что невмоготу стало, - выключил, а потом вдруг вспомнил, как в первом своем фильме снимался - «Бессонная ночь». Чего он в голову мне влетел, не знаю, но я машинально опять включил кнопку отдохнувшего пульта и не поверил своим глазам: идет эта картина - по восьмому или еще какому-то каналу российскому. Вот что это? Интуиция?
- Посмотрели его?
- Целиком, благо почти сначала включился, а там Грибов снимался, Меркурьев, Любезнов, Самойлов Евгений Валерианович...
- ...какие актеры грандиозные!..
- ...Сазонова - она тогда только начинала в кино играть, Юра Медведев, Карнович-Валуа, Тутышкин - большая плеяда, и я досмотрел до конца. Сейчас, кажется, что-то можно и по-другому было бы сыграть, но это же первый фильм... До сих пор для меня загадка: что дернуло телевизор включить? - но у меня так часто бывает.
- Когда вы видите себя в роли капитана Кольцова - подтянутого, молодого, красивого, щеголеватого, - какие у вас ощущения возникают?
- Ну, я и сейчас не хуже (смеется). Думаю, что остался красивым, в форме, а то, что не молод, - ну что ж, всему свое время. Кстати, к «Адъютанту его превосходительства» отношение у меня особое, потому что он прорубил мне окно...
- ...причем большое...
- ...в Европу (а «Дерсу Узала», можно сказать так, - в мир). Тогда же были соцстраны: ГДР, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Югославия, - и фильм этот везде шел, его до сих пор помнят. К слову, в Чехословакии, когда я играл у них в спектакле царя Федора, мне ребята (в шутку, естественно, но с душой) преподнесли подарок. Актер Яромир Ганзлик - он там царя Федора играл, а потом у нас, мы с ним менялись сценами - сказал: «Мы знаем, что тебя не пустили на вручение «Оскара», поэтому хотим исправить несправедливость», и вдруг достал «Оскара» - игрушечного, а второго - вон он стоит! - мне наш актер Виталий Коняев откуда-то из Канады привез.
- Таким образом, у вас теперь, чтобы обидно не было, целых два «Оскара»...
- Да, и теперь я могу сказать, что оскароносец...
- ...в квадрате. Я благодарен вам и за праздники, которые своим искусством вы нам дарили и дарить продолжаете, и за прекрасную беседу. Понимаю, что эти стены и вдохновляют, и лечат, и продлевают жизнь, и все-таки знайте, что мы, ваши поклонники, желаем вам долгих лет!
- Спасибо, а напоследок от имени миллионов зрителей, которые ко мне обращаются, хочу о наших отношениях с Украиной порассуждать. Мы, россияне, не представляем себя с нею врозь - думаю, как и большая часть украинского народа (я называю его так, не подразделяя на национальности). Раньше всегда говорили: этот человек из СССР, так что же мы нынче такие неловкие - не попадаем в унисон: все какие-то сложности у нас возникают, хотя как один народ добрый и хороший, так и другой, и мы тоже из-за всех этих газовых ситуаций переживаем и понимаем, что будет, если не удастся вдруг договориться.
Малый театр всегда тепло принимали в Украине - через каждые два года на третий мы обязательно приезжали в Киев на гастроли. У нас это было заведено: Украина, Ленинград, Прибалтика, а на четвертый год выезжали в Екатеринбург, Новосибирск - вот так республики и регионы меняли всегда, поэтому я абсолютно уверен: немножечко подебоширим, а потом все равно разум восторжествует.
Я обойти эту тему не мог, потому что слышу разговоры на улице, у нас в коллективе. Мне же с разными категориями людей общаться приходится: и с теми, кто приезжает сюда из Украины работать, - и все говорят одно. В общем, вы понимаете, о чем я, поэтому от имени коллектива Малого точно могу вас заверить: наши взаимоотношения с украинскими коллегами не изменились, и если политики найти общий язык не сумеют, если станет совсем плохо, за дело возьмется дипломатия театральная, и тогда будет порядок. Не случайно же, как я уже не раз на своем веку убеждался, в самые непростые моменты люди вспоминают, что существуют театры, искусство, культура...
Киев - Москва - Киев


















Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий СОЛОМИН: «Почему Виталий так рано умер? Многие актеры уходят в таком возрасте: инсульт-инфаркт, инсульт-инфаркт — все это от неустроенности»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Я пренебрежительно, наплевательски, можно даже сказать, преступно к своему прошлому отношусь, и однажды так себе надоел, так обрыдло натыкаться на старые костюмы, обувь, огромные картонные ящики с сотнями килограммов черно-белых фотографий, что развел костер и маленькое сожжение Джордано Бруно устроил. Много всего сгорело, о чем абсолютно сейчас не жалею...»
42-летняя супруга Александра ПОРОХОВЩИКОВА Ирина повесилась в подвале фамильного особняка
«Бульвар», да не тот
Первая леди России Светлана Медведева шокировала итальянцев, сняв целиком пятизвездочный SPA-отель
Алексей Серебряков эмигрировал в Канаду
Наташа Королева опровергла слух о беременности
Светлана Лобода ограждает дочку от лишнего внимания
ЛОЛИТА: «Как жили, так и живем. Как относились друг к другу, так и относимся. Вроде и строим Родину, а она все в каком-то недостроенном находится состоянии»
Если так красивы женихи и невесты, откуда берутся отвратительные мужья и жены?
Соловей-Разбойник
Владимир ГРИШКО: «Я вважаю, це гарний показник, що в Гришка аншлаги, як у Ваєнги i Михайлова, — чим ми гiршi?»
Лариса ДОЛИНА: «Сильная женщина нуждается в мужчине, с которым может позволить себе быть слабой»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги