Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Я пренебрежительно, наплевательски, можно даже сказать, преступно к своему прошлому отношусь, и однажды так себе надоел, так обрыдло натыкаться на старые костюмы, обувь, огромные картонные ящики с сотнями килограммов черно-белых фотографий, что развел костер и маленькое сожжение Джордано Бруно устроил. Много всего сгорело, о чем абсолютно сейчас не жалею...»
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Мне кажется, причина здесь не одна. Во-первых, чрезвычайно красивый тембр голоса и необычная манера исполнения, которые завораживают сразу и запоминаются навсегда. Во-вторых, фантастическая энергетика, которую артист излучает, и то, что сейчас принято называть креативом, ведь все, что делает и показывает Валерий Яковлевич - от песен до видеоэффектов, клипов, танцевальных номеров и сценических нарядов - уникально и эксклюзивно, подобного нет нигде. Ну и, наконец, в-третьих, конечно же, интеллект и интеллигентность, которых, как говорится, никто еще не отменял - в том числе в шоу-бизнесе.
Ни одной пустой, бессмысленной, мимолетной песни. Ни малейшего проявления неуважения к публике. Никаких признаков звездности и настоящая, врожденная, можно сказать, даже патологическая порядочность: именно она толкала Леонтьева в 85-м в Афганистан (где певец не только выступал, но еще и общался с тяжелоранеными, пытаясь подбодрить и поддержать морально) и в 86-м - в Чернобыль, где вместо одного запланированного концерта Валерий Яковлевич отработал три. Последний из них - под открытым небом, всего в нескольких километрах от аварийного реактора - длился с полуночи до шести утра, потому что все пожарные, медики и военные хотели услышать Леонтьева, а он, глядя на их лица и нарисованные на бумаге букеты (живые цветы дарить было нельзя), просто не мог себе позволить уехать.
В том, что этот человек имеет статус звезды первой величины и завоевал сердца миллионов слушателей и зрителей, нет ничего удивительного - удивительно, пожалуй, другое. К примеру, то, что выдающийся артист, 13 лет проработавший в филармонии украинского города Ворошиловграда (ныне Луганска) и получивший звание заслуженного артиста УССР еще в 80-е годы, народным стал только в Российской Федерации...
![]() |
| Валерий Леонтьев родился в поселке Усть-Уса Коми АССР, в семье ветеринара-оленевода, 1953 год |
«МАНСИ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ, НАСЕЛЯЮЩИХ КРАЙНИЙ СЕВЕР, НО НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ НЕ ИМЕЮ: МАМА - УКРАИНКА, А ОТЕЦ - ПОМОР»
- Да, Валерий Яковлевич, где мы только ни делали интервью, и вот сегодня - в Санкт-Петербурге. Три вечера подряд вы выступаете в самом большом зале северной российской столицы - «Октябрьском», и три вечера подряд - сумасшедшая энергетика и аншлаги. Сейчас, во время кризиса, когда люди редко куда-либо ходят и залы у ваших коллег полупусты, у вас по-прежнему так много зрителей. За счет чего, как думаете?
- Ой, Дима, мне почему-то кажется, что кризис уже сворачивается, идет, во всяком случае, к концу, и судя по залам это действительно так - общество начинает выпутываться из состояния растерянности, безысходности, безнадеги. Недавно я побывал в Германии (была большая, по восьми городам, поездка) и могу сказать, что наша эмиграция довольно активно посещает концерты любимых артистов. Я, к счастью, вхожу в их число, а до Германии мы выступали в 12 городах Украины, где, в общем-то, тоже, когда я отправлялся на «Разноцветные ярмарки» в зал, пустых стульев не замечал. Традиционно туда выходил, чтобы где-то устроиться...
![]() |
| В начале 60-х семья Леонтьевых переехала в город Юрьевец Ивановской области, где Валерий окончил школу |
- ...а негде!
- Да, и приходилось как попало садиться: на чьи-то колени, на спинки сидений... Все это говорит о том, что история с кризисом заканчивается, потому что и похуже бывало, а что касается Ленинграда... Знаешь, «Санкт-Петербург» у меня до сих пор с трудом выговаривается, потому что Ленинград у всех нас уже в генах, к тому же здесь у меня какие-то исключительные сложились с публикой отношения. Начинались они в самые трудные годы, в разгул, что ли, советской власти, в разгар строительства коммунизма, тем не менее ленинградские коммунисты были настроены ко мне очень терпимо, добродушно и на центральной концертной площадке города позволяли побушевать. Мало того, когда был строжайший запрет на продукт под названием «Леонтьев» в Москве...
- ...Киеве...
- ...и даже в Ялте, в Питере мне было дозволено все.
- Ваши биографы пишут, что вы родились в деревне Усть-Уса Коми АССР в семье манси-оленеводов...
- Манси, прости, это...
- ...народность такая: ханты, манси...
![]() |
| На летних каникулах Валера часто гостил у родственников в Анапе. Со старшей сестрой Майей, ее мужем Георгием Рудым и их сыновьями Игорем и Юрием |
- Ага, теперь ясно: услышал знакомую фонетику и понял, что это одна из народностей, населяющих крайний Север, но никакого отношения к ней не имею. Мама моя, например, в селе Софиевка Петромихайловского района Запорожской области (ныне райцентр Вольнянск. - Д. Г.) родилась.
- Украинка?
- Да, а отец, Яков Степанович, - помор, из деревни Данилово Архангельской области, но поскольку он был ветеринарным врачом и специализировался на копытных, а именно на оленях, его, естественно, таскали в командировки по районам крайнего Севера.
- «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»?
![]() |
| С подругой юности, начало 70-х |
- (Кивает). «Увезу тебя я в тундру...», да.
- Я читал о специальностях, которые вы освоили, и был поражен: не думал, что такое вообще возможно. Подсобный рабочий на кирпичном заводе, электрик, чертежник, почтальон, тесемщик-смазчик на льнопрядильной фабрике, а особенно мне понравилось - оператор налива на Ворошиловградском молочном заводе № 11...
- Ну, это уже чушь какая-то - оператором разлива (смеется) работать случалось, но налива, да еще на молочном заводе?
Ты мои специальности перечислил... Надо было чем-то кормиться - вот и кормился тем, что попадалось под руки и под ноги, а тесемщик-смазчик вообще потрясающая должность, на которой я задержался на целых два года. Льнопрядильное производство, мокрый цех (так называемый цех мокрого прядения), и под его агрегатами ты смену с огромным лежишь шприцем, в котором заряжен солидол, и прокачиваешь им узлы, чтобы веретенные ряды с равномерной вращались скоростью... Долго, в общем, рассказывать, да и кому это надо?..
- Как человек основательный, вы к этому подходили серьезно, ответственно - правда?
- А как же - профессия требовала! Когда я уволился с фабрики, примерно полгода еще вымывал солидол (потирает ладони): тяжелые смазочные материалы, такие, как солидол и нигрол, проникают глубоко в поры и с большим трудом вымываются - надо изо всех сил долгое-долгое время мочалкой тереть.
«В СТАРЫХ ЗАПИСЯХ КАЖУСЬ СЕБЕ НЕВЕРОЯТНО НЕЛЕПЫМ, ИНОГДА ТРОГАТЕЛЬНЫМ, НО НИКОГДА - ГЕРОИЧНЫМ, И УЖ ТОЧНО НИКОГДА НЕ КАЖУСЬ САМОМУ СЕБЕ ЗВЕЗДОЙ»
![]() |
| С поэтом Робертом Рождественским. Песня «Река детства» на стихи Рождественского вошла в первый студийный альбом Леонтьева «Муза», вышедший в 1983 году |
- Все, кто вас знает, едины во мнении, что вы исключительно порядочный (что в шоу-бизнесе крайне редко случается) и за всю свою жизнь не обидели даже мухи, а вот вас обижали часто?
- Наверное, да, хотя обиды я не считал, не записывал. Самое интересное, что неприятности, драмы, трагедии, препятствия, казавшиеся непреодолимыми и неисправимыми, которые, конечно, в те далекие годы были, теперь смешными кажутся и нелепыми.
- Помните какую-то ситуацию, когда от обиды плакали?
- Честно говоря, нет, но плакал наверняка. Связаны эти моменты были, разумеется, с бесконечными худсоветами, вырезанием из тех или иных телепрограмм, когда средоточие всех жизненных стремлений заключалось в том, что сейчас в новогоднем «Огоньке» ты появишься. Я садился, включал телевизор, собирал свой коллектив, предупреждал друзей и знакомых: «Смотрите меня сегодня примерно через 40 минут от начала» - и... ничего не происходило. Разумеется, было обидно, и очевидно, до слез, но теперь, еще раз повторяю, уже ничего не помню.
- Есть такой чудный канал «Ностальгия», где показывают периодически старые-старые записи...
![]() |
| С Игорем Тальковым Валерий дружил и сотрудничал в конце 80-х. Записал его песни «Примерный мальчик», «Друзья-товарищи» и «Память» |
- ...да-а-а...
- ...а вот вы домашний видеоархив собираете?
- Нет - я пренебрежительно, наплевательски, можно даже сказать, преступно к своему прошлому отношусь.
- Сознательно?
- Нет, хотя однажды сознательный поступок таки совершил. Я себе тогда так надоел (это еще в деревне Валентиновка произошло под Москвой, где у меня была дача), так обрыдло натыкаться на свои старые костюмы, обувь, огромные картонные ящики с сотнями килограммов черно-белых фотографий, что развел костер и маленькое сожжение Джордано Бруно устроил (смеется). Много всего сгорело, о чем абсолютно сейчас не жалею.
- Избавлялись от старой жизни?
- Избавлялся от хлама, и когда спрашивают, обижали меня, не обижали... Все это уже, Дима, смешно, а когда канал «Ностальгия», тобой упомянутый, случается иногда смотреть, кажусь себе невероятно нелепым, иногда трогательным, но никогда - героичным, и уж точно никогда не кажусь самому себе звездой.
- Многие ваши коллеги, имея в репертуаре два-три-четыре суперхита, ездят на них десятки лет - некоторые до сих пор собирают залы, и все нормально, нового ничего не ищут. Вы, исполнив такое количество великолепных песен, записываете постоянно новые и, на мой взгляд, несколько наплевательски относитесь к старым: любимые народом хиты вами отнюдь не любимы. Я ошибаюсь?
![]() |
| Перед концертом. Солист «Верасов» Александр Тиханович, лидер группы «Ариэль» Валерий Ярушин, Михаил Жванецкий, Валерий Леонтьев, ударник коллектива «Ариэль» Борис Каплун и Юрий Антонов, 1981 год |
- И да, и нет, потому что некоторые так называемые хиты я записывал, наступая себе в буквальном смысле на горло.
- Например?
- Ну, тот же «Полет на дельтаплане» меня уговорила записать замечательная женщина, музыкальный редактор на радио, Джульетта Максимова - она давно эмигрировала. (Грустно). Все нормальные люди, по-моему, уже эмигрировали... Эта мелодия изначально была лейтмотивом в фильме «Родня», где в главной роли Нонна Мордюкова...
- ...Никита Михалков этот фильм снял...
- ...да, и Джульетта сказала: «Потрясающая пропадает тема! Эдик Артемьев (композитор. - Д. Г.) не против, если бы кто-нибудь сочинил стихи и ты эту песню бы спел». Я долго ломался (ворчит): «Не хочу, не буду», упирался, чем-то свой отказ мотивировал, но, в конце концов, в 81-м году записал - вот пример того, что было сделано мной через силу.
- Видите, а Советский Союз от этой песни упал!
- Был еще один пример, когда мои же музыканты долго уговаривали меня записать песню Раймонда Паулса «Исчезли солнечные дни» - я очень не хотел этого делать, потому что это был, по-моему, 85-й год, мне исполнилось 36 лет, но выглядел я совсем пацаном, и мне казалось, будет чудовищное несоответствие между внешним обликом артиста и содержанием песни.
![]() |
| Дуэтная песня Пугачевой и Леонтьева «Лучше поздно, чем никогда» в 1982 году была очень популярна |
(Напевает): «Пусть у меня на волосах лежит, не тая, снег...» - ну какой «снег», кто поверит? Я почему-то считал, что эта песня достойнее прозвучит в устах Кикабидзе или Кобзона, однако музыканты настаивали: «Пиши, пиши, это хитяра!» - я поворчал, но их послушал.
- Сегодня, вспоминая о том своем отношении к этим песням, не очень любите их исполнять?
- Ну почему? Люблю. Публика заставила меня по третьему, по четвертому разу их полюбить, и я только периодически очередность меняю: вместо «Ярмарок» пою «Дельтаплан», вместо «Дельтаплана» - «Исчезли солнечные дни», потому что, честно говоря, в очень сложном нахожусь положении, когда программы свои составляю. Необходимо просто четко пропорции соблюдать между старым и новым, и если слишком увлекусь старыми и любимыми песнями, в фойе после концерта можно будет услышать: «Совсем обленился! Несет эту чушь свою - «Дельтаплан», «Ярмарки», «Исчезли солнечные дни»... Туда еще надо «Зеленый свет», «Куда уехал цирк» отнести и тому подобное, но то же самое произойдет, если крен будет в другую сторону, что случалось со мной, когда выходил и 17-20 новых песен, как в программе «По дороге в Голливуд», исполнял. На улице люди будут противоположное высказывать мнение: «Ну что такое, что за ерунду он поет - а где же хорошие, надежные песни?».
- Проверенные...
- Да, поэтому удел известного артиста, который имеет в своем багаже много любимых песен, - балансировать на грани: мне это то удается, то не удается.
- Это правда, что когда-то вы хотели неаполитанские песни исполнять?
- Хотел и пел - в детстве: и «Джамайку», и «Санта-Лючию», и еще что-то из репертуара Робертино Лоретти, когда голосовые данные позволяли и я звучал примерно как он. Это еще в школе было...
«ПУГАЧЕВА СКАЗАЛА: «ЗНАЕШЬ, Я ЗАПИСАЛА «ПАРОМЩИКА», И Я ПОНЯЛ, ЧТО ОНА ПРАВА»
![]() |
| «Мне кажется, Пугачева настолько самостоятельна, самодостаточна и интересна, что все эти годы могла не опасаться конкуренции ни с чьей стороны» |
- Видный теоретик советской эстрады, а в прошлом - знаменитый композитор Эдуард Ханок сказал мне: «Леонтьевское «Танго разбитых сердец» - своеобразный реквием артистам, а слова «жизнь пронеслась, как сверкающий бал...» подчеркивают то, что гуляла на этом балу Пугачева, а сам Валерий Яковлевич туда не попал, ибо оказался ее хоть и блестящей, но все же тенью». Ханок также утверждал, что все эти годы главным конкурентом Пугачевой были и остаетесь вы - с такой точкой зрения вы согласны?
- Не знаю... Очень трудно с ней согласиться - мне кажется, Пугачева настолько самостоятельна, самодостаточна и интересна, что все эти годы могла не опасаться конкуренции ни с чьей стороны.
- Тот же Эдуард Ханок сказал мне, что знаменитая песня «Паромщик» была написана Игорем Николаевым специально для вас...
- ...это правда...
- ...и вы ее даже спели...
- ...да, пел в 85-м в концертах...
- ...а когда Алла Борисовна услышала эту вещь в вашем исполнении, она якобы за ночь ее записала и быстренько выдала в эфир - это так или нет?
![]() |
- Ну, наверное, так примерно и было, потому что поначалу у меня были сольники опять же в Санкт-Петербурге, в «Октябрьском», и Игорь привез мне три песни: «Паромщик», «Комарово»...
- ...и «Комарово»?
- Да, а третьей была «Старый боцман», которую никто до сих пор не знает. Я моментально все разучил, и мы стали исполнять эти вещи в майских концертах (в архивах до сих пор хранятся программы выступлений Валерия Леонтьева и его группы «Эхо», подтверждающие, что песню Николаева и Зиновьева «Паромщик», прошедшую все худсоветы, артист исполнял почти год - на гастролях в Ленинграде, Куйбышеве, Благовещенске, Хабаровске, Грозном и дважды - в июне и октябре 1985-го - в больших концертах в Москве. - Д. Г.).
- Неужели «Комарово», которое Скляр прославил, вы пели?
- Ага! Я помню май 1985 года, когда Лиговский проспект был закрыт из-за моих сольников для трамвайного движения во избежание...
- ...столпотворений...
- ...травматических случаев и так далее - это было для меня так удивительно! Фойе концертного зала «Октябрьский» выходит на Лиговку - стеклянная большая стена, и директор Эмма Васильевна Лавринович (она приходила часа за два до концерта на репетицию, а я репетировать обожал, я и сейчас репетицию больше люблю, чем концерт, потому что все еще можно перевернуть и исправить, а во время выступления ничего уже не изменишь) спросила: «Хочешь на площадь взглянуть?». В пять часов вечера она вывела меня в фойе, и я обалдел: людей было столько, будто они Зимний пришли брать! Я поверить не мог...
- ...«Неужто они все ко мне?!»...
![]() |
| Песню «Коктейль любви» Аллегрова и Леонтьев всегда заканчивают долгим поцелуем, 2005 год |
- ...да, что это каким-то образом меня касается. Мы репетировали, придумывали на «Паромщика» номер, устраивали на сцене переправу, режиссер «Октябрьского» вызывал из Кронштадта сигнальщиков, и они в каких-то сценах участвовали... Здесь же я запустил и «Комарово», поскольку это питерская тема, и «Старого боцмана», но потом... Не знаю уж, как отношения между Пугачевой и Николаевым складывались, но я его понимаю.
- Вас просто поставили перед фактом, что петь будет она?
- Да, но это певица, которая сделала Игоря как композитора...
- ...согласен...
- ...устроила его жизнь, и даже если бы он считал, что единственным исполнителем «Паромщика» должен быть я, не мог ей перечить.
- Он что же, пришел к вам со словами: «Валера, извини»?
- Нет, пришла она.
![]() |
| С Ириной Аллегровой в Майами |
- Сама?
- Да, и сказала: «Ты знаешь, у меня на этого композитора приоритет, и я записала «Паромщика».
- А вы что ответили?
- Я понял, что она права: ну, записала - и записала.
- Тогда у меня вопрос: как вы могли упустить такую песню, как «Комарово»? - это же сумасшедший хит!
- Просто в то время мы активно работали с Раймондом Паулсом, и как-то наплевать было: одним хитом больше, одним меньше...
- Потрясающе, но тему «Паромщика» я, с вашего позволения, продолжу. В один из дней рождения Аллы Борисовны в Кремле состоялся концерт «Сюрприз для Аллы. Старые песни от главной», и вы вышли петь эту песню. Естественно, все артисты работали под фонограмму - была телесъемка, и вдруг фонограмма остановилась...
- ...моя (смеется)...
- ...один раз, потом второй...
![]() |
| Леонтьев прошел фотопробы на роль Христа в картине Николая Мащенко «Иисус Христос. Суд», но от роли отказался, 1983 год |
- Я эту историю помню.
- После этого Пугачева поднялась на сцену...
- ...меня выручать, спасать ситуацию, и на третий раз мы уже живяка дали.
- Это была случайность, как думаете?
- Мне кажется, да - я не склонен кого-то подозревать, обвинять и что-либо выяснять...
«ИРУ АЛЛЕГРОВУ Я ЛЮБЛЮ: ОНА СТАЛА КАКОЙ-ТО НАСТОЯЩЕЙ, КРЕПКОЙ И ОЧЕНЬ ПРАВДИВОЙ В ЛЮБОМ СВОЕМ ПРОЯВЛЕНИИ, В КАЖДОЙ НОТЕ»
- Величайший, на мой взгляд, артист Муслим Магомаев как-то назвал вас классиком советской эстрады, а на концерты кого из коллег классик сегодня ходит?
- Однажды летом в Геленджике был у Иры Аллегровой.
- Вам это интересно?
- Ну да. Мы же по Черноморскому побережью мечемся - пять-десять человек от силы...
- Ищете, где бы позагорать?
![]() |
| София Ротару вручает Валерию Леонтьеву диплом победителя фестиваля «Крымские зори». Ялта, 1979 год |
- Нет (смеется), начиная с июня и заканчивая сентябрем коллеги, которые делают сборы, ездят по Крыму да по Кавказу, все время пересекаются, но редко бывает, допустим, так, что у меня случился в Геленджике выходной, а у Иры - концерт. Я вообще ее люблю, она очень...
- ...настоящая...
- ...хорошая, без камня за пазухой, и я к ней поехал. Увиденное произвело на меня большее впечатление, чем ее московский сольник в «России», на котором я был лет семь-восемь назад. Ира стала тверже стоять на ногах, что ли...
- У нее просто тогда период был неудачный...
- Ну, не могу сказать, что причина - какие-то беды или жизненные неурядицы, но она действительно стала какой-то настоящей, крепкой и очень правдивой в любом своем проявлении, в каждой ноте. Мне очень понравился концерт, а еще - неожиданный «спецэффект», который ему сопутствовал. Был страшный ветер, сносило буквально все, кулисы где-то в небе летали, юбки и платья - то же самое. Ира, короче, тщетно боролась с подолом (смеется), но все было очень здорово.
На кого я еще хожу? Даже не знаю... Очень-очень давно был на выступлении Пугачевой в Майами: грех было не пойти, потому что вроде соседи, к тому же я Пугачеву люблю во всех ее проявлениях, а еще не отказал себе в удовольствии увидеть Мадонну - люблю смотреть на больших звезд, чтобы провести эдакий тест...
- ...и понять, где вы?
- Нет, не поэтому. Большую звезду мы видим, как правило, сделанную телевидением: колоссальный крупный план, изобретательнейшая работа на монтаже, шикарный свет...
![]() |
| В Кабуле зимой 1985 года. «Чтобы в 85-м запеть: «Воронка и еще воронка — сквозь лет разлом. Зачем стучишься, похоронка, в панельный дом?», наверное, надо было быть достаточно отчаянным» |
- ...декорации, спецэффекты...
- ...чудеса визажистов... В итоге происходит что-то невероятное: посмотрев клип, мы бежим покупать билет, приходим на концерт - и Боже мой!
- Спрашиваем себя: «Что это?..
- ...Кто это? Видимо, недоразумение» - с этой вот точки зрения всегда интересно пойти на концерт раскрученного артиста.
- Мадонна не разочаровала?
- Нет, она стоит каждого хлопка и каждого восторженного слова, сказанного в ее адрес!
- Вы же и на концерте Леди Гаги были...
- Ходил.
- Как впечатления?
- Знаешь, очень не хотелось разочарование испытать. Персонаж, конечно, масс-медиа сделанный, но надо признать, что внутренне той высокой планке, которую масс-медиа перед ней поставили, соответствует.
«ЛЕГЧЕ СЕБЕ ВОПРОС ЗАДАВАТЬ, ГДЕ И В КОМ ТЫ ВОПЛОТИШЬСЯ, КАКИЕ УВИДИШЬ КАРТИНЫ И КАКИЕ ПОЗНАЕШЬ МИРЫ, ЧЕМ ДУМАТЬ О ТОМ, КАК БУДУТ ПОЕДАТЬ ТВОИ ТКАНИ ТУПЫЕ ЧЕРВИ»
- В ту минуту, когда узнали, что умер Майкл Джексон, что испытали? Свои ощущения помните?
- Помню, это было в Майами. Наши с Люсей знакомые купили дом и позвали его посмотреть - ну, что-то типа новоселья устроили. Часов пять вечера, яркое солнце, колоссальный дизайнерский пейзаж, вокруг бассейна десятки тонн песка привезены и насыпаны, рядом - пляж, и вот мы бродим по этому пляжику, и одна подруга наша, Марта, звонит и сообщает: «Джексон умер». - «Да ну, - говорим, - какое-то залепилово». Перезваниваемся с другими знакомыми, и все подтверждают, что да, и как-то сразу и песок потемнел, и день померк... Я долго не мог свыкнуться с мыслью, что этот талантливейший из людей, сгусток энергии, света, позитива прекратил свое физическое существование, и снова начал внушать себе, как я это часто делаю: «Нет-нет, на этом жизнь не заканчивается, она обязательно будет где-то каким-то образом продолжаться!».
![]() |
| С Русланой Писанкой и Дмитрием Гордоном на съемках клипа «А ми удвох», 2004 год Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- В загробную жизнь верите?
- (Задумчиво). В загробную?
- Какое-то слово плохое...
- ...с эмоциональной точки зрения, наверное, неправильно окрашено.
- Ну, тогда в иную, другую?
- Да, так проще, полегче себе вопрос задавать, где и в ком ты воплотишься, какие увидишь картины и какие познаешь миры, чем думать о том, как будут поедать твои ткани тупые черви.
- Кстати, насчет тупых червей: многие считают, что жизнь артиста безоблачна, а между тем вы и летаете столько, и ездите - это же постоянный риск...
- (Вздыхает).
- Правда ли, что однажды прямо на сцене на вас 100-килограммовая штанга упала?
- Да, тот редкий случай, когда правда (улыбается). Это 86-й год, какое-то концертное предисловие к Играм доброй воли, и по этому поводу устраивали в Олимпийском бассейне концерт. Александра Николаевна Пахмутова с Николаем Николаевичем Добронравовым написали мне песню - то ли «Алый парус», то ли «Алая заря»...
- «Алый парус», наверное...
- Ну, что-то такое, на тему спорта, и в общем, посреди бассейна был выставлен «поплавок», на котором все и происходило. Передо мной акробаты номер показывали: он висел на коленях на трапеции, у нее был загубник, и она, значит, на загубнике этом вращалась - ну, как обычно. Циркачи отработали, трапеция спустилась, они откланялись, дальше объявили меня, а штанга стальная, на которой крепится все это сооружение, такой своеобразный ротор, который вращается (ему задается вращение электромотором), осталась, и пока я пел свой «Алый парус» или «Алую зарю», почему-то оторваться решила - 96 (!) килограммов: пролетела рядом со мной, пробила пластмассовый поплавок и благополучно утонула на дне бассейна. Я ничего не понял, допел и ушел, а потом мне объяснили, что это было, и даже к медали представили.
- Да вы что?
- «За трудовую доблесть» (улыбается), но решили не награждать, поскольку не убило же, не покалечило - нечего баловать. Так и остался тогда неотмеченным...
- Вы, я знаю, вдумчивы и наверняка впечатлительны... Однажды вы рассказали мне, как, прилетев впервые в Афганистан, увидели, что в самолет, из которого выходите, загружают гробы...
- Это было первое мое впечатление - я, собственно, за ним туда и поехал. Это опять же 85-й достопамятный год, опять Игорь Николаев с песней «Афганский ветер»...
- ...потрясающая вещь!..
- ...да, колоссальная...
- «Не в 41-м под Калугой, где холм высок...».
- Да, и чтобы в 85-м запеть: «Воронка и еще воронка - сквозь лет разлом. Зачем стучишься, похоронка, в панельный дом?» (это стихи Николая Зиновьева), наверное, надо было быть достаточно отчаянным.
Премьера песни состоялась опять-таки в Санкт-Петербурге, а на следующий день Эмма Васильевна с головной болью пришла: «Отдел культуры обкома на ушах! Ты что? Зачем оно тебе? Убери!», и действительно я был вынужден эту вещь не петь, потому что могли перекрыть гастроли, но попросился в Афганистан. Практика ездить туда с концертами уже существовала, и первое, с чем там столкнулся... Мы прилетели на Ту-134, стали выгружать из багажника аппаратуру, реквизит, смотрим - а на их место заносят гробы...
- ...цинковые...
- ...да, и я тут же ответ на свой вопрос получил. Точнее, вопроса у меня не было, я с самого начала знал: все эти разговоры о войне - правда.
«Я ПОЗВОНИЛ СТРУГАЦКИМ, ПРЕДСТАВИЛСЯ И СКАЗАЛ: «ОЧЕНЬ ХОЧУ ИГРАТЬ МАЛЫША - ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?»
- Вы очень начитанный человек, а сейчас что читаете?
- Вопрос на засыпку, потому что на жанре и на имени автора, если только это не какие-то...
- ...классики...
- ...я не зацикливаюсь. Недавно, к примеру, закончил читать детектив, где использован литературный прием, которого прежде я не встречал. Называется книга «Клара и тень» (автор - Хосе Карлос Сомоса, кубинский писатель. - Д. Г.), а пленила она тем, что речь в ней идет о современном искусстве, когда картины пишутся не на полотнах, а на живых людях, то есть создается, допустим, образ Христа, но не на холсте, а на человеке, который «работает» как бы картиной - его расписывают под Иисуса, и по контракту он по восемь часов в день висит на кресте у кого-то дома.
- Раньше вы любили фантастику...
- А я и сейчас люблю, просто ее стало так много и она в большинстве своем настолько бездарная, неяркая и настолько потеряла себя как жанр, что редко испытываю удовольствие от какой-то прочитанной книги.
- Вам Стругацкие нравятся?
- Из наших - да, конечно.
- Встречались с ними когда-нибудь?
- Лишь однажды, в начале 80-х, когда был совершенно пленен и потрясен героем их повести «Малыш» - ребенком чужой цивилизации, найденным земными учеными, - набрался смелости, позвонил и уже не помню, с кем говорил - с Аркадием Натанычем или Борисом Натанычем...
- Все-таки позвонили?
- Да, мне нашли их номер, я представился и сказал: «Очень хочу играть Малыша - теоретически это возможно и, если да, что для этого нужно?». В ответ услышал: «Сценарий мы отдали в Чехословакию, на киностудию «Баррандов», и там уже снимают кино» (телефильм под названием «Неназначенные встречи» вышел на экраны в 1994 году, но широко известным не стал. - Д. Г.). Это был мой единственный с ними контакт...
- В космос вы полететь никогда не хотели?
- О-о-о (смеется), хотел!
- Сейчас столько возможностей это сделать - богатым, имею в виду, людям...
- Я недостаточно, чтобы слетать на свои деньги, богат, но в командировку отправиться мог - в 91-м или 92-м.
- Каким образом?
- На станции «Мир» планировались съемки фильма по книге Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры», и мы вчетвером пробовались: Стеклов, Певцов...
- ...Кашпировский, я знаю...
- Его там не видел. В коридорах мединститута, где проходили тесты, толкались Дмитрий Певцов, Владимир Стеклов, я и исполнительница главной женской роли Ольга Кабо - нас довольно долго на этих блевальных станках изнуряли.
- А, и станки были?
- А как же!
- И вас там крутили?
- Да, и тазик рядом стоял, алюминиевый.
- Испытания вы проходили нормально или тазик все же понадобился?
- Эти прошел - зарубили меня на парашютных прыжках, потому что сделал несколько операций на коленных суставах и на тестирование к тому же попал доктору, который меня оперировал. Он воскликнул: «Вы что, с ума сошли - я вас недавно резал, какие прыжки?!», но обиднее всего было, наверное, Стеклову, который выдержал все.
- Правда?
- И прыжки, и тесты на выживание, когда в самые экстремальные условия с минимальным запасом жизнеобеспечения забрасывали - сначала в Арктику, а потом в пустыню, в жару. Стеклов даже под водой, где условия, приближенные к невесомости, создавались, чувствовал себя отлично, а сейчас все просто: хочешь в космос - 20 миллионов долларов давай и лети...
- Если бы вам сегодня сказали: «Вы такой знаменитый, популярный, обеспеченный, все у вас хорошо... Ну что, в космос летите?» - согласились бы?
- Ну, если перед этим дадут выспаться, то да (смеется), потому что это необыкновенное впечатление, которых совсем мало уже осталось. Было бы здорово!
Киев - Санкт-Петербург - Киев


















Народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий СОЛОМИН: «Почему Виталий так рано умер? Многие актеры уходят в таком возрасте: инсульт-инфаркт, инсульт-инфаркт — все это от неустроенности»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Я пренебрежительно, наплевательски, можно даже сказать, преступно к своему прошлому отношусь, и однажды так себе надоел, так обрыдло натыкаться на старые костюмы, обувь, огромные картонные ящики с сотнями килограммов черно-белых фотографий, что развел костер и маленькое сожжение Джордано Бруно устроил. Много всего сгорело, о чем абсолютно сейчас не жалею...»
42-летняя супруга Александра ПОРОХОВЩИКОВА Ирина повесилась в подвале фамильного особняка
«Бульвар», да не тот
Первая леди России Светлана Медведева шокировала итальянцев, сняв целиком пятизвездочный SPA-отель
Алексей Серебряков эмигрировал в Канаду
Наташа Королева опровергла слух о беременности
Светлана Лобода ограждает дочку от лишнего внимания
ЛОЛИТА: «Как жили, так и живем. Как относились друг к другу, так и относимся. Вроде и строим Родину, а она все в каком-то недостроенном находится состоянии»
Если так красивы женихи и невесты, откуда берутся отвратительные мужья и жены?
Соловей-Разбойник
Владимир ГРИШКО: «Я вважаю, це гарний показник, що в Гришка аншлаги, як у Ваєнги i Михайлова, — чим ми гiршi?»
Лариса ДОЛИНА: «Сильная женщина нуждается в мужчине, с которым может позволить себе быть слабой»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги