Легендарный тренер и футболист Константин БЕСКОВ: "Лобановский был главным моим оппонентом, но наше соперничество шло в интересах футбола"
"СТАЛИН НЕГОДОВАЛ: "КАК МОЖНО ПРОИГРЫВАТЬ РЕВИЗИОНИСТАМ-ЮГОСЛАВАМ?!"
- Константин Иванович, ваше интервью, напечатанное в "Бульваре", вызвало в Украине большой резонанс. Читатели просят снова пообщаться с вами.
- Я сегодня оторван от футбола. Вот московский "Спартак". В какой-то степени - и вы это сами чувствуете - образовалась, в кавычках, новая команда. Поэтому мне сейчас не с руки давать какое-то интервью и высказывать свое мнение...
- Вы хотите сказать, что выветривается из команды боевой спартаковский дух?
- Не только, видимо, из "Спартака"... Здесь сложные вопросы, и касаются они всего российского футбола вообще.
- Что, легионеры теснят?
- Если бы они приносили пользу футболу нашему, то честь им и хвала. А так... Единственный тренер в "Зените" хорошо работает. Пока.
- Властимил Петржела?
- Да.
- А что вы думаете об украинском футболе?
- В Украине с футболом дела обстоят, мне кажется, более или менее благополучно. Я всегда говорил: на вашей благодатной земле рождаются талантливые футболисты. Андрей Шевченко получил "Золотой мяч". Другие игроки тоже хорошо себя проявляют. Многие воспитанники Валерия Лобановского стали тренерами.
- Но добиться больших успехов пока не смогли...
- Играть и тренировать - разные вещи. Хорошие игроки не всегда становятся хорошими тренерами. А тренера оценивают по достигнутым результатам.
- Неприятностей в вашей тренерской жизни, я знаю, было немало...
- Я выводил команды, которые тренировал, в финалы самых престижных турниров, а меня вызывали на ковер, говорили, что я не справился с заданием. Конечно, тяжело было все это переносить. 21 июня 64-го года руководимая мною советская сборная в упорной борьбе уступила в финале Кубка Европы испанцам со счетом 1:2. На мадридском стадионе "Бернабеу", где проходил матч, в королевской ложе присутствовал сам генерал Франко, который был лютым врагом нашего государства. И нам не смогли простить, что мы проиграли на его глазах.
Никита Хрущев кричал в бешенстве: "Вы опозорили Красное знамя! Уронили честь советского государства!". Проигрыш франкистам в присутствии диктатора был, по мнению руководства страны, не спортивным, а политическим. И за добытое серебро на первенстве Европы меня и начальника команды Андрея Петровича Старостина отстранили от сборной.
- А еще раньше, в 52-м году, Сталин лишил вас звания заслуженного мастера спорта за то, что на Олимпиаде в Хельсинки сборная СССР в двух драматичных поединках уступила югославам (5:5 и 1:3)... Тоже политическое поражение?
- Да, да! Сталин негодовал: "Как можно было проигрывать ревизионистам-югославам на радость кровавой клике Тито?". Базовый клуб сборной ЦДКА расформировали. Старшего тренера Бориса Аркадьева дисквалифицировали. Звания заслуженного мастера спорта лишили тогда также Константина Крижевского, Валентина Николаева, Александра Петрова.
- Вот такой драматизм сопутствует футболу. Вспоминаете Валерия Лобановского, ваше с ним вечное противостояние?
- Да. Это был главный мой оппонент. Но наше соперничество с ним шло в интересах футбола.
- Еще несколько вопросов...
- Не могу. Тороплюсь в поликлинику на процедуры...
СУПРУГА БЕСКОВА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА: "ОЛЕГ РОМАНЦЕВ НЕ ОПРАВДАЛ ДОВЕРИЯ КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА. ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ, ОН РАЗРУШАЕТ"
- Валерия Николаевна, вы ездили в поликлинику. Что-то серьезное у Константина Ивановича?
- Он чуть-чуть простудил ногу.
- Часто болеет?
- Совсем нет. Природа, родители наградили его здоровьем. Он никогда не нарушал спортивный режим. И я все время у него на страже.
- Может выпить вина, водки?
- Может, может. Позволяет себе.
- Чем он сейчас занимается?
- Ну чем? Он, в общем-то, очень пожилой человек. На заслуженном отдыхе. Ходит на футбол, когда есть возможность и настроение.
- На какую команду? На "Спартак"?
- На все. Любит он, конечно, "Локомотив", потому что там его ученики тренируют. И "Динамо" смотрит.
- Олег Романцев, ныне тренер этой команды, любимый его ученик, который многим обязан Константину Ивановичу, звонит ему, советуется с ним?
- Нет, этот вообще никому... По-моему, даже самому себе не звонит.
- Константина Ивановича это огорчает?
- Абсолютно нет! Мы знаем цену этому человеку очень давно. Он все, что может, разрушает.
- Значит, Константин Иванович сейчас критически оценивает Романцева?
- Ну, естественно.
Разбор полетов... Константин Иванович и Сергей Шавло, начало 80-х |
- А Георгий Ярцев звонит? Тот самый, которого Константин Иванович пригласил в "Спартак" из второй лиги, когда тому было 29 лет, и выдвинул на острие атаки. Он сейчас, как никогда, нуждается в советах такого авторитетного человека, как Бесков... Нам, украинцам, российский футбол небезразличен. Переживаем за вас тоже.
- А чего переживать, когда тут ничего хорошего нет? (С горечью). Нет, Ярцев тоже не звонит. Нам звонят друзья, их у нас много. И какие-то люди малознакомые, болеющие за футбол. На день рождения почти все игроки, которых он тренировал, его поздравляют. Звонят из других городов, из других стран. У него очень много учеников.
- Кроме футбола, как Константин Иванович проводит время?
- Ходим в гости. И к нам приходят. Ездим на дачи к своим друзьям. Отдыхаем под Москвой в очень хорошем месте.
- С дочкой, внуком часто видитесь?
- Конечно. У нас уже и правнучка есть - Анастасия.
- Внуку сколько?
- Григорию? 33. (Владимир, сын великого футболиста Григория Ивановича Федотова, женился на дочери Бесковых Любе. Когда Григорий Иванович умер, его сыну было всего 14 лет и, естественно, до внука он не дожил. - М. Н.)
- Тоже любит футбол?
- Совсем не интересуется. Мы его пытались увлечь, но ничего не получилось. В 17 лет ему вдруг захотелось играть, но было уже поздно: как говорит Константин Иванович, технику ведь не купишь, ее очень рано надо приобретать.
- Валерия Николаевна, сколько лет вы прожили с Константином Ивановичем?
- 14 февраля 2006 года, дай Бог, будет 60 лет со дня нашей свадьбы.
- Как вы с ним познакомились?
- (Смеется). Как познакомились? Случайно, как всегда бывает. Он меня увидел в саду "Эрмитаж", я ему приглянулась. А потом мы встретились на улице Горького перед вылетом московского "Динамо" в Англию. Это было 2 ноября 45-го. Я его увидела с другими футболистами. Пожелала им счастливого пути, выигрыша и счастья. А он взял с меня слово, что я его буду встречать из Англии.
- Встретили?
- Нет. Встречающих было много, а машин мало. Тогда ведь не было ни такси, ничего. И поехала встречать Костю его мама. А я дождалась от него телефонного звонка. Он меня пригласил в гости. Я приехала. Это уже было 7 ноября. Вот и все. Так мы подружились.
- А чем он вас очаровал?
- Он такой парень был, что на него нельзя было не обратить внимания. Красавец! Талантливый! Первый игрок в команде! Отличился в Англии: забил пять голов! Я бегала смотреть хронику в кинотеатр на Сретенке. Вот и все.
- А когда поженились?
- Очень быстро - 14 февраля следующего года. Дочка родилась в 47-м...
"ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ МОЕГО ОТЦА ДОБИЛСЯ БЕСКОВ"
- Ваш отец одобрил то, что вы стали женой знаменитого футболиста?
- Моего отца, инженера, специалиста по электросварке, арестовали в 44-м. Когда мы поженились, он был в лагере - в Жигулях, на Волге. В 48-м Константин Иванович поехал в составе "Динамо" в Куйбышев на игру с "Крыльями Советов" и получил разрешение на свидание с тестем. Его туда ночью отвезли. Моего папу, который болел, лежал в медицинском изоляторе, подняли, вызвали к начальнику лагеря. Так и пришел, завернутый в байковое одеяло, в галошах, беззубый. Его спросили о дочери. "Она замужем, - отвечает, - за известным футболистом Бесковым" (знал об этом из писем). Тогда начальник лагеря показал на Константина Ивановича и сказал: "Вот он перед вами стоит". Они обнялись, и папа заплакал.
- Сколько отсидел?
- Четыре с половиной года, вернулся домой в 49-м. Досрочного освобождения добился Константин Иванович. После смерти Сталина моего отца полностью реабилитировали.
- Такая у вас долгая жизнь, вам все, наверное, пришлось испытать - радости и горести, взлеты и падения...
- Большие горести были. Много несправедливости.
- В чем это проявлялось?
- Как в чем? Талантливого человека в угоду неизвестно кому по каким-то подводным течениям снимали с работы, не давали доделать самого главного. Вы же знаете, что в 66-м Бесков должен был везти сборную на чемпионат мира в Англию - он ее создал, она обыгрывала лучшие европейские команды! - но его отправили в отставку и вместо него назначили Николая Морозова.
Ну что это? Кто такой Морозов? Торпедовец, профсоюзник. Ну, профсоюзы, они, конечно, против "Динамо"... Его поставили вместо Константина Ивановича, потому что он был тренером "Торпедо" и приятелем Николая Ряшенцева, тогдашнего руководителя Всесоюзной федерации футбола. И хотя сборная заняла в Англии четвертое место, могла бы добиться большего, может быть, даже стать чемпионом мира, если бы ею руководил Константин Иванович. Он собирался пригласить в состав Эдуарда Стрельцова, Валентина Иванова - выдающихся игроков. А поехали на чемпионат Анатолий Банишевский и Эдуард Малофеев, которые уступали им по мастерству. И сколько раз такое повторялось!
"САМЫЕ РАДОСТНЫЕ ДНИ БЫЛИ ТОГДА, КОГДА "СПАРТАК" ПОБЕЖДАЛ КИЕВСКОЕ "ДИНАМО"
- Константина Ивановича называли "счастливым несчастливцем". Как вы утешали мужа в тяжелые минуты обрушившейся несправедливости?
- Когда он приходил расстроенный, я ему говорила: "Ну и ладно. Все будет хорошо, переживем и это". У нас не было никакого горя. Просто охватывало чувство досады. Ничего хорошего из этого так и не вышло. Где наш футбол сейчас?
- Вы ревновали Константина Ивановича к футболу?
- К футболу? Никогда! Я всегда была за него. Полностью его поддерживала, понимала, что это работа, что это самое главное...
- Когда у вас были самые радостные дни?
- Когда команда, которую он тренировал, добивалась успеха. Мы были очень рады, что "Динамо", где он работал последние два года, выиграло серебряные медали чемпионата России и Кубок страны. Все-таки Константину Ивановичу было уже 74. А Кубок эта команда давно не брала. И конечно, самые радостные дни были, когда московский "Спартак" побеждал киевское "Динамо".
- Как Константин Иванович воспринял смерть Валерия Лобановского?
- С большим огорчением. Сказал: "Коллега... жалко. Все-таки рано ушел".
- Он приглашал Лобановского на дни рождения?
- Конечно. Помню, 18 ноября 81-го, после победы в Тбилиси над сборной Чехословакии в отборочном матче чемпионата мира, на именинах у него были и Валерий Васильевич, и Нодар Ахалкаци. Он с ними потом поехал на чемпионат мира в Испанию.
- И какие тосты произносились?
- Очень хорошие. И тот, и другой говорили Константину Ивановичу, какой он прекрасный тренер. Никита Симонян тоже восторженно высказывался. Он был тренером сборной, его сменил Константин Иванович. Встретились они в Доме журналиста, Симонян стал говорить, как он рад, что именно Костю назначили, что Костя замечательный тренер, лучше всех!
- Какие у них с Валерием Васильевичем были отношения в чисто человеческом плане?
- Тут мало было симпатий. А вот очень многих ребят из Киева он искренне любит. И они его уважают. Приезжали к нему на 80-летие. Приедут, наверное, и в этом году, если, дай Бог, все будет хорошо.
- Изменились ли взгляды Константина Ивановича на футбольные идеи Лобановского?
- Нет, не изменились. Константин Иванович какой был, такой и остался. Переродится он, что ли? У него совершенно конкретный взгляд на эти вещи. Но сейчас он не хочет давать никаких комментариев. Потому что критиковать сейчас в положении Константина Ивановича, который не работает, не очень этично. Надо или хвалить, или молчать.
- Супруг преподносил вам неожиданные подарки?
- Так всегда было. Он часто ездил, все это сопровождалось разными сюрпризами. Я счастливая женщина: что хочу, то имею.
- Вспомните, как однажды муж проявил свои чувства к вам неожиданно и ошеломительно...
- Он все время их проявляет. Мы любим друг друга до сих пор. У нас вся жизнь очень красивая была! Трудности на нее никак не влияли. Я ни о чем не жалею и счастлива, что встретила такого человека, как Константин Иванович, с которым прожила всю свою жизнь.