В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Мы выпадаем из человечества

Виталий КОРОТИЧ 9 Августа, 2005 00:00
Я спросил у жильца из моего подъезда (на громкую ночную музыку в его квартире жалуются соседи), почему он так безразличен к окружающим.
Виталий КОРОТИЧ

Я спросил у жильца из моего подъезда (на громкую ночную музыку в его квартире жалуются соседи), почему он так безразличен к окружающим. "А пусть уши затыкают!" - ответил мне веселый молодой человек. Очень похожий ответ я недавно прочел в анкете, посвященной опросу курящих. Всеми любимый актер Михаил Боярский категорически заявил, что независимо от просьб других людей, законов и штрафов он будет курить где захочет и когда захочет. Мол, это его личный выбор и никто ему не указ...

Можно сколько угодно дискутировать о свободе, о том, что она заканчивается в том самом месте, где начинает ущемлять свободу других людей, но все-таки есть правила общения, которые вращиваются в людей самим качеством жизни, тем, как она устроена. В советское время нас отучивали от разных буржуйских цирлихов-манирлихов, предрассудка, зовущегося этикетом, от права на выбор. Женщины вполне могли работать забойщицами в шахте или на скотобойне, ворочать пятипудовые мешки на элеваторе. Это считалось признаками их освобождения и равноправия, которых мы достигли раньше всех на свете. Про курение никто и не заикался. Мы только сейчас начали узнавать и еще не все поняли, что равноправие - это еще и право на защиту от хамства, исходящего от государства или от соседа по дому. Надо жить неуниженно, сохраняя право на свободный выбор образа жизни, не осложняющего бытие других людей.

Сейчас споры о свободе во многих странах зациклились на кажущейся мелочи: все обсуждают, можно ли курить в помещениях, где находятся некурящие. Публикуется ужасная статистика заболевания раком легких у "пассивных курцов", то есть у вдыхающих дым чужих сигарет. Оппоненты отвечают статистикой о количестве отравляющих веществ в городском воздухе, из которой следует, что человек, погулявший по Крещатику несколько часов подряд в разгар рабочего дня, вдыхает больше разной гадости, чем при выкуривании пачки сигарет.

Пока идут такие споры, в США запретили курить практически везде, кроме собственного жилья, в американских ресторанах устанавливают вытяжку над столиками для курильщиков, а в хороших гостиницах спрашивают, курите вы или нет, чтобы, не дай Бог, не поселить вас в номере с чужим никотином на шторах. В Ирландии с прошлого года курить в помещениях имеют право только пациенты психушек и заключенные. Даже в английских пивных курить запрещено, от чего посещение пабов снизилось. Примерно такие же правила существуют в Италии, причем за курение в присутствии беременной женщины там можно заплатить штраф до четырех тысяч евро. Даже на Кубе Фидель Кастро запретил курить некогда любимые им сигары и сигареты в присутствии других людей.

Мы в очередной раз выпадаем из человечества. Наши курцы относятся ко всем попыткам ограничить их право на задымление атмосферы как к наступлению на свободу. Мол, в некоторых скандинавских странах даже за употребление наркотиков перестали судить, а мы...

Все дело опять-таки в твоей и в чужой свободе. Употребляя наркотики, человек, в конце концов, гробит самого себя. Курец отравляет и других. Любитель музыки услаждает свой собственный слух, а тот, кто включает громкую музыку по ночам, разрушает покой окружающих. Сегодня, когда растут волны насилия, атаки террористов, люди тем не менее защищают свое право на выбор и ценят возможность ухода от навязываемых им чужих привычек и вкусов. Почти везде признается, что личная свобода - это также обязанность ощущать и уважать окружающих. Вы готовы к освобождению по таким правилам?



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось