Грузинский ансамбль "ОРЭРА": "Когда мы приводили девочек к себе в номера, Нани Брегвадзе всегда отвлекала горничных"
На экстравагантном фоне выделялись симпатичнейшие грузины из вечной, как мир, группы "Орэра". Они не скандалили, не жаловались, водку не пили. Квартет несколько раз спел на бис и спокойно удалился в гримерку. Ну как после этого не поговорить?
"ЕСЛИ БЫ НЕ "ОРЭРА", НЕ БЫЛО БЫ СЕГОДНЯ ТОГО КИКАБИДЗЕ, КОТОРОГО ЗНАЮТ И ЛЮБЯТ МИЛЛИОНЫ"
- Многие группы родом из советских времен постигла одинаковая участь - они или распались, или клонировались. На столь минорном фоне, пожалуй, одна лишь "Орэра" осталась вечной, единой и нерушимой. Неужели за 40 лет состав квартета ни разу не поменялся?
- Представьте себе, нет. Единственная и главная наша потеря - это уход из жизни директора и музыкального руководителя коллектива. Три года назад на его место пришел молодой человек по имени Нодар. Он достойно продолжил все традиции коллектива и стал первым голосом. Хотя не скроем - люди из ансамбля уходили. К примеру, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе...
- Говорят, Кикабидзе покинул "Орэру" с большим скандалом.
- Нет, что вы! Это бред. С Бубой мы до сих пор самые близкие друзья. Иначе быть не может - 16 лет вместе. Их из жизни не вычеркнешь.
- В чем причина его ухода?
- В чисто экономических соображениях. У нас Вахтанг получал 50 рублей за концерт. А так называемые продюсеры начали предлагать ему за те же мероприятия по тысяче. Кто же откажется? В 1972 году Вахтанга Кикабидзе пригласили поучаствовать в серии концертов "Поет товарищ кино". С тех пор он в группу больше не вернулся.
- В антрепризных спектаклях есть понятие "обезьяна". Так называют популярных артистов, на которых делается ставка, продаются билеты, идет зритель. В "Орэре" Кикабидзе играл подобную роль?
- Творческим венцом нашего ансамбля было и остается только многоголосье. Благодаря полифонии мы стали популярны не только в СССР - в мире. Так что не сочтите за бахвальство, но в "Орэре" все мы четверо - "обезьяны". (Хохочут).
Буба пришел в коллектив по общему приглашению. На то время квартет уже имел широкую известность. Нынче это называется "раскрутка на все 100". Во время наших выступлений порядок на стадионах поддерживала конная милиция, такой был ажиотаж. Но человек так устроен - добившись популярности, он не хочет останавливаться, а идет дальше и дальше. Буба решил заняться сольной карьерой. Все остальные никогда никуда не уходили. Мы навсегда избрали свой ансамбль и свое звучание.
- Уверена, каждому из вас тоже предлагали поработать самостоятельно.
- Мы - коренные, преданные многоголосью орэровцы. И скажем честно: если бы не наш коллектив, не было бы сегодня того самого Кикабидзе, которого знают и любят миллионы. Это неоспоримый факт.
- Было очень обидно, когда он уходил?
- Конечно. Мы ведь не только работали вместе, нас связывало многое и помимо выступлений, включая семейные отношения. Во время наших московских гастролей Вахтанга увидел корреспондент газеты "Советская культура" и в своей рецензии посоветовал кинорежиссерам следующее: "Пойдите в Театр эстрады на выступление грузинского ансамбля. Там есть артист, разительно отличающийся от остальных своим юмором и пластичностью. Он буквально создан для хорошей комической работы в кинематографе". Ровно через три дня Георгий Данелия пригласил Бубу на главную роль в свой фильм "Не горюй".
- Почему вас покинула Нани Брегвадзе?
- По той же причине - начала сольную карьеру. К тому же некоторые филармонические силы были активно заинтересованы в развале "Орэры", поскольку поддерживали другой знаменитый грузинский ансамбль. Они и уговорили Нани поработать самостоятельно. Плюс пресловутый финансовый вопрос.
- Как происходил процесс ухода солистов? Кикабидзе и Брегвадзе, пусть и в разное время, неожиданно положили на стол заявления об уходе или коллектив заранее был готов к такому повороту событий?
- Никаких заявлений не было. Они по-человечески обяснили, что хотят работать сами. Буба сделал акцент на кинематографе, а Нани была единственной женщиной в коллективе. Разве можно было ей отказать? Но мы по сей день не просто дружим, целуемся да обнимаемся - частенько выступаем вместе. Нани нашла себя в жанре романса, и у нее это неплохо получается.
- Вы пережили ее уход так же болезненно, как и расставание с Кикабидзе?
- Естественно. Но разве можно удерживать человека насильно? Да и нужно ли? Все мы были как братья. И Нани была для нас братом. Мы ее даже мужским именем называли - Джалико. Никаких тайн друг от друга не имели, ни с какими ее женскими капризами не сталкивались. Прилетели, к примеру, в Новосибирк, а там мест в гостинице нет. Нам по блату выделили одну тахту на всех. И Нани преспокойно спала вповалку вместе со всеми.
- Никто из вас на нее глаз не положил?
- Нэ-эт! Что ти, ра-а-адная! Это било просто исключэно.
- Красивая женщина...
- (Хохот). Здесь все от вкуса зависит. Наоборот, в столь деликатных вопросах она нам сама помогала - отвлекала горничных, когда мы девочек в номера приводили. Придумывала, что у нее в комнате холодильник не работает или лампочка перегорела. Частенько мы заранее в ее настольной лампе штепсель курочили, чтобы дежурная подольше с ним повозилась. И заметьте, ни разу Нани нас не предала и не подставила, хотя прекрасно знакома со всеми нашими женами.
"ЛЮДИ, НЕ НАШЕДШИЕ В НАС СОБУТЫЛЬНИКОВ, НАПИСАЛИ ДОНОС В КГБ, ОБВИНИВ "ОРЭРУ" В ПЬЯНСТВЕ, РАЗВРАТЕ И СКУПКЕ ПОРНУШКИ"
- Кстати, как ваши супруги относятся к тому, что их орлы постоянно в разъездах? Не ревнуют?
- Ревнуют, ревнуют... (Хохочут).
- Много поводов даете?
- Ни в коем случае. Они и без этого на 100 процентов уверены, что мы им изменяем. (Хохот). Шутка.
- За рубежом в советские времена каждую союзную республику представляли определенные талисманы: РСФСР - ансамбль "Березка", Украину - ансамбль Вирского и хор имени Веревки, Беларусь - "Песняры", а Грузию - "Орэра". Вы работали на таких всемирно известных площадках, как Карнеги-холл, Олимпия... Наверняка в большинстве своем публика собиралась эмигрантская?
- Нет. Мы побывали более чем в 80 странах, работали в известнейших залах мира и видели, что оценить грузинское пение приходили не только бывшие выходцы из СССР (кстати, среди них было очень много украинцев), но и коренные жители. В Ванкувере на стадионе, который вместил в себя четыре тысячи зрителей, одну нашу грузинскую народную песню народ заставил исполнить на бис четыре раза. При этом весь зал аплодировал стоя.
Однажды забавный случай свел нас с Дмитрием Михайловичем Гнатюком. Гастролировали мы в Африке и в очередной раз перелетали из страны в страну. Но случилась накладка, после которой выяснилось, что в самолете для нас не забронировали места. Ни на какие уговоры экипаж не соглашался. Ситуацию спасла стюардесса, заключив своеобразный бартер: она берет нас на борт, а мы за это весь час полета поем.
Представьте, мы дали самый настоящий концерт в воздухе. Тогда-то Дмитрий Михайлович, который тоже находился в самолете, к нам и присоединился. Взял баян, исполнил украинские народные песни. Пилоты настолько расчувствовались, что пустили в эфир прямую трансляцию нашего хорового пения. Такой получился концерт на высоте 10 тысяч метров.
- Вы одни из первых советских артистов, которые во времена повального дефицита начали выезжать за рубеж. Денег, как у всех командированных, было в обрез, а грузины - натуры широкие. Как выкручивались?
- Жили только с размахом. Будучи в первой поездке в Париже, сразу отправились в самый дорогой магазин и купили главную и редкую на то время в СССР одежду - джинсы. Естественно, самые дорогие и модные. Иначе мы не умеем. Грузины любят хорошо одеваться. Не зря Тбилиси всегда называли "маленьким Парижем". Поэтому, если устраивали шопинг, то исключительно крутой.
- А так, чтобы ушицу в гостиничной раковине состряпать?
- Нэ-нэ. Ны-каг-да! Как-то в Риме мы на все имеющиеся деньги наняли фаэтон и с шиком объездили весь город. В центре наткнулись на русских туристов - "облико морале", не вылезающих из мелких магазинчиков. Мы их громко поприветствовали, даже спели. У них от изумления челюсти отвисли.
- Как правило, в такие поездки вместе с коллективом отправлялся безликий человек в сером костюме. Должность его называлась по-разному: помощник режиссера, костюмер или администратор... Иными словами, сотрудник КГБ. К вам приставляли такое сопровождение?
- К счастью, власти нам доверяли, поэтому мы без присмотра ездили даже в арабские страны и в ЮАР. Был у нас лишь один неприятный случай, который произошел на теплоходе "Шота Руставели", где об "Орэре" снимали документальный фильм.
Команда оказалась весьма пьющей. А мы, грузины, пить умеем красиво - никогда не напиваемся, не деремся, не ныряем головой в салат. К тому же орэровцы - не самые большие любители спиртного. Словом, отказались мы с ними бухать. Вот из-за того, что не нашли ребята в нас собутыльников, по возвращении домой они написали в КГБ столько гадостей - уму непостижимо.
- Что вам вменяли в вину?
- То, что мы законченные пьяницы. Что из стриптиз-баров, секс-шопов не вылезали, что скупили всю имеющуюся на Западе порнушку и так далее. Единственной правдой в том доносе оказалась наша необъятная любовь к прекрасному полу.
- Для вас играла определенную роль очередность выступления в концертах? Обычно за право закрывать действие артисты глотки друг другу перегрызают.
- Нет, что вы! Мы выходим, делаем свое дело и уходим. У "Орэры" свой уровень, и мы прекрасно знаем себе цену. К тому же очень любим петь. Спрашивается, какая разница, под каким номером? Тут другое. Зрители не спешат отпускать "Орэру", просят несколько раз спеть на бис. Поэтому и создается впечатление, что мы и впрямь всегда выступаем последними.
"ХРУЩЕВ ХМУРО СПРОСИЛ: "ТЫ ЧТО, ГРУЗИН, ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ СО МНОЙ АРМЯНСКИЙ КОНЬЯК ПИТЬ?"
- Вас, как "Землян", "Яллу", "Песняров", называли номенклатурной группой?
- Конечно, и регулярно. Нас очень любил Шеварднадзе, всегда вызывал выступить перед высокими гостями к себе в резиденцию. На 60-летие Октября в Тбилиси приехал Леонид Ильич. И мы, неожиданно для себя, на фуршете подошли к нему и Эдуарду Амвросиевичу и хором спели "Русское поле". Уже на следующий день проснулись народными артистами Грузии. Спасибо! (Хохот).
К нам хорошо относились и в советских посольствах за границей, всегда просили выступить. На добро чиновники отвечали добром. Будучи в Австрии, мы узнали, что в одном из городов демонстрируется фильм о наших кумирах "Битлз". В Союзе такое кино - нонсенс, а тут невероятная возможность. Попросили организовать поездку на просмотр, и нам не отказали. А в Лондоне произошел и вовсе уникальный случай - мы лично должны были встретиться с битлами. Увы, не сложилось.
- Почему?
- Мы принимали участие в концерте, срежиссированном в жанре гигантского варьете. По телевидению это шоу смотрели 20 миллионов человек, битлы тоже. Представляете: "Орэра" пел в сопровождении кордебалета, отдаленно напоминающего мужской стриптиз.
Для нас - интереснейшая новинка. Ну и, естественно, шла огромная реклама грузинской песни. После чего "Битлз" изъявили желание встретиться. Начались переговоры. Когда мы все пересмотрели и скорректировали свои планы, в последний момент выяснилось, что у англичан назначены незапланированные съемки в их родном городе Ливерпуле. К нам приехал их режиссер с извинениями и подарками.
- Давайте вернемся к номенклатуре. Наверняка у вас случались запоминающиеся встречи с сильными мира сего...
- Конечно. Интереснее всего мы с Хрущевым общались.
- Вы и Никиту Сергеевича застали?
- А как же! Ведь группа существует с 1964 года. Первый раз "встреча на Эльбе" произошла в Германии во время переговоров на высшем уровне. После концерта всех артистов пригласили на банкет. Хрущев почему-то лично каждому из нас начал протягивать рюмки с коньяком. И вдруг, когда он предлагал Теймуразу 50 граммов, рука вождя дрогнула, и Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза облил свой пиджак от и до.
Недобро посмотрел на нас исподлобья и, нахмурившись, выдал сакраментальное: "Слышишь, грузин молодой, так это значит, что ты армянский коньяк со мной выпить отказываешься?". Какой-то подхалим из его свиты тут же вякнул: "А усы-то у него ненастоящие, приклеенные".
"Орэра" и "Песняры" в японской бане |
И даже попытался их дернуть. Теймураз разозлился не на шутку, побагровел весь и, хотя принял вновь протянутую рюмку (все-таки человек воспитанный), пить демонстративно не стал. Минут через пять Никита Сергеевич со всеми распрощался.
Уходя, мы оглянулись и увидели, как к Хрущеву подкатили столик, и тот начал судорожно опрокидывать в себя рюмки, причем со скоростью звука: одну, вторую, третью... Дойдя до шестой, заметно покачнулся и чуть было не сбил с ног нашего солиста. Теймураз окончательно рассвирепел и вылетел, громко хлопнув дверью.
Была еще одна знаменательная встреча с "главным кукурузником страны". Случилось это на Кубе. На приеме грузинская делегация вручила Фиделю Кастро позолоченный поллитровый рог с вином. Он спокойно осушил его до дна. Затем попросил наполнить емкость еще раз, правда, уже не грузинским вином, а кубинским ромом. И предложил Хрущеву: "Никита, тома!". - "Тома" - по-испански "выпей. Тот опешил: "Фидель, сам подумай, что будет. Ты большой, я маленький. Куда мне столько?". Кастро был неумолим: "Тома!", и баста. Пришлось Никите Сергеевичу осушить рог до последней капли. Его тут же закачало из стороны в сторону, словно маятник. Ближайшее окружение, подхватив главу державы под белы рученьки, чуть ли не волоком выволокло Никиту Сергеевича с банкета.
- Коль мы коснулись винной темы, скажите, а это правда, что у грузин есть обычай на столетия закапывать в землю кувшины с вином? В результате оно превращается в сладкое желе, которое режут ножом. Откушав такое угощение, человек, как правило, имеет светлую голову, но абсолютно недвижимые руки-ноги.
- Правда. Помните веселый короткометражный грузинский художественный фильм "Кувшин", где герой залез в сосуд, а вылезти не мог - плечи не пролезали? Именно в таких резервуарах вино предается земле. Традиция виноделия веками передается из поколения в поколение.
Порой кувшин достигает двух-трех метров в длину. Кроме того, существует особый обычай дарения этого напитка. Хозяин приглашает дорогого гостя в свой винный погреб (кстати, особая гордость семьи). Человек медленно, мелкими-мелкими шажками идет по полу и, почувствовав под ногами мягкую почву, останавливается. Если именно в этом месте оказался зарытый сосуд, он немедленно выкапывается и вручается счастливчику. Правда, до дома подарок обычно не доносится - тут же в компании с гостями выпивается.
- Наверное, лучше сказать: "съедается".
- Да-да, точно. (Смеются). Кстати, хозяин частенько и сам понятия не имеет, где именно его прадед захоронил бутыль.
"КОГДА В ТБИЛИСИ НЕ БЫЛО СВЕТА, МЫ РЕПЕТИРОВАЛИ В СТАРЕНЬКИХ "ЖИГУЛЯХ"
- Как после этого не поинтересоваться секретом приготовления настоящего грузинского шашлыка!
- Здесь подходит любое мясо - лучше баранина или телятина, которое ни в коем случае не маринуется, а просто нанизывается даже не на железные шампуры - на ветки, лучше вишневые. Из кирпичей или камней сооружается мангал, разводится огонь, после на углях жарятся шашлыки. Во время готовки мясо периодически поливается вином. Кусочки снимают не хлебом - руками. К блюду должно быть подано много зелени, овощей, а соль насыпается не в солонку, а рассыпается прямо на столе. Приглашаем читателей "Бульвара Гордона" в гости! Примем, встретим, угостим по высшему разряду. Места всем хватит!
- Простите, но вряд ли вам удавалось заниматься столь изысканной кулинарией во время войны в Грузии.
- Да уж... Месяцами жили без газа, электричества, частенько без воды. А у всех семьи, дети. Обычно мы ночами стояли в очереди за хлебом. Магазины открывались только в половине восьмого утра. Прислонишься к дереву или к стенке, и непонятно, что с тобой происходит: то ли спишь, то ли нет. Но "Орэра", как видите, не распалась.
В то время у нас часто бывали концерты местного значения, к примеру, перед воинами. Платили гроши, но репетировать все равно надо. Причем света в домах нет. Что делать? И мы нашли выход. Все вместе залезали в машину, вставляли в автомагнитолу кассету с фонограммой и пели. Представляете себе картину - в салоне стареньких "жигулей" во весь голос поют четыре грузина! Именно так мы подготовили несколько новых программ.
- Бывало, что у вас вообще не было денег? Хотя для грузина это абсурд.
- Бывало, и часто. Но у каждого из нас есть друзья.
- А если друзья ничем не могли помочь?
- Один не мог, второй не мог, но если деньги находились у третьего, он обязательно протягивал руку всем - и первому, и второму, и третьему. А также их семьям, родителям.
В те тяжелые времена нам предложили стать ансамблем внутренних войск Грузии. Как бы понарошку, не навсегда. Там платили зарплату, да еще и воинские звания присвоили. Руководитель ансамбля стал капитаном, солист - майором.
- Отчего такая дискриминация?
- Потому что солист по возрасту оказался старше. Мы по этому поводу здорово хохотали. На удостоверения нужно было сфотографироваться в форме. Если бы вы видели, какие получились страшилища! К тому же в документах была указана необычная воинская профессия - "солист".
Бывало, едешь на машине, останавливает патруль, знакомится с документами и ничего не понимает: что за специальность такая - "солист"? Любой другой коллектив не выдержал бы, лопнул, как мыльный пузырь. Любой, но не "Орэра".
- Более 40 лет вместе... Чувствуете усталость друг от друга?
- Боже упаси! Мы безумно привязаны друг к другу. Вчетвером проводим намного больше времени, нежели со своими семьями. Ссоры в коллективах обычно происходят по трем причинам: деньги, зависть и красивые девушки. У нас этого нет. Мы существуем как единый организм. Хотя с удовольствием сотрудничаем с другими коллективами. Недавно вместе с "Песнярами" записали "Беловежскую Пущу", вместе выступали на гастролях в Америке. Мечтаем познакомиться с вашей Русланой и по возможности спеть с этой чудесной девушкой. Ее выступление на "Евровидении" нас потрясло.
- Как складываются ваши отношения с Примадонной?
- Вроде бы неплохо. Впервые мы познакомились в 1976 году на "Песне-76". Алла очень хорошо выступила, о чем мы не преминули ей сказать. В ответ она даже засмущалась: "Ой, неужто я самой "Орэре" понравилась?". С тех пор, когда она бывает в Тбилиси, обязательно в гости заходит.
Еще мы хорошо помним, как в 1969 году выступали в Зеленом театре в парке Горького вместе с Софией Ротару. Первое отделение - "Червона рута", второе - мы. Поглядели на нее из-за кулис - о Боже! Совсем молоденькая девушка, худенькая, а какой сильный голос, как поет! Соня тогда еще не была звездой, но, поздравляя ее, мы сказали, что она обязательно ею станет. И не ошиблись. Она в ответ лишь руками всплеснула: "Ой, "Орэра"... Я тронута, что вы отметили мое выступление. Это большая честь". Теймураз на следующее утро помчался в магазин, купил цветы, французские духи и вручил их Софии. Она до сих пор при встрече вспоминает этот случай.
- Наверняка теребит душу ностальгия по прошлому, по искренности советской публики?
- Это не просто ностальгия - тоска. Сейчас на эстраде мелодия, слова практически потерялись. Нет ни теплоты, ни сердца. Это ведь плохо, что пресса, радио, телевидение делают раскрутку тем, кто платит. Хотя нас очень тепло встречают. Что интересно, песни "Орэры" хорошо знает молодежь. Так приятно, когда они хором подпевают "Тополя", "Подмосковные вечера", "Сулико", "Три года ты мне снилась", "Тбилисо"...
Правда, не так давно с нами произошел неприятный случай. Пришлось объяснять людям, от которых зависела телетрансляция нашего выступления, кто мы такие, откуда взялись и правда ли, что "Орэра" представляет Грузию. Это было прямым оскорблением, поскольку грузины подобного не терпят. Поэтому теперь мы с утроенной силой будем доказывать и показывать, что такое настоящая музыка и многоголосье. Главное, что у нас есть зритель.
- А что значит "Орэра" по-русски?
- Восход солнца. Чем-то на Аврору похоже, правда? А ведь "Аврора" - не только крейсер и штурм Зимнего. В первую очередь это богиня утренней зари. Такые вот дэла, дарагая!