Юрий ЯКОВЛЕВ: «Ботинок всемогущий Пырьев мне не целовал, но на колени упал и пополз по ковру со словами: «Умоляю, снимайся у Рязанова!»
Не скупясь, Юрий Васильевич тратил себя и в жизни - близкие вспоминают, как, забыв о престиже и имени, озорничал он и хулиганил в любимом Доме творчества в Щелыкове: последний, как его называли, барин российской сцены, был неистощим на шутки и розыгрыши, дурачился в «детском хоре» ветеранов и ребячливостью превосходил своего младшего сына Антошу, а порой и вовсе надевал резиновые сапоги, ватник, брал палку, ведро и шел в лес по грибы!
Разумеется, без подпитки любовью его романтичная натура чахла и засыхала, поэтому женщинами Яковлев увлекался часто, безоглядно и не просчитывая последствий. Он признавался со смехом: «В молодости я влюблялся и тут же женился, влюблялся - женился... С годами понял, что жениться не всегда обязательно, хотя, чего уж греха таить, перед красивыми девушками до сих пор устоять не могу». Не зря же, я думаю, в его роли престарелого Казановы, сыгранной в Театре Вахтангова, некоторые критики усмотрели явные биографические параллели...
Мягкому, интеллигентски застенчивому Яковлеву претит изливать свою душу публично - не потому ли он все делает, чтобы его ассоциировали не с Казановой, а с Чеховым? Актер, который дотянулся до классика ростом (у обоих он 188 сантиметров, и Юрию Васильевичу посчастливилось даже примерить пиджак классика, оказавшийся ему впору), охотно рассказывает, что Антон Павлович вошел в его жизнь как незаменимый и единственный в своем роде друг, что ему стал особенно близок чеховский взгляд на жизнь - неотделимый от его же иронии и грустной усмешки.
Уверен: это не очередная роль матерого лицедея - не случайно же Яковлев любит повторять вслед за Чеховым, что «можно лгать в любви, в политике, в медицине, но в искусстве обмануть нельзя», и свято этому правилу следует.
«У МЕНЯ БЫЛА НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ДИСТРОФИИ, ПРИШЛОСЬ ДАЖЕ НА ВТОРОЙ ГОД В ШКОЛЕ ОСТАТЬСЯ - НИ МОЗГ, НИ ОРГАНИЗМ НЕ РАБОТАЛИ»
- Юрий Васильевич, ваши герои: поручик Ржевский, Иван Васильевич, который меняет профессию, и особенно несостоявшийся Надин муж Ипполит - вскружили некогда голову всей огромной советской стране, поэтому не буду оригинален, если для начала просто признаюсь вам от чистого сердца в любви. Возможно, когда мужчина обращается с такими словами к мужчине, это выглядит как-то двусмысленно, но, поверьте, произношу их абсолютно без задней мысли - вы действительно один из моих самых любимых актеров...
- (Растроганно). Спасибо на добром слове.
- Недавно я с удивлением прочитал, что в юности вы работали в гараже посольства Соединенных Штатов Америки - заправляли машины...
- Точно, причем если поначалу лишь заправлял, то со временем мне уже доверяли мелкий ремонт...
Отец актера Василий Яковлев был юристом, хотя отучился два года в консерватории. |
- Как, если не секрет, вы там оказались?
- Так получилось... Когда в 43-м мы вернулись из эвакуации в Москву, жили довольно бедно: на мамину зарплату (она была медсестрой) еле сводили концы с концами. У меня, вообразите, была начальная стадия дистрофии, мне пришлось даже на второй год в школе остаться - просто не было сил учиться. Не было, да - ни мозг, ни организм не работали, а тогда за учебу в старших классах нужно было еще платить... Из школы, короче, пришлось уйти, но, чтобы поступить в вечернюю - рабочей молодежи, - надо было трудоустроиться, а куда, кто меня в 16-17 лет возьмет?
Слава Богу, какие-то нашлись знакомые, которые работали в «Бюробине» - бюро обслуживания иностранцев (так раньше «Интурист» назывался), и через эту компанию меня, поднатужась, определили в гараж при посольстве США на Спиридоновке - помощником к двум американским механикам. Ребята классные были - благодаря им я стал в технике разбираться, сел за руль и вожу до сих пор. В моем распоряжении был джип «виллис» - я к вечерней школе на нем подъезжал, катал друзей и подруг и, в общем, самым счастливым был человеком.
- Наши органы вас завербовать не пытались, не требовали докладывать, что в гараже происходит?
- Представьте себе, нет, хотя много раз замечал слежку - под моими окнами «топтуны» так называемые стояли.
Мать Ольга Иванова работала медсестрой |
- Вы, насколько известно, в Московский институт международных отношений поступать собирались...
- Да, по примеру старшего брата. Мне были интересны его разговоры с товарищами, учебники по истории дипломатии, праву, только МГИМО тогда еще не существовало - это был факультет международных отношений МГУ.
- Что же заставило вас стать студентом Шукинского училища при Театре Вахтангова?
- Поверите? Сам не знаю. Вдруг как-то дернуло, стукнуло по голове: «Ну что я там, в МГУ, буду делать?», и я понял: призвание мое - актерство. Это был спонтанный, абсолютно непредсказуемый внутренний толчок, сигнал свыше.
- Во ВГИКе тем не менее вас забраковали.
- «Некиногеничен» сказали, «особых способностей не заметно», но я не поверил, что безнадежен, и отнес документы в Щукинское...
- Дальше почти детективная история - говорят, возглавлявший приемную комиссию или просто входивший в ее состав Этуш якобы вас огорошил: «Молодой человек, идите - вас ждут фабрики и заводы»...
- (Смеется).
- Беседуя с ним, я спросил: «Действительно ли вы Юрию Яковлеву так отказали?», на что он ответил: «Да ладно, это все байки, такого не помню»...
Юра Яковлев, середина 40-х |
- Было дело, но вокруг этого столько уже накрутили... Авторство этой фразы не Этушу принадлежит - он Серафиму Германовну Бирман лишь процитировал, которая одного из абитуриентов во время чтения отрывков забраковала (подражает ее голосу): «Молодой человек, вас ждут заводы».
- Этуш не разглядел в вас таланта?
- Ну, это же лотерея...
- Все-таки?
- Разглядеть что-либо сложно, особенно после читки. Умение продекламировать стихотворение, басню или прозу ничего ровным счетом не значит - разве что человеческие качества какие-то можно почувствовать. Я вот одно время в состав приемной комиссии входил, так вот, отбор - это чистая интуиция, а то, что абитуриенты читают, вообще полная мура.
«РАНЬШЕ ТАКИХ ПОНЯТИЙ, КАК «ГЕНИАЛЬНЫЙ», «ЗВЕЗДА», НЕ БЫЛО»
- Слово «гениальный» я не люблю...
- ...ой, терпеть его не могу! И еще одно не выношу - «звезда».
С Фаиной Раневской в фильме «Легкая жизнь», 1964 год |
- Вот, а сейчас все ведь вокруг гениальные, звезды... С другой стороны, роль князя Мышкина, которую вы сыграли в пырьевском фильме «Идиот», иначе как гениальной работой назвать не могу - вы мое мнение разделяете?
- Во-первых, удачная роль - заслуга не только актера, а во-вторых, раньше таких понятий, как «гениальный», «звезда», не было вовсе - ни во МХАТе, ни в Малом, ни в Театре Вахтангова... Актер мог быть хорошим или средним...
- ...посредственным...
- ...иногда - очень хорошим. Слово «плохой» произносить стеснялись, понимаете, а что касается «Идиота», то там предыстория сложная. Меня утвердили без проб, кстати: Пырьев...
- ...сразу увидел в вас то, что искал?
- Да, что-то Иван Александрович почувствовал, а чутье на актеров у него было зверское, потому что сам самородок. Он рассказывал мне, что, будучи директором «Мосфильма», смотрел по долгу службы пробы актеров на фильм «Сорок первый» (там, кроме пробы Олега Стриженова, была и моя) и обратил на меня внимание. Какое-то время спустя мне позвонили со студии и от его имени пригласили прийти, а уж как только вошел, - все! Мы лишь поговорили, ничего еще не снимали... Ну, фотопробу, потом кинопробу, естественно, сделали и довольно серьезную, но Пырьев уже все для себя решил. «Не надо мне никого другого, - воскликнул, - пробовать больше не буду!».
Юрий Яковлев, Людмила Гурченко и Анатолий Папанов в картине Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», 1961 год |
- Вы понимали, однако, как и почему эта роль у вас получилась?
- В какой-то степени, безусловно, хотя и не очень отдавал себе в этом отчет. Только потом, по прошествии многих лет, понял, что Пырьев разглядел во мне нечто такое, что ему самому, наверное, было близко. Сценарий ведь пролежал у него 10 лет - он откровенно признавался, что не снимал эту картину, потому что у него не было Мышкина...
- 45 лет спустя в новой экранизации «Идиота», снятой режиссером Владимиром Бортко, князя Мышкина сыграл Евгений Миронов - вы этот фильм видели?
- Разумеется, видел, но если вы хотите спросить, какая картина лучше...
- ...конечно!..
- ...на этот вопрос не отвечу. Ну, сами посудите: почти за полвека жизнь изменилась в корне, все сейчас совершенно другое - и эпоха, и менталитет, и актерская школа, поэтому ленты эти настолько разные, что сравнивать их невозможно.
«Вдруг как-то дернуло, стукнуло по голове: «Ну что я там, в МГУ, буду делать?», и я понял: призвание мое — актерство» |
- Я представляю себе Пырьева - могущественного...
- ...всемогущего...
- ...на тот момент генерального директора «Мосфильма», от одного слова и взгляда которого зависело многое...
- ...очень многое.
- Характер у него был тяжелый?
- Я бы сказал, сложный и требовательный. Он же из беспризорников, и отпечаток это на него наложило. Пырьев все всегда говорил напрямую, не стесняясь женщин, и выражений, если ему что-то не нравилось, не выбирая, а на съемочной площадке орал, матерясь, так, что стены тряслись и в страхе все по углам расползались. Единственным, на кого он ни разу не повысил голос, был князь Мышкин, то есть ваш покорный слуга...
- Подчиненные, иными словами, видели в нем олицетворение руководящей и направляющей силы - грубой, безжалостной...
- Если угодно, да.
- А это правда, что однажды Пырьев упал перед вами на колени и пополз по полу, норовя поцеловать ваш ботинок? При этом якобы, глядя на вас снизу вверх, он по слогам произносил как заклинание: «Я тебя умоляю, снимайся у Рязанова!»...
- Да, это правда, однако немножечко приукрашенная.
Князь Мышкин в фильме Ивана Пырьева «Идиот», 1958 год |
- Ботинок не целовал?
- Ботинок - это уже, так сказать, легенда, но на колени и вправду упал.
- И пополз?
- (Улыбается). Вот послушайте. Когда Рязанов предложил мне сниматься в картине «Человек ниоткуда» - была такая по сценарию Зорина...
- ...подвергнутая впоследствии жуткой критике...
- Да, хотя сейчас этот фильм все время показывают: там Папанов играл, Юрский, если вы помните... Я между тем отказывался: мне казалось, что роль проходная, да и в театре рвали на части - две премьеры у меня на носу были. В общем, мне позвонили и сообщили: «Вас ждет генеральный директор «Мосфильма», машина стоит у дверей театра».
Естественно, предварительно там узнали, какой у меня график, когда свободное время... Короче говоря, привезли, поднялся я на второй этаж, вошел в кабинет - огромный, как холл. Где-то далеко в углу увидел маленькую сидящую за столом, к которому от двери вела красная ковровая дорожка, фигурку, и как только переступил порог, Иван Александрович бухнулся на колени и пополз ко мне со словами: «Умоляю, снимайся у Рязанова!».
Лев Мышкин (Юрий Яковлев) и Настасья Филипповна (Юлия Борисова), «Идиот» |
- Потрясающе!
- Ну вот и все...
«ЕСЛИ УЖ ПЫРЬЕВ НЕВЗЛЮБИЛ КОГО-ТО, НА ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ МОЖНО БЫЛО СТАВИТЬ КРЕСТ»
- Эльдар Рязанов сыграл в вашей киносудьбе огромную роль...
- Понимаете, Пырьев очень к нему благоволил, а Иван Александрович был такой... Если уж невзлюбил кого-то, на этом человеке можно было ставить крест: он вычеркивал его не только из своего списка, но и из картотеки актерского отдела «Мосфильма», но если кто-то пришелся ему по душе, распластывался перед ним бесконечно.
К Рязанову он был исключительно расположен и доверял ему в плане творческом, Пырьеву нравилось, как Эльдар работает, и он его - как сказать? - не продвигал, но всячески содействовал ему, помогал.
- В 64-м году на экраны вышел прекрасный фильм Рязанова «Гусарская баллада», где вы сыграли поручика Ржевского, и это как раз тот случай, когда кинообраз становится народным, а имя нарицательным...
Шурочка Азарова, она же корнет Азаров (Лариса Голубкина), и поручик Ржевский (Юрий Яковлев) в «Гусарской балладе» Эльдара Рязанова |
- Да (смеется), столько анекдотов о нем! Как о Чапаеве...
- Все эти годы редкое застолье без них обходится, а вы вот много о поручике Ржевском знаете анекдотов?
- Вообще-то, количество их огромное, но я уже эти байки не запоминаю. Кстати, пару лет назад в Павлограде Днепропетровской области поручику поставили памятник (он якобы служил в Павлоградском гусарском полку)...
- Думаю, что можно много говорить о Рязанове, Данелии, других советских кинорежиссерах, снимавших комедии, но особняком в этом перечне стоит Леонид Гайдай - он действительно лучший советский комедиограф?
- Знаете, я ведь снимался у всех троих, а у Рязанова даже в нескольких картинах - в трех или четырех, если память не изменяет... У них очень разная творческая манера, не повторяющийся ни в чем режиссерский почерк, у каждого свой подход, свое знание актеров, умение.
- Прогресс, как известно, все-таки существует, все вперед движется...
«Гусарская баллада», 1962 год |
- ...а как иначе?
- ...и режиссеры, казалось бы, становятся изощреннее, профессиональнее, а смотришь сегодня «Иван Васильевич меняет профессию» и понимаешь: комедия на века. У вас такое ощущение есть?
- Это, в общем-то, культовая картина, знаковая, и это не я так ее назвал, а зрители, пресса.
- Сложно было играть две роли одновременно?
- Непросто - сначала надо было найти ключик. Я исходил из того, что это два совершенно разных, диаметрально противоположных характера. Царь Иван Грозный должен быть величавым, статным - хотя о нем тоже легенды разные ходят. Споры идут исторические, литературные, искусствоведческие - какие угодно - о том, что на самом деле Иван Грозный из себя представлял и что такое его маска...
- ...и зачем он убивает своего сына, да?
- Для меня, например, это разные вещи, и когда я искал этот ключик, перед глазами стоял Николай Черкасов в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный», потому что созданный им образ полностью соответствовал моим представлениям об этом неоднозначном, естественно, персонаже. Как ни крути, я хотел позаимствовать у Николая Константиновича какие-то черты, чтобы показать царственность моего героя, при этом не забывая, что сценарий-то комедийный. Значит, во что бы то ни стало требовалось какие-то юморные находить краски... Мой Грозный, я понял, должен быть не только царствен, но еще и смешон, потому что юмор Булгакова, чья пьеса в основу этого фильма легла, воистину бесподобный...
По легенде, Владимир Этуш, входивший в приемную комиссию Щукинского училища, сказал абитуриенту Яковлеву: «Молодой человек, вас ждут заводы...» |
- ...многослойный...
- Да, а что касается Ивана Васильевича Бунши, то тут требовались абсолютно иные краски: совсем ничего героического. Самый обыкновенный управдом - неотличимый от тех жэковских работников, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Разумеется, я пытался придать ему какие-то комедийные черты: он шепелявит, изъясняется скороговоркой - у таких людей мыслишка вперед убегает, вот они и стараются побыстрее, пока не ускользнула, ее высказать. Нужно было показать, что Бунша похож на Ивана Грозного только внешне, а в остальном - абсолютно другой.
- Кто, если не секрет, фразы придумал, которые стали крылатыми: «Царь. Очень приятно, царь», «Требую продолжения банкета!»?
- Мы оба - я и Леонид Иович Гайдай, впрочем, и группа вся подключалась. Мы очень много импровизировали, потому что такая возможность была. Знаете, когда погружаешься в атмосферу съемок, появляется какая-то абсолютнейшая свобода, раскрепощенность, и можно не играть роль в строго предписанных рамках, не произносить текст по заранее утвержденному сценарию, а дать волю фантазии. Куда же без импровизации? Я из «Принцессы Турандот» родом, а там все на этом стоит.
«Играть самого себя всегда скучно. Новый характер — всегда интересно» |
«ИРОНИЮ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ» Я ТАК И НЕ ПОСМОТРЕЛ»
- У комедии «Иван Васильевич меняет профессию» счастливая судьба, но ей и не снилась та фантастическая народная любовь, которая выпала на долю «Иронии судьбы, или С легким паром!». 36 лет, из года в год, под салат «оливье» русскоязычные зрители смотрят его в новогоднюю ночь едва ли не на всех телеканалах во всех уголках планеты, а это правда, что на роль Ипполита сначала был утвержден Басилашвили?
- Правда.
- Почему же он так и не снялся?
- Семейные неприятности помешали - умер отец. Театр его, БДТ знаменитый, был тогда на гастролях, Олега и там заменили...
- Почему Ипполит - человек вроде бы отталкивающий, малоприятный - пользуется в народе такой популярностью?
- Да нет, почему же отталкивающий? Конечно, характер у него, так сказать...
- ...не сахар...
- ...немножко ортодоксальный, холодноватый...
- Не ваш?
- Не-е-ет (смеется) - такой образ нужно было сыграть...
Иван Васильевич Бунша и Иван Васильевич Грозный в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». «Понимаешь, у царя лицо умнее!» |
- Ну а сами вы внутреннее его состояние понимали, вам было ясно, почему он поступает так, а не иначе?
- Естественно - это же так просто.
- Сегодня, когда «Иронию судьбы» показывают по телевизору, вы ее смотрите?
- Какие-то куски... Иногда...
- Какой эпизод вам больше всего нравится?
- Каждый раз по-разному, да и нравится, наверное, не совсем точное слово. Тот, с которым как-то сроднился (все-таки за столько лет к этой картине можно уже привыкнуть), где удалось, скажем так, попасть в яблочко.
- Спустя годы вы сыграли в «Иронии судьбы. Продолжение» - не жалеете об этом теперь, не думаете, что надо было отказаться?
- Дело в том, Дмитрий, что я этот фильм так и не посмотрел... Неделю мы провели в Праге - снимать там было дешевле, и на мониторе только несколько дублей мне показали. Это был не смонтированный, сырой материал, а уже готовую картину целиком увидеть так и не удосужился.
- Хорошо быть, мне кажется, Савелием Крамаровым: определенный образ есть, маска, и используешь это на всю катушку...
«И тебя вылечат, и тебя вылечат, и меня вылечат...». Юрий Яковлев и Наталья Крачковская, «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год |
- Ну!
- Гораздо сложнее то князем Мышкиным быть, то Ипполитом - нужна многогранность и нужно откуда-то изнутри абсолютно разные эмоции доставать...
- Да, это верно, к тому же по складу характера я лицедей и люблю, чтобы люди, которых изображаю, были разными. Не то чтобы специально задавался такой целью, но мне хотелось как можно дальше в характерных ролях уйти от себя. Играть самого себя всегда скучно - гораздо увлекательнее влезть в шкуру человека, который на тебя не похож. Новый характер - это всегда интересно, хотя проникнуться им до конца невозможно: думать о руках приходится, о походке...
- ...о выгодном ракурсе...
- Нет, а вот это для меня никакого значения не имеет. Я вообще каким угодно боком могу повернуться - это не моя проблема, а оператора.
«БЫЛИ МОМЕНТЫ, КОГДА Я И ВПРАВДУ СХОДИЛ С УМА»
- В советском кинематографе были признанные мастера закадрового текста: Копелян, Гердт, Лановой, но мало кто знает, что в фильмах «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники» дикторский текст читал... Юрий Яковлев...
«Ипполит, держи себя в руках!». Андрей Мягков, Юрий Яковлев и Барбара Брыльска в «Иронии судьбы, или С легким паром!», 1975 год |
- Ой, сколько я на своем веку прочитал, - Бог ты мой! - и не только закадровый текст. Я ведь множество документальных картин озвучил, к тому же в течение 50 лет - с самого начала моей творческой жизни! - буквально не вылезал с радио. Всю классику записал, все самое лучшее!
- Настоящие актеры, говорят, сумасшедшие - вы с этим согласны?
- Конечно же, мы больные, абсолютно, признаюсь вам, ненормальные.
- В чем это выражается?
- Во всем. Это аномалия, разумеется, хотя описать все симптомы ее не берусь. Актерство - зараза: достаточно подышать пылью закулисья - и это уже навсегда. У меня, если честно, были моменты, когда я и вправду сходил с ума, - ночью, к примеру, откуда-то из левой пятки приходило решение той или иной сцены. Мозги были набекрень - подчинены только творчеству, тому, какую роль я играю сегодня, завтра, послезавтра. Сколько раз я ловил себя на том, что иду по улице и вдруг замечаю, что прохожие на меня все время оглядываются. Оказывается, я повторял текст, более того - уже играл, репетировал, и заканчивалось это, как правило, тем, что какой-то мужик оборачивался и говорил: «Больной, что ли? Чокнутый?».
- А еще на артиста Яковлева похож!
- Ну да (смеется).
- Для многих актеров заплакать на сцене или перед камерой не составляет труда, но вы, насколько я знаю, не из их числа...
- Да, некоторым это ничего не стоит: раз - и брызнули слезы фонтаном, а мне вызвать их было всегда очень трудно.
Барбара Брыльска, Валентина Талызина, Андрей Мягков и Юрий Яковлев на съемках фильма Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год |
- Говорят, чтобы вас спровоцировать, ваш педагог сильнодействующее применял средство...
- В Щукинском у нас преподавал сын великого Москвина Владимир Иванович. Ой, гениальный педагог - вот тут слово «гениальный» уместно.
- Чтобы слезу вышибить, он крыл вас матом?
- Да.
- И вы от его нецензурной брани плакали?
- Вовсе не от матерщины, нет, просто это оскорбительно было. Я очень самолюбив, а это большой удар по амбициям.
- Ну а то, что по той же причине Пырьев велел вашему партнеру бить что есть сил вас по лицу, - байки?
- Нет, это правда, хотя даже после этого слез как таковых не было, реакция на пощечину оказалась бесслезной. Ну, вы наверняка это видели...
Юрий Яковлев с коллегами во время гастролей Театра имени Вахтангова в Венеции, 1962 год |
Вообще, рассказать, как добиваешься какого-то состояния, необходимого результата, невозможно... Журналисты, да и зрители, часто спрашивают: «Как удалось вам сыграть эту роль?», однако это если не глупый, то неуместный вопрос. С таким же успехом можно допытываться: «Как удалось вам написать ту или иную картину?», но художник ее просто увидел. Помню, у Соловьева-Седого поинтересовались: «А как вы песню «Подмосковные вечера» сочинили?». Это даже по телевидению еще в советское время показывали.
- Ну, Соловьев-Седой явно перед этим принял немножко...
- Наверное, он был даже любителем пропустить рюмку-другую, но дело не в этом. Суть в том, что на вопрос: «Как «Подмосковные вечера» появились?» - композитор ответил: «Я их услышал», а для этого никакого не нужно допинга, никаких сверхусилий. Замысел здесь (показывает на голову).
- Вы вот обмолвились, как шли иногда по улице и текст повторяли, а я слышал, что однажды напрочь забыли роль и пришлось даже «скорую» вызывать...
Пацаки (Евгений Леонов и Юрий Яковлев) на планете Плюк в культовой картине Георгия Данелии Кин-дза-дза», 1986 год |
- Это было такое стрессовое состояние... Тот случай - единственный в моей жизни: я играл Чехова в спектакле «Насмешливое мое счастье»...
- ...по пьесе Малюгина, в основу которой легла переписка Антона Павловича и Лики Мизиновой...
- Не только - там письма и Горького, и брата Чехова Александра, и сестры Марьи Павловны, и Ольги Леонардовны Книппер. Огромное количество текста - страниц примерно 90, то есть выходишь на сцену с первой репликой и уходишь с последней. С текстом у меня всегда было трудно, а тут такое обилие его нужно было запомнить, и перед премьерой, когда предстоял генеральный прогон с публикой, я вдруг подумал, что сейчас мне предстоит эту махину осилить. Только на минуточку это представил, и... мне стало плохо: распух и не помещался во рту язык, я не мог произнести ни слова.
Спектакль отменили, но «скорую помощь» не вызывали - я просто отлежался. «Ну, все, - сказал себе, - карьера моя закончена, я больше никогда не смогу выйти на сцену». Испуг перед обилием текста, который нужно произнести, был страшный, а на следующий день шел спектакль «Живой труп».
- Тоже текста немало...
- Я Виктора Каренина там играл - работа серьезная, и если бы не заставил себя перед зрителем появиться, меня ожидал полный крах, пришлось бы оставить профессию. Схватился за спинку кресла, просто впился в нее и был весь мокрый, но все-таки страх преодолел и вышел, и сыграл, и понял: могу...
- Вы в моем восприятии очень несоветский человек...
С Михаилом Ульяновым. «Жизнь изменилась в корне, все сейчас совершенно другое — и эпоха, и менталитет, и актерская школа...» |
- ...абсолютно (смеется)...
- ...и увидев фильм «Судьба», где вы сыграли роль секретаря обкома, я подумал: «Господи, как же пришлось Юрию Васильевичу на горло себе наступить»...
- Тем не менее мне было интересно, понимаете? Есть люди, близкие мне по духу, по характеру, по происхождению, по ментальности - да по чему угодно, и такого рода разных ролей у меня было много, а вот секретаря обкома, которого предложил мне Евгений Матвеев, играть не приходилось, и я сразу же согласился. Было любопытно: а что это такое?
- Согласились и не прогадали, потому что за этот фильм Государственную премию СССР получили...
- Да вот, представьте себе. Вообще-то, роли подобного плана были прерогативой
С Дмитрием Гордоном. «Актерство — зараза: достаточно подышать пылью закулисья — и это уже навсегда» |
Ульянова, Лаврова, а тут вдруг я, что совершенно не вписывалось в традиции. Матвеев, мне кажется, хотел очеловечить героя (улыбается).
- С советской властью особенно вы не дружили, в партию не вступали, а пополнить ее ряды вам предлагали?
- И довольно настойчиво.
- Дескать, такой актер и не член КПСС до сих пор - нонсенс какой-то...
- Да, но я сказал: «Ни славы, ни успеха это мне не прибавит - зачем же формально, только по обязанности в партии состоять? Да и вряд ли усилю своей скромной персоной ее ряды и добавлю ей общественного признания».
- Говоря это, вы сыграли еще одну роль, правда?
- Наверное (улыбается).
Киев - Москва - Киев