Знания — самый дорогой товар
Вначале напомню то, что вы без меня знаете. Человечество прогрессировало неспешно, начав с охоты и сбора всего того, что росло в окружающих полях и на окрестных деревьях. Революционным был переход к выращиванию скота в загонах и вспашке земли, к освоению того, что удавалось выкопать или высосать из земли. Это был переворот в образе жизни, шаг к хозяйству планомерному, которое кое-где задержалось на этом уровне на тысячи лет.
Научно говоря, это был доиндустриальный период, где шло использование природных ресурсов, не требовавшее чрезвычайных усилий ума. Затем шаг за шагом начался переход к индустриальному обществу — там все было иначе, со взрывом промышленной революции вперед выходили новые люди, новые ресурсы, ценился неведомый прежде предпринимательский талант, возникло понятие о странах-промышленных лидерах, так называемых «мастерских мира».
Начавшись в XVIII веке, этот процесс дошел, изменяясь, до наших дней, когда мастерские мира занялись высокими технологиями, космосом, химической промышленностью, шло международное разделение труда, выявлялись лидеры. Европа долго еще оставалась аграрным обществом, но там постепенно росла грамотность, возрастал общий уровень образования.
Болонский университет открылся в 1080 году, а Оксфордский — в 1167. В XIII веке сеть университетов покрывала Европу — для сравнения первая в наших краях Киево-Могилянская академия была создана в 1632 году. Все больше людей были заняты вне сельского хозяйства (в дальнейшем именно в этой части населения марксисты увидят кадры для их не состоявшейся мировой революции), и все более ценились ум и образованность.
Мы справедливо гордимся собой, как «селянська нація», но международный вес народов с каждым годом все больше определялся иными категориями. Люди шли учиться, потому что других путей в современность не осталось.
В высокотехнологичном сельском хозяйстве США сегодня занято менее пяти процентов населения, которые кормят и свою страну, и еще многих. В мире высоких технологий образование, сумма знаний стали самым дорогим товаром. Не так давно в Давосе прошел очередной всемирный экономический форум, где об этом говорили прямо, а во множестве публикаций приводятся цифры, подтверждающие это.
В Евросоюзе сегодня более трети населения в возрасте 25-34 лет имеет университетское образование, а к 2020 году это количество должно составить 40 процентов, хотя и сейчас ежегодно там выпускают 940 тысяч специалистов с университетскими дипломами, а 111 тысяч в год получают степень доктора. По числу вузовских выпускников шустрый Китай уже идет вровень с Евросоюзом, опережая США и Японию, вместе взятые.
Есть где учиться и где реализовываться. Лично и в государственном смысле.