Игра по понятиям
Больше полутора столетий назад итальянский криминалист Чезаре Ломброзо опубликовал свои исследования о том, что по высоте лба, характеру зубного прикуса, виду скуловых костей, разрезу глаз и даже по тому, как растут волосы, можно определить предрасположенность человека к совершению преступлений. Теория эта в свое время всколыхнула общественность и была довольно влиятельна - но постепенно ее авторитетность сошла на нет. Слишком уж много зла в ХХ веке натворили не физические выродки, а красавчики то безукоризненно арийского, то безупречно пролетарского вида. Жизнь все усложняется, и тем более странно, что поиски простых объяснений каждого сложного явления при этом не ослабевают, переползая из эпохи в эпоху.
Постепенно выяснилось, что объяснить можно истоки любого зла, но легче от таких объяснений становится не всегда. Одно время ответственность за все неудачи советской власти - политические, промышленные и прочие - возлагалась на классовых врагов. Конечно, ловлей этих самых врагов можно было запугать сомневающихся граждан и нацелить возмущение масс в нужную сторону. Но уже тогда приходило понимание, что по-настоящему исправлять положение лучше не навешиванием ярлыков, а честным изучением причин жизненных сложностей.
К сожалению, начальники разных стран и народов признают упомянутые сложности, как правило, не в первую очередь и шепотом. Они голосуют безлично, согласованно, партиями, а оценки дают "по политическим обстоятельствам". Иметь предсказуемых врагов - великое дело и прекрасное оправдание для чего угодно! Только теперь, настрадавшись и наспорившись, мы, кажется, понемногу начинаем честные поиски причин и следствий своих собственных дел. В общем, ни пузатые буржуи, ни злодеи с приплюснутыми лбами не оказались самыми вредоносными составляющими нашей жизни. Если мы вправду хотим разобраться в повседневных бытовых и политических играх, надо вглядываться в саму систему оценок, правила житейских соревнований, где иногда дистанция между добром и злом старательно скрыта.
Во многих видах спорта существует приз Fair play, то есть "честная игра". Случается, что велосипедист останавливается в победном заезде, бросаясь на помощь упавшему рядом гонщику, а футболист обращается к судье матча и говорит, что пенальти в пользу его команды назначен неправильно, никого в штрафной не сбивали. Многим кажется, что это все придурь из эпохи рыцарских турниров и дуэлей на пистолетах, но такие отношения и есть Fair play. Это правила, по которым еще в прошлом веке миллионные сделки заключались под честное слово или рукопожатие, а человек, уличенный во лжи, исторгался из кругов не только политической, но и повседневной жизни.
Сегодня многое выглядит по-другому, разные группы населения, особенно облеченные властью, стремятся установить для себя особые законы и правила, узаконить спецномера на автомобилях и беспредел в сведении счетов с противниками. Ничего не поделаешь: понятие "честной игры" все больше относят к разряду старомодных чудачеств. Снова, как во времена Ломброзо, преступников определяют почти что по внешности: сторонник таких-то взглядов заведомо виноват, а другой - невиновен, потому что у него "правильная политическая ориентация". Большевистский лозунг: "Кто поет не с нами - тот против нас" ужасен.
Невозможно жить в обществе, где право на свою песню имеют одни только птицы. Надо уважать и слышать друг друга без предубеждения - это одно из условий демократического развития и достойной жизни. Пора бы это понять.