В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Кинорежиссер Василий ПИЧУЛ: "Особенно мне запомнилось заявление в Тимирязевский РОВД об изнасиловании "способом "Маленькая Вера"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 3 Января, 2006 00:00
"Маленькая Вера" была первой настоящей большой картиной Василия Пичула, до нее он снял четыре короткометражки - курсовые и дипломные работы. Именно "Вера" сделала Пичула знаменитым.
Людмила ГРАБЕНКО
"Маленькая Вера" была первой настоящей большой картиной Василия Пичула, до нее он снял четыре короткометражки - курсовые и дипломные работы. Именно "Вера" сделала Пичула знаменитым. Принимали картину тяжело, в тот момент режиссеру, вероятно, казалось, что это самая серьезная битва в его жизни. Он просто не знал, что еще ждет впереди... Перед "прелестями" постперестроечной жизни меркли все прелести совка. Но Пичул выстоял. Не озлобился. Не предал своего призвания. Сегодня самая любимая картина режиссера - "Мечты идиота". А "Маленькая Вера" - позавчерашний день.

"СЦЕНАРИЙ "МАЛЕНЬКОЙ ВЕРЫ" НАПИСАЛА МОЯ ЖЕНА"

- Василий Владимирович, как попал к вам сценарий "Маленькой Веры"?

- Все было очень просто: дело в том, что его написала моя жена Маша (Мария Хмелик. - Авт.), это был ее дипломный сценарий. Самое интересное, что написан он был еще в 1982 году, и до 86-го я тщетно пытался с ним запуститься: кинематографическому начальству сценарий казался слишком смелым и порочащим советскую действительность.

Из досье "Бульвара Гордона": В 1987 году сценарий "Маленькой Веры", написанный студенткой ВГИКа Марией Хмелик, был опубликован в альманахе "Киносценарии". Реакция не заставила себя долго ждать: вскоре на страницах газеты "Московская правда" появилась статья, называющая его произведением, "порочащим советскую молодежь". А когда молодой режиссер Василий Пичул решил снимать по неугодному кинематографическому начальству сценарию картину, его и Хмелик тут же обвинили в семейственности. Еще бы, муж снимает картину по сценарию жены, папа которой - о ужас! - сам Александр Хмелик, детский писатель и главный редактор Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.

- Как получилось, что вам все-таки разрешили работать над фильмом?

- Во-первых, началась перестройка. Но даже и тогда чиновники от кино очень трудно преодолевали идеологическую инерцию, и неизвестно, как сложилась бы судьба "Маленькой Веры", если бы не Татьяна Михайловна Лиознова - режиссер-постановщик таких картин, как "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны", "Карнавал". Лиознова тогда была депутатом и делегатом разных перестроечных съездов и конференций, вот она нас и поддержала: где-то замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом. Благодаря ей я и запустился.

- А как в качестве большой съемочной площадки вашего фильма возник город Жданов (ныне Мариуполь)?

- Все опять-таки проще, чем может показаться на первый взгляд: в этом городе я родился и жил до 17 лет. Мы обитали точно в такой же пятиэтажной хрущевке, как и герои фильма. Ходили гулять в порт, а по вечерам - на дискотеку. И моя мама так же, как героиня Людмилы Зайцевой, закручивала банки с консервацией.

- Вашу картину окрестили художественным манифестом перестройки. А вы подозревали, что делаете нечто героическое?

- Что вы, конечно, нет! Я просто делал свою работу - снимал кино и вовсе не считал себя Александром Матросовым.

Из досье "Бульвара Гордона": Картина "Маленькая Вера" разделила советских людей времен перестройки на два непримиримых лагеря: одни приняли фильм сразу и безоговорочно, другие возненавидели.

Когда работа над лентой была завершена, начались трудности с выходом ее на большой экран. Сегодня мало кто помнит, что поначалу "Маленькая Вера" должна была быть односерийной картиной. Но Пичул размахнулся - и вместо одной серии получилось две. Госкино СССР эту "лишнюю единицу" студии не засчитал, а потому никто из тех, кто работал над фильмом, не получил оплаты за вторую серию. Наоборот, съемочной группе был выставлен счет за перерасход пленки. "Мы, авторы фильма, - писал в открытом письме в журнале "Советский экран" Василий Пичул, - работали не ради денег, а чтобы реализовать свои идеи, мы согласны и без зарплаты обойтись. Но почему должен страдать технический персонал? Мне крайне неловко перед этими людьми...".

Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче (была у генсеков такая старая добрая традиция - смотреть новые картины на отдыхе) Михаил Горбачев встал и демонстративно покинул зал. После этого к делу подключился идеологический отдел ЦК, начались звонки в различные инстанции и непосредственно создателям картины. Так, например, исполнителю роли Сергея Андрею Соколову звонил домой член Политбюро Егор Лигачев.

Но на дворе был 1988 год - самый разгар перестройки, и расправиться с картиной никто не осмелился. "Маленькую Веру" отправили на кинофестиваль в Болгарию, где он наделал много шума.


- Актеров на главные роли нашли сразу?

- Кого как. Наташа Негода на то время была достаточно известной в кинокругах, поскольку успела сняться в фильме Юрия Кары "Завтра была война".

- Она там совсем другая?

- А она вообще везде разная, и я считаю, это большой комплимент для любого актера. Но именно с ней были большие проблемы, я ведь хотел, чтобы в "Маленькой Вере" снималась совсем другая актриса.

- Кто, если не секрет?

- Да не то чтобы секрет, просто мне не хотелось бы лишний раз травмировать человека своими рассказами, тем более что в последнее время она стала очень известной, можно даже сказать, знаменитой. А Наташа... На стадии проб я не представлял ее в этой роли, она казалась мне слишком нервной, импульсивной. Но тут опять вмешалась Лиознова: она настояла на кандидатуре Негоды и, как впоследствии оказалось, не ошиблась. А вот Андрей Соколов был утвержден практически сразу - спокойный, интеллигентный мальчик, как раз то, что надо. Он был старше Негоды, но учился на втором курсе Щукинского училища, потому что поступил туда после Московского авиационно-технологического института.

ИЗ-ЗА РОЛИ ВЕРЫ У НЕГОДЫ ПРЕКРАТИЛСЯ ТРЕХЛЕТНИЙ РОМАН С ЕФРЕМОВЫМ

- Интересен был и выбор Юрия Назарова на роль отца Веры.

- У нас начинал сниматься другой актер, но после трех съемочных дней он заболел и не мог продолжать работать. Надо было срочно искать замену, я стал думать, кто бы мог сыграть эту роль. И мне посоветовали Юрия Назарова, сказали, что он не только хороший актер, но и очень спокойный и покладистый человек. До "Маленькой Веры" Назаров действительно не играл таких ролей - все больше положительных работяг и комиссаров Красной Армии.

- Сейчас вы общаетесь с актерами, игравшими в "Маленькой Вере"?


Успех "Маленькой Веры" был оглушительным, а начинающие актеры Наталья Негода и Андрей Соколов мгновенно стали звездами



- С Наташей Негодой не встречались уже давно, знаю только, что она живет и работает то в Москве, то в Голливуде. А с Андреем Соколовым время от времени видимся, пару лет назад он приглашал меня на свое 40-летие.

Из досье "Бульвара Гордона": После "Маленькой Веры" на Наталью Негоду буквально посыпались всевозможные награды. Она получила самую престижную отечественную кинопремию "Ника" за 1988 год, "Серебряного Хуго" за лучшую женскую роль в Чикаго, была названа "Лучшей из лучших перспективных актрис Европы" в Женеве в 1989 году. Единогласно признали ее первой и зрители - по результатам опроса журнала "Советский экран" в 1989 году, она была названа "Лучшей актрисой года".

"Маленькая Вера" была не первой картиной, в которой разделась актриса, ей предшествовал эпизод в стиле "ню" в фильме "Завтра была война". Но, как бы там ни было, по-другому Наталью отныне просто не воспринимали. Советская секс-бомба стала первой россиянкой, попавшей на обложку журнала "Playboy", и эти фотографии растиражированы на многочисленных интернетовских сайтах...

А вот в личной жизни Натальи картина сыграла скорее отрицательную роль: именно из-за этой роли закончился роман актрисы с Михаилом Ефремовым, длившийся более трех лет.

В 1990 году Негода снялась в американском фильме "Назад в СССР". В истории приключений молодого американца, познающего "прелести" жизни в перестроечном СССР, ей досталась роль авантюристки Лены. А спустя год Наталья вышла замуж и вместе с мужем, экономистом по профессии и русским по национальности, уехала в США, в Лос-Анджелес. Она снялась в нескольких голливудских картинах ("Русское лето", "Закон и порядок"), но особой известности они ей не принесли.


- А какой была реакция прессы?

- Достаточно восторженной. Единственной проблемой для критиков стала сцена, где герои занимаются любовью. Кто-то считал ее слишком откровенной для нашего целомудренного экрана, кто-то наоборот.

"АНДРЕЮ СОКОЛОВУ ПРИХОДИЛО МНОЖЕСТВО ЭРОТИЧЕСКИХ ПИСЕМ"

- Сегодня, когда по телевизору каждый день показывают фильмы с куда более откровенными сценами, вам не смешно вспоминать о той дискуссии?

- Честно говоря, это не столько смешно, сколько страшно. В большинстве таких лент подобные сцены отнюдь не предмет художественного изображения.

- Письма вам зрители писали?

- Их было так много, что мы составили целую книгу, она так и называется "Маленькая Вера". Особенно запомнилось, например, заявление в Тимирязевский отдел внутренних дел об изнасиловании "способом "Маленькая Вера". А еще - множество эротических писем, которые приходили Соколову. Когда я был в Канаде, ко мне подошли люди и стали говорить, что "Маленькая Вера" - это фильм про них. Я был поражен! Мне всегда казалось, что между жизнью в Советском Союзе и жизнью в Канаде такая же большая разница, как между небом и землей.

- Как вы восприняли обрушившийся на вас успех?

- Это был мой первый фильм, и все пытались оценить степень его успешности. Конечно, было приятно, что фильм не порезали, не положили на полку, а очень высоко оценили. Чем он мне помог? Скажу честно, не будь того успеха "Маленькой Веры", мне было бы очень трудно выжить в условиях кинематографической катастрофы, разразившейся в 90-х годах. Да и сегодня фильм как визитная карточка помогает мне в таких учреждениях, как больница или прокуратура, где, как вы понимаете, решаются жизненно важные вопросы.

- Чем вы занимались после "Маленькой Веры"?

- Снимал фильмы: "В городе Сочи темные ночи", "Мечты идиота" по мотивам романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок", боевик "Небо в алмазах", музыкальную мелодраму "Женское счастье" с Людмилой Гурченко в главной роли. Три года снимал "Куклы" на НТВ. Делал "Старые песни о главном-3", программу об истории футбола "Футбольные войны" (путь сборной Советского Союза, а потом сборной России от одного чемпионата мира по футболу к другому) с Николаем Сванидзе в роли ведущего, документальные фильмы "Афганский капкан", "Сердце Ельцина" и "Президент всея Руси", сериал "Шпионская жизнь".

...Когда кино в нашей стране переживало не лучшие времена, именно телевидение дало мне возможность не сойти с ума и не умереть с голоду.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось