Кинорежиссер Василий ПИЧУЛ: "Особенно мне запомнилось заявление в Тимирязевский РОВД об изнасиловании "способом "Маленькая Вера"
"СЦЕНАРИЙ "МАЛЕНЬКОЙ ВЕРЫ" НАПИСАЛА МОЯ ЖЕНА"
- Василий Владимирович, как попал к вам сценарий "Маленькой Веры"?
- Все было очень просто: дело в том, что его написала моя жена Маша (Мария Хмелик. - Авт.), это был ее дипломный сценарий. Самое интересное, что написан он был еще в 1982 году, и до 86-го я тщетно пытался с ним запуститься: кинематографическому начальству сценарий казался слишком смелым и порочащим советскую действительность.
Из досье "Бульвара Гордона": В 1987 году сценарий "Маленькой Веры", написанный студенткой ВГИКа Марией Хмелик, был опубликован в альманахе "Киносценарии". Реакция не заставила себя долго ждать: вскоре на страницах газеты "Московская правда" появилась статья, называющая его произведением, "порочащим советскую молодежь". А когда молодой режиссер Василий Пичул решил снимать по неугодному кинематографическому начальству сценарию картину, его и Хмелик тут же обвинили в семейственности. Еще бы, муж снимает картину по сценарию жены, папа которой - о ужас! - сам Александр Хмелик, детский писатель и главный редактор Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
- Как получилось, что вам все-таки разрешили работать над фильмом?
- Во-первых, началась перестройка. Но даже и тогда чиновники от кино очень трудно преодолевали идеологическую инерцию, и неизвестно, как сложилась бы судьба "Маленькой Веры", если бы не Татьяна Михайловна Лиознова - режиссер-постановщик таких картин, как "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны", "Карнавал". Лиознова тогда была депутатом и делегатом разных перестроечных съездов и конференций, вот она нас и поддержала: где-то замолвила слово, где-то надавила своим авторитетом. Благодаря ей я и запустился.
- А как в качестве большой съемочной площадки вашего фильма возник город Жданов (ныне Мариуполь)?
- Все опять-таки проще, чем может показаться на первый взгляд: в этом городе я родился и жил до 17 лет. Мы обитали точно в такой же пятиэтажной хрущевке, как и герои фильма. Ходили гулять в порт, а по вечерам - на дискотеку. И моя мама так же, как героиня Людмилы Зайцевой, закручивала банки с консервацией.
- Вашу картину окрестили художественным манифестом перестройки. А вы подозревали, что делаете нечто героическое?
- Что вы, конечно, нет! Я просто делал свою работу - снимал кино и вовсе не считал себя Александром Матросовым.
Из досье "Бульвара Гордона": Картина "Маленькая Вера" разделила советских людей времен перестройки на два непримиримых лагеря: одни приняли фильм сразу и безоговорочно, другие возненавидели.
Когда работа над лентой была завершена, начались трудности с выходом ее на большой экран. Сегодня мало кто помнит, что поначалу "Маленькая Вера" должна была быть односерийной картиной. Но Пичул размахнулся - и вместо одной серии получилось две. Госкино СССР эту "лишнюю единицу" студии не засчитал, а потому никто из тех, кто работал над фильмом, не получил оплаты за вторую серию. Наоборот, съемочной группе был выставлен счет за перерасход пленки. "Мы, авторы фильма, - писал в открытом письме в журнале "Советский экран" Василий Пичул, - работали не ради денег, а чтобы реализовать свои идеи, мы согласны и без зарплаты обойтись. Но почему должен страдать технический персонал? Мне крайне неловко перед этими людьми...".
Говорят, во время просмотра фильма у себя на даче (была у генсеков такая старая добрая традиция - смотреть новые картины на отдыхе) Михаил Горбачев встал и демонстративно покинул зал. После этого к делу подключился идеологический отдел ЦК, начались звонки в различные инстанции и непосредственно создателям картины. Так, например, исполнителю роли Сергея Андрею Соколову звонил домой член Политбюро Егор Лигачев.
Но на дворе был 1988 год - самый разгар перестройки, и расправиться с картиной никто не осмелился. "Маленькую Веру" отправили на кинофестиваль в Болгарию, где он наделал много шума.
- Актеров на главные роли нашли сразу?
- Кого как. Наташа Негода на то время была достаточно известной в кинокругах, поскольку успела сняться в фильме Юрия Кары "Завтра была война".
- Она там совсем другая?
- А она вообще везде разная, и я считаю, это большой комплимент для любого актера. Но именно с ней были большие проблемы, я ведь хотел, чтобы в "Маленькой Вере" снималась совсем другая актриса.
- Кто, если не секрет?
- Да не то чтобы секрет, просто мне не хотелось бы лишний раз травмировать человека своими рассказами, тем более что в последнее время она стала очень известной, можно даже сказать, знаменитой. А Наташа... На стадии проб я не представлял ее в этой роли, она казалась мне слишком нервной, импульсивной. Но тут опять вмешалась Лиознова: она настояла на кандидатуре Негоды и, как впоследствии оказалось, не ошиблась. А вот Андрей Соколов был утвержден практически сразу - спокойный, интеллигентный мальчик, как раз то, что надо. Он был старше Негоды, но учился на втором курсе Щукинского училища, потому что поступил туда после Московского авиационно-технологического института.
ИЗ-ЗА РОЛИ ВЕРЫ У НЕГОДЫ ПРЕКРАТИЛСЯ ТРЕХЛЕТНИЙ РОМАН С ЕФРЕМОВЫМ
- Интересен был и выбор Юрия Назарова на роль отца Веры.
- У нас начинал сниматься другой актер, но после трех съемочных дней он заболел и не мог продолжать работать. Надо было срочно искать замену, я стал думать, кто бы мог сыграть эту роль. И мне посоветовали Юрия Назарова, сказали, что он не только хороший актер, но и очень спокойный и покладистый человек. До "Маленькой Веры" Назаров действительно не играл таких ролей - все больше положительных работяг и комиссаров Красной Армии.
- Сейчас вы общаетесь с актерами, игравшими в "Маленькой Вере"?
Успех "Маленькой Веры" был оглушительным, а начинающие актеры Наталья Негода и Андрей Соколов мгновенно стали звездами |
- С Наташей Негодой не встречались уже давно, знаю только, что она живет и работает то в Москве, то в Голливуде. А с Андреем Соколовым время от времени видимся, пару лет назад он приглашал меня на свое 40-летие.
Из досье "Бульвара Гордона": После "Маленькой Веры" на Наталью Негоду буквально посыпались всевозможные награды. Она получила самую престижную отечественную кинопремию "Ника" за 1988 год, "Серебряного Хуго" за лучшую женскую роль в Чикаго, была названа "Лучшей из лучших перспективных актрис Европы" в Женеве в 1989 году. Единогласно признали ее первой и зрители - по результатам опроса журнала "Советский экран" в 1989 году, она была названа "Лучшей актрисой года".
"Маленькая Вера" была не первой картиной, в которой разделась актриса, ей предшествовал эпизод в стиле "ню" в фильме "Завтра была война". Но, как бы там ни было, по-другому Наталью отныне просто не воспринимали. Советская секс-бомба стала первой россиянкой, попавшей на обложку журнала "Playboy", и эти фотографии растиражированы на многочисленных интернетовских сайтах...
А вот в личной жизни Натальи картина сыграла скорее отрицательную роль: именно из-за этой роли закончился роман актрисы с Михаилом Ефремовым, длившийся более трех лет.
В 1990 году Негода снялась в американском фильме "Назад в СССР". В истории приключений молодого американца, познающего "прелести" жизни в перестроечном СССР, ей досталась роль авантюристки Лены. А спустя год Наталья вышла замуж и вместе с мужем, экономистом по профессии и русским по национальности, уехала в США, в Лос-Анджелес. Она снялась в нескольких голливудских картинах ("Русское лето", "Закон и порядок"), но особой известности они ей не принесли.
- А какой была реакция прессы?
- Достаточно восторженной. Единственной проблемой для критиков стала сцена, где герои занимаются любовью. Кто-то считал ее слишком откровенной для нашего целомудренного экрана, кто-то наоборот.
"АНДРЕЮ СОКОЛОВУ ПРИХОДИЛО МНОЖЕСТВО ЭРОТИЧЕСКИХ ПИСЕМ"
- Сегодня, когда по телевизору каждый день показывают фильмы с куда более откровенными сценами, вам не смешно вспоминать о той дискуссии?
- Честно говоря, это не столько смешно, сколько страшно. В большинстве таких лент подобные сцены отнюдь не предмет художественного изображения.
- Письма вам зрители писали?
- Их было так много, что мы составили целую книгу, она так и называется "Маленькая Вера". Особенно запомнилось, например, заявление в Тимирязевский отдел внутренних дел об изнасиловании "способом "Маленькая Вера". А еще - множество эротических писем, которые приходили Соколову. Когда я был в Канаде, ко мне подошли люди и стали говорить, что "Маленькая Вера" - это фильм про них. Я был поражен! Мне всегда казалось, что между жизнью в Советском Союзе и жизнью в Канаде такая же большая разница, как между небом и землей.
- Как вы восприняли обрушившийся на вас успех?
- Это был мой первый фильм, и все пытались оценить степень его успешности. Конечно, было приятно, что фильм не порезали, не положили на полку, а очень высоко оценили. Чем он мне помог? Скажу честно, не будь того успеха "Маленькой Веры", мне было бы очень трудно выжить в условиях кинематографической катастрофы, разразившейся в 90-х годах. Да и сегодня фильм как визитная карточка помогает мне в таких учреждениях, как больница или прокуратура, где, как вы понимаете, решаются жизненно важные вопросы.
- Чем вы занимались после "Маленькой Веры"?
- Снимал фильмы: "В городе Сочи темные ночи", "Мечты идиота" по мотивам романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок", боевик "Небо в алмазах", музыкальную мелодраму "Женское счастье" с Людмилой Гурченко в главной роли. Три года снимал "Куклы" на НТВ. Делал "Старые песни о главном-3", программу об истории футбола "Футбольные войны" (путь сборной Советского Союза, а потом сборной России от одного чемпионата мира по футболу к другому) с Николаем Сванидзе в роли ведущего, документальные фильмы "Афганский капкан", "Сердце Ельцина" и "Президент всея Руси", сериал "Шпионская жизнь".
...Когда кино в нашей стране переживало не лучшие времена, именно телевидение дало мне возможность не сойти с ума и не умереть с голоду.