В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Крупный план

Экс-генпродюсер "СТБ" Дмитрий ХАРИТОНОВ: "Творческие люди на телевидении - это большое собрание в психбольнице с врачом во главе"

Ольга КУНГУРЦЕВА. «Бульвар Гордона» 3 Января, 2006 00:00
О нелегком телевизионном закулисье, о том, как в мир иной уходят телепрограммы, о том, какую ломку испытывает человек, попробовавший наркотик телевидения и внезапно оставшийся без допинга, наша беседа с известным автором и ведущим ряда исторических телепрограмм, теледокументалистом, историком, писателем, экс-генпродюсером канала "СТБ".
Ольга КУНГУРЦЕВА
Начну с банального. Все мы смотрим телевизор. Прыгаем с канала на канал, ищем то, что нравится, к чему привыкли. Или, наоборот, хотим отыскать что-нибудь новенькое. И совершенно не задумываемся о том, что каждое нажатие кнопки на дистанционке запоминает безжалостный компьютер. А потом выдает на-гора результат с устрашающим названием - рейтинг. У одних передач он нарисовывается высокий, у других - никакой. Порой мы даже теряемся в догадках: а куда, собственно, пропала та или иная программа, куда подевался еще недавно улыбающийся с экрана симпатичный ведущий? Оказывается, проект его "убит" из-за выставленного зрителями "неуда", а сам телевизионщик сидит без работы. Более подробно о нелегком телевизионном закулисье, о том, как в мир иной уходят телепрограммы, о том, какую ломку испытывает человек, попробовавший наркотик телевидения и внезапно оставшийся без допинга, наша сегодняшняя беседа с известным автором и ведущим ряда исторических телепрограмм, теледокументалистом, историком, писателем, экс-генпродюсером канала "СТБ" Дмитрием Харитоновым.

"КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ПОЯВЛЯЯСЬ НА "СТБ", Я ШУТИЛ: "ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА УРАНОВЫЕ РУДНИКИ!"

- Долгое время имя Дмитрия Харитонова было тесно связано с каналом "ТЕТ". Затем твои программы можно было увидеть на "1+1" и на "Интере". В последний год ты стал лицом канала "СТБ". Хотя с недавних пор ситуация кардинально изменилась - твои документально-исторические передачи исчезли с телеэкрана. В чем причина?

- Как кадровый работник я никогда не сотрудничал ни с одним из каналов - исключительно как студия-продакшн. Предлагал уже отснятую и смонтированную кассету с передачей, которую оставалось только поставить в эфирный магнитофон.

Затем я несколько лет проработал в Москве продюсером студии "Смак". Это был очень интересный опыт. А в августе прошлого года принял интересное предложение и стал генеральным продюсером "СТБ". За год канал удалось сильно изменить, но дальше работать на нем мне было уже просто неинтересно.

- Основные причины перехода с канала на канал - это вопрос оплаты или отсутствие рейтинга?

- Во-первых, финансовый вопрос, конечно, очень важен. А во-вторых, мои фильмы всегда выходили с высоким рейтингом. При таком раскладе наверняка было бы удобно работать на одном месте лет пять-семь. Но я заметил, что в подобных случаях к сотрудникам начинают относиться как к чему-то постоянному, словно к вещи.

- Это касается всех без исключения ведущих?

- Без исключения. Кроме того, я всегда ценил свободу, возможность заниматься чем хочешь.

- Вернемся к "СТБ", так почему же вы ушли?

- Когда я вплотную занялся его продюсированием, на поверку оказалось, что это один из самых маргинальных каналов. Даже ТРК "Украина" обгоняла его по рейтингам. Плохой дизайн, отсутствие концепции, убитая техника.

Помните, несколько лет назад на "СТБ" был пожар? Так вот, ремонт в этих помещениях практически не был сделан. Запах гари не выветрился до сих пор. Кроме того, никого не хочу обижать, но самые профессиональные люди в то время работали на других каналах. Я вообще убежден, что крепких специалистов у нас в стране - на два - максимум три телеканала. Но за 12 месяцев мы на корню изменили "СТБ". Его доля возросла с трех с половиной пунктов до пяти с половиной. А это серьезный показатель роста.

- Что такое "доля"?

- Процент зрителей, смотрящих телеканал в настоящий момент. Я занял должность генпродюсера, и мне практически пришлось забыть о свободном времени. В общем, втиснулся в прокрустово ложе...

- Но ты ведь не уходил с "СТБ" в никуда?

- Мне предложили возглавить один очень интересный журнал, а также вернуться в Москву и продолжить продюсирование студии "Смак".

"Если в Москве видят, что телепроект не рейтинговый, убивают за три месяца"

- К чему больше склоняешься?

- Пока точно сказать не могу, хотя и не скрою, мне очень понравилось работать в Москве. Объясню почему. Существовала, к примеру, на "СТБ" криминальная программа "Час К" с отличным эфирным временем - 22.40, но которая шла в эфире неважно. С этими ребятами я провозился три месяца.

Мы придумали новый оригинальный ход - документальный детектив. Пусть и не сразу, шажок за шажком, его дела пошли в гору. Доля возросла в три раза, а это грандиозный прорыв. Но ведь было потрачено огромное количество времени, вычитывался каждый сценарий.

И вдруг я слышу, что программу надо закрыть, дескать, пусть ребята занимаются другой документалистикой - на социальные темы. Знаете, даже в футболе, если нападающего поставить в ворота, он не превратится в хорошего голкипера. Нужно понимать, кто и на какой позиции принесет максимальную пользу.

В Москве подобный детсад не проходит. Там ничего никому объяснять и втолковывать не нужно - ни сценаристу, ни оператору, ни руководителю канала. Телевидение - это командный вид спорта. Каждый знает про свой участок работы. Обсуждаешь ряд моментов лишь с режиссером, и все.

Прекрасно понимаю, почему Александру Роднянскому интереснее работать в Москве. Ему просто на определенном этапе стало скучно работать здесь. Безусловно, в Украине можно делать хорошее телевидение. Но почему-то с огромными усилиями, напряжением и нервами.

Каждый день, отправляясь на "СТБ", я шутливо говорил, пересекая порог канала: "Добро пожаловать на урановые рудники!". Вы можете представить себе звукорежиссера, который забывает повесить радиомикрофон ведущему новостей, выходящему в прямой эфир? А ведь в его функции входит не так много профессиональных обязанностей.

Когда стали разбираться с главным "звуковиком" и пришли к выводу о необходимости расставания, то он принес еще несколько заявлений на увольнение. Почему, думаю, такой массовый исход начинается? Начал разбираться. Оказалось, что этих людей никто и никогда не видел на работе. Это были "мертвые души", как у Гоголя. За них просто получали зарплату.

Знаете, хочется заниматься телевидением на серьезном уровне. Ведь время, потраченное впустую, уже никто и никогда не вернет. Никто и никогда! А у нас многое происходит, как в аквариуме, - рыбки медленно плывут вправо, затем вальяжно разворачиваются и так же плывут обратно. Кстати, мне нравится, как написал в одном из своих романов Чак Паланик: "Это золотая рыбка, и она у меня 641-ая. Они очень недолго живут, золотые рыбки. Первую рыбку мне купили родители, чтобы я научился заботиться о живых тварях Божьих. И вот все, что я знаю 640 рыбок спустя, - все, что ты любишь, умрет".

- А в Москве у опытных продюсеров бывают поражения?

- Бывают, и серьезные. К примеру, Александр Левин, блистательный продюсер, который еще недавно возглавлял канал "НТВ", выпустил за год семь проектов. Шесть из них неудачные. С треском провалилась передача "Стресс" Александра Гордона, "Короткие встречи с Юлией Бордовских". Но там, если руководство видит, что проект не пляшет, с ним не церемонятся и не сюсюкают. Убивают за три месяца.

- А как быть с разрекламированным проектом "Вопросы для чемпионов", с миллионным бюджетом? Ведь он тоже с треском провалился в эфире.

- Я не имел к нему никакого отношения, более того, считал изначально абсолютно бесперспективным. Сейчас не лучшее время для "интеллект-шоу". А ставить его шесть раз в неделю в прайм-тайм просто непрофессионально.

- На Украинском телевидении ряд программ тоже бесследно и без объяснений исчезает. Как это происходит и каковы должны быть причины?

- За последний год конкуренция между каналами заметно возросла. Стала еще более жесткой, практически исключила случайности. Раньше на том же "СТБ" выходили передачи для узкого сегмента зрителей - про рыбалку, про охоту. Нынче вопрос, для какой мы работаем аудитории, серьезно просчитывается.

К примеру, для того, чтобы найти правильный ход программы "Было ваше - стало наше", на "Интере" отсняли пять пилотных выпусков. Пока искали ведущую программы "Ключевой момент", выбросили в корзину около 100 тысяч долларов. Это огромные деньги, хотя не все затраты измеряются только деньгами. Отсняли 12 (!) "пилотов" с одной и той же ведущей - такие программы снимаются сериями, - и в результате она не подошла. В итоге выбор остановили на Наталье Сумской - и попали в точку.

"МАКАРЕВИЧ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НЕ ЗНАЛ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ "СМАКА"

- Как человеку сообщают, что отныне его программа закрыта? Не знаю, правда это или нет, но мне рассказывали, что в один прекрасный день ничего не подозревавшая Иванна Найда пришла на работу и девушке зарядили в лоб без обиняков, что шоу ее с сегодняшнего дня прекращает свое существование.

- Телевидение не жесткий - жестокий бизнес. Это самый короткий способ добиться известности. А для женщин - еще и возможность устроить свою личную жизнь и удачно выйти замуж за богатого человека. Ряд наших известных телеведущих тому пример. Ты даже представить себе не можешь, какое количество людей встают и ложатся с одной лишь мыслью - не просто стать гостем программы - быть ее ведущим. Лично мне в день звонило до 20 человек с самыми разными предложениями. Я слушал и не мог понять, адекватны люди на другом конце провода или нет. Кто-то мечтал провести чемпионат Украины по поеданию сала, кто-то предлагал ток-шоу о сексе...

- Не согласился?

- Потому что об эротике на "СТБ" нужно постараться забыть на долгие годы. Кстати, в телевидении не существует понятия "нравится мне человек или не нравится". Даже если ты очень хороший, можешь выбросить из головы: на телевидении царит один Бог - рейтинг.

Решение закрыть программу созревает так. Ранним утром руководитель канала включает компьютер и с замиранием сердца смотрит, каков вчерашний рейтинг его телепрограмм. И уже через несколько минут ему предоставлен полный расклад: сколько зрителей отсмотрели их от начала до конца, а скольким стало неинтересно и которые переключились на другие каналы.

С такими сведениями человек, естественно, получает отличный выброс адреналина. И начинаются оргвыводы. Если у передачи хорошая аудитория, ее вряд ли уберут из эфира. Хотя те же "Окна" шли с невероятным успехом, - а результат известен всем - ее отказались покупать. Правда, есть и другая сторона медали. В Киеве "Окна" имели высокий рейтинг в таких районах, как Виноградарь, Троещина. А вот на Крещатике, Печерске и Русановке передачу не смотрели.

- Почему?

- Потому что там живут люди несколько другого уровня. Проблемы инцеста их не интересуют, они понимают, что многие вещи в "Окнах" просто разыгрываются. А в спальных районах, где, как правило, в одной квартире обитает муж, жена, дети, теща и собачка, с завороженными глазами будут внимать этим кухонным скандалам и, главное, принимать их за чистую монету.

Если говорить о конкретном ведущем или авторе, который, придя на работу, попадает под ледяной душ: "Все, дорогой, твоя программа закрыта", это, безусловно, крах. Знаю многих телевизионщиков как в Москве, так и в Киеве, которые не выдерживали подобного испытания. Сегодня ты звезда, а завтра ты никто. Про тебя забыли.

Вы себе представить не можете, какое количество блестящих телевизионщиков в Москве без работы! Евгений Киселев сидит безвылазно в подмосковном поселке Чигасово и щелкает пультом телевизора, язвительно комментируя увиденное. Татьяна Миткова давно не работает в эфире. Парфенов редактирует журнал и изредка делает что-то для Первого канала. Елена Масюк заявила, что не хочет работать на "Путин-ТВ". Евгений Ревенко - пресс-секретарь премьер-министра Фрадкова. И так далее - список можно продолжать.

Увы, профессия ведущего, как и актерская, крайне зависима. Ты привела в пример шоу Иванны Найды. Она прекрасная ведущая, очень мягкая, но, с моей точки зрения, программы "Новости". При всем при том, я понимаю, что каждому новостийщику хочется иметь собственную авторскую программу. Это настоящая высота, собственный Эверест. Пусть даже она будет выходить в самое несмотрибельное время - в 11 утра, в 14 дня. Все равно можно с гордостью сказать: "У меня есть свой авторский проект". Если он еще и пять раз в неделю на экране - круто. При этом не каждый может оценить себя адекватно. К примеру, в новостях человек выглядит отлично, а шоу с ним не идет. Шоу - это мгновенная реакция, богатейший багаж знаний, опыт общения. Ты должен на реплику отреагировать мгновенно, остроумно, достойно и главное - интересно, а не наобум, чтобы потом поработали монтажные ножницы.

- Мне кажется, в этом плане замечательно работает Илья Ноябрев.

- Согласен. Он прирожденный шоумен, хотя начал свой путь на телевидении довольно-таки поздно. Что мне нравится в Алике, так это его абсолютная адекватность. Крайне важно относиться с иронией ко всему, чем ты занимаешься на телевидении, отдавать отчет, что с тобой это не навсегда, что в любой момент всякое может случиться. Либо самому наскучит, появится интерес к кулинарии, путешествиям, либо тебя просто уберут из эфира.

Возьмем Андрея Макаревича. Он ведь последние три года просто не знал, как бросить "Смак". Он все время говорил, что все блюда уже приготовил, всех друзей пригласил, а некоторых - по нескольку раз. И наконец-то чудо свершилось - его просьбам вняли. Сейчас Андрей - автор и ведущий новой интересной передачи "Три окна". Там есть кулинарная страничка, не более.

- "Смак" не собираются восстанавливать?

- На сегодняшний день нет. Когда стали составлять список возможных претендентов на роль ведущего, то надолго задумались. Главный критерий - человек не должен уступать Макаревичу в популярности и быть таким же народным любимцем, как и Андрей.

- Список наверняка возглавял вездесущий Ярмольник?

- Леня там фигурировал, но далеко не на первом месте. Рейтинг возглавил Леонид Каневский - майор Томин из "Знатоков". Был еще Алексей Булдаков, и, собственно, все. Конечно, присутствовали и другие имена, но до Макара они явно недотягивали. Вот и получилось, что программе "Смак" новый ведущий противопоказан...

- Неужели все так сложно?

- "Смак" - это некая сборная солянка из гостя, рецептов блюд, а главное, столь сложного человека, как Андрей, который одной лишь фразой или взглядом может дать понять, что человек рядом с ним ему неприятен.

- Зачем зрителю знать личные симпатии и антипатии Макаревича?

- Программе больше 10 лет, и за столь длительный срок она доказала, что народу интересно наблюдать не за тем, как готовится блюдо, а именно за поведением Андрея.

- Он объявил зрителям о закрытии программы?

- Да, попрощался, но при этом осталась студия "Смак". Сегодня это серьезная торговая марка, огромная кулинарная империя, исчисляемая миллионами долларов. Она рекламирует замороженные продукты, которые с успехом продаются в московских магазинах, компоты, майонезы и тому подобное.

"ЯНЕВСКИЙ ОТЛИЧНО РАСКРЫЛСЯ КАК ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ. А ВОТ В "ПЕРВОМ МИЛЛИОНЕ" ОН БЫЛ НЕСКОЛЬКО ЗАЖАТ"

- С Макаревичем все понятно - он человек самодостаточный и, главное, имеет право выбора. А если у остальных такового нет, они находят в себе силы остаться на канале или ищут другую работу?

- Если убирается программа, принадлежащая ведущему высокого класса, значит, этим человеком обязательно заинтересуются другие каналы. И люди уже сами взвешивают, куда им лучше переходить.

У меня, например, велись серьезные переговоры и с Русланой Писанкой, и с Ильей Ноябревым. Когда у Ильи закончился контракт с "Интером", мы говорили о его переходе на "СТБ" с программой "Кумиры и кумирчики". Но в силу ряда причин, не зависящих ни от меня, ни от Алика, соглашение не было достигнуто.

Профессиональный ведущий всегда найдет свое место на других каналах. При всем при том родной канал, как правило, не хочет его отпускать и всячески задерживает. Делает определенную паузу, выплачивает зарплату еще четыре-шесть месяцев, дает возможность остановиться, отдохнуть, подумать над новыми проектами. Но есть ведь и такие ситуации, когда человеку годами приходится ожидать нового проекта.

- Чем они все это время занимаются?

- Ничем. Приходят на канал, пьют кофе и с некоторой завистью созерцают, как работают их более занятые коллеги.

- Это ужасное положение и не менее отвратительное состояние.

- А что делать? От ведущего здесь зависит далеко не все. Он - как девушка, которая ожидает, какой симпатичный мужчина пригласит ее танцевать на дискотеке. А ведь может подойти и не красавец. Или вообще никто не подойдет. Так и придется простоять возле стены.

- И что делать, если никто никуда не зовет?

- Тогда для человека это настоящая трагедия. Здесь еще многое зависит от позиции продюсера. Как говорил, один известный голливудский продюсер: "Съемочная группа, как правило, относится к продюсеру так же, как пассажиры во время тайфуна к капитану-психопату: с уважением и страхом".

Иными словами, творческие люди - это большое собрание в психиатрической больнице с врачом во главе. Хотя здесь, как в таблице Менделеева, все элементы главные. Поэтому правильное поведение самого главного архиважно. На кого-то нужно прикрикнуть, и он встрепенется и начнет работать. А кого-то, наоборот, необходимо просто приободрить: не переживай, дескать, все у тебя получится. Человек тут же расправляет крылья, перестает киснуть, начинает верить в себя и работать с удвоенной силой. У него появляется стимул.

Ситуация схожа с футболом. Допустим, выпустили игрока на замену за 15 минут до окончания матча, и он неправильно ударил по мячу. Если его тут же начнут свои же ругать - все! Это конец. Даю 80 из 100, что он просто по мячу перестанет попадать. Важно терпение и такт. Ну и очень многое на телевидении зависит еще и от того, насколько правильно выбран ведущий. Например, Даня Яневский сегодня отлично раскрылся на "5 канале" в новостях. Спокойный, ироничный, с юмором... А вот в "Первом миллионе" он был несколько зажат.

- "Зона ночи" с Олегом Бурениным на "Новом канале" тоже имела высокий рейтинг, тем не менее Олег ее больше не ведет.

- Олег - хороший ведущий, с огромным багажом знаний, обаянием, но он слишком доброжелателен. Человек этой профессии просто обязан задавать каверзные вопросы, провоцировать, ставить собеседника в тупик.

Возьмем ту же Тину Канделаки. Она может кого-то раздражать своей говорливостью. Но мне при этом интересно наблюдать за самой Тиной, за тем, как она ставит вопросы, а не только за гостем.

- Особенно за тем, как половину передачи она тянет одеяло на себя, взахлеб вещает о себе, любимой, своей семье, откровенно льстит гостям и, главное, рта никому не дает открыть.

- Согласен, не дает. Но ведь ее аудитория во многом женская. И она очень умело подбирает гостей. Как правило, это вполне приятные люди, которые создают обстановку абсолютной комфортности. Ведь очень часто телевидение дает нам возможность наслаждаться обществом людей, которых мы никогда не пустили бы к себе на порог.

А скажи мне, кто из украинских ведущих не любит слушать себя, непревзойденного? При этом ответы собеседника их совершенно не интересуют.

- Скажу. Наоборот, и слушает, и внимает, и уважает своих визави Илья Яковлевич Ноябрев.

- Согласен. А Канделаки, она профессиональна, хотя это и не мой тип женщины. Но как телеведущая она задает очень правильные вопросы. Собеседник и впрямь не успевает на них ответить, но она все равно немедленно ставит следующие, то есть все время держит собеседника в напряжении.

"САМОЙ ДОЛГОИГРАЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧЕЙ НА НАШЕМ ТЕЛЕВИДЕНИИ БУДЕТ "КАРАОКЕ НА МАЙДАНЕ"

- Сколько времени необходимо для раскрутки программы?

- Около трех месяцев. Этого вполне достаточно, чтобы найти и правильное место в эфирной сетке. Как-то Александр Роднянский сказал мне фразу, которую я запомнил на всю жизнь: "В нашем деле доверяй себе и только себе". Хотя тот же Александр - обычный человек, который может ошибаться.

Ошибаются абсолютно все, даже гениальные продюсеры. К примеру, в середине сентября 2001 года мы обсуждали темы документальных фильмов для канала "1+1". Он говорил, что отныне его интересует тема терроризма, что это противостояние в мире на долгие годы и что нужно снимать для телевидения фильмы об этом. Но прошло две-три недели, интерес к разрушенным нью-йоркским башням стал утихать, а через полгода народ старался вспоминать кошмар как можно реже.

- На твой взгляд, какая из программ - по примеру "Поля чудес" - на Украинском телевидении самая долговременная?

- Однозначно "Караоке на Майдане". Ее успех ощеломляющий. 300 человек, часто без голоса, очень часто без слуха, без внешних данных собираются на Крещатике лишь для того, чтобы поиграть в шоу звезд, выиграть пакет майонеза или десяток яиц, а главное, появиться в телевизоре. Кстати, когда начинается передача, зрители с других каналов сразу же на нее переключаются. Я прекрасно знаю рейтинг - до "Караоке" "Интер" смотрят 15-20 человек из 100. Сразу же после приветствия Игоря Кондратюка - 30-40. Мне она, к примеру, неинтересна, я неважный певец. Но "Караоке" нравится зрителям, поэтому продюсеру по своему вкусу ее мерить не приходится. Угадал "фишку", которую публика восприняла на ура, - значит, ты победил.

"ХОЧУ СНЯТЬСЯ В КИНО, НО ТОЛЬКО В ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ. ОНИ ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЮТСЯ"

- Какие лично у тебя в ближайшее время планируются программы?

- Пока не знаю, на каком из украинских каналов будет показан мой проект, но он будет большим. А вот то, что в России его увидят, - точно. Это еженедельная 26-минутная передача по альтернативной истории. Ее название "Поворот ключа". Выходить начнет зимой. Она о том, что могло бы произойти в истории, не помешай событию какая-нибудь мелочь, иными словами случайный "поворот ключа".

Далеко не все знают, что Наполеон не смог в битве при Ватерлоо нормально командовать войсками лишь потому, что цвело непонятное растение, вызвавшее у него сильнейшую аллергию. Бонапарт плохо себя чувствовал и не сумел сконцентрироваться на сражении. В результате проигрыш.

В каждой программе планируются три таких сюжета, выстроенных в определенные главы: древняя история, 19-й век, 20-й... Вы знаете, при каких обстоятельствах Дарий Великий возглавил Персидскую империю? Было несколько заговорщиков, которые свергли предыдущего правителя, среди них и Дарий. И они никак не могли решить, кто из них станет главным. Тогда они договорились, что встретятся утром на конях в определенном месте за стенами города и что царем станет тот, чей конь заржет первым во время восхода солнца.

Смешно, не правда ли? Ставкой должна была стать огромная империя, в центре континента, на котором размещались 50 государств с многомиллионным населением. И конь Дария на этой встрече заржал первым. А все дело в том, что его конюх накануне привел коня Дария на место встречи в компании кобылицы. Место выгула врезалось коню в память, утром он первым заржал, и Дарий единодушно был признан царем. Вот так иногда становятся властителями мира.

К тому же наполовину снят большой документальный фильм "Разыскивается Черчилль. Доставить живым или мертвым", который я снимал в Южной Африке. Над этим проектом работаю уже три года. Он давно был бы готов, но много времени отнял "СТБ".

- Что общего между Черчиллем и Африкой?

- А то, что Черчилль никогда бы не стал тем, кем стал, если бы не одно событие. Он проиграл парламентские выборы и в 1900 году отправился на войну в Южную Африку. Ту самую, на которой впервые появились пулеметы, концлагеря, где побывал Конан Дойл, Махатма Ганди.

Будучи журналистом, Черчилль активно писал репортажи о военных событиях в английские газеты. И так всех достал своей писаниной, что на африканских столбах расклеили объявления: "20 фунтов стерлингов за голову Черчилля. Доставить живым или мертвым".

Его поймали, бросили в тюрьму в Йоханнесбурге. Я нашел эту тюрьму. Там сейчас библиотека, а раньше был публичный дом. Так вот, Черчилль собственноручно вырыл подкоп, который существует по сей день. Его сохранили на память. И сбежал, хотя подкоп ему, по большому счету, не понадобился - он воспользовался тем, что зазевались охранники. После всех приключений вернулся на родину победителем.

Англия на то время терпела поражение, и ей необходим был национальный герой. Черчилль оказался как нельзя кстати. Он немедленно написал цикл статей: "Как я спасся из плена", был поднят на пьедестал, стал самым популярным человеком страны и с легкостью выиграл парламентские выборы. Так началась его триумфальная карьера. А ведь она могла иметь совершенно иной оборот - спившийся потомок из рода Малборо, прожигающий состояние в кабаках и публичных домах и закончивший свое бренное существование где-нибудь под забором. Все решила поездка на войну.

Есть и предложение создать проект, напоминающий парфеновскую "Российскую империю". Но у Парфенова ситуация полегче моей была. У него огромный бюджет - на две свои передачи Парфенов берет один миллион долларов. То есть каждый фильм - а таковых у Леонида 18 в этом цикле - 500 тысяч баксов. К тому же по российской истории есть масса опубликованных источников, а у нас нужно привлекать большую группу историков и много работать в архивах. В общем, непростой проект.

- Откуда собираешься темы черпать?

- Это происходит по-разному. Некоторые сюжеты придумываются быстро, а некоторые вынашиваются годами. Кроме того, хочется заняться кино. Есть несколько любопытных идей, которые вызывают интерес у российских каналов.

- Сам сняться там не желаешь?

- Только в отрицательной роли. Они запоминаются гораздо лучше, чем положительные. Хотя сейчас все московские каналы озабочены созданием сериалов с положительными героями. Чтобы показать, что счастливым человеком можно быть, даже если ты не владелец супермаркета или бензоколонки. И я с этим полностью согласен.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось