Лидеры возникают внезапно, как насморк или понос
Недавно я читал большое исследование о том, чем характерны современные англичане. Приведя немало примеров, автор вдруг вынес в число самых важных британских примет слово "надежность". Не стану этого обсуждать, просто припомнилось, что я даже вздрогнул, поскольку давно не читал такого слова в характеристиках окружающих людей, политических партий и государственных структур. А между прочим, и у нас когда-то одна из самых достойных характеристик заключалась в словах: "Я могу на него положиться". Это значит, что человек определенен и понятен в главных своих поступках, не предаст тебя в трудную минуту.
Кстати, человек, на которого ты положиться не можешь, тоже должен быть определенен, открыто не совпадая с тобой в оценках, - ничего не поделаешь. Хуже всего с теми, кто может и так, и этак, да еще и способен всякий раз объяснить, насколько он прав в любом из своих двурушничеств. Не стану приводить конкретные примеры. К сожалению, любой без труда вспомнит не только случаи чужой непорядочности, но и собственные поступки, которыми нельзя гордиться. И классиками не буду никого попрекать - сами знаете, что Шевченко мог 100 раз отречься от разных кирилло-мефодиевских братств, продолжая после этого жить-служить в Киевском университете, а Пушкин мог не среагировать на оскорбительное письмо, не стреляться на дуэли и выжить. Написав "мог", я беру популярную ныне вертлявую точку зрения, что все забывается и все прощается, да и время ныне быстротекущее, без четких ориентиров. Но Пушкин и Шевченко, да и многие другие, не могли...
Нам сегодня часто недостает ориентиров и определенности, в то время как у целых стран и народов эти качества введены в основы их репутаций. Китайцев, например, за их историю пытались и завоевывать, и обращать в католичество, строили у них коммунизм по-советски и капитализм по-американски. Ничего не получилось. Китайцы, не очень реагируя на поучения, создали самую быстрорастущую экономику, смогли прокормить свой полуторамиллиардный народ, да еще и экспортируют рис и другую еду в окружающие государства. Сегодняшний Китай не клонится с боку на бок и не пугает сюрпризами - именно в связи с предсказуемостью туда вкладывают средства капризные заокеанские фирмы, а недавно еще правившая морями Британия готова продать китайцам даже свой автомобильный завод. Конфуцианство, самая уважаемая китайская идеология, продолжает существовать в разных вариациях уже больше двух с половиной тысячелетий, и никто не требует его пересматривать.
Можно еще заглянуть на другой берег океана, в США, над чьим нынешним президентом модно подшучивать во всем мире. Шутки, конечно, шутками, но главное в том, что все бушевские программы были объявлены за несколько лет до его избрания, так что для американцев нет никаких неожиданностей и в сегодняшней политике страны, и в ее ближайших поворотах. Им своевременно рассказали про все - для этого существуют партии, формирующие программы кандидатов, а также избиратели, следящие за выполнением этих программ.
Лучше всего, когда поведение людей и государств - нравится нам это или нет - предсказуемы. У нас иногда политические кампании и лидеры возникают внезапно, как насморк или понос, после чего миллионы людей пытаются угадать, надолго ли это, опасно ли, а также куда назавтра повернет державная колымага, каких поступков следует ожидать от того или иного державного человека. Чтобы нас уважали, надо строить и укреплять собственную и чужие надежности, тогда и сами станем жить увереннее.