Мысли по поводу
Не жить искусству во мещанстве
Валерий МИРСКИЙ 7 Сентября, 2005 00:00
Счастливая судьба сборной Украины
Мы расстались с вами, многоуважаемые читатели-поклонники футбола, на тоскливой ноте - когда динамовцам Киева преградил дорогу в Лигу чемпионов тогда еще малоизвестный швейцарский "Тун".
Мы расстались с вами, многоуважаемые читатели-поклонники футбола, на тоскливой ноте - когда динамовцам Киева преградил дорогу в Лигу чемпионов тогда еще малоизвестный швейцарский "Тун".
НУ НИКАКОГО РАЗНООБРАЗИЯ!
Конечно же, теперь, когда судьба нашей сборной определилась, густая тень пошлости ляжет на каждое высказывание типа "я это предвидел". Находясь в здравом уме, невозможно верить в конкурентоспособность нашего футбола на арене популярных международных соревнований. Располагают к такому минору и более чем скромные достижения украинских клубов в еврокубках, и не выдерживающее сравнения с западноевропейскими телекартинками зрелище игр внутреннего первенства, и широко известное отставание от европейских стандартов всех видов обеспечения подросткового, любительского, профессионального футбола. Из года в год остается низким квалификационный уровень чемпионата страны, новые яркие команды не появляются в высшей лиге.
Могло показаться, что уж нынешним-то сезоном поднадоевшая интрига первенства разживется острым поворотом. Ведь финишная прямая предыдущего чемпионата выдвинула на авансцену совершенно неожиданного и оттого особо дерзкого претендента на призы - симферопольскую "Таврию", а на старте нынешнего первенства удивили, как озерцо в пустыне, четыре подряд победы харьковского "Металлиста".
Увы и ах, родимая трясина физкультурной подготовки и рукодельного менеджмента быстро поглотила эти проявления новой жизни. "Таврия" после локального успеха в первых двух турах потерпела пять поражений кряду при нарастающей несостоятельности скоростно-силовых, а значит, и моральных кондиций игроков. Энтузиазм - хорошо, а хорошо дышать - еще лучше. "Металлист" же наконец дорвался до встреч с командами из ведущей шестерки и проиграл один за другим три матча, пропустив 13 мячей.
Но если говорить о самом типичном для турнира команд нашей сильнейшей лиги, то уместнее всего остановиться на матче "Ворскла" - "Динамо". Уровнем квалификации, а отчасти и по возрасту многих игроков нынешний состав полтавской команды недалеко ушел от студенческого коллектива. Однако у динамовцев выработалась настолько устойчивая привычка к расхлябанной игре с соперниками, которых они по какой-либо причине не считают ровней себе, что полтавчане уже в дебюте встречи трижды выскакивали с мячом против последней линии обороны гостей, имея в своих рядах равное с обороняющимися количество игроков. Убежала далеко вперед и вовремя не вернулась на удобные для обороны позиции полузащита "Динамо".
Ну и чем закончились эти выпады, теоретически гарантирующие атакующим решающее преимущество? А ничем. Техника владения мячом и психологическая подготовка ворсклян оказались с такими пробелами, что дело не дошло до серьезных угроз воротам экс- и вице-чемпионов. Ближе к концу матча еще и силы покинули хозяев поля, и динамовцы без труда довели неравный бой до разгрома - 4:0. Cколько ни играй подобные матчи, они не подготовят команду надлежащим образом к успешному противостоянию тому же "Туну".
Динамовцев любят и уважают, поэтому пресса не зацикливалась на знакомых слабостях в организации игры команды, а отметила прогресс в ее моральном состоянии. Это похоже на правду, так как в следующем матче, против бронзового призера - донецкого "Металлурга", динамовцы одержали победу со счетом 3:1 в значительно более строгой тактической манере. Впрочем, недуг, поразивший клуб, не излечить пригоршней таблеток, так что не будем торопиться с выводами.
ШЕКСПИРА ДАЙТЕ НАМ, НА МЕНЬШЕЕ НЕ ТЯНЕМ
События, переживаемые киевским "Динамо" и его почитателями, не для торопливого пера журналиста. Это драма нашей общественной жизни в миниатюре.
Решительно уйдя из СССР, мы проголосовали, как минимум, ногами за торжество права собственности по-современному. Жить, как в Соединенных Штатах Америки, или на худой конец, как в Сингапуре, хотелось всем. Но прошло 14 лет, и никто - ни тонкая прослойка миллионеров, ни великое множество тех, кому на роду написано продавать свою рабочую силу, - никак не научатся правильно пользоваться этой штуковиной - демократией. В футболе это выглядит следующим образом.
Группа предпринимателей во главе или просто в компании с братьями Суркисами преобразовала коллективное предприятие футбольной команды киевского "Динамо" в закрытое акционерное общество и построила невиданно многофункциональные спортивные комплексы: там и шикарные гостиничные корпуса, и гаревые, зеленые, искусственные поля с подогревом и без, бассейны, манежи, игровые площадки, медико-реабилитационные центры. Советский футбол такого не видывал. А уж провинциальное киевское "Динамо", финансировавшееся по распоряжению и под надзором центрального совета своего спортобщества, то есть под недремлющим оком Москвы, не смело и мечтать о чем-либо подобном.
Даже если на миг отбросить такую далеко не формальность, как юридически закрепленное право держателей контрольного пакета акций на оперативное управление принадлежащей акционерному обществу собственности, то одного лишь этого сказочного проявления отцовской заботы было достаточно для поклонников команды, чтобы приветствовать у клубного штурвала доверенных лиц учредителей. Последние избрали президентом клуба сначала Григория Суркиса, а затем его брата Игоря. Именно с ними связывается привлечение огромных по меркам бедной страны средств для создания уникальной клубной инфраструктуры.
Все шло хорошо, как и положено киевскому "Динамо", как вдруг после поражения от "Туна" выяснилось, что клубная школа, разросшаяся до немыслимого количества учебных групп, работает неэффективно, что служба селекции отбилась от рук и живет сама по себе, вторая команда не оправдывает своего назначения, а в главной команде процветает групповщина, на обе ноги хромает тактическая и бытовая дисциплина. Все эти сведения почерпнуты не из замочной скважины и не из материалов журналистского сыска, а из выступлений перед газетчиками и телекамерами президента клуба.
Ну а что именно крикнул Гавранчич главному тренеру в ответ на безобидное замечание наставника и как Родриго едва не покалечил своего товарища по команде, пересказывали на все лады даже далекие от футбольной тематики интернетовские сайты.
Что прикажете думать болельщикам киевского "Динамо" обо всем этом увиденном, услышанном, прочитанном? А то, что налицо развал управления, и то, что говорит об этом главное должностное лицо, вызывает не столько недоумение, сколько придает информации исчерпывающую достоверность. Становится понятно, что клуб не вчера уподобился утлому челну без руля и без ветрил. Произошел серьезный сбой на стыке права собственности и умения управлять. И уже никого не убеждает, что шумные, на всю Европу, поиски главного тренера для киевского "Динамо" с фотографиями разыскиваемых на страницах газет могут что-то изменить.
Приход мессии с нездешним профилем оставит все как было в самом главном. Зарубежный методист не разработает отвечающую реалиям концепцию развития клуба, не станет разъяснять юным дарованиям, что ночной клуб - не проходная в основной состав профессиональной футбольной команды, он не поделится своими тайнами тренерского мастерства с наставниками второй команды и не улучшит породу селекционеров. Вряд ли ему придет на ум обращать внимание руководства и на чрезмерность сразу трех генеральских постов за пультом управления футболом. В динамовском клубе это вице-президент по футболу, руководитель футбольного департамента и спортивный директор. Добавьте сюда главного тренера ведущей команды, и вам станет яснее, какую голову должен иметь президент, чтобы переваривать все то, что внушается ему с четырех сторон.
Мещанским скандалом разит от многих публичных откровений участников беспорядка, воцарившегося в киевском "Динамо". Не знаю, как вас, уважаемые читатели, а меня мало интересуют во всей этой истории подробности личных мотиваций, и без уточнения деталей ясно: в клубе крайне неподходящая обстановка для творчества. Футбол как спорт, как популярное зрелище невозможен в принципе при таких раскладах. Конечно, опытный тренер с развитым чувством собственного достоинства быстро приведет футболистов к послушанию и вернет команде грамотную игру. (Между прочим, на грани таких мер находился Леонид Буряк, когда его уволили). Но это о ситуации в команде. А создавать рабочую атмосферу в других клубных службах - не тренерское дело.
НЕ БУДИТЬ ЗВЕРЯ
Признаться, все написанное выше - прелюдия к теме, ради которой затеян разговор. В нашем обществе содержание профессионального футбольного клуба не является бизнесом, это какая-то разновидность меценатства, предполагающая сильную нервотрепку за свои благодеяния. В этом ключ к пониманию недоразумений, подобных тем, что потрясают нынче киевское "Динамо". Чтобы не отождествлять профессиональный футбольный клуб с бизнесом, имеется, по меньшей мере, четыре основания: несостоятельность значительной массы населения заплатить за футбольное зрелище настоящую цену, самоустранение государства от участия в решении фундаментальных проблем развития массового футбола, нищета телевидения и отсутствие серьезных спонсоров у соревнований футбольных профессионалов.
Рассуждаем дальше. Если немалые средства, вкладываемые в содержание клуба, не приносят доходов и не возвращаются даже в половинном объеме, то в каком качестве он, этот клуб, должен рассматриваться его владельцами? Правильно, в качестве дорогостоящей игрушки. Это в лучшем случае - когда желание обзавестись клубом добровольно. А если расходы на популярную команду навязаны местной властью за какие-то грехи? Тогда это обуза, от которой хочется отделаться.
Любой из вариантов лишает клубный менеджмент необходимой изобретательности, ответственности перед футболом и за успех конкретного предприятия. Продукцию-то никто не покупает. Чтобы хоть что-то заработать на футболе, нужно буквально не вылезать из Лиги чемпионов или понравиться зарубежному телеканалу. Вариант с игрушкой доступнее. Киевское "Динамо" впервые попало под такое подозрение, а другие клубы уже давно кувыркаются между приливами и отливами интереса к ним со стороны власть и деньги имущих. Примеры? Пожалуйста: "Черноморец", "Закарпатье", "Кривбасс", запорожский "Металлург", "Таврия", "Металлист", "Ворскла". Хватит? Список длинный, иные уже откувыркались - тернопольская и винницкая "Нивы", кировоградская "Звезда", ивано-франковский "Спартак", "Борисфен".
Между тем в демократическом обществе частная собственность на общественно-важные объекты наделена не только правами, но и ответственностью. В противном случае эта институция не проклюнулась бы из яйца философской мысли об оптимальных способах общественного устройства. Кому он нужен, владелец всего и вся, если роду, племени, нации от него одни убытки?
Вот мы и подобрались к выводу о том, что в современном украинском обществе частная собственность на футбольные клубы ущербна от рождения - убыточность этого вида деятельности убивает у собственников охоту вести дело высокопрофессионально еще на эмбриональном уровне. Проблема государственная, решать ее придется кардинально, если когда-нибудь заботам о престиже отечественного футбола придадут политическое значение. Нутром чую, что такое случится. А пока ничего подобного не наблюдается, есть повод обратиться к хозяевам клубов.
Все мы, кто еще не охладел к футболу, сильно зависим в своем пристрастии от вашего умения находить необходимые средства, подбирать и расставлять кадры нужных футболу специалистов, руководить процессами снаряжения и специальной подготовки команд. Эта зависимость относится к разряду добровольных, а раз она добровольная, то невозможна без любви.
Не пугайте нашу любовь поступками и речами, от которых нормальные люди устают в повседневной жизни. Безразличие к плебсу надоело, сильно надоело. Это глупость, она вам не простится так, как будто вы причислены к лику отцов нации. Ваше призвание - быть для нас такими же кумирами, как искусные футболисты, которых вы приобретаете для своего и нашего удовольствия. Понятно, что волею обстоятельств принадлежащие вам клубы - это ваша забава. Но их прошлое и будущее необыкновенно дороги и нам, нередко с самого детства. В таком состоянии, близком к идолопоклонничеству, противишься всем своим существом трезвой мысли о том, что живешь в мире, где купить можно все. Даже чужого идола.
ДАНКО ПО ФАМИЛИИ БЛОХИН
Отрада и очей очарованье - сборная Украины под водительством Олега Блохина и его боевых помощников - Олега Кузнецова, Андрея Баля, Юрия Роменского, Семена Альтмана. В команде только одна звезда планетарного свечения - национальный герой Украины Андрей Шевченко, известность других футболистов ограничена рамками скромных и очень скромных международных успехов их клубов, а поди ж ты, прошлась этаким фертом по одной из сложнейших турнирных дистанций отборочных соревнований мирового первенства. Иметь в соперниках по группе действующих чемпионов Европы и бронзовых призеров чемпионата мира, да еще датчан, по делу претендующих на главные футбольные призы, и всех выставить за дверь - такое по плечу только крутому тяжеловесу.
Как могло выкинуть такой сочный побег усыхающее древо украинского футбола? В этой нежданности-негаданности вся неотразимая прелесть успеха сборной. Если же оставить в покое мичуринскую образность, то нужно заметить, что команда Блохина наверняка определила линию поведения отечественного футбола на все те десятилетия, которые остались ему до конца мытарств. Поясню, о чем речь, на близком мне примере из спортивной жизни.
Мой закадычный друг Виталий Бендаловский с детства не отличался богатырским телосложением и заявился в динамовскую боксерскую секцию во всей неброскости своей худосочной комплекции. Вскоре тренеры подметили, что у тщедушного паренька бойцовский нрав, и стали уделять ему больше внимания. Наконец Виталик попал под опеку самого Федченко-Дубровина, главного над всеми тренерами. Наставник взял моду подсовывать своему подопечному в спарринг-партнеры верзил. Поначалу Бен не знал, в какой угол бежать, а тренер знай приговаривает: "Не смей пятиться от высокого бойца, только хуже будет! Его надо бить и бить, пока не сровняется с настилом!". В конце концов мой дружок так и стал поступать - середину ринга никому не отдает, а чтоб добраться до рослых соперников, научился сокращать дистанцию. В 1966 году Виталий Бендаловский первым среди урожденных киевлян стал чемпионом Советского Союза по боксу. Он утверждал, что сделал его боксером тот давний совет тренера.
Команда Олега Блохина не только советует, но и показывает соотечественникам, как можно противостоять крупным особям мирового футбола. Хоть футбол не бокс, но и здесь действия, передаваемые выражением "пятиться назад", означают легкие и тяжелые последствия неудачного выбора тактики, психологическую зашоренность на мыслях о преимуществах соперника. В игре нашей сборной нет и тени чего-нибудь подобного, несмотря на то, что опытом участия в серьезных международных переделках и своим рейтингом в классификации ФИФА она уступает многим.
Кстати, о рейтинг-листе. По состоянию на конец августа наша национальная команда занимала 36-е место, а когда Олег Блохин принимал ее под свою руку, она обреталась на 87-м. Гораздо выше нас все еще красуются в этом списке сборные Греции, Турции, Дании, оставшиеся позади Украины во второй отборочной группе мирового первенства.
Объективно команда Блохина вступает в спор с фаворитами чемпионата Украины о тактико-стратегических способах достижения успеха на международной арене. Любой из нас, кто захочет стать в этом негласном споре под те или иные знамена, не приблизится к истине.
Тренеры "Шахтера" и киевского "Динамо", надо полагать, уверены в том, что в их распоряжении достаточно исполнителей для эффективного разыгрывания вариантов так называемого открытого футбола. Это стратегический мотив на тему рассуждений "вы нам гол - мы вам два". Игра действительно получается захватывающей, нынче она особенно в моде перед камерами телевидения, отваливающего на футбол миллиарды.
Деньги деньгами, но если у вашей команды маловато возможностей доводить каждую атаку до удара по воротам, то такой футбол принесет одни несчастья. Смотря против кого играть, заметите вы - и будете правы. Но вот "Шахтеру" и "Динамо" в последнее время не везет найти на европейской сцене кого-нибудь себе по зубам.
Блохин и его штаб в лотерею не играют и химерами не обольщаются, их спасает уверенность в том, что подопечная команда в открытом бою, скорее всего, будет чаще оставаться без мяча, чем обстреливать ворота соперника. И дело вовсе не в каком-то чудовищном несоответствии технико-тактической подготовки партнеров Андрея Шевченко высоким требованиям. Часто подводит "физика". В клубах ощутимо разнятся методики функциональной подготовки футболистов, это вообще одно из самых узких мест нашего футбола, отсюда и разнобой в состоянии сборников. За несколько дней предматчевых сборов положение не выправить, во всяком случае, кардинально. Вот и не приходится гоняться за модой, требующей игры на грани риска пропустить кучу мячей. Взоры миллионов соотечественников, заждавшихся побед национальной команды, исключают такого рода приключения.
Поэтому сборная Украины стремится в обязательном порядке жестко контролировать каждую пядь поля в зоне своей обороны и атакует по ситуации. Некоторые находят, что это не соответствует эталону красоты в футболе. О вкусах не спорят. Но если продолжать разговор о красоте, то можно заметить, что счастье в жизни обрели и те, кто бредил Брижит Бардо, а женился на другой. Оказалось, это то, что надо.
Блохин и его команда сделали еще одно большое дело - помогли вернуться на законное место футбольному искусству. Футбол давно стал ареной для применения каких угодно методов достижения цели, позаимствованных в политике, экономической жизни, просто на базаре. Наконец пробил час заявить о себе и тем, кто умеет выигрывать что-то существенное на футбольном поле.
Удача Блохина и его соратников светит людям украинского футбола, как сердце Данко.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter