Бард Олег МИТЯЕВ: "Жен у меня было три. Или все-таки четыре... Честно говоря, не считал"
"ПО ДРЕМУЧЕСТИ Я СЧИТАЛ СОЛЖЕНИЦЫНА И САХАРОВА ВРАГАМИ НАРОДА"
- Отдельные вехи вашей непростой биографии доказывают, что Олег Митяев - максималист и экстремал. Если, к примеру, любите животных, то норовите накормить и обогреть всех Шариков без разбору. Если снимаете клип, то исключительно за Полярным кругом и ни километром ближе.
- Вы несколько подтасовали факты. Но клип "Крепитесь, люди, скоро лето" я действительно отснял под Норильском, хотя спокойно мог то же самое проделать в Москве, в теплых павильонах киностудии. Замечу, совершил этот странный поступок исключительно по дурости. У меня на зимовьях были запланированы концерты, там все можно было запросто и отснять. Так нет, поперлись за Полярный круг с камерой, заморозили операторов, технику.
- Было обидно, когда половина материала, стоившего таких трудов и мучений, в клип не вошла?
- Еще и как! Вырезали абсолютно все, что касается Севера, оставили лишь несколько планов на натуре. Получился ролик, который на 99 процентов состоит из московских съемок.
- Зато в клипе задействован ныне покойный алтайский губернатор Михаил Евдокимов. Тут он, кстати, оказался на своем месте. А вот стоило ли артисту-комику лезть в политику, большой вопрос. Может, каждый должен заниматься своим делом?
- Нет-нет, ребята, там другое... Я очень хорошо знал Мишу. Евдокимов был человеком чрезвычайно честолюбивым. Обещание, данное публично, для него дело чести, закон. Многим профессиональным политикам в этом до него далеко. Да и кто, если не он - в хорошем смысле мужик от сохи, мог бы встать у руля такого громадного края?
Конечно, Мише сполна досталось... Отдельная статья - коллеги-артисты. Вот уж кто вываливал на губернатора тонны грязи, насмешек и злости!
- Лично вы способны если не пост губернатора занять, то хотя бы погрузиться в бизнес?
- С одной стороны, кое-какая предпринимательская жилка у меня имеется, с другой - лезть в такие авантюры было бы с моей стороны большой глупостью. Извините за пафос, но шагать по трупам, идти на компромиссы с совестью мне не позволяет врожденная порядочность.
Родители у меня - люди простые: отец вкалывал на заводе, мама работала прачкой и поварихой. С детства меня держали в предельной строгости - постоянно записывали в какие-то кружки, каждое лето я обязательно проводил в пионерлагерях. Результат налицо: я не сомневался в том, что победа коммунизма не за горами...
- Без оглядки верили Советской власти?
- Можно и так сказать. Был убежденным пионером, затем комсомольцем, членом КПСС. Вот Владимир Высоцкий, тот был настоящим поэтом. И сгорел, потому что не мог говорить неправду. Еще Василий Шукшин, который утверждал, что нравственность - это и есть правда. А я часто, идя на компромисс, просто не понимал, правильно ли поступаю.
Помню, на собрании Института физкультуры рьяно осадил преподавателя, который резко высказался против поведения коллег на партбюро. Я искренне возмутился: "Да как вы, член партии, можете такое говорить?!". Сейчас понимаю, каким был идиотом!
"Давай с тобой поговорим, прости, не знаю, как зовут..." |
Но тогда... "Мастера и Маргариту" не читал, считал писателя Солженицына и академика Сахарова врагами народа... Полнейшая дремучесть, которую не могу себе простить по сей день.
Есть у меня песня "Монолог сотрудника НКВД". Это исповедь человека, который собственноручно занимался расстрелами. Положа руку на сердце скажу, что не знаю, как повел бы себя, находясь в его шкуре, как бы поступил, если бы сверху приказали: того казнить, а этого помиловать.
Конечно, с возрастом многое переосмыслил, разобрался. Надеюсь, процессы эти необратимы.
"УСЛЫШАВ В НАШЕМ ИСПОЛНЕНИИ"АКСИНЬЮ", ОКУДЖАВА СКАЗАЛ: "CЛАДКАЯ КАКАШКА!"
- Известно, что в свое время Булат Окуджава достаточно резко высказался в адрес новоиспеченного артиста Олега Митяева.
- Это не так. Мне очень нравилась песня Сильчука "Аксинья", посвященная бойцам Первой конной. Как-то выступал Булат Шалвович у нас в Челябинске, и мы с другом по молодецкой наглости напросились к нему на прием в гостиницу. Хотели продемонстрировать в своем исполнении именно эту вещь. Спели бравурно, с задором, словно сами служили у Буденного. Блестя глазами, как жахнули: "С нашей Первой конною мы пойдем до конца!". Окуджава тогда здорово нас, певунов, осадил: "Куда вы пойдете? Что вы несете?". А потом кто-то передал, что, услышав эту песню уже на концерте, Шалвович ее припечатал: "Cладкая какашка!".
- Сильно расстроились?
- Нет-нет. Слыша критику в свой адрес, никогда не впадаю в депрессию, не злюсь и не рыдаю. А Булат Шалвович еще и точно указывал, какие строчки лучше поменять, и постоянно подчеркивал, что у Митяева есть главное: огромное желание расти, развиваться.
Способностью спокойно выслушивать нелицеприятности в свой адрес я опять-таки обязан маме. Она никогда меня не хвалила. Наоборот, в глаза говорила только самое плохое и обидное.
Я рано привык к такому раскладу и считал это нормальным явлением. До сих пор к замечаниям отношусь правильно - делаю выводы, а ошибки исправляю. Кстати, здорово помогает: я ведь меняюсь не только в песнях, но и сам по себе. К сожалению, некоторые люди воспринимают любую критику в штыки. Это их и губит.
- Через худсоветы проходили?
- Конечно. Когда я стал штатным артистом Челябинской филармонии, ее художественный руководитель постоянно придирался к песням. Но не перегибал палку, так как на Митяева собирались полные залы, выторг от продажи билетов был хороший. Кстати, филармония все деньги забирала себе, мне же платили голую ставку - 13 рублей 50 копеек за концерт. Так чего свирепствовать?
- Начальство не смущала постоянная алкогольная тематика ваших творений?
- Как артист я родился в то время, когда все кингстоны были открыты и эти темы были не в запрете. Что касается личного отношения к выпивке, скажу так: в нашем доме никогда не было слышно брани, но отец был большим любителем этого дела, периодически закладывал за воротник. Я с малых лет знал, что пить - плохо, и не употребил ни капли до 30 лет. Ну а после всякое бывало. К тому же если хороший алкоголь и в меру, то почему бы и не выпить? 100 граммов должны быть дополнением к общению в хорошей компании, а не наоборот.
- Очень обиделись на "О. С. П.-студию" за пародию на песню "Лето - это маленькая жизнь"? ("Пиво - это маленькая жизнь, я пошел за пивом и все лето проходил..."). Ходили слухи, что вы рвали и метали.
- Друзья постоянно докладывали мне о проделках оэспэшников, но сам я эту пародию долго не видел. А когда ознакомился, особо не расстроился. Бывает и хуже, то есть совсем не смешно. А они сделали это даже прикольно.
"НЕМЦЫ ТАК И НЕ ПОНЯЛИ, ПОЧЕМУ В МОЕЙ ПЕСНЕ ЖЕНЩИНА СТРАДАЕТ ОТ НЕНАТОЧЕННЫХ НОЖЕЙ"
- Вы с ребятами-"разгильдяями" общаетесь?
- Причем часто. Они меня даже к себе в передачу приглашали. Дело в том, что когда-то у меня имелось предприятие под названием "Фабрика песен". (Просьба не путать с "Фабрикой звезд"). Так вот, Паша Кабанов, который меня в своей передаче изобразил, трудился в "Фабрике"... главным бухгалтером. Правда, со временем нам пришлось расстаться. Вот я и задумался: а может, это месть? (Хохочет).
"Пусть сегодня меня потеряет родня - я уйду, когда все еще спят, но штормовка промокшая выдаст меня, и рюкзак со стены будет снят" |
- Куда приятнее знакомиться с переводами собственных песен на языки мира...
- О-о, это отдельная стадия восторга! Особо радуют японские танки и хокку - короткие стихи, где многокуплетный смысл вкладывается в две-три строчки. Когда я первый раз их прочитал, задумался: "Спрашивается, а зачем я так много писал, старался?". Вот, к примеру, японский вариант песни "Изгиб гитары желтой":
Все мы здесь.
Закатным отблеском плещет костер
между сосен.
Здорово как!
И хватит. И красота!
Или "С добрым утром, любимая!":
Надпись красивая смотрит в окна
любимой.
Периферия.
- Отлично! А как звучит на японском "Соседка"?
- Примерно так:
Снова гость у соседки.
Как назвать ее, чтобы не обидеть
одинокую женщину?
А немцы долго внимали, растерянно улыбались и все-таки до конца не поняли, о чем поет этот русский. Камнем преткновения стали пресловутые ненаточенные ножи. Русский человек сразу въезжает - коли проблемы со столовыми приборами, значит, в доме нет мужика. Следовательно, песня о женском одиночестве. Но в педантичной Германии иной подход: "Если можно спокойно приобрести электроточилку, отчего так страдает эта женщина?".
А вот кто переплюнул с переводом не только немцев, но и японцев, так это французы. В их контексте слово "соседка" означает "ночной медведь". Получается интригующе: "Россия, метель, медведь...".
- Правда, что в вашем послужном списке первой песней значится именно "Изгиб гитары желтой"?
- Скажем, первая, написанная осознанно. До этого были влюбленные посвящения девушкам. В 1978 году я попал на Ильменский фестиваль авторской песни. Мероприятие настолько меня вдохновило, что захотелось создать нечто свое и исполнить перед большой аудиторией. Так родился "Изгиб гитары".
- Песне более четверти века. За это время кому только не приписывали ее авторство! Юрию Визбору, Булату Окуджаве. Некоторые доброхоты внаглую дописывали куплеты, припевы.
- "Гимн туристов и палаток" запели все и сразу. Мне было очень приятно невзначай бросить в компании: "Это моя вещь". Хотя с ней связано немало забавных случаев.
Когда-то ребята из трио "Меридиан" записывались на пластинку. И вдруг после строчки: "Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись" худсовет ка-а-ак рявкнет: "Вы еще матом спойте! Какие в нашей стране могут быть бродяги?". Пришлось пойти на компромисс: "Ты что грустишь, дружище?". А "Комсомольская правда", та и вовсе никого ни о чем не спрашивала - напечатала кратко и содержательно: "Ты что грустишь, товарищ?".
Пожалуй, единственное заведение, где песня не прошла, - женская колония. Уж больно не к месту там звучал припев: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Зато в Израиле мне сообщили, что, оказывается, ее поют хором и обязательно возле синагоги. Она здорово отражает многовековую мечту еврейского народа собраться вместе на земле обетованной.
- Социологами, психологами доказано: у мужчин есть три критических возраста: 33 года, 37 лет и 42 года. Для вас они тоже стали переломными?
- Нет, эти рубежи я преодолел незаметно. Думаю, причина в постоянной востребованности и в том, что жены у меня разные.
- А сколько же у вас их было, Олег Григорьевич?
- Секрета нет. Три. Хотя... (Задумался). Или все-таки четыре... Честно говоря, не считал, но, наверное, все-таки четыре. В этом плане я всегда равнялся на Юрия Визбора. У него тоже четыре супруги было. (Смеется). Кстати, детей у меня тоже четверо. Так что всем поровну, а значит, никому не обидно.