Ивар КАЛНЫНЬШ: «Бывало, женщины ревновали — и по поводу, и без: сцены устраивали, рвали на мне волосы, царапались, кусались... Потом то же самое в кино мы играли...»
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
После премьеры «Театра» «таким взглядом» смотрели уже на самого Калныньша - тысячи поклонниц, которые появились у актера на территории всего Союза, да и режиссеры разглядели в этом молодом мужчине аристократической наружности (в жизни не скажешь, что из простой рабочей семьи!) героя-любовника, который может стать и защитником, и борцом за правду, и идеальным мужем.
Определения «секс-символ» (в отличие от самого секса) в СССР тогда не было, тем не менее советские гражданки в один голос кричали «зимней вишне» Елене Сафоновой: «Дура!», когда та пересаживалась из белого «мерседеса» с Иваром в битый жизнью «жигуленок», за рулем которого сидел Виталий Соломин. Просто не верилось, что поездку в Женеву с импозантным дипломатом можно променять на неопределенность с обычным русским мужиком, который мечется, сомневается и никак не может выбрать, с какой из дам ему быть.
Ни «мерседес», ни Калныньша никто бы в ту пору не упустил - однозначно! - и за право наливать его герою кофе из красивого модного термоса любая женщина с Сафоновой еще побороfлась бы: видимо, потому пять лет спустя после выхода «Зимней вишни» в прокате появилось продолжение - «Зимняя вишня-2», где оказалось, что, меняя машины, героиня была в состоянии шока, не ведала, что творила, а посему быстро одумалась и к «западному» мужу и заграничному счастью все же вернулась...
Глядя на Ивара Калныньша, охотнее веришь, что дамы страдали из-за него, нежели в то, что трепали нервы ему самому, однако, по словам актера, не он уходил от жен, а бросали его они. Первый брак, продлившийся 20 лет, распался, когда подросли дочери Уна и Элена и супругам стало непонятно, зачем они, друг другу порядком уже надоевшие, все еще вместе, второй - с литовской актрисой Аурелией Анужите - съела ревность и профессиональная зависть, что нередко случается с семьями, где и муж, и жена люди творческие и заняты одним делом.
Рыжеволосую красавицу Аурелию Ивар встретил на съемках картины «Тайна семьи де Граншан» - по сценарию им надо было изображать влюбленную пару, однако любовные сцены шли из рук вон плохо. Отношения у опытного Калныньша и Анужите, которая моложе его на 24 года, казалось, так никогда и не склеятся, но после съемок актеры вдруг осознали, что расставаться не хотят, и прожили вместе семь лет, закрепив брак рождением сына Микиса.
Ивар Калныньш, Донатас Банионис и Паул Буткевич в фильме «Крик дельфина», 1986 год |
Разбилась семейная лодка не о быт - скорее, о смутные 90-е, когда кино на постсоветском пространстве почти не снималось и многим актерам приходилось грачевать, разгружать вагоны, подметать улицы и мыть в домах у новых русских полы. На плаву лишь самые талантливые и наиболее везучие удержались, в числе которых, к счастью, оказался и Ивар, а Аурелия делить с мужем его успехи была не готова - наоборот, с помощью влиятельного супруга мечтала построить собственную звездную карьеру...
Калныньш, ради венчания с ней сменивший вероисповедание (из лютеранина стал католиком), терпел постоянное недовольство, а потом и измены, но вскоре стал платить жене той же монетой, и брак развалился.
Теперь в жизни Ивара другая женщина - 34-летний юрист Лаура Магазниеце, с которой он воспитывает двух дочерей - Луизу и совсем еще крошечную Вивьен, и, если верить 63-летнему актеру, в доме, где нет ни личных, ни профессиональных споров, неизменно царит гармония. В такой атмосфере Калныньшу хочется и сниматься, и на сцене играть, и, вспоминая то, чему учили в консерватории, петь, и в будущее смотреть с уверенностью и оптимизмом, вспоминая из прошлого только то, что доставляло радость.
«МАМА НАМ С БРАТЬЯМИ ЗАЯВИЛА: «С КРАСНЫМИ ГАЛСТУКАМИ ХОДИТЬ ВЫ НЕ БУДЕТЕ!» - ВОТ В ПИОНЕРЫ МЕНЯ И НЕ ПРИНЯЛИ»
- Добрый день, Ивар, я вспоминаю, как лет 10, наверное, назад вы принимали в Киеве участие в одном из концертов, и, вас увидев, мой друг Вилли Токарев (период вашего расцвета он пропустил - жил в США) спросил: «А кто это такой красивый?». Я ответил: «Ивар Калныньш, актер», после чего Вилли поинтересовался: «Югослав?». - «Вообще-то, нет - секс-символ советского кино», но это так, отступление... Начнем с начала: это правда, что вы из многодетной семьи?
С Вией Артмане в картине «Театр» (1978 год), ставшей визитной карточкой актера |
- О, даже мама моя из многодетной - у ее родителей было восемь детей, так что дядь и теть у меня много (некоторые, правда, из жизни уже ушли), а нас у мамы с отцом четверо - три брата и сестра.
- В детстве, я слышал, вы не только пасли коров, но их еще и доили...
- (Смеется). Это не так, конечно: я городской парень, но однажды родители решили: надо, чтобы дети знали, откуда молоко берется. Мне было лет 10, когда меня в деревню отправили...
- ...а в Латвии молоко вкусное!..
- ...и это был замечательный опыт, потому что прежде я всегда одежду старшего брата донашивал, а в деревне возможность заработать была и на свои деньги костюмчик купить и штиблеточки, так что 1 сентября я пошел в школу уже в своем. До сих пор то лето помню - для меня стало большим открытием, что молоко появляется, только когда корова рожает, и что каждый год она непременно должна отелиться.
- Насколько я знаю, вы не были ни пионером, ни комсомольцем и мама от вступления в эти организации всячески вас оберегала...
- Не то чтобы оберегала - просто мой дядя когда-то был выслан и в Воркуте отбыл срок.
- Дали много?
Джулия Ламберт и Том Фэннел 20 лет спустя. «Мы, хотя и в одном театре работали, близко не общались» |
- Во времена немецкой оккупации дядя продолжал заниматься своим делом - немцы не трогали людей, которые им были нужны: в мастерских работали, на заводах... Он был лесничим, а потом ему что-то пришили и 20 лет впаяли, из которых 11 он отсидел (когда вернулся, я помню крик матери)... Нам с братьями она заявила: «С красными галстуками ходить вы не будете!», и в школе я так наивно сказал: «Не хочу...» - вот меня в пионеры и не приняли. Играли же в демократию: кто-то в пионерах был, кто-то не был - три или четыре человека, по-моему, из нашего класса.
- Дядю по доносу посадили?
- Понимаете, наши, прибалтийские, страны ни одну войну ведь не начинали - их туда втягивали. До Второй мировой это были отдельные государства, а после того, как Скорцени за несколько часов решил вопрос с Австрией...
- ...пришла на танках Красная Армия...
- ...руководство СССР подумало, что надо бы отодвинуть границу на несколько сотен километров на запад, поэтому в Прибалтику советские войска вторглись и присоединили ее к Союзу. Не все этого, впрочем, хотели...
- ...мягко говоря...
С Софией Ротару в фильме «Душа», 1982 год |
- ...и в 40-м начался процесс раскулачивания - людей в Сибирь, в частности, в Красноярский край выселяли, в Казахстан. Я хорошо это знаю, потому что моя жена родилась на руднике Диксон (это поселок Усть-Порт) - так в метрике у нее записано...
- ...там, где вечная мерзлота...
- Приказ о выселении вплоть до конца июня 41-го года был в силе, их везли...
- ...по дороге многие наверняка умерли...
- ...многие не понимали просто, что происходит, и когда уже вышли где-то там, в Красноярске, куда их определили на так называемое вольное поселение, услышали: «Это вы виноваты, что война началась». Насколько я понимаю, нужны были люди, которые осваивали бы Сибирь, и они бы уже там остались, но при Хрущеве им сказали...
- ...«Извините, произошла ошибка...
- ...поезжайте домой». Моя теща, кстати, в Сибири в питерского немца влюбилась: там были немцы, прибалты, выходцы из Западной Украины...
- ...молдаване...
- Ну, в общем, Сибирь - это отдельная песня. Выслали-то жены моей бабушку (теще в 41-м было 11 лет), и вот она, когда подросла, влюбилась в Борю Биллера, который был потомком екатерининских немцев, - они жили в Парголово (такой был поселок). Ссылка спасла им жизнь - их вывозили уже в блокаду, и вот они с тещей встретились...
- ...и были по-своему счастливы...
С Иннокентием Смоктуновским в мелодраме «Двое под одним зонтом», 1983 год |
- ...и подарили мне жену, которая потом, в свою очередь, родила двух дочерей...
«ВНЕШНОСТЬ - МОЯ ПРОФЕССИЯ, А К СВОЕМУ ИНСТРУМЕНТУ Я ОТНОШУСЬ ПО-ХОЗЯЙСКИ: ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ ОН ВСЕГДА БЫЛ НАСТРОЕН!»
- Знаю, что в юности вы в зимней Риге и летней Юрмале играли на танцах - интересно, на чем?
- На гитарочке. Тогда битломанией все болели, слушали Би-би-си, «Голос Америки» - что было в топе, записывали на бобины, разучивали...
- Гитарист - это же тогда серьезный считался парень: все девушки были, наверное, ваши?
- Ну, просто этим заниматься хотелось - в каждой школе был небольшой оркестр, мы отпускали волосы, подражали битлам, пели на ломаном английском, потом сами сочинять стали. Вся советская эстрада, наверное, в те времена родилась.
- В вашем послужном списке огромное количество картин - более 100, но я уверен, что для подавляющего большинства поклонников вы прежде всего герой фильма «Театр» по Сомерсету Моэму. Потрясающая, как по мне, работа (недавно я совершенно случайно опять ее посмотрел), и понятно, собственно, почему: замечательный режиссер Янис Стрейч, вы с Вией Артмане... Этот фильм затевали ведь, как бенефис, к ее 50-летию, да?
Виталий Соломин и Ивар Калныньш в музыкальной комедии «Сильва», 1981 год |
- Да, это юбилейная картина.
- Это правда, что Вия Фрицевна ткнула в вас пальцем и сказала: «Моего любовника будешь играть ты!»?
- Ну, не знаю, при этом я не присутствовал. Тогда все утверждал худсовет, причем даже два, поскольку это был заказ Центрального телевидения.
- Сначала Рига, потом Москва?
- Да, деньги из Центра шли, а Рижская киностудия специализировалась на телевизионных картинах, поэтому часто такие задания получала. «Театр» тоже заказало ЦТ - специально для мадам, и, конечно, нас пробовали - сегодня это называется «кастинг». В частности, на мою роль еще один парень претендовал, но пробы прошел не очень удачно - потом режиссер мне их показывал, а тщательнее всего искали актрис на роли служанки и подруги главной героини, которую сыграла Эльза Радзиня. Москва не принимала, Стрейч делал пробы несколько раз, привозил, а ему: «Не тот типаж, понимаете?». В результате он таки снял Радзиню - она там прекрасна.
- Когда вы в последний раз «Театр» видели?
- Давно...
С Юрием Соломиным в сериале «ТАСС уполномочен заявить...», 1984 год |
- Слушайте, красивый какой молодой человек был! - это я о вас...
- (Смеется).
- Вы на экране себе нравитесь?
- Ну, я профессионал и к внешности - своему инструменту - отношусь по-хозяйски: дай Бог, чтобы он всегда был настроен!
- Вы так достоверно сыграли к Вии Артмане чувства, что многие задавались вопросом: «А в жизни у них любовь была?»...
- Да, много было вокруг этой картины сплетен, но мне повезло в ней сыграть - мне очень сценарий нравился...
- Моэм замечателен, правда?
- Ну, произведение это я еще до того читал и сценарий прочел, как хорошую книгу: ничего меня не раздражало, ничего поменять не хотелось. Бывает порой много текста (то, что можно сыграть, объяснять словами не надо), а там как раз все как надо, режиссер в «десятку» попал и с музыкой, и с подбором актеров, так что спасибо худсовету и мадам, если она действительно где-то ткнула в меня пальцем.
- События в романе Сомерсета Моэма и типажи похожи на настоящие?
«В «Зимней вишне» у меня только эпизод — просто очень большой...». С Еленой Сафоновой, 1985 год |
- Да нет - это, я думаю, воображение автора: по-моему, он недолюбливал актрис, и это чувствуется - особенно в книге (в нашем фильме, может быть, меньше). Что-то у Моэма с актрисами...
- ...не сложилось...
- Наверное.
- Вию Фрицевну вы назвали «мадам» - прикольно, а это правда, что она страшно свою жизнь заканчивала? Писали, да и по телевизору показывали, что ее чуть ли из дому не выгнали, что умирала она в нищете, что имела большие проблемы с детьми...
- Не все мне известно, поскольку сплетен не собирал, а близко, хотя и в одном театре работали, мы не общались. По-моему, там родня виновата - то ли дети, то ли еще кто-то, а вообще, к Вии все с уважением относились. Старость не радость, понятно, да и болезни свое дело сделали - три инфаркта, насколько я знаю... Конечно, все могло быть получше.
- Она великой актрисой была или просто раскрученной?
- Думаю, великой - раскрутка уже потом началась, после ее фильмов.
«Специально поддержанием формы я не занимаюсь, просто жизнь заставляет находиться все время на стреме» |
- Одна только «Родная кровь» чего стоит...
- Никто же ее поначалу не знал, а потом она как деятель искусств появилась и сразу каким-то организациям понадобилась - особенно женской, которая, не помню уже, как называлась, но от нее Артмане весь мир с Терешковой объездила...
- Только разве что в космос не полетела...
- ...пожалуй, да (улыбается).
«К ТОМУ, ЧТО МЕНЯ СЧИТАЮТ СЕКС-СИМВОЛОМ, Я НЕПРИЧАСТЕН - НЕ Я ЭТИКЕТКИ К СВОЕМУ ТЕЛУ ПРИКЛЕИВАЛ»
- После роли в «Театре» вы почувствовали себя звездой?
- Да нет, просто прибавилось популярности. Это было хорошо для меня как для профессионала - появилось много других предложений сниматься, на разных притом студиях.
- Вы были чрезвычайно востребованы в кино, причем иногда снимались в пяти фильмах одновременно - таким успехом мало кто может похвастаться. Скажите, а на место режиссеров вы себя ставили? Задавали себе вопрос: «А что же они во мне видят, почему так много снимают?»?
- Нет, я просто плыл по течению, не сопротивляясь: работы было достаточно, и я, не задумываясь, нырял, куда показывали. Хотя, если так подумать, можно было порой и не нырять, но все-таки из всего этого количества ролей, наверное, и качество какое-то получилось.
- Вспоминаю вашего Герберта из фильма Масленникова «Зимняя вишня» - этакого принца на белом «мерседесе»... Вы-то наверняка женщин знаете (не до конца - до конца их понять невозможно), но все-таки почему героиня Елены Сафоновой променяла лощеного красавца Герберта на слегка замшелого Соломина на «жигулях»?
- Гордость советской женщины! (Смеется). Ну, как это? - на «мерседесе» в то время обгонять «жигули» было нельзя!
- Не в деньгах счастье и не в красавцах, получается, тоже, да?
С Арменом Джигарханяном в фильме «Избранники судьбы», 1987 год Фото Fotobank.ua |
- Наверное, но, думаю, все эти сценочки драматургически здорово очень написаны. Хотя в «Зимней вишне» у меня только эпизод - просто большой...
- Ну, вы там хороши!
- А любовь, понимаете, чувство необъяснимое, так что все могло быть...
- После таких картин миллионы советских женщин по вас просто сохли, режиссеры увидели в вас идеального героя-любовника, а сами-то вы секс-символом себя ощущали?
- Тогда таким термином не пользовались - это появилось где-то...
- ...в разгар перестройки...
- ...даже после 91-го года, по-моему, когда к нам просочились понятия, которые западная желтая пресса давно уже использовала. Какие-то даже опросы устраивали, но я к этому непричастен - не я этикетки к своему телу приклеивал.
- В одном из интервью вы воскликнули: «Что это за выражение - «секс-символ»? Надо не символом секса быть, а его участником»...
- Ну да (улыбается), я за участие.
- Поклонницы сильно вас все эти годы одолевали? По-прежнему житья от них нет?
- Да вы что? Я, как все, - влюблялся, женился...
С Еленой Кориковой в антрепризе «Не будите спящую собаку», 2009 год Фото «РИА Новости» |
- Приворожить вас пытались?
- Наверное, но я не в курсе - мне-то они этого не рассказывали.
- Одно время, по слухам, вы всерьез опасались приворотов, потому что желающие использовать по отношению к вам черную магию были...
- Просто один знакомый экстрасенс рассказал, что какая-то женщина пришла к нему с моим фотиком и приворот заказала. Он спросил у меня: «Кто такая?». Я плечами пожал: «Не знаю», а он подумал: это моя очередная любовница.
- Заказ, надеюсь, не выполнил?
- Я тоже на это надеюсь!
- Снова вас процитирую: «Не знаю, почему произвожу такое впечатление на слабый пол, - видимо, карма такая», и еще вы сказали: «Когда вижу женщину, срабатывает инстинкт самца - ничего поделать с собой не могу»...
- Ну, это же необъяснимо - почему именно эту даму ты полюбил, если есть еще тысячи, миллионы других.
- Вам приходилось, однако, видеть безнадежно влюбленные глаза, когда женщина не просто чего-то от вас хочет, а требует, а вы не в состоянии ей это дать, потому что не хочется?
Вторая супруга актера — актриса Аурелия Анужите. «Как-то сложно мы расходились: расстались, потом соединились, но снова не вышло...» |
- Не было такого: то, что я мог, я своим женщинам дал...
- ...а что не мог - нет...
- ...во всяком случае, они не упрекали. Хотя, может, о чем-то другом мечтали - не знаю...
- Ваша бабушка вас наставляла: «Не бегай за девушками и трамваями - все равно придет следующий»...
- Было такое.
- Мудрая бабушка!
- Когда был подростком, она одним глазом за мной следила и такое вот посоветовала.
- Вы как-то признались, что все женщины уходили от вас из-за ревности...
- Не знаю, из-за ревности ли, но проблема такая и вправду была: где любовь, там и ревность.
- Ревновали сильно?
С сыном от второго брака Микисом. Всего у 63-летнего Ивара Калныньша пятеро детей — самой маленькой Вивьен два года |
- Бывало - и по поводу, и без.
- Сцены устраивали?
- О!
- Жуткие или терпимые?
- Рвали волосы...
- На себе или на вас?
- На мне! Царапались...
- ...кусались...
- ...да-да-да...
- Было даже такое, чего не увидишь в кино?
- Нет, в кино то же самое потом мы играли - иногда.
- То есть одно удачно переходило в другое?
- Жизнь, на самом деле, порой краше, но драматурги тоже не спят - наблюдают, а потом с фантазией это все излагают, кое-что добавляя.
«Я БЫЛ ОБМАНУТЫМ МУЖЕМ, НО К ЭТОМУ ОТНОСИЛСЯ СПОКОЙНО - ПРОСТО ТОЖЕ ОТПУСКАЛ ТОРМОЗА»
- В одном из недавних интервью на вопрос: «А смогли ли бы жить с женщиной, которая вам изменила?» вы ответили: «Всю жизнь с такими живу, все изменяют. Как страшно! - бывает, что даже явно» - что вы имели в виду?
- Слов таких я не помню, но обманутым мужем был.
- Вы?
- Естественно, и к этому относился спокойно - я просто тоже отпускал тормоза. Ну, во всяком случае, поводом для каких-то скандалов с моей стороны это не стало.
Дмитрий Гордон — Ивару Калныньшу: «А сами-то вы секс-символом себя ощущали?». — «Тогда таким термином не пользовались — это появилось, когда к нам просочились понятия, которые западная желтая пресса давно уже использовала» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Сейчас вот, уверен, читательницы недоумевают: первый герой-любовник советского кино был обманут женщинами? Это невозможно, они вам не верят!
- Понимаете, любая парочка переживает период, когда отношения охладевают: надоели друг другу, что ли. Что-то мешает быть вместе - это необъяснимо, но обязательно тот час приходит.
- Вы измены прощали?
- Да я и не разбирался особо...
- Это, как я понимаю, была жена?
- Одна из жен... Знаете, не страшно, когда ты об этом не знаешь, - страшно, когда это происходит публично. Публичное унижение неприятно - думаю, это задевает и женщину, и мужчину, так что надо стараться близким не делать больно.
- Как же в такой ситуации сохранить лицо - вы над этим задумывались?
- Сложно.
- Но вам удавалось?
- Думаю, да.
- Бывшая ваша жена пожалела потом о том, что совершила?
С третьей женой Лаурой, дочерью Луизой и Лаймой Вайкуле |
- У меня несколько...
- ...несколько жен это делали?
- Нет, несколько жен вообще было...
- Я о той, которая изменяла...
- Ну, это вторая, и как-то сложно мы расходились: расстались, потом соединились, но снова не вышло... Сложно, потому что у нас сын был, и получилось, будто мы несерьезно к своим отношениям, к семье, относимся. Хотели поправить это, а оказалось, что невозможно.
- Она же артистка...
- Да, и вокруг этого черт-те что скандальные репортеры писали, даже мне мстили. Ну представьте: у нас другие уже отношения, другие семьи, и все-таки 1 сентября мы решили проводить сына в школу вдвоем - показать, что у него двое родителей. Подходим к школе, смотрю - желтая пресса стоит, которая что-то из разряда «Они опять вместе» пишет или о том, как люди одеты... Говорю Аурелии: «Пойдем через черный вход», а там тоже два фотокорреспондента! Один фотографировать стал, я выхватил у него аппарат и выбросил, так он до сих пор мстит мне за это, потому что под какой-то фразочкой типа: «Одна баба сказала» пишет, что мы с Аурелией деремся, хоть у нас нормальные отношения. Жизнь есть жизнь, у меня новая семья, двое детей, у нее тоже дочка потом родилась - от второго мужа: все счастливы, все в порядке...
«ПЕРВЫЙ БРАК ОТ БОГА, ВТОРОЙ - ОТ ДЬЯВОЛА, А ТРЕТИЙ - ЭТО СУДЬБА»
- Вы столько уже лет на виду, за вами по-прежнему охотятся папарацци, а каково это - быть постоянным объектом вмешательства в личную жизнь?
- Противно, естественно, потому что у нас не только свобода прессы, но и свобода слова - я могу говорить что-либо или не говорить, и это мой выбор, и если подходит человек со словами: «Вы - публичная личность, вы должны...», поправляю его, что я никому ничего не должен. Журналисты просто каким-то громким именем пользуются, будь это президент страны, артист, спортсмен или музыкант, потом авторская работа идет (не всегда очень тонкая), сплетня становится...
- ...достоянием гласности...
- ...и это уже некий бизнес. У президента нашего, говорят, есть внебрачный ребенок - это же гораздо интереснее, чем если бы он речь толкал об экономике. Мы, актеры, тоже попадаем часто под раздачу - когда информация подается с перчиком. Верно, неверно - неважно, это товар.
- Говорят, полюбив будущую первую супругу Илгу, вы карабкались ради нее по отвесной стене с голым торсом, ободрали всю грудь в кровь, но прошептали-таки: «Люблю» - это вымысел или правда?
- Ну, это я шутя, наверное, рассказывал - даже не помню, просто мы были молоды и объяснялись в любви по-разному.
- Вы на балкон к ней пытались забраться или в окно?
- Лез через окно - будучи на практике, Илга жила в общежитии. Мы с ребятами на танцах играли, а она духовым оркестром руководила.
- Девушка руководила оркестром?
- Да, после учебы была послана в какой-то ДК. Там пожарники выступали, всегда полупьяные, и она ими дирижировала (показывает), а мы, рокеры, наблюдали за этим: они - ум-па-ум-па, а Илга руками машет... Влюбился я сразу: продал гитару, какое-то время спустя - вообще всю аппаратуру, и на эти деньги мы свадьбу сыграли.
- Сколько вам лет было?
- Ну, где-то 20, 21-й уже.
- Нынче у вас, как я понимаю, четвертый брак?
- Третий. Жена, в смысле, третья.
- А брак - четвертый...
- (Смеется).
- В каком из них вы наиболее были счастливы?
- Ну, как говорят, первый - от Бога, второй - от дьявола, а третий - это судьба...
- Какая у вас с нынешней женой разница в возрасте?
- Она гораздо моложе меня.
- Лет на 30?
- На 29.
- Хм, а вы ее понимаете? Все-таки другое уже поколение выросло, другие ценности, идеалы, в детстве, в конце концов, вы разные книги читали... Вдвоем вам интересно?
- Да, и я думаю, Лаура во многих вопросах умнее меня. Ей нравится, что я увлечен искусством, музыкой, нам есть о чем говорить.
- Чем она занимается?
- По профессии юрист, но сейчас маленький ребенок у нас и занята она им.
- Вам нравятся женщины сильнее или слабее вас?
- Я предпочел бы, чтобы мы были на равных, чтобы какой-то существовал паритет и чтобы никто друг друга не унижал. Поверьте, когда в семье за власть борются, длится это недолго - кто-то от этого поединка уходит.
- У вас внушительный киностаж, вы сыграли много житейских историй, да и жизненный опыт тоже богатый - сегодня вы можете сказать, что женщин уже поняли, или этот процесс продолжается?
- Их невозможно понять, и те чувства, которые возникают при встречах. Надо читать стихи, обращаться к поэтам - инженерам души, которые философствуют на эту тему. Может быть, к Данте, хотя даже он на этот вопрос не ответил, и все последующие - Булгаков, например, - тоже не до конца...
- Старался, но...
- ...да, подошел очень близко, а все равно загадка осталась, так что для будущих поколений поле для раскопок осталось.
«ПОЯВИВШИСЬ НА СВЕТ, РЕБЕНОЧЕК ПЕРВЫМ КРИКОМ СВОИМ ОБЪЯВЛЯЕТ: «ПОПАЛ ТЫ, ПАПАША, КАК МИНИМУМ, НА 18 ЛЕТ!»
- Недавно у вас появился пятый ребенок: четырех дочерей, таким образом, вы имеете и одного сына. Каково это - молодым отцом себя ощущать?
- Ой, это потрясающее чувство, и в моем возрасте оно, наверное, еще богаче.
- Другое к этому малышу отношение?
- Больше ответственность, что ли, ты уже точно знаешь, что обязательно надо сделать, потому что, появившись на свет, ребеночек первым криком своим объявляет: «Попал ты, папаша, как минимум, на 18 лет!», и что такое «попал»...
- ...осознаешь ты со временем...
- С первенцем менее можешь быть ответствен и лишь потом понимаешь, как это все непросто - не только кормить надо, но и воспитывать, и обеспечивать материально, духовно...
- Вы сказали сейчас: «В моем возрасте...», и я на мысли себя поймал: выглядите просто фантастически - ну, лет на 45-47. За счет чего? Это гены или что-то с собой делаете?
- Да ничего не делаю (спасибо за комплимент, вы тоже хорошо выглядите). Стараюсь, чтобы мое появление на сцене отвращения в зале не вызывало, не хочу показаться старым, больным. Артисту за собой надо следить: в молодости спортом занимался, поэтому здоровье нормальное, не жалуюсь. Какие-то болячки, естественно, есть, но я о них не рассказываю - может быть, женщины любят об этом поговорить... Специально поддержанием формы не занимаюсь, просто жизнь заставляет находиться все время на стреме.
- Вы однажды разоткровенничались: «Я часто собираю детей вместе, но только без бывших жен, чтобы не выцарапали мне глаза»...
- По-моему, это желтые фантазии очередные.
- Детей тем не менее собираете?
- Не так часто, увы, как хотелось бы.
- Они общий язык находят?
- Да, беседуют, шутят... Кстати, не только со мной - встречаются и без меня.
- Вам нравится, как они друг к другу относятся?
- Конечно. Они же родные и с возрастом перезваниваются все больше.
- В одном из интервью вы признались: «Я до сих пор могу позволить себе оттянуться по-русски: и пью, и курю, и ем все подряд, и целую ночь погулять не промах, и женским полом очень даже интересуюсь» - не переврали вас журналисты?
- Ну, может, не совсем это мои слова - кто-то, очевидно, хотел это услышать. За печенью я уже слежу, да и почки надо беречь...
- ...еще пригодятся...
- ...так что курить и гулять ночами не так уж и удается.
- Не одно поколение советских актеров прошло через пьянство - вы этого искушения избежали?
- Бывало, что напивался, но, слава Богу, нечасто, и проблемой для меня это никогда не было. Выпивал только в кризисной ситуации или после премьеры мог пойти куда-то с друзьями, чтобы отметить. Были периоды одиночества, когда холостяцкая жизнь толкала каждый вечер на приключения, но это мне быстренько надоедало, и Бог всегда оберегал - вовремя посылал близкого человека, который как-то меня поправлял.
- У вас на глазах от пьянства прекрасные актеры погибали?
- Да, к сожалению.
- Кто, если не секрет?
- Называть имена не хочу, а если даже не погибали, какие-то противные творили дела и попадали в аварии либо влезали в долги, наживали проблемы... Многие из-за наркотиков ушли - замечательные музыканты, которых я близко знал, но сегодня профессионалы следят за собой, пьянство и наркомания - удел слабых или больных. В искусство, которое под влиянием каких-то веществ рождается, я не верю: если кто-то свои странные фантазии может описать или выразить посредством каких-то образов либо нот, дай Бог, значит, это одаренный человек, у которого в голове и в душе появляется опреденная схема, но и без дополнительных стимулов есть нечто такое, что называется талант.
(Окончание в следующем номере)