В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Кино и немцы

Щит и мяч

Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар Гордона» 17 Мая, 2012 00:00
В украинский прокат вышел спортивный фантастический триллер «Матч», снятый по мотивам советской пропаганды
Юлия ПЯТЕЦКАЯ
На киевской премьере «Матча» в кинотеатре «Украина» показывали не только кино, но и цирк - представители политической партии «Свобода» устроили вульгарный дебош, пытаясь воспрепятствовать демонстрации «украинофобской» и «искажающей историю» киноленты режиссера Малюкова. Борцов «Свободы» из кинотеатра вывели, и они еще какое-то время околачивались у входа с плакатами «Долой московских оккупантов». Чего только не подразумевают некоторые люди под словом «свобода»...

«ПОСЛЕ МАТЧА НИКОЛАЮ БЫЛО ОТПУЩЕНО СЕМЬ СЧАСТЛИВЫХ ДНЕЙ»

Еще задолго до премьеры стало известно, что в основу картины Андрея Малюкова положен знаменитый советский миф о расстрелянных футболистах киевского «Динамо», отказавшихся сдать игру немцам в августе 1942-го, и что Сергей Безруков играет там главную роль динамовского вратаря Николая Трусевича.

Поскольку из Трусевича решили делать героя, ему заменили совсем уж негероическую фамилию на более симпатичную - Раневич, а дабы никто не сомневался, что все основано на реальных событиях, пустили душещипательные финальные титры: «После матча Николаю и его товарищам было отпущено семь счастливых дней жизни». Интересно, что в данном случае Малюков вкладывает в понятие «счастливые дни»? Работу Николая и его товарищей на хлебозаводе в оккупированном Киеве? Немного же иным нужно для чужого счастья.

Летом 42-го в Киеве не только игрались футбольные матчи, работали театры, давались концерты и выходила газета «Нове українське слово» с пафосными цитатами из Гитлера, но и не прекращались массовые казни, аресты, облавы и угон в Германию. В черте города были разбиты концлагеря, в Бабьем Яру продолжались расстрелы до середины 43-го, украинская полиция насчитывала порядка шести тысяч человек, дети были обязаны работать с 11 лет, еду местные жители могли покупать только на стихийных рынках в обмен на вещи, горожане боялись лишний раз выходить на улицу и при любой возможности покидали город. К моменту, когда его наконец покинули немцы, Киев являл собой жуткое зрелище. Разграбленный, сожженный, взорванный и обезлюдевший. За 778 дней оккупации в столице УССР было уничтожено 220 тысяч человек и около 100 тысяч угнано в Германию.

О каких же семи днях и какого счастья, подаренного судьбой Николаю и его товарищам, идет речь, и почему, собственно, семь?

Матч «Старта» с «Флакелфом» состоялся 9 августа, аресты футболистов начались 18-го, в истории «матча смерти» давным-давно расставлены все основные точки над «і» и доказано, что гибель игроков никак не связана с их победой. В феврале 2005 года после 30 лет обстоятельных расследований дело о «матче смерти» было окончательно закрыто прокуратурой Гамбурга. «Настоящую причину ареста футболистов установить не удалось», - говорилось в заключении прокурора Йохена Кульманна.

БЛЕФ О ФУТБОЛИСТАХ-ГЕРОЯХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ВПИСЫВАЛСЯ В СОВЕТСКУЮ МИФОЛОГИЮ

Название «Матч смерти» придумал известный советский писатель Лев Кассиль и впервые употребил его в газете «Известия» за 1943-й год. Легенда создавалась по горячим следам и оказалась довольно живучей, продержавшись вплоть до самой перестройки, в чем нет ничего удивительного. Блеф о футболистах-героях замечательно вписывался в прочую советскую мифологию и мог возникнуть лишь в стране, где человеческая жизнь нужна была в основном для того, чтобы красиво положить ее за Родину.

Физкульт-ура-ура-ура!
Будь готов!
Когда настанет час
бить врагов,
От всех границ ты их
отбивай!
Левый край! Правый край!
Не зевай!

С начала 40-х по середину 80-х о матче смерти были написаны горы литературы, на «Мосфильме» снят «Третий тайм», на киевском стадионе «Зенит», переименованном в «Старт», установлена скульптурная композиция, посвященная погибшим футболистам. С 1987-го началось развенчание мифа.

Постепенно выяснилось, что матч был не один, а имела место целая серия игр в период с 7 июля по 16 августа. Все игры судил обер-лейтенант Эрвин, по многочисленным свидетельствам очевидцев, отличавшийся строгостью и объективностью - за малейшее нарушение удалял с поля. Кроме «Старта», созданного на базе киевского «Динамо» образца 1941 года, вратарем которой являлся Николай Трусевич, была еще команда «Рух», организованная бывшим игроком киевского «Желдора» Георгием Швецовым. Швецов активно сотрудничал с немцами, работал в газете «Нове українське слово» и неоднократно пытался переманить Трусевича вместе с остальными экс-динамовцами, но большинство из них отказались.

Последней игрой в Киеве стал не матч «Старт» - «Флакелф», в котором динамовцы победили немцев 5:3, а «Старт» - «Рух», закончившийся со счетом 8:0. Через два дня после этого, 18 августа, почти весь основной состав «Старта» был арестован. Из показаний футболистов следует, что их взяли по доносам Георгия Вячкиса (чемпион Украины по плаванию, работавший на гестапо, награжденный «Железным крестом», бежавший с немцами) и «некоего Швецова», утверждавших, что «Динамо» было основано НКВД с «определенной и понятно какой целью».

Андрей Малюков неоднократно отмечал, что к работе над «Матчем» привлекал военных консультантов, специалистов и историков, фильм действительно заявлен как историческая драма, хотя жанрово больше напоминает фантастический триллер. Буйных фантазий в картине столько, что приблизительно с середины я пыталась понять, как подобное вообще может прийти в голову здоровым взрослым людям? В состоянии какого творческого аффекта нужно находиться, чтобы отправить фашистов к раввину с сообщением, будто киевляне подозревают местных евреев во взрыве Крещатика? Поскольку киевляне подозревают евреев во взрывах, немцы предложили раввину собрать все еврейское население города и во избежание погромов, взяв деньги, ценности и документы, пройти сплоченной колонной прямо в Бабий Яр.

ТАКИМИ ИДИОТАМИ НЕМЦЫ НЕ ВЫГЛЯДЕЛИ ДАЖЕ В ПОСЛЕВОЕННЫХ СТАЛИНСКИХ ФИЛЬМАХ

Киев торжественно встречает новую цивилизованную власть хлебом-солью, вратарь Раневич почему-то говорит с нарочитым одесским акцентом, словно какой-нибудь Гоцман из «Ликвидации», зато националист-коллаборационист Швецов (Александр Кобзарь) украинского не знает, чем сильно раздражает бургомистра Багазия (Станислав Боклан), который со своими мріями про незалежність весь фильм пребывает в гордом одиночестве, пока окончательно не поймет, что «не получилось под немцами вiльної України». Алчный, хитрый, трусливый, глупый, бессовестный и противный полицай (Остап Ступка) все время следит, как жена бургомистра Анна Сергеевна (Елизавета Боярская) при помощи доброго дворника прячет еврейскую девочку Соню, поэтому ближе к финалу бургомистр предложил жене с девочкой бежать за город к его тетке.

Оказывается, фашисты уже выяснили, что Анна Сергеевна - бывшая любимая девушка Николая Раневича, и в любой момент могли ее схватить, пытать, а затем и расстрелять, чтобы заставить Раневича сдать игру. Видимо, у фашистов в 42-м году не было более важных задач, нежели одерживать фальшивые победы на футбольных полях оккупированных территорий. Они столько сил и энергии бросили на то, чтобы победить команду «Старт», что становится понятно, почему у них не осталось сил и энергии на Сталинградскую битву. По-моему, такими идиотами немцы не выглядели даже в послевоенных сталинских фильмах.

В финале Сергей Безруков прямо из ворот шепчет: «Я люблю тебя» Елизавете Боярской, которая вместо того чтобы прятаться у тетки бургомистра пришла смотреть матч смерти (судьба девочки Сони осталась за кадром), безудержно улыбается, демонстрируя безупречную челюсть, берет пенальти и взмывает к небесам от счастья неминуемой гибели. Фашисты чуть не плачут от обиды, травка зеленеет, солнышко блестит.

По имеющимся данным, вратарь Николай Трусевич погиб в Сырецком лагере весной 1943-го. Очевидцы рассказывали, что заключенные пытались отогнать овчарку, которая унюхала спрятанное кем-то съестное, и это было расценено как диверсия. Прибежала охрана, всех уложили лицом вниз и по приказу начальника концлагеря Родомски каждого третьего расстреляли. Коля Трусевич не попал в роковые третьи, но в момент исполнения приказа слегка приподнялся на локте и был убит пулей в затылок.

Ну-ка, дождик, теплой влагой
Ты умой нас огромною рукой,
Напои нас всех отвагой,
А не в меру горячих успокой!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось