В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Пофестивалили...

Константин СТОГНИЙ: «Конец света отменяется!»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 30 Мая, 2012 21:00
В Трускавце прошел Третий международный кинофестиваль «Золотая пектораль», президентом которого является известный телеведущий и продюсер
Анна ШЕСТАК
Кинофорум в Трускавце набирает обороты - в этом году здесь побывали звезды советского кинематографа Ирина Алферова и Лидия Федосеева-Шукшина, выдающийся польский режиссер Яцек Блавут, известные украинские актеры Виктор Андриенко, Владимир Горянский, Виктория Малекторович, Ольга Лукьяненко, Наталья Васько, Римма Зюбина, Екатерина Кистень, знакомые по телесериалам гости из России Сергей Воробьев, Лянка Грыу и Иван Оганесян, дали концерты Алексей Мочанов и Злата Огневич. По словам директора фестиваля Анастасии Широковой, на конкурс поступило 200 с лишним картин. Лучшие из них, присланные из Украины, России, Польши, Венгрии, Румынии, Грузии, Таджикистана, Германии, Китая и даже Великобритании, смогли увидеть как гости «Золотой пекторали», так и приехавшие на воды отдыхающие: посещать показы можно было совершенно бесплатно. Президент фестиваля Константин Стогний и меценат Андрей Лопушанский убеждают, что зарабатывать на этом мероприятии они не собираются. Единственное, к чему стремятся, - внести свою лепту в развитие отечественного кино.

«Я СМОТРЕЛ НА КОШКУ И ДУМАЛ: «ЧЕМ ЕЕ КОРМИТЬ? ОНА ЖЕ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТА»

К участию допускались документальные или основанные на реальных событиях картины, и самым сильным стал именно документальный блок. Жюри в составе Константина Стогния, живущего в Италии режиссера-документалиста Александра Балагуры, львовского театроведа и кинокритика Любови Янас и народной артистки России Лидии Федосеевой-Шукшиной (которая, к слову, так ответственно подошла к своей миссии, что приехала в Трускавец, даже несмотря на проблемы со здоровьем) отметило все четыре картины, дошедшие до финального этапа.

Награждать действительно было за что. Украинцы Сергей Буковский и Светлана Залога сняли, пожалуй, первый документальный фильм о становлении независимости нашего государства, который не скучно смотреть и в котором политики не вещают, а вспоминают и наново переживают переходный период - от советского общества к украинскому. Рассказывают о нем не как политические деятели, а просто как люди - и Леонид Кравчук, которого ставили перед выбором, поддерживать или не поддерживать путчистов, и Левко Лукьяненко, которому поручили составить документ, провозглашающий независимость Украины(«Пишу: «Унiверсал». Закреслюю, бо унiверсал - це щось, пов'язане iз Центральною Радою, комунiсти можуть не проголосувати. «Закон». Знову закреслюю, бо закон можна прийняти, а потiм внести до нього поправку. «Акт» - те, що треба...»), и правозащитник Семен Глузман, который объясняет, почему не участвовал в демонстрациях и митингах и чем чисто по-человечески запомнилось ему начало 90-х («Мы тогда как раз кошку взяли, а из магазинов исчезло все, даже рыба. Я смотрел на кошку и думал: «Чем ее кормить? Она же ни в чем не виновата...»).

Звезда советского экрана Ирина Алферова по-прежнему в отличной форме

Благодаря пристальному вниманию к деталям, удачному подбору героев (в картине высказались даже сотрудники аппарата Джорджа Буша-старшего, возглавлявшего США, когда распадался СССР), четким и умным вопросам, которые этим героям задавали, фильм «Украина. Точка отсчета» моментально стал фаворитом у СМИ.

А вот «Балканская звезда», картина об Эмире Кустурице, снятая режиссером-дебютантом из Екатеринбурга Андреем Григорьевым, поразила не столько содержательностью, сколько историей создания, похожей на сказку: молодые ребята, режиссер и художник, работающий в тату-салоне, однажды прорвались в гримерку Кустурицы, подарили специально сшитое и разрисованное пальто, признались в любви, напросились в гости, расписали красками фестивальный Кустендорф и взяли интервью у звезды мировой величины! Причем сама звезда не особо и сопротивлялась: похоже, Кустурице, который на своем веку повидал многое, но таких пробивных ребят еще не видел, было просто в кайф с ними общаться.

В Трускавце создатели картины, премьера которой год назад прошла в Сербии с ошеломительным успехом, получили диплом «За смелость и дерзновенность». Два других фильма из документального блока: «Есть ли там театр?!» Наны Джанелидзе (об актере Кахе Кавсадзе, легендарном Абдулле из «Белого солнца пустыни» и Дон Кихоте из «Жития Дон Кихота и Санчо») и «Один» москвички Олеси Фокиной (о создателе «Ежика в тумане» мультипликаторе Юрии Норштейне) - по праву претендовали на главную награду.

После их просмотра зрители, в числе которых были актеры и режиссеры, аплодировали стоя. «Есть ли там театр?!» - гениальная картина! - восхищалась актриса Римма Зюбина. - Я почти полфильма проплакала...». «Мне кажется, после фильма о Норштейне уже не надо о чем-либо спрашивать, - заметил актер Виктор Андриенко, - потому что все ответы на вопросы, какой это человек, зачем и для чего работает, содержатся в самой картине. Как говорится, ни добавить, ни отнять».

Профессионалы оказались правы: Олесе Фокиной судьи отдали Гран-при и пять тысяч долларов, а картина Наны Джанелидзе стала лучшей среди документальных.

Актер Виктор Андриенко поднимал настроение гостям фестиваля

«Я ЗНАЮ, ЧТО ФИЛЬМ ОЧЕНЬ ЧУДЕСЕН...»

Казалось, с этим согласились все. «Вы - умница! - хвалила московского режиссера Федосеева-Шукшина. - А герой ваш - замечательный, потрясающий человек, я от волнения даже имя его забыла...». Однако в последний момент жюри вдруг изменило решение. Пять тысяч долларов призовых, которые Фокина, по сути, уже держала в руках, решено было разделить между ней и... украинским режиссером Олегом Сенцовым, снявшим фильм «Гамер» - о подростке, ставшем вице-чемпионом мира по компьютерным играм.

Почему именно так, честно говоря, мало кто понял. Поскольку досмотреть 90-минутного «Гамера» до конца, ни на что не отвлекаясь, мог разве что слепоглухонемой, прикованный к стулу, настолько тягомотной получилась картина на актуальную, в общем-то, тему. А во время хвалебной речи Сенцова в честь самого себя, щедро пересыпанной перлами вроде «я знаю, что фильм очень чудесен» или «профессиональный актер может быть прекрасен, но далеко не всегда», встал бы и ушел, мне кажется, даже прикованный. Тем не менее фильм уравняли с лучшей лентой фестиваля, проигнорировав тот факт, что Гран-при не делится.

Режиссер Сенцов радовал присутствующих как мог: посетовал, что соревноваться было, по сути, не с кем («Вот если бы 30, 40 фильмов в категории, а не три!»), что смехотворно мало отхватил от чужого приза («Тысяча - это же смех и грех!»), что известных актеров, приехавших на фестиваль, он почему-то не знал. Ни Горянского, ни Зюбину, ни Андриенко... С трудом идентифицировал главную приглашенную звезду Ирину Алферову, и то только как Констанцию из «Мушкетеров». Ну а Федосееву-Шукшину, слава Богу, объявил ведущий... Что Олег снимет и покажет нам в следующем году, пока неизвестно. «Видимо, что-то очень и очень чудесное», - улыбались зрители.

В категории короткометражек тоже не все было так, как ожидалось. Почему-то остался неотмеченным фильм Дмитрия Суржикова«Мама», в котором Ада Роговцева сыграла трогательную героиню, не желающую менять привычный уклад жизни и переезжать к дочери. Мама цепляется за малейшую возможность остаться в своем стареньком доме - например, за просьбу соседа присмотреть за ручной игуаной, пока его не будет. А потом оказывается, что игуана привязывается к женщине не как к заботливой хозяйке, а как к жертве...

Лидия Федосеева-Шукшина прибыла в Трускавец, несмотря на проблемы со здоровьем

ТЕМУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ ПОСЧИТАЛИ ТАКОЙ, ЗА КОТОРУЮ НЕ ПРИСУДИТЬ НАГРАДУ ПРОСТО НЕЛЬЗЯ

Не получил диплома и сильнейший польский фильм «Миссия на Марс» о том, как молодые люди, дурачась на вечеринке, выбросили из окна высотки своего товарища, и румынский «Лост-Спрингс-2» - о режиссере, который давал журналистке интервью, выворачивая душу, а потом узнал, что должен ей 500 долларов. Победила украинско-немецкая анимационная картина о Чернобыле: судя по всему, тему катастрофы сочли такой, за которую просто нельзя не присудить награду.

Самой обсуждаемой из внеконкурсных работ стала «Фальшивая история» Константина Стогния - фильм об экспедиции в Патагонию, где, по мнению некоторых историков, спокойно и безбедно доживал свой век Адольф Гитлер, инсценировавший собственную смерть, - пока не вошел в состояние сомати подобно тибетским ламам... Год назад здесь же, в Трускавце, Константин Петрович показал черновики фильма, теперь - окончательный вариант, который параллельно отправили в Канны.

«Фальшивая история» стала фильмом-открытием «Золотой пекторали», но обсуждали ее все четыре дня, вплоть до закрытия, причем везде: и в кинозалах, и на банкетах, и даже в банях и бассейнах (по традиции кинофорум проходил в лучшем трускавецком SPA-отеле «Женева»). У меня сложилось впечатление, что большинство присутствующих интересовал лишь один вопрос: «Могло ли показанное в фильме Стогния быть на самом деле?». Пока не возник другой: «А наступит ли конец света, якобы предсказанный индейцами майя?».

Дело в том, что Константин Петрович, постоянно находящийся в поиске, снова заинтриговал народ, показав трейлер своего нового документального фильма, о другой экспедиции - на сей раз по местам индейской боевой славы. «Уже в сентябре картину увидят украинские телезрители - ее покупают и «Интер», и ICTV, - сказал продюсер. - Тогда и узнаете, переживем ли мы декабрь, которым все нас пугают...».

Однако заметив, что до сентября никто разгадки ждать не хочет, добавил: «Ладно. Признаюсь, что в джунглях мы открыли доселе неизвестную пирамиду майя, где есть упоминание о событии, которое произойдет с землянами в 4170 году. А если так, конец света в 2012-м отменяется!».

Киев - Трускавец - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось