В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Во весь голос

На линии огня

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 26 Июня, 2014 00:00
«Океан Эльзы» дал сольник в Киеве
Анна ШЕСТАК

Никогда еще ни на одном концерте я не видела такого количества людей, совершенно четко осознающих, что они украинцы. Повсеместно — вышиванки, от дорогущих, вышитых мастерицами вручную, до простеньких фабричных, но не менее трогательных, украинские флаги, флажки и флажочки, футболки с национальным гербом и цитатами из Шевченко и Бандеры, желто-синие шарфики и сине-желтые транс­паранты с признаниями в любви Украине, «Океану Эльзы» и Вакарчуку лично или запоздалым предложением: «Славка — в президенти!»... Ах да, еще же веночки, венки и целые цветочные короны в этническом стиле на головах у наших панночек, которые, даже если выбрали для похода на рок-концерт рваные джинсы и майку-борцовку, все равно пытались показать, какого они роду-племени.

Глядя на все это, хотелось плакать. Во-первых, оттого, что все эти люди, которые идут и идут нескончаемым потоком на трибуны и в фан-зону и которым вслед говорят испуганные стюарды: «Господи, ну сколько же их? Куда они все?!», решили послушать выступление отечественной группы, а не какой-нибудь мировой звезды. Во-вторых — оттого, что даже самая главная из заезжих звезд, которые у нас когда-либо бывали, поп-королева Мадонна не собирала столько народу, как Вакарчук и его команда. Наконец-то мы начали ценить свое и уважать себя...

Билеты, кстати, были не из дешевых: в самую дальнюю фан-зону, третью, можно было попасть за 300 гривен, посидеть в секторах стоило от 450-ти до двух тысяч. И на огромном стадионе яблоку негде было упасть! Ожидая выхода на сцену своих кумиров, поклонники делали «волну», зажигали фонарики, скандировали: «О-ке-ан! О-ке-ан!». И разумеется, коль уж собрались на спортивной арене, пели известный всему миру хит украинских ультрас: «Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла!».

Молодую группу из Горловки Fontaliza (неплохую, между прочим), приглашенную для разогрева публики, эта самая публика несколько раз освистала — за «привет, Киев!» и попытку поговорить с народом в вышиванках на великом и могучем, которую можно было предпринять разве что от очень большого ума. К счастью, парни не задержались на сцене и большинство песен пели на английском, не на русском...

«Океаны» вышли в 21.30 — через полтора часа после официального начала концерта — и сразу же заиграли «Вставай». Те, кто сидел на трибунах, моментально вскочили, начали пританцовывать, хлопать, подпевать — и весь стадион превратился в огромную фан-зону: никто так больше и не присел. Затем были новая «Стреляй», как нельзя более актуальная, и «На лінії вогню», которую Вакарчук посвятил тем, кто погиб, сражаясь за Украину. Как только он произнес это, в ответ прогремело: «Героям слава!»...

Эту песню народ вдохновенно пел вместе со Святославом, словно второй государственный гимн, и у многих в глазах стояли слезы. «Деточки ж вы, деточки, — приговаривал какой-то мужчина в годах, — почему вы не здесь, не с нами? Простите нас, деточки, это мы во всем виноваты...».

«Ви, напевно, знаєте, яка у нас в країні ситуація, — сказал, обращаясь к публике, Вакарчук, — і у зв’язку з нею мені часто ставлять питання: «Ви вважаєте, що зараз саме час розважатися, їздити в тури, святкувати 20-річчя групи?». Сьогодні теж спитали — журналісти. Я відповів, що цей концерт, присвячений 20-літтю «Океану Ельзи», — не розвага. Це єднання, спроба ще раз, укотре, показати, що ми єдині, спроба зібратися разом, аби згадати, хто ми є, за що і заради чого боремося. І згадати тих, кого з нами, на жаль, уже немає...».

О реакции зрителей на слова и песни Славка можно отдельный материал писать. Мне кажется, такого понимания и такого, действительно, единения с публикой ни у кого из артистов, выступавших последнее время в Киеве, не было. Грубо говоря, если бы Вакарчук с этой сцены, подсвеченной синим и желтым, указал на какую-нибудь стену или здание и приказал: «Снесите!» — люди тут же, не задумываясь, снесли бы, и зачем это надо, никто бы не поинтересовался.

А фотографы, которые гуляли по стадиону, могли бы с одного только этого концерта «настрелять» целую фотовыставку о человеческих эмоциях и чувствах: там, слившись в поцелуе и не отрываясь друг от друга, уже минут 20 танцует влюбленная пара, там папа с четырех-пятилетней дочуркой на плечах подпрыгивает, а девчушка хохочет и кричит: «Хто не скаче, той москаль!», а вон там отрываются по полной европейского вида, прихиппованные слегка, бабуля с дедулей. Для них каждая песня — медляк, им совершенно все равно, что за ритмы, правда, надеются услышать одну-единственную вещь: «Така, як ти, буває раз на все життя, і то із неба...». «Не дивись так на нас, донечко, у нас сьодні 50-та річниця. Як це у вас, у киян? Золотая свадьба, да?». — «А звідки ви будете?». — «Родом западенці, а так узагалі давно вже іспанські бандерівці...».

Такое впечатление, что украинцы вливались в украинский «Океан» со всего мира по капельке — не только из разных уголков нашей страны. И каждому достался свой кусочек счастья: кто хотел новых песен — получил композиции с диска «Земля», кто пришел поностальгировать — услышал «Модель», «Кішку» и «Квітку», кто, как говорится, мечтал хором попеть и всласть покричать — пожалуйста: «Холодно», «Зелені очі», «Я не здамся без бою». А в самом конце, после, пожалуй, пятого выхода на бис, звучала «Відпусти», которую знают, без преувеличения, во всем мире. Во всяком случае, не так давно я слышала ее в Париже — из уст афрофранцуженки, кассирши парфюмерного магазина. Похоже, жители Западной Европы в обязательном порядке учат два украинских хита — этот и «Ла-ла-ла-ла»...

Те, кто надеялся еще раз увидеть на сцене «Океан» в старом, самом звездном и самом виртуозном, составе, тоже были довольны — когда к Вакарчуку на сцену поднялись Шуров, Хусточка, Глинин и Гудимов. И когда Святослав поклонился им до земли со словами: «Якби не ці люди, не стояв би я тут перед вами сьогодні і всього цього не було б». Единственный из музыкантов, которого тоже очень ждали и который так и не поучаствовал в концерте, — Петр Чернявский, оставивший «Оке­ан Эльзы» в 2013-м.

Зато с Вакарчуком дуэтом спел победитель недавнего «Голоса країни» Игорь Грохоцкий, причем такую песню, о которой никто даже не догадывался, что она группе «Океан Эльзы» принадлежит, потому что исполнял ее раньше Александр Пономарев. И даже клип снял — «Він чекає на неї», где бедную Золушку, у которой «голодні діти», сыграла небезызвестная светская львица Влада Литовченко. Надо сказать, у Святослава и Игоря получилось убедительнее — хотя бы потому, что Влада рядом не страдала...

Провожали прежний состав со сцены (да и теперешний, в принципе, тоже) небывалыми овациями, звучавшими, как хороший салют. Так провожают победителей — до следующей встречи. До следующей победы, которая непременно будет, поскольку верит в нее невероятное количество народу. «Сколько людей пришло? Ну, мы надеялись тысяч на 60, — говорили мне работники НСК «Олимпийский», но в итоге гораздо больше — тысяч 70 точно. Дай Бог каждой группе и каждому артисту!».

Единственное, что, на мой взгляд, немного не то чтобы омрачало праздник, но выглядело странновато в этой атмосфере всеобщего единения, — это повсеместная и не совсем уместная реклама «МТС». И мне бы очень хотелось поинтересоваться у Вакарчука, который с экрана рекламирует услуги этого российского мобильного оператора, что же все-таки его заставило — при столь правильных и искренне патриотичных взглядах — в той рекламе сняться, ведь пророссийскую деятельность «МТС» даже доказывать не надо.

Любой абонент-крымчанин, к примеру, расскажет вам о призывах пойти на референдум за вхождение в состав России, которые слышал в своем телефоне 16 марта. А те, кто на материковой части страны живет, давно уже переделали эмтээсовский слоган «Розкажи світові про Україну» в «Розкажи ФСБ про Україну». И честно говоря, не очень обрадовались ни партнерству «Океанов» и этого оператора, ни по-советски красным шарикам с его логотипом, летавшим по стадиону...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось