Конец фильма
Во время дефиле на Московском международном кинофестивале звезды пронесли на себе более 100 тысяч долларов
Людмила ТРОИЦКАЯ 11 Июля, 2006 00:00
В этом году Московский кинофест начался со скандала
ФЕСТИВАЛЬ НАЧАЛСЯ СО СКАНДАЛА
В этом году Московский кинофест начался со скандала: буквально за несколько дней до открытия австрийский кинорежиссер Михаэль Ханеке ("Пианистка") сложил с себя полномочия председателя жюри, сославшись на то, что у него неожиданно появилась возможность осуществить свой давний проект. То есть вместо того, чтобы "жюрить" в Москве, предпочел снимать кино. Поскольку за все 48 лет существования ММКФ его так кинули впервые, организаторы тут же изобразили оскорбленную гордость и направили австрийцу открытое письмо, которое пригрозили опубликовать в европейской прессе. В нем, в частности, говорилось: "Руководство ММКФ глубоко разочаровано сложившейся ситуацией и не видит никаких оправданий вашему бесчестному поступку". Ханеке в срочном порядке попытались заменить Питером Гринуэем. Но и тот сослался на занятость. В результате возглавил жюри польский режиссер Анджей Жулавский.
Организаторы фестиваля не могли положиться на тотальное внимание зрителей к конкурсной программе, в которой было слишком много незнакомых имен, а потому постарались организовать как можно больше параллельных программ и показов-сюрпризов. Самым заметным сюрпризом стала закрытая премьера картины Юрия Кары "Мастер и Маргарита".
Фильм был снят еще в 1994 году и с тех пор пролежал на полке из-за судебных разбирательств по поводу авторских прав. Собственно, демонстрацию его на ММКФ нельзя назвать премьерой. Это мероприятие дипломатично окрестили "демонстрацией рабочих материалов" - ведь юридические разборки еще продолжаются.
Презентацию сопровождали беспрецедентные меры безопасности, принятые согласно воле продюсера, поставившего условие, чтобы не появилось пиратских кассет. Билеты не продавались, достать приглашения можно было лишь с огромным трудом. Публику пропустили дважды через металлоискатели, а мобильные телефоны с видеокамерами отбирали и складывали в пронумерованные конверты, которые можно было забрать только после окончания сеанса.
Сам режиссер, кажется, не мог поверить, что наконец-то его фильм увидят зрители. Юрий Кара нервно прохаживался перед кинотеатром и все время повторял: "Мессир не любит электричества". В тот вечер здорово похолодало: температура с 33 градусов снизилась до 11-ти, по Москве передавали штормовое предупреждение... Казалось, что Мессир действительно очень недоволен премьерой.
Однако это не помешало собраться московскому бомонду. Последней пришла Анастасия Вертинская, исполнившая в картине роль Маргариты. Она не скрывала своей радости: "Хорошо, что премьера состоится сегодня, а не когда мне стукнет 90. Иначе пришлось бы ехать в кинотеатр на инвалидной коляске". Вертинская вспомнила, что когда снимали сцену бала, в Москве так же страшно похолодало. То ли от этого, то ли по другой причине у нее тогда страшно разболелась нога - совсем как у булгаковской Маргариты.
Еще актрисе запомнилось, как ее героиня летала по ночной Москве. Вертинскую привязали к пожарной машине, и она буквально парила на уровне второго этажа. Жильцы дома высовывались из окон и приглашали Маргариту зайти к ним выпить.
Просмотр картины задержался на полтора часа и начался почти в полночь. Спустя 12 лет режиссеру не удалось собрать на премьеру всех актеров, снявшихся у него. Не было Мастера (Виктора Ракова), отсутствовали Воланд (Валентин Гафт), Бегемот (Александр Калягин), Понтий Пилат (Михаил Ульянов) и многие другие. Николай Бурляев (Иешуа) потерялся за кулисами и нашел выход на сцену только к концу вступительной речи Юрия Кары.
Не меньший ажиотаж на фестивале вызвал спецпоказ документального фильма Андрона Кончаловского "Бремя власти. Гейдар Алиев". Картина снималась на протяжении пяти лет в Баку, Нахичевани, Москве, и других городах. Благодаря содействию азербайджанских и российских чиновников удалось показать редкие документальные кадры и фотографии из личного архива семьи Алиевых.
Задача у Кончаловского была достаточно сложная - свежим взглядом и желательно объективно посмотреть на жизнь политика и человека, сыгравшего значительную роль в истории Азербайджана и СССР. Не получилось. То ли личные симпатии помешали, то ли деньги, на которые картина была снята. На протяжении всего показа не покидала мысль, что это был заказ знаменитому режиссеру и он его честно выполнял. В такой ситуации об объективности не могло быть и речи. Но как-то слабо верится, что такой умный человек, как Кончаловский, искренне верит, будто развал Советского Союза произошел из-за... отставки Гейдара Алиева.
Фильм сделан по классической схеме. Сначала зрителю показывалась ужасающая нищета, голодные люди в землянках, вопрошающие глаза ребенка крупным планом... Голос Кончаловского за кадром пояснял, что таким был Азербайджан до Алиева. Но вот пришел народный избавитель, и жизнь простых людей начала стремительно улучшаться. "Он восстановил доверие азербайджанского населения к органам госбезопасности", "он наладил экономику", "он спал по четыре часа в сутки" и т. д. и т. п.
Да Бог с ним, с Алиевым! Пугает другое: Кончаловский собирается делать цикл фильмов под общим названием "Портрет политика на фоне эпохи". Как говорится, лиха беда начало...
ЖЕРАР ДЕПАРДЬЕ НЕ СЫГРАЕТ ТАРАСА БУЛЬБУ
Любой международный фестиваль стремится завлечь к себе побольше знаменитостей. Вот с этим у Москвы явно не сложилось. Хотя обещаний было много. Доехала же до Первопрестольной только звезда картины "Бездна" Жаклин Биссет, и уже на само закрытие заскочил Жерар Депардье. Оказалось, что французскому актеру будут вручать специальный приз "За достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы Станиславского".
Француз прилетел в Москву на частном лайнере. Он представил на ММКФ два фильма - "Сколько ты стоишь?" (конкурсная программа) и "Париж, я тебя люблю". Депардье был в отличной форме и с молоденькой спутницей.
На пресс-конференции Депардье развеял слухи, что уходит из кино. На вопрос, будет ли он сниматься в "Тарасе Бульбе", артист ответил отрицательно. И не потому, что украинский журналист пригрозил самосожжением, если француз сыграет в картине, просто на проект не нашли денег.
САМОЕ ДОРОГОЕ УКРАШЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ 19 ТЫСЯЧ У. Е. БЫЛО У ЕКАТЕРИНЫ СТРИЖЕНОВОЙ
Самый пафосный момент фестиваля - это звездное дефиле по ковровой дорожке. Разумеется, для такого мероприятия дамы свои туалеты готовят заранее. Ювелирные украшения берут напрокат. Традиционно драгоценности предоставляет Carrera&Carrera. В этом году по дорожке фестиваля звезды пронесли на себе около 100 тысяч долларов. Средняя стоимость одного комплекта из драгоценностей не менее 10 тысяч долларов.
Самое дорогое украшение досталось Екатерине Стриженовой: серьги за 19 тысяч у. е. Ольга Кабо в тон золотистому наряду и сумочке надела массивный кулон из желтого золота и миниатюрные серьги с бриллиантами. Праздничный образ красавицы дополнили кольца с турмалинами. Завидев Юлию Меньшову с огромным перстнем, фоторепортеры бросились к ней. Рядом стояла Алика Смехова. Она чуть ли не скрежетала зубами, пытаясь обратить на себя внимание.
В прошлом году Татьяна Михалкова, супруга президента фестиваля Никиты Михалкова, дефилировала по ковровой дорожке в самых дорогих украшениях. А на сей раз она оказалась самой скромной. Но не потому, что вкусы поменялись. "Я приехала в магазин одной из последних, - призналась она журналистам. - Девочки уже все украшения разобрали". В итоге Михалкова выбрала для себя серьги из белого золота с бриллиантами.
И о победителях. Главная награда XXVIII Московского международного кинофестиваля - "Золотой Георгий" досталась шведскому фильму "О Саре". Интересно, что сразу после демонстрации картины режиссер Осман Карим cо спокойной совестью улетел домой - ни на какой приз он явно не рассчитывал. Каково же было его удивление, когда он узнал, что именно его картина получила главный приз фестиваля. Радостное известие срочно заставило Карима вернуться в Первопрестольную. Как назло, прямых билетов "Стокгольм - Москва" не было в наличии, поэтому устроителям ММКФ пришлось изрядно постараться, чтобы доставить шведа и его супругу-продюсера обратно в столицу.
"Серебряный Георгий" достался мэтру французского кино Бертрану Блие, представившему в Москве ироничную комедию "Сколько ты стоишь?". Главные роли в картине сыграли Моника Белуччи и Жерар Депардье. У Белуччи награду в номинации "Лучшая актриса" увела буквально из-под носа англичанка Джули Уотерс, исполнившая главную роль в британском фильме "Уроки вождения". А лучшим актером жюри назвало немца Йенса Харцера ("Страхование жизни").
Киев - Москва - Киев
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter