В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Можно прыгнуть выше головы, но при этом голова должна быть на месте

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 13 Января, 2011 00:00
Однажды показалось, что я читаю журнал для дебилов.
Виталий КОРОТИЧ
Однажды показалось, что я читаю журнал для дебилов. Там были кроссворды с вопросами вроде: «Кто написал книгу под названием «Кобзарь» или «Наука, изучающая животных?».

Подумав, я понял, что дело не в моей избыточной образованности. Попросту я взял в руки чужой журнал, забыв очевидный факт - что люди неодинаковы...

Режиссер Леонид Гайдай, планируя шутки для своих кинокомедий, говорил: «Здесь будут смеяться домохозяйки, здесь - студенты, здесь - ветераны», поскольку хорошо знал, что все люди разные. Поэтому уровень вопросов для головоломок или тестов на вступительных и выпускных экзаменах задается заранее.

Есть вопросы попроще, и есть вопросы, понимание которых мало кому доступно. Андрей Дмитриевич Сахаров на лекции говорил: «Общеизвестно, что», и при этом я готов был от стыда провалиться сквозь пол, потому что для меня и для академика общеизвестным было совершенно разное. К тому же, кроме уровня образованности, существует понятие IQ, определяющее коэффициент умственного развития, который, увы, тоже различается у разных людей.

Существует много пределов. Если вы сходите на художественную выставку, то обнаружите там посетителей, которые восхищаются тем, что «чайник на полотне изображен как настоящий», и знатоков, обсуждающих технику мазка. Так же происходит восприятие музыки.

У японского писателя Мураками я наткнулся на фразу, что его герой получает удовольствие только от второй рюмки водки - мир обретал яркость, становился интереснее. Прочие рюмки вели к отупению и радости не дарили. Вот такой у этого человека был индивидуальный предел, который, как правило, легко преодолим для большинства моих и ваших друзей.

Есть пороги восприятия боли, пределы зоркости, остроты слуха и еще много рубежей, которые не совпадают, как правило, даже у очень близких людей. Еще более важен, кажется мне, порог восприятия несправедливости.

Старый американский вестерн High Noon (это можно перевести как «Ровно в полдень») у нас почему-то не шел, но сюжет его универсален. Шериф объезжает жителей города, пытаясь найти добровольцев, которые помогли бы ему сразиться с бандой, намеревающейся в полдень напасть на городок. Но абсолютное большинство горожан не считают, что им надо вмешиваться, и в конце концов шериф остается наедине с бандитами. Конечно же, он побеждает ввиду личной храбрости, а также помощи местной красавицы, которую играет будущая герцогиня Монако Грейс Келли. Шериф победоносно уезжает из предательского городка, жители которого выражают ему благодарность и уверяют вдогонку, что они все поняли, но поздно...

В реальной, а не киношной жизни подобные сюжеты нередки. Старинный литературный пример - идальго Дон Кихот с его обостренным чувством справедливости, которое он пробовал навязать непонятливым соотечественникам.

Важно, чтобы каждый понимал свои пределы. Это призыв не к ограниченности, а к реалистическому мышлению. Процесс понимания своих настоящих возможностей в личном и в государственном масштабе весьма непрост. Но крайне необходим. Конечно, иногда можно прыгнуть выше головы, но при этом голова должна быть на месте.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось