Можно прыгнуть выше головы, но при этом голова должна быть на месте
Подумав, я понял, что дело не в моей избыточной образованности. Попросту я взял в руки чужой журнал, забыв очевидный факт - что люди неодинаковы...
Режиссер Леонид Гайдай, планируя шутки для своих кинокомедий, говорил: «Здесь будут смеяться домохозяйки, здесь - студенты, здесь - ветераны», поскольку хорошо знал, что все люди разные. Поэтому уровень вопросов для головоломок или тестов на вступительных и выпускных экзаменах задается заранее.
Есть вопросы попроще, и есть вопросы, понимание которых мало кому доступно. Андрей Дмитриевич Сахаров на лекции говорил: «Общеизвестно, что», и при этом я готов был от стыда провалиться сквозь пол, потому что для меня и для академика общеизвестным было совершенно разное. К тому же, кроме уровня образованности, существует понятие IQ, определяющее коэффициент умственного развития, который, увы, тоже различается у разных людей.
Существует много пределов. Если вы сходите на художественную выставку, то обнаружите там посетителей, которые восхищаются тем, что «чайник на полотне изображен как настоящий», и знатоков, обсуждающих технику мазка. Так же происходит восприятие музыки.
У японского писателя Мураками я наткнулся на фразу, что его герой получает удовольствие только от второй рюмки водки - мир обретал яркость, становился интереснее. Прочие рюмки вели к отупению и радости не дарили. Вот такой у этого человека был индивидуальный предел, который, как правило, легко преодолим для большинства моих и ваших друзей.
Есть пороги восприятия боли, пределы зоркости, остроты слуха и еще много рубежей, которые не совпадают, как правило, даже у очень близких людей. Еще более важен, кажется мне, порог восприятия несправедливости.
Старый американский вестерн High Noon (это можно перевести как «Ровно в полдень») у нас почему-то не шел, но сюжет его универсален. Шериф объезжает жителей города, пытаясь найти добровольцев, которые помогли бы ему сразиться с бандой, намеревающейся в полдень напасть на городок. Но абсолютное большинство горожан не считают, что им надо вмешиваться, и в конце концов шериф остается наедине с бандитами. Конечно же, он побеждает ввиду личной храбрости, а также помощи местной красавицы, которую играет будущая герцогиня Монако Грейс Келли. Шериф победоносно уезжает из предательского городка, жители которого выражают ему благодарность и уверяют вдогонку, что они все поняли, но поздно...
В реальной, а не киношной жизни подобные сюжеты нередки. Старинный литературный пример - идальго Дон Кихот с его обостренным чувством справедливости, которое он пробовал навязать непонятливым соотечественникам.
Важно, чтобы каждый понимал свои пределы. Это призыв не к ограниченности, а к реалистическому мышлению. Процесс понимания своих настоящих возможностей в личном и в государственном масштабе весьма непрост. Но крайне необходим. Конечно, иногда можно прыгнуть выше головы, но при этом голова должна быть на месте.