Сергей ЛОЗНИЦА: «Я хочу, чтобы мой фильм увидели россияне: для них это учебное пособие...»
Зрители Каннского кинофестиваля эту ленту — художественную, как считает сам режиссер, а не документальную — приняли не просто тепло, а с благодарностью — что нашелся наконец кто-то, разъяснивший европейцам, что такое Майдан, какие люди в нем участвовали, за что боролись. Европа увидела совсем не то, что внушал ей Russia Today и другие пропагандистские ресурсы: обычных дяденек, бабушек, тетушек, студентов, семейные пары с малышами, а не фашистов, зигующих и выкрикивающих нацистские лозунги. Простых граждан, которых так достала алчная и насквозь прогнившая власть, что терпения не осталось, и срыв евроинтеграции и избиение молодежи, восставшей против этого срыва, стали последней каплей. Теперь, после «Майдана» Лозницы, вопрос: «Кто делал революцию в Украине?» — мне кажется, наглухо закрыт. По крайней мере, для тех, кто действительно искал на него ответ, а не пользовался пропагандистскими заготовками.
Я смотрела двухчасовую ленту, вжавшись в кресло и боясь шелохнуться: так хотелось увидеть идущими, поющими гимн, спешащими кому-то на помощь — одним словом, живыми — тех людей, которых среди нас уже нет и к чьим портретам на Институтской мы возлагаем цветы. А вдруг так получилось, что они остались в записи, что камера успела их выхватить, что сейчас их покажут? Когда миллионная — не толпа и не масса, как справедливо заметил Лозница, а нация — пела на Майдане гимн, хотелось петь вместе с ней. Когда в кого-то из безоружных ребят с картонными щитами на Грушевского стреляли «беркутовцы», хотелось крикнуть: «Пригнись!».
Когда уже немолодая, но еще не очень умная женщина снимала на телефон стычку революционеров и милиции, хотелось поскорее увести ее оттуда и узнать, собственно, зачем ей это нужно — чтобы получить какие-то доказательства или просто дома похвастаться, где была? Кино заворожило, затянуло без всякого 3D-эффекта в воспоминания, в самую гущу событий, на тот Майдан, где гибли люди и где украинский народ сбрасывал шелуху оглупления, ступора, безысходности и беспомощности и переставал быть населением. Посредством страданий и боли, потому что, констатирует Лозница, без боли вообще ничего не рождается.
И до злости, до негодования какого-то было обидно, когда после пресс-показа фильма один телеоператор ведущего канала говорил другому: «Да-а-а, далековато, однако, у них камера стояла...». А тот ему с ехидной улыбочкой: «Ну, ссыкотно было парнишке ближе подходить — вдруг прикандычат?». «Парнишка», кстати, — замечательный украинский оператор Сергей Стеценко, который в самый разгар противостояния работал на Грушевского и Институтской и вынужден был заклеивать черным скотчем красный огонек камеры — чтобы снайпер не засек. И жилетку с надписью: «Пресса» не надевал — потому что в журналистов намеренно стреляли...
Не знаю, кому как, а мне очень хотелось бы, чтобы на месте Сергея, на передовой, хоть полчаса, не говоря уж о днях и неделях, постоял кто-нибудь из тех, кому «не ссыкотно», этот храбрый портняжка, который всю жизнь снимает закулисье концертов да премьеры фильмов — пашет на самом что ни на есть вредном производстве. И корреспондента новостей туда же отправить, не постеснявшегося во всеуслышание заявить, что после «Майдана» ему стыдно будет в Европу ездить: «Представляю, какого они благодаря Лознице об украинцах мнения! Что мы грязные, как бомжи, ходим в жутких кожухах, едим из пластиковых тарелок и спим на полу, как свиньи... Опозорил, блин, на весь мир!».
Извини, дорогой друг, что не ходили в лютые морозы во фраках и коктейльных платьях, а, таки да, в кожухах и пуховиках, на которых потом и спать в КМДА некоторые укладывались. Что не с фарфора китайского ели-пили, и не виски с содовой, а чаек «Принцесса Майдана» разливали прямо на улице юморные краснощекие девчата. Не получилась у нас гламурная революция, прости.
Получилась такая, как есть: с чумазыми активистами, с чадом и гарью, с поэтами-аматорами, читающими корявые, наивные, но очень искренние стихи про Україну-неньку, с шамкающими бабусями, плачущими в микрофон: «Діточки, я тут кожен день із вами, молюся за вас!», с народными коллективами и песней «Витя, чао!», с тетушками в дутых сапогах и с велосипедными шлемами поверх мохеровых беретов... Ничего общего с неделей высокой моды, конечно, но если кому-то так сильно стыдно, можно кадры с Антимайдана посмотреть (которых, кстати, нет у Лозницы) — там все намного краше. И точно есть чем гордиться...
Режиссер, кстати, рассказывал, как ко всему, показанному в фильме, отнеслись европейцы: «Мы корректировали изображение в Голландии, и местные специалисты настолько прониклись идеей Майдана, что признавались: «Ты знаешь, мы бы так не смогли!». А на Каннском фестивале заангажированные журналисты все спрашивали: Где же «Правый сектор», где вооруженные до зубов радикалы? Неужели вот эти люди, которые голыми руками выдирают камни, все сделали?».
Смотреть, как бабушки в платочках и юные девочки ковыряют булыжники и плитку, а потом по цепочке передают в зону столкновения, без слез невозможно. Как и наблюдать за похоронной процессией под «Пливе кача», когда несут очередной гроб, вокруг горят тысячи огоньков — экраны мобилок, заменившие свечи, а ведущий комментирует: у такого-то героя Небесной сотни осталось четверо детей, а у такого-то — трехлетняя дочка, и теперь она круглая сирота, мама умерла еще раньше, чем папа...
«Я не акцентировал внимание на ранениях, на кровавых каких-то сценах, — объяснил Лозница, — поскольку момент, когда можно расплакаться, на мой взгляд, должен быть один, и это сцена прощания. Темная ночь, за которой наступил рассвет: Янукович бежал из страны. Я сознательно не показывал крупным планом никого из политиков, не акцентировал внимания ни на Яценюке, ни на Кличко, которые в кадре появлялись, поскольку не они главные герои, а украинский народ. Это, если хотите, его портрет, написанный с помощью общих планов, долгих, статичных, в которые можно всматриваться, над которыми можно и нужно размышлять... Народ вышел против власти — народ власть сверг, вот и вся сюжетная линия, она одна. Это то, как я вижу случившееся, и естественно, не исключаю, что кто-то видит иначе».
Тех, которые иначе, оказалось немало: Лознице сразу же предъявили претензии, зачем, мол, не выбросил эпизод, где падает раненый беркутовец («Не хотел врать в своей картине, поэтому решил, что такой кадр тоже нужен», — ответил режиссер), не рассказал почти ничего об избиении студентов в ночь на 30 ноября («Мы начали снимать уже после, когда Майдан был многотысячным»), не показал — вот это совсем смешной упрек — масштаб полевой кухни...
«Да о кухне можно отдельный фильм делать, — улыбнулся Сергей, — как и о палаточном городке, мэрии во время революции. Как, собственно, о каждом герое, погибшем или раненном, о докторах и волонтерах. И чем больше фильмов будет, тем лучше, не так ли?».
Многое в картину не вошло, но лишь по той причине, что все в один фильм не уместить — отсняли 100 с лишним часов, а надо-то всего два... Но, несмотря на «неполноту и кучу недостатков», о которых так много говорят и пишут, картину пригласили чуть ли не на все значимые фестивали. «После Канн и Одессы — Карловы Вары, Иерусалим, Мельбурн, Сидней, Батуми, Хельсинки, Лондон, Торонто, Монреаль, — делилась планами продюсер Мария Шустова-Бейкер. — Сейчас получаем два-три приглашения в неделю. Даже на Московский кинофестиваль звали — когда фильм в работе был».
«Но пока идут боевые действия на востоке Украины, мой приезд в Москву невозможен даже теоретически, — добавил Сергей Лозница. — Я хочу, чтобы мой фильм увидели россияне: для них это учебное пособие, — но пока мы воюем, это неосуществимо. Может, сейчас события быстрее пойдут — есть у меня такое чувство, посмотрим... А вторая причина, по которой я туда не еду, — то, что в российской тюрьме, как в лучшие времена ЧК и КГБ, сидит мой коллега Олег Сенцов, и где бы ни был я со своим «Майданом», стараюсь привлечь к этому вопиющему случаю внимание. Буду говорить об этом столько, сколько потребуется, пока режиссер не выйдет на свободу, потому что его арест — бессмыслица и беспредел. Олега просто обязаны освободить, и я верю, что это вскоре произойдет. Ничего у этих людей не получится!».

Экс-премьер-министр Украины, а ныне председатель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий КИНАХ: «Если мы опять начнем внутри Украины бороться за рейтинги, страна обречена на то, что февральская революция перейдет в октябрьскую»
Виктор СУВОРОВ: «Режим Путина падет ровно через год — 23 июля 2015 года»
После доклада Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Михаил ЗОЩЕНКО был назван «пошляком с низкой душонкой и омерзительной моралью», от писателя отвернулись почти все коллеги, а некоторые, например, Корней Чуковский, даже вернули Зощенко его фотографию с дарственной надписью, чтобы ее случайно не нашли при обыске
Александр ШИРВИНДТ: «В книжке у Таньки Егоровой я и Мефистофель, и бабник, и у себя в ванной жену Плучека раздевал — трусы с нее якобы сдергивал... Егорова — женщина талантливая, но больная: клинический случай...»
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «15 лет над путинской Россией парил ангел небывалой халявы. Все друзья Путина по такому случаю вошли в список «Форбс»
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: «Все планы Путина относительно Украины взорвались вместе с Boeing. Он в ярости, а в Кремле — паника»
Владимир БУКОВСКИЙ: «Украино-российский конфликт закончится крахом путинской системы, и те, кто с таким энтузиазмом кричал: «Крым наш!», очень скоро возненавидят Путина за то, что их предал, слил и бросил»
Российский поэт Орлуша (Андрей Орлов) посвятил свое стихотворение сбитому малайзийскому «Боингу»,в котором погибло 298 человек, из них 83 ребенка
Комплекс старшего брата
100-летний дирижер Павел МУРАВСКИЙ: «В класс, где сидела приемная комиссия, я зашел со скрипкой, закутанной в вышитый мамой рушник, и сыграл гопак так вдохновенно, что меня тут же зачислили»
Сергей ЛОЗНИЦА: «Я хочу, чтобы мой фильм увидели россияне: для них это учебное пособие...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги