Раздача "шуб с царского плеча"
Есть законы, многократно подтверждавшие свою правоту. Один из них гласит, что если при любом перевороте не ущемляется прежний привилегированный властный слой, если его не лишают привилегий и льгот, он не сопротивляется перевороту, в какую сторону бы тот ни происходил. При развале Союза почти никто из партчиновников не пискнул, потому что они в основном и составили новую власть. Очень было похоже на осуществление тезиса из антисталинской статьи многократно облаянного Льва Троцкого.
Подытоживая в эмиграции свой опыт, Троцкий напомнил, что сталинские приспешники получили во временное пользование все награбленное в революционные годы. Но этих красноперых орлов будет грызть неопределенность владения и, согласно их недавнему вождю Льву Троцкому, они непременно совершат новый переворот, дабы получить все нахапанное в свое постоянное пользование. Многие пошли по такому пути и сегодня скромно помалкивают о социальной несправедливости.
Вообще-то, это старая традиция, и нечего в очередной раз валить на ленинцев-сталинцев все на свете. Когда в XVIII веке Екатерина II отменяла гетманщину в Украине, уничтожала Запорожье, она заодно присвоила последнему гетману - Кириллу Разумовскому чин генерал-фельдмаршала, назначила его президентом Петербургской академии наук, членом Государственного совета и кем-то еще. Получили свое и приближенные гетмана, реестровые казаки стали дворянами. Вот в основном и все. Часть простых казаков ушла в Задунайскую Сечь, кто-то еще дальше, но эпохальных бунтов не произошло. Императрица выдавала земли, имения и прочие привилегии "на кормление" нужным людям, это была вполне официальная формула, бытовавшая и до, и после ее времени.
Недавно я нашел у Чехова в фельетоне, написанном через столетие после Екатерины, забавное место. Писатель заметил, что его соотечественник, если рассматривать оного как воспитанный временем социальный тип, "просить и брать умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из его коренных свойств... В нижних слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших - ко всякого рода одолжениям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам". "Красть безнравственно, а брать можно, - замечает Чехов, - и сознание, что "это можно", всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства". До сих пор спасает, а многих от стыда совсем отучило...
Не стану повторять уже сто раз описанные системы советских и послесоветских привилегий, которые вошли в привычку у многих и которых не стесняются как заслуженного дара из начальственной ладошки. "Это можно...". В свое время большой шум произвела опубликованная в "Бульваре Гордона" статья славного композитора и артиста Николая Мозгового с призывом к отмене почетных званий, которые, по сути, выдаются начальством "на кормление", а не являются признаком особенной популярности или уникального умения.
Раздача "шуб с царского плеча" идет уже несколько сот лет, многие привыкли "не зарабатывать, а получать", а власть научилась "прикармливать кого надо". Наша власть хранит множество функций, которых нет в остальном мире, отвыкшем от начальства, способного по своему усмотрению "казнить-миловать-награждать". Вокруг нас все больше стран приучило своих граждан зарабатывать, а не получать подачки, воспитали правительства, которые обязаны создавать людям удобную жизнь. Деньги для такой жизни и для зарплат членам правительства составлены из налогов и поэтому контролируются. Ведь ощущение "своего" независимого государства возникает лишь после того, как ощутишь себя равноправным и независимым его гражданином, хозяином в доме, а не просителем в прихожей...