Космонавт № 4, дважды Герой Советского Союза Павел ПОПОВИЧ: "Космос на потенцию не влияет. Во всяком случае, у нас после космических полетов рождаются здоровые дети"
"МЫ ВСЕ ХОТЕЛИ ПОЛЕТЕТЬ НА ЛУНУ И ПОДПИСАЛИ ПИСЬМО В ЦК, ЧТО ГОТОВЫ РИСКНУТЬ"
- У вас сердце не екало, когда увидели, что американцы уже на Луне?
- Нет, мы им просто завидовали. Мы же все подписали письмо в ЦК, что готовы рискнуть.
- А ЦК струхнул?
- Уже не было Сергея Павловича Королева, а Василий Павлович Мишин - он был тогда за главного - не решился...
- Многие космонавты от ответа на вопрос: "Одни ли мы во Вселенной?" уходят. Мы-то понимаем, что наверняка не может существовать в космическом пространстве только наша цивилизация, должен быть еще кто-то. Знаю, что несколько лет вы возглавляли общество уфологов СССР - кому, как не вам, этот вопрос задать?
- Ну, во-первых, выскажу свою точку зрения. (Когда она не совпадает с общепринятой, я всегда подчеркиваю: это моя личная точка зрения). Еще Константин Циолковский говорил, что во Вселенной мы не едины, а откуда, скажите, взялись те наскальные рисунки, изображающие людей в скафандрах, которые мы находим повсюду?
Расскажу вам одну легенду... Страшно много лет назад рядом с Землей существовала громадная планета размером больше Сатурна, с очень высокой цивилизацией. Одни фантасты называют ее Фаэтон, другие - Муна. Ее обитатели уже управляли термоядерной реакцией и использовали Землю как полигон. Увы, случилось несчастье - на этой планете произошел взрыв...
Как вы думаете, сколько раз можно разнести Землю теми ядерными запасами, которыми обладают страны-лидеры? Как минимум, 200 раз! Вот и у них это произошло. Один кусок Муны отвалился, и Земля его прихватила - это Луна. Взрывная волна повернула нашу планету на 90 градусов, и случился Всемирный потоп. Этому нашли подтверждение, когда в Антарктиде добрались до материка и обнаружили там остатки пальм, крокодилов и так далее... Сама Муна устремилась в космос, во Вселенную, но в последний момент ее затормозили, и цивилизация не погибла...
Это, повторяю, легенда, но два или три года назад я вдруг прочитал, что по расчетам ученых на самой границе Солнечной системы существует громадная планета, которой не видно, потому что она слишком далеко. Но если легенда родилась намного раньше, чем открытие ученых, значит, она основана на реальных фактах? Видимо, эти мунтяне или фаэтонцы время от времени нас посещают. Промежуточная их база находится в районе Сатурна, а на Земле у них три базы.
- Где?
- Одна в Андах, другая в Индийской впадине, а третья в Гималаях - это знаменитая Шамбала. Базу в Андах они ликвидировали, потому что цивилизация подошла слишком близко, а если вы почитаете внимательно судовые журналы судов, которые проходят над Индийской впадиной, найдете там такие записи: "Огненное тело вошло в воду", "Огненное тело вырвалось из воды"...
- Так у них там подводная база?
- Ну да, на дне Индийской впадины. Как известно, последователи Рериха предполагают, что он был в Шамбале, но сколько людей пыталось ее обнаружить - все тщетно... Выходит экспедиция, а через месяц возвращается туда, откуда вышла. Из космоса же никаких аномалий не видно...
- Итак, уточним: вы считаете, что во Вселенной есть живые существа, подобные нам. Напрашивается вопрос: почему они не установят с нами контакт?
- Отвечаю (это опять-таки моя точка зрения): мы к нему не готовы. Они так считают и правильно делают. Казалось бы, мы находим общий язык даже с муравьями, не говоря о том, скольких приручили животных, которые по своему уровню намного ниже...
- Только между собой никак не можем договориться...
- Вот! Думаю, они станут с нами общаться, но только когда земляне к этому созреют...
"РЕЗИДЕНЦИЯ У БОГА НА НЕБЕСАХ"
- Павел Романович, а сами-то вы хоть раз видели нечто похожее на инопланетных существ или корабли?
- Видел. Лично. Один раз.
Мы летели самолетом из Вашингтона в Москву на высоте 10,5 тысячи метров. Я сидел у иллюминатора. Ну чего в него смотреть, правда?
- Уж вам-то точно...
- Казалось бы, облака и океан. Нет, что-то меня потянуло: взгляни! Я глянул, и глаза у меня полезли на лоб. Примерно в полутора километрах, как мы прикинули, и градусов на 10 выше нас летел белый-белый равнобедренный треугольник. Я закричал, заорал, бросился к экипажу. На самолетных локаторах ничего, запрашиваем землю - никто на радарах чужака не видит.
Андриян Николаев, Юрий Гагарин, Павел Попович и Марина Попович с дочерью. Крым, 1967 год |
- А экипаж?
- Видит. Определили, что одна его сторона около 100 метров, но ни на один летательный аппарат это непохоже, таких просто нет!
- Быстро летел?
- Да. Если мы двигались, допустим, со скоростью тысяча километров в час, то он раза в полтора быстрее. Этот летательный аппарат легко обогнал нас, ушел вперед, но в течение минуты был в поле зрения. Что это? Мы, профессионалы, объяснения не нашли.
- В таких ситуациях кивают обычно либо на американцев, либо на россиян, испытывающих новое сверхсекретное оружие...
- В 90 процентах случаев это так, и я не намерен спорить. Повторяю: это моя личная точка зрения, к тому же мы очень ведь мало знаем. Есть еще много-много вопросов, на которые люди не могут ответить, загадки встречаются даже в повседневной жизни. Вот пожалуйста: как зарождается шаровая молния? Известно, что это сгусток плазмы, но вы меня извините, она же не распадается, как-то держится, и размеров бывает разных - от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров. Это первое. Второе: шаровые молнии ведут себя очень странно. Она может залететь к вам в форточку, вытечь из электрической розетки, полетать по комнате, где вы сидите, и опять уйти или вообще рвануть! Они бывают разного цвета, вплоть до абсолютно черных.
- Поди догадайся, какова их природа...
- Никто этого не знает, а рождается их на планете в год около 11 тысяч штук. Можно перечислить еще очень много явлений, которые мы объяснить не в силах. Уровень нашей науки до этого еще не дошел, поэтому чего удивляться тому, что инопланетяне пока ускользают?
А вот так называемым контактерам я не верю - ни одному из них. Чаще всего это люди, которые хотят каким-то образом попасть в историю, на экран. Начитаются книг и начинают нести чушь. Только пытаешься чуть в сторону увести от заученной версии, они сразу в позу: "Я с вами больше говорить не буду!". Помните, год или два назад в Воронеже женщину якобы прямо с балкона забрали? Она, по ее словам, полетела куда-то, где-то была, неизвестно чего там видела. Потом вернулась: туда-сюда, третье-десятое...
- Это, очевидно, для мужа была сказочка...
- Вот-вот (улыбается), типа: "Где была?". - "Летала!".
- Павел Романович, у меня к вам еще один деликатный вопрос, но думаю, вы ответите искренне. Раньше нас все-таки воспитывали в атеизме, подчас воинственном, а сразу после перестройки мы увидели, как бывшие первые секретари ЦК компартий союзных республик начали ходить в церкви, истово там молиться... Некоторые, правда, так и не научились креститься, но это уже детали. Ну а вы, космонавт, летчик, ученый, верите, что Бог есть?
- (Улыбается). Ну, во-первых, должен сказать вам, что я крещенный сразу после рождения. (Не так давно моя крестная мама ушла в мир иной), а во-вторых, интересная вещь произошла, когда мы с Артюхиным летали в 1974 году.
Всегда, когда экипаж готовится, помимо официально утвержденной программы, каждый главный конструктор о чем-то еще просит, и каждый космонавт что-то свое хочет проверить. Для себя, для диссертации, да и мало ли - из интереса. И вот среди прочих мы должны были ответить на такой вопрос: допустим, отказала система ориентации - как посадить корабль?
Доктор технических наук Миша Бурдаев сам не летал, но придумал интересную схему. Сделали макет, который в нештатной ситуации надо приклеить на иллюминатор, а чтобы проверить его в действии, нужно было 45 минут лететь, наблюдать и в тот момент, когда рисунок совпадет с положением звезд, включить тормозной двигатель. Проводить этот эксперимент следует в спускаемом аппарате, а вы только представьте себе: на орбитальной станции шум 80 децибел.
- Ух ты!
- Шумит будь-будь... Короче, отправился я в пристыкованный "Союз" - миновал переходной отсек, затем бытовой и оказался в спускаемом аппарате в виде капсулы. Заплыл я туда, люк - он открывается внутрь корабля - прикрыл, чтобы не мешал, установил наше приспособление на иллюминатор, пристегнулся, чтобы не плавать...
-...а на душе неспокойно...
- Ага! Что-то скребет, как-то не по себе. Наконец до меня дошло: вокруг тишина гробовая. В корабле же все выключено, только идет подогрев аккумуляторных батарей, а они не шумят. И это после 80 децибел! У меня аж волосы на голове зашевелились.
Смотрю в иллюминатор, а за ним проплывают звезды, Луна, другие планеты. Когда это видишь, понимаешь, насколько все бесконечно, и вдруг меня пронзила мысль: "А ведь кто-то все это создал, кто-то этим всем управляет". Мы говорим, что небесные тела движутся по законам небесной механики, но кто эти законы придумал? Мы же их только приспособили, вывели, объяснили... Вот почему возникает мысль о Боге. Называют его по-разному: одни - Высшим Вселенским Разумом, другие Аллахом, но как ни называй, есть Творец, который все это создал.
- На ваш взгляд, этот Творец - мировые, всеобщие закономерности или добрый дедушка где-то на небесах?
- Ну, конечно, резиденция у него на небесах. Он далеко, не на Земле.
"ХРУЩЕВ УСТРОИЛ ТЕРЕШКОВОЙ И НИКОЛАЕВУ КОСМИЧЕСКУЮ СВАДЬБУ, НО ЛЮБВИ ТАМ НЕ БЫЛО"
- Вы не просто летали с Андрияном Николаевым, но и дружили с ним. По-моему, тот полет отчасти был политическим, потому что сразу после двух русских в космос отправились чуваш и украинец...
- Покойный Сергей Павлович так и сказал: "Вы будете демонстрировать миру дружбу народов".
- Как известно, какое-то время Николаев был женат на первой женщине-космонавте Валентине Терешковой. Их брак не сложился - во всяком случае, сама Терешкова неоднократно говорила об этом, - и Николаева это очень мучило. Скажите, Хрущев действительно решил поженить их почти насильно?
- Практически да! Андрей был холостяк, Валя холостая... Вот он и устроил им космическую свадьбу, космическую семью.
- А любви не было?
Павел Попович - Дмитрию Гордону: "Знаете, почему все песни у нас такие грустные? Потому что все гады, которые лезли на Русь, шли через Украину" |
- Увы.
- Это правда, что Терешкова была влюблена в Гагарина?
- Ну а кто в него не был влюблен? С другой стороны, чтобы, извините, какие-то любовные отношения или еще что-нибудь - нет, этого не было. Гагарина все обожали и уважали, а Валентина вообще человек очень сердечный. Меня, например, называет исключительно рыбонькой.
- Вы понимали, что Николаев и Терешкова несчастны? По-человечески вам было их жаль?
- Конечно. Я Андрияну постоянно твердил: "Андрюша, давай!", но он так больше и не женился, а в последнее время немножко замкнулся... Валя вышла замуж, но ей тоже не повезло - второй муж умер.
- Ответьте, пожалуйста: у здоровых мужчин угасают после возвращения из космоса мужские инстинкты? Ослабляет или усиливает полет потенцию?
- Практически ни на что это не влияет: и не усиливает, и не уменьшает. Во всяком случае, у нас после космических полетов здоровые дети рождаются. На эту тему есть много анекдотов, но...
- Говорят, чтобы выяснить, возможен ли секс в космосе, американцы запустили смешанный экипаж...
- Мы тоже запускали смешанные экипажи.
- С целью экспериментов?
- Вопрос щекотливый. Обсуждать такие вещи публично я не имею права, да многого и не знаю, потому что об этом, как правило, не рассказывают. Впрочем, даже если бы что-то и знал, не сказал бы. Замечу лишь, что сексом можно заниматься везде, и в невесомости тоже.
- Вашей первой супругой была Марина Попович - первая летчица-инструктор. Нет в мире второй такой женщины, которая установила бы в авиации столько рекордов... У вас что-то не сложилось? Двум лидерам, двум асам тяжело было ужиться в одной семье?
- Давайте мы развивать эту тему не будем, но коротко я вам скажу: Марина просто не выдержала бремени славы.
- Вашей славы?
- Своей. Своей!
- Павел Романович, с Украиной вас очень многое связывает. Она вас манит, притягивает, вы охотно бываете здесь, и вас тут по-прежнему искренне любят...
- Спасибо, мы, должен сказать, с супругой все время отдыхаем в Крыму, в Гурзуфе, и через пару недель снова туда поедем - очень уж это место любим. Кстати, после второго полета отдыхали на Волыни. Замечательное место, и присмотрели его из космоса. Обычно после возвращения дают 10 суток отпуска. Я Юре Артюхину сказал: "Давай будем искать, куда поедем". Вот мы и выбрали эту страну голубых озер. Там на Песчаном озере есть домик Львовского университета, который теперь "Беркутом" называется.
Кроме того, восемь лет я был председателем Федерации бокса СССР (сам немножко занимался), а в Украину приезжаю еще и потому, что в Белой Церкви ежегодно проводится Международный юношеский турнир по боксу на призы Павла Поповича. В этом году со мной приехал мой друг Борис Николаевич Лагутин. Это легенда советского спорта: серебряный призер и дважды чемпион Олимпийских игр.
Обычно с утра обязательно еду в Узин, иду на кладбище, где могилы моих родителей, родственников... При любой возможности я стараюсь приехать в Украину, потому что народ у нас замечательный, гостеприимный. Того же мнения моя вторая супруга Алла. Алевтина Федоровна - щира українка с Днепропетровщины, поэтому у нас культ Украины. Ми дуже часто розмовляємо вдома українською, щоб мову не забувати. Я з 47-го року живу в Росiї, вже скiльки минуло, а її пам’ятаю. Щоправда, професiйно розповiдати нею про космос трохи важче, тому що цього не вчив, а от розмовляти, пiснi спiвати - завжди з задоволенням.
"МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ ПОСТУПАТЬ В ЧЕТЫРЕ КОНСЕРВАТОРИИ - НА ВЫБОР"
- Кстати, о песнях. Знаю, что у вас был прекрасный голос - вам даже в консерваторию поступать предлагали. Почему отказались? Авиация победила?
- Да, очень хотелось стать летчиком. До войны, когда я еще был маленьким мальчиком, у нас в Узине был аэродром, и знакомый дядька Семен разрешал мне лазить по самолету, даже в кабину пускал. Когда пришли немцы, я, помню, подумал: "Все, пропала моя мечта", но после освобождения надежда опять проклюнулась. Я учился уже на четвертом курсе в Магнитогорском техникуме, когда к нам пришел инструктор Николай Константинович Матюшин. "Ребята, - спросил, - кто хочет летать?". Я отозвался. Как в знаменитом фильме про Шурика: "Кто?". - "Я!". Он обнадежил: "Медицинская комиссия даст добро - приходи". (Кстати, из группы я один вызвался). Окончил Магнитогорский аэроклуб, а потом надо было ехать по направлению от техникума - два года работать.
- И не до консерватории уже...
- Разумеется. Когда меня стали туда сватать, я сказал: "Буду летать и петь". Мне предлагали на выбор Челябинскую, Свердловскую, Киевскую и Московскую консерватории, потому что у меня был хороший драматический тенор, а это достаточно редкий голос.
К моему величайшему огорчению, в
68-м году я его сорвал, причем случилось это в Молдавии. Я там в январе был, а вы представьте: четыре-пять выступлений в день на открытом воздухе, да после каждого подносят холодное вино. Только начинаешь отказываться, а они: "Обижаешь, наши традиции не уважаешь!". В общем, виновато молдавское гостеприимство. А я ведь берег голос: не грыз семечки, не ел мороженое, не курил, крепкие напитки не употреблял - только яблочную настойку. Что делать - тенора очень ранимы.
Кстати, моей учительнице еще с тех техникумовских времен Таисии Федоровне Мухачевой уже 93 года. Она в Москве живет и подтвердит, что для распевки я выполнял карузовские упражнения.
...Ой, расскажу сейчас, какой случай произошел у меня с одним украинцем в поезде. Еду как-то на сессию, на мне форма. Засиделся в депутатском зале, а за пять минут до отправления побежал к вагону.
Заскакиваю в купе, а там уже сидит дядько: казацкие усы, вышитая сорочка - и "Ужгородську правду" читает. Я поприветствовал его: "Здравствуйте". Молчит. Я снова: "Здравствуйте!". Опять молчит. Ну я немного захекался, сел. Поезд тронулся. "Простите, - говорю, - мне нужно переодеться". Культурный, порядочный человек поднялся бы уже и вышел. Я повторил это три раза - а он ноль внимания. Ну, думаю, и фиг с тобой. Начал переодеваться, и специально трусами его по газете - хлоп!
Наконец переоделся, сел и вижу: он газету сворачивает. "Павле Романовичу, - говорит, - а ви, мабуть, зовсiм забули свою рiдну мову?". Я кажу: "Оце дядько, давайте тепер з вами побазiкаємо. У мене така пропозицiя: зараз вип’ємо по чарцi i будемо спiвати українськi народнi пiснi. Якщо я заспiвав, а ви пiдтягнули - 1:0 на вашу користь. Якщо навпаки - то на мою"...
Полезли мы в свои торбы. Я вытаскиваю горiлку з перцем, а он "Столичную". "Дядьку, - кажу, - 1:0 на мою користь". Вiн: "А чого?". - "Ви де мешкаєте?". - "В Ужгородi". - "А я у Москвi. Я шо витягнув? А ви шо?". Ну, выпили мы, конечно, и ту и другую бутылку, а минут через 15 он поднял руки: "Павле Романовичу, та я таких пiсен навiть не чув".
- И снова уткнулся в свою "Ужгородську правду"?
- Нет, тогда он уже совсем по-другому себя стал вести.
- Что ж, Павел Романович, без песни, коль уж пошла такая пьянка, я вас не отпущу...
- (Поет):
Повiй, вiтре, на Вкраїну,
Де покинув я дiвчину,
Де покинув карi очi,
Повiй, вiтре, опiвночi...
Когда мне говорят, что у нас все народные песни грустные, я отвечаю: "Это потому что все гады, которые лезли на Русь, шли через Украину. Одни только монголы с востока пришли - чего ж вы хотите?". Есть у нас, правда, и веселые (меня всегда просят спеть "Ти казала, в понедiлок пiдем разом по барвiнок"), есть и такие, которые сейчас уже не звучат (поет):
Ой, не сiяно, не орано,
Само жито родить.
Не чарую козаченька,
Сам до мене ходить...