После того как Александр Бондаренко умер на сцене, Валентин ШЕСТОПАЛОВ сказал: «Какая хорошая смерть — я бы тоже такую хотел». И как будто накликал на себя беду...
РОМАН ВИКТЮК: «ВЕЛИКИЙ ВОЛОДИН, УВИДЕВ НАШ СПЕКТАКЛЬ ПО СВОЕЙ ПЬЕСЕ «ФАБРИЧНАЯ ДЕВЧОНКА», СКАЗАЛ: «ЭТОТ МАЛЬЧИК БУДЕТ БОЛЬШИМ АКТЕРОМ»
Именно Роман Виктюк разглядел когда-то в юном Вале Шестопалове будущего большого актера - тем горше ему осознавать, что не стало одного из самых любимых его учеников.
- Грустно, когда уходят люди твоего возраста, - не скрывает своих чувств Роман Григорьевич, -а их становится все меньше и меньше. Наше поколение - удивительное: все мы - большие дети, многие из которых всю жизнь были мало востребованы, а некоторые такими и ушли.
«Валентин сам запустил свою болезнь — он совершенно не умел отдыхать». С Лидией Яремчук в спектакле «Бабье лето» Шестопалов последний раз выходил на сцену в марте нынешнего года |
Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Олег Ефремов... - теперь вот и Вали Шестопалова нет. Все они были великими артистами и столь же великими людьми, которые своей детскостью и непосредственностью часто раздражали тех, кто шел единой шеренгой на строительство коммунизма.
С Валей мы познакомились во Львове, где я руководил детским театром во Дворце пионеров. Это был уникальный коллектив - по отношению к жизни и ее осмыслению других таких я просто не знаю, а ведь речь идет не о взрослых и опытных актерах, а о ребятах, которые учились всего лишь в пятом-шестом классах! Каждую пьесу мы, чтобы дойти до самой сути, разучивали буквально по предложениям и словам, разбирали психологию поведения и мотивацию каждого поступка героев.
Первый наш спектакль «Друг мой, Колька!» - о рутине в пионерской организации. В Москве эта очень смелая по тем временам пьеса Александра Хмелика пользовалась большим успехом, а у нас в Украине никто и помыслить не мог о том, чтобы ее поставить, к тому же у Анатолия Эфроса в Центральном детском театре играли взрослые ребята - студенты театрального училища, а у нас - как и было написано у автора - 11-12-летние дети. Возможно, именно поэтому наш спектакль получился таким пронзительным и правдивым.
...У Вали было очень тяжелое детство. Мама воспитывала его одна, надрывалась сразу на нескольких работах, но денег все равно не хватало - ей нечем было кормить сына.
Роман Виктюк: «Он всегда знал, что должен быть на сцене, — это единственно возможный для него жизненный путь» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Когда впервые увидел Валю, меня поразило его сходство с бродячей собакой - оно прослеживалось во всем: в манере себя вести, повадках, выражении глаз, которое было одновременно беззащитным и отчаянным, но, как известно, уличные животные выживают именно потому, что обладают безупречным нюхом, и у юного тогда еще Шестопалова он был - это чутье и привело его в театр.
Наш коллектив стал для Вали домом, в котором он проводил все дни и вечера. Ребята не только вместе репетировали, но и делали уроки, причем различий между отличниками и троечниками не было, поскольку все они учились средне. «Вы - тупенькие пионеры!» - говорил я им, хотя они менялись буквально на глазах: все без исключения писали стихи, а их сочинения были такими, что мне даже как-то позвонили из школы: «Роман Григорьевич, остановите своих ребят, иначе они просто не смогут окончить школу - правдолюбие как жизненную философию им в аттестат не зачтут».
- Шестопалову нашлась роль и в вашем следующем спектакле «Фабричная девчонка» по запрещенной в Украине пьесе Александра Володина...
- Валя в нем глупого комсорга играл, причем делал это с таким неистовством, что сам великий Володин, увидев его на сцене, плакал от восторга и восхищения, а потом сказал: «Этот мальчик будет большим актером». Не думаю, что именно эти слова, хоть они были и очень лестными для юного актера, определили дальнейшую судьбу Вали Шестопалова - он всегда знал, что должен быть на сцене: это единственно возможный для него жизненный путь.
Когда мои ребята - и Валя в том числе - окончили 10 класс, я увез их в Киев, в студию при Театре Франко, но спустя какое-то время ее руководство меня уволило и я уехал в Москву, а мои ребята поехали за мной - 16 человек в двух купе. До сих пор не могу понять, как они там поместились, как не понимаю и того, как студентам из Киева удалось прорваться на прием к самой Фурцевой, но они к ней попали.
С Еленой Силантьевой и Александром Бондаренко в спектакле Михаила Резниковича «Дон Кихот. 1938 год» по Михаилу Булгакову |
Екатерина Александровна тут же позвонила своему заместителю: «Эти ребята должны учиться!», и когда юные актеры вернулись в Киев, им сказали: «Так и быть, берем вас обратно». Но ведь никто их и не выгонял - избавились от меня, а они решили, что должны восстановить справедливость. В конце концов, я забрал ребят к себе в Москву, но душевная рана, которую они получили в результате всех этих событий, так до конца у них и не зарубцевалась. У Вали эта боль осталась в глазах, даже спустя годы она никуда у него не исчезла. Помню, как несколько лет смотрел в Театре имени Леси Украинки «Маскарад» - Шестопалов играл в нем Арбенина, и я видел, что он остался таким же добрым и наивным ребенком, каким я знал его много лет назад.
АКТРИСА ТЕАТРА РУССКОЙ ДРАМЫ ИМЕНИ ЛЕСИ УКРАИНКИ ЛИДИЯ ЯРЕМЧУК: «ОН КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЛСЯ ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ, НО ПОСКОЛЬКУ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ВСЕ ХУЖЕ И ХУЖЕ, НАЧАЛ ВЫСПРАШИВАТЬ МЕНЯ, ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ»
Лидия Яремчук работала с Валентином Никитичем в спектаклях «Бабье лето» в Театре имени Леси Украинки и «Письма любви» в театре «Актер», поэтому хорошо знала артиста и с творческой, и с человеческой стороны.
- Лидия Григорьевна, в актерской профессии разделения по гендерному принципу нет, у всех одинаковые права и обязанности. Каким партнером был Валентин Шестопалов?
С Натальей Долей в пьесе Александра Островского «Доходное место», премьера которой состоялась на сцене Театра имени Леси Украинки в 2007 году |
- Мы, актеры, бываем разными, но когда судьба одаривает тебя партнером-джентльменом, это большое счастье, поскольку он ведет себя соответственно: пропускает партнершу на полшага вперед, оберегает и защищает, первой предоставляет ей право голоса. Валентин был очень надежным партнером, потому что, если ты запнулся, споткнулся и, образно говоря, летишь в пропасть, получишь всегда помощь - тебе подадут руку, подставят плечо.
Впрочем, такое его поведение распространялось не только на женщин, но и на мужчин, с которыми он выходил на сцену. Валентин никогда не тянул одеяло на себя, что подчас в нашей среде бывает. Если ему какие-то профессиональные советы давали, чаще всего прислушивался, но случалось, что и бунтовал, тем не менее всегда находился в прекрасной актерской форме, чтобы в нужный момент сделать то, что от него требуется. Не могу говорить за других, но мне с ним работалось легко и хорошо - Валентин был чутким партнером и по-человечески очень теплым.
- Редкое актерское качество!
- Валя вообще был нетипичным актером - доброжелательным, незлобивым, всегда улыбающимся. За те 30 лет, что я его знала, он никогда не принимал участия в интригах, не входил ни в какие группировки, зато всегда и всем делал комплименты, шутил - иногда более удачно, иногда менее, но неизменно старался развеселить других, хотя, возможно, на душе у него не всегда было легко и безмятежно. Валентин каждому стремился сказать что-то хорошее, и я не помню, чтобы о ком-нибудь говорил плохо, хотя последнее в актерской среде не редкость.
Валику присуще было обаяние - и человеческое, и мужское, и актерское. Я видела его в разных спектаклях, он был очень интересным актером, который мог работать как с режиссером, так и самостоятельно, что тоже очень важно и не всем дано. Думаю, театр еще не скоро заполнит нишу, которую занимал Валентин Шестопалов.
- Последний раз Валентин Никитич выходил на сцену в спектакле «Бабье лето» 11 марта...
- Это было на гастролях в Одессе - в то время он был уже очень болен, накануне ему вызывали «скорую». Валентин сам запустил свою болезнь - он совершенно не умел отдыхать. Для него существовало только одно: театр, театр и еще раз театр! С любой усталостью он мог сыграть подряд два спектакля, что было особенно тяжело в его ролях, где требовалась огромная эмоциональная отдача, себя не щадил.
Главным и, наверное, единственным развлечением, которое он позволял себе всего раз в году, было море, он очень любил плавать. В остальное же время занимался только работой, и, несмотря на то что у него был «Актер», который создавался специально под Шестопалова, вся его жизнь, мысли, устремления и чувства были сосредоточены на Театре имени Леси Украинки.
Свой последний спектакль Валя играл очень тяжело. Конечно, пребывание на сцене сродни забытью - там проходят любые болезни и отходят на второй план личные трагедии, но поскольку это огромная нагрузка на сердце, нервы и сосуды, стоит выйти за кулисы, как недуги набрасываются на тебя, словно пираньи. Впрочем, тогда даже на сцене было видно, что ему очень плохо. Когда стало очевидным, что какое-то время Валик не сможет работать, мы все равно ждали именно его и вопрос о замене Шестопалова другим актером даже обсуждать не хотели, хотя и знали, что на сцену он выйдет не скоро. В мае поняли, что, наверное, он уже не вернется, но надежда на, казалось бы, невозможное все равно оставалась.
- Валентин Никитич долго болел?
- По-настоящему плохо Вале стало два года назад, когда, вернувшись после отпуска (то лето, если помните, было очень жарким) в сентябре, он вдруг начал болеть и семимильными шагами стареть - очень сильный физически, атлетически сложенный, крупный человек исхудал и, казалось, стал даже меньше ростом.
Однажды после спектакля «Бабье лето» мы собрались вместе, чтобы поужинать (был у нас такой приятный обычай), заговорили о чем-то, и Валя вдруг начал очень горячо спорить, почти ругаться. Это было так странно, страшно и не похоже на него, что мы, испугавшись, быстро разбежались в разные стороны. Через пару дней я позвонила жене Валентина и сказала: «Таня, он болен - что-то происходит с сосудами, его срочно нужно лечить». Вскоре после этого ему стало плохо, он попал в реанимацию, откуда вскоре сбежал.
- Почему Валентин Никитич отказывался лечиться?
- По какой-то только ему известной причине он категорически отказывался обращаться к врачам, но поскольку чувствовал себя все хуже и хуже, начал выспрашивать меня, что с ним происходит и как ему лечиться. «Валечка, - много раз говорила ему, - я не доктор: я могу тебе что-то посоветовать, а окажется, что делать надо что-то совсем другое», но Валик в этом смысле был человеком сложным - авторитарным, в чем-то даже эгоистичным, а предубеждение против медиков у него было очень сильным: переубедить его было невозможно.
Как показала жизнь, в чем-то он был прав, потому что врачи его подвели - умер Валентин совсем не от того диагноза, который медики ему поставили: лечили только сосуды и не учли возможности внутреннего кровотечения. Именно от врачебной ошибки ему пришлось испытать много мук: таблетки, которые ему выписали, никакого облегчения не приносили, да и лечить, в конце концов, не стали.
- ?!
- У Вали уже вовсю шла интоксикация организма, и проявления его болезни были настолько неприятны для окружающих, что его постарались поскорее выпихнуть из больницы домой, хотя было видно, что угасает он на глазах. Это неправильно: как бы ни вел себя больной во время болезни, врачи не должны реагировать на это эмоционально, ведь его поведение во многом было обусловлено недугом. У нас не принято ругать врачей, но я об этом и на поминках первой сказала: Валю загубили. Почему врачи «скорой помощи» смогли за короткое время поставить ему правильный диагноз, а их коллеги в больнице, в которой его лечили, это не смогли?
«ЕСЛИ БЫ ВАЛЮ ОТПРАВИЛИ В ССЫЛКУ, ЕГО ЖЕНА ТАНЯ, КАК ДЕКАБРИСТКА, ПОЕХАЛА БЫ ЗА НИМ»
- За последние полгода ушло из жизни несколько актеров Театра имени Леси Украинки...
- Это чудовищные для нас потери! В январе умер Валерий Бессараб, который 16 лет болел дома, не прошло и месяца, как ушел из жизни наш Саша Бондаренко... Тогда Валентин, видимо, понимая, что смертельно болен, сказал: «Какая хорошая смерть - я бы тоже такую хотел». Этими словами он будто накликал на себя беду...
Помню, я тогда напустилась на него: «Что ты говоришь?! Не всем легкая смерть дается, хотя, конечно, гораздо страшнее стать овощем и обузой для родных людей. Надо поднимать себя, лечить», но он не послушался, а в результате оба они ушли молодыми... Бондаренко ведь вообще было всего 52 года, и такой страшный финал - внезапный, на глазах у зрительного зала, в присутствии родных.
Валентин в отличие от Саши долго болел, было понятно, что он умирает, но тем, кто его любил, от этого не легче - приготовиться к тому, что любимого человека скоро не станет, нельзя. Я и думать об этом не могла, пока не увидела все своими глазами. Поехала навестить Валю за две недели до его смерти и с первого взгляда поняла: он обречен.
- Почему вы сделали такой вывод?
- Он был до крайности истощен физически. Мы говорили на какие-то посторонние темы, но было видно, что даже просто поддерживать разговор ему очень тяжело. Валя даже не спросил, ввели ли кого-то на его роль... Я сама сказала, что мы его ждем, что скоро он вернется и обязательно снова выйдет на сцену, но было видно, что только чудо сможет его спасти. Впрочем, даже несмотря на такое тяжелое физическое состояние, он оставался таким же любезным, как всегда, - когда я уходила, сказал, что хорошо выгляжу. Честно говоря, в такой момент ничего подобного я от него не ожидала, поэтому только развела руками: это был тот Валентин, которого знала и любила много лет.
Когда Валю хоронили, Надя Кондратовская, вдова Саши Бондаренко, зашла последней. Потом положила цветы, поцеловала Татьяну Сергеевну, вдову, и быстро вышла, ведь не прошло еще и полугода, как в этом же зале она хоронила своего мужа. Надя присутствовала при смерти Саши, которая была мгновенной, а потом еще несколько часов в костюме, в котором играла спектакль, сидела на сцене и ждала, пока милиция и «скорая помощь» все необходимые документы оформят. Можно только представить себе, что она пережила, но Надя - женщина сильная и в этом отношении закрытая: на людях не открывается - не плачет, не рыдает. Впрочем, как и Татьяна Сергеевна, которая, хоть и переживала все очень эмоционально, держалась мужественно.
- Она, говорят, посвятила своему супругу жизнь...
- Татьяна Сергеевна была директором и администратором театра «Актер» - можно сказать, его мозговым центром. Валентин Никитич занимался творческой работой, ставил спектакли и играл в них, а вся техническая подготовка к ним - декорации, свет, костюмы - лежала на ней. Как-то на капустнике Татьяна Сергеевна вышла на сцену и пошутила: «Шестопалов у нас глава театра, он - наша гордость, но вот я дам команду выключить в помещении свет, и где будет ваш народный артист и ваша голова?».
Валентин ее очень ценил. Помню, когда я еще не была с ней знакома, мы как-то ехали на гастроли в одном купе, и он рассказывал: «Моя жена - удивительная женщина: если она и Виктюк окажутся в пустыне, он обязательно найдет там цветной пиджак и подработку, а она - столик и душевую кабину для меня». Татьяна Сергеевна действительно создавала ему комфортную обстановку не только в театре, но и дома, она тянула на себе весь быт и делала для взрослого мужа все, что матери обычно делают для маленьких детей.
- Удивительное самопожертвование!
- Моя дочь даже как-то сказала, что Татьяну Сергеевну нужно изолировать от общества, потому что она портит мужскую породу. Ни один мужчина в нашем театре не может похвастаться такой заботой, в какой купался Валя, - Татьяна Сергеевна ему служила, и более жертвенной и преданной жены я не знаю. Она и маму Вали досматривала, когда та заболела, - сам он таких вещей боялся, многого не умел, а она и тут все взяла на себя.
Если бы Валю отправили в ссылку, Таня, как декабристка, поехала бы за ним: нашла бы ему теплую шахту, острое кайло, чтобы ему легче было работать, да еще и ладошки бы свои подложила. Не знаю, как она без него будет жить, - думаю, всю себя посвятит театру «Актер». Он у них намоленный - там есть своя публика, и жаль будет все это потерять.