Анатолий МАТВИЙЧУК: «В Далласе меня больше всего поразило место убийства Джона Кеннеди — маленький белый крестик на асфальте...»
- Почувствовал себя Колумбом, ведь в Америке побывал впервые. Сразу хочу оговориться, что слово «гастроли» для украинского певца и поэта, который отправляется в дальнее зарубежье, малоприменимо. Это, скорее, творческие встречи, подразумевающие обмен информацией, общение, увеличение круга почитателей... Материальный фактор стоит на последнем месте, по крайней мере, в моем случае.
Украинское независимое радио в Чикаго и его продюсер и ведущий Влад Кислый пригласили меня выступить для украиноязычной публики, которой в этом городе несколько сот тысяч. Причем большинство проживает компактно, в северной части города есть даже район, который Украинским Селом называют. Там находятся наши церкви, банки, редакции, музеи, ресторанчики, поэтому собрать «свою» публику на концерт не такая уж сложная задача. Главное, чтобы кто-то выступил в роли организатора.
После Чикаго мы с женой слетали в Даллас, где проживает моя старшая дочь с мужем и внучкой, которая родилась в мой день рождения - 29 сентября: очень хотелось их повидать. Мы решили, что логично и в Далласе провести творческую встречу с местной русской и украиноязычной публикой. К счастью, нам это удалось - поддержали руководитель местного ансамбля «Веселка» Оксана Топорина и редактор газеты «Даллас Телеграф» Сергей Тараненко. Выступление решили провести в церкви Святой Софии в пригороде Далласа, местечке Колони, а настоятель церкви Святой Софии отец Павел любезно согласился принять нас.
В Чикаго во время концерта, который проходил в зале церкви Святого Иосифа Обручника, меня не покидало ощущение, что я выступаю где-нибудь во Львове или Ивано-Франковске. Половина публики - те, кто уехал из Украины пять - десять лет назад и, естественно, хорошо меня знает. Другая часть - эмигранты во втором и третьем поколении, сохранившие родной язык и культуру. Интересно, что они практически не знают и не понимают русского, это, к слову, для тех, кто считает, что языки очень похожи...
Зрители в зале, а их было более 300 человек, сразу вошли со мной в контакт: грустили, переживали, смеялись... Такую публику нельзя не любить. Первое, что понимаешь: в США они приехали не прохлаждаться - все они упорно работают, обустраивают свою жизнь, добиваются благополучия своим трудом, но в них нет агрессии, обозленности и даже какой-то обреченности, которая чувствуется в наших людях...
В Чикаго я общался в основном с представителями украинской диаспоры, которые свято берегут украинские традиции, культуру, песню, отмечают те же праздники, что и мы. Украинский национальный музей в Чикаго - это просто сокровищница духовного, интеллектуального и фактологического наследия нескольких поколений украинцев. Есть памятник святым Владимиру и Ольге... За два дня я дал несколько интервью различным украинским газетам и радиостанциям, которые проявляют живейший интерес к нашей действительности... Совсем иная ситуация в Техасе - в этом штате нет такого компактного проживания украинцев, поэтому на концерт собрались выходцы из Украины, России, Беларуси, Молдовы. Я удивлялся, с каким удовольствием не только украинцы, но и русские, евреи, молдаване слушают мои песни. И судя по тому, как разошлись мои компакт-диски и как тепло о концерте написала «Даллас Телеграф», он удался!
В Чикаго потрясающая архитектура. В даунтауне, центре города, ни один небоскреб не повторяется в архитектурном смысле. Мы поднимались на самое высокое здание Америки - Уиллис-тауэр. Его высота до крыши 443 метра, это 110 этажей! Город невероятно красив: набережная Чикаго-ривер, планетарий, аквариум - места, которые стоит посмотреть!
Что касается Далласа, то это совсем другой мир! В Чикаго, когда мы улетали, было плюс 10, сыро и очень ветрено. Даллас же встретил нас настоящей 30-градусной жарой! Это сердце Америки, люди здесь живут в двух- и трехэтажных домах, по тихим улочкам бегают зайцы и еноты, летают дикие утки и орлы. Чистота всюду по нашим меркам невероятная. Люди непривычно законопослушные: сел в машину - сразу пристегнулся ремнем безопасности, ушел из дома - дверь можешь не запирать, никто не зайдет...
Очень понравился город Форт-Ворс. Гуляя среди стилизованных под Дикий Запад зданий, мы попали на фестиваль музыки кантри: всюду ковбои, лошади, огромные рогатые коровы. И улыбки, улыбки! Дочь объяснила мне, что если человек угрюмый, это сразу бросается в глаза: значит, у него проблемы, он нуждается в помощи...
Знаете, что еще меня больше всего поразило в Далласе? Место, где убили Джона Кеннеди. Я мечтал когда-нибудь увидеть все своими глазами: много читал об этом. И вот увидел. Улица Мейн-стрит делает очень резкий поворот на Элм-стрит. Скорость минимальная. Здесь все и случилось... На асфальте - белый крестик именно в том месте, где пуля оборвала жизнь президента. Рядом мемориал, очень скромный, но трогательный. А сам Даллас - непривычно тихий, пахнет цветущими магнолиями, всюду между небоскребами небольшие парки и скверы, людей очень мало, особый шарм городу придает трамвай, очень красивый, кстати.
Но за безмятежностью, американским спокойствием и невозмутимостью скрывается многое. В Чикаго каждые 15 минут, даже ночью, слышится вой сирен: на вызов летят сразу врачи, полицейские и пожарные. В Далласе радиопрограммы постоянно прерываются сообщениями о надвигающихся торнадо. Мы, кстати, ночью попали в один из них, нарушив запрет передвигаться во время стихии. Это ужасно, скажу вам: град с дождем, рев ветра, фары бесполезны - в метре от машины уже ничего не видать. На другой день по радио передали сообщение о жертвах в Техасе.
Что из Америки на память увез? Множество фотографий, видеоматериалов. На Украинском независимом радио подарили стильную футболку и бейсболку с украинским орнаментом. И еще: не удержался - купил в одном из музыкальных магазинов Далласа электрогитару. Зашли туда случайно, я взял ее, включил, поиграл - и она как прикипела к рукам! Пришлось купить. Это уже пятый инструмент у меня дома. Слабость, ничего не могу поделать...