Кинорежиссер, бессменный член жюри Высшей лиги КВН Юлий ГУСМАН: «Как и во всем Советском Союзе, в Баку, конечно, была коррупция, но такого многомиллиардного размаха, как сейчас, она не достигала. Было очень много абсолютно честных, прозрачных и потрясающих людей, которым даже в голову не приходило, что можно что-то украсть, что-то взять или кому-то дать, и это вот воспитание помешало мне стать олигархом»
И все-таки самым счастливым Юлий Соломонович, по собственному признанию, себя чувствует на репетициях в театре и на съемочной площадке. Впрочем, это понятно тем, кто однажды увидел и навсегда полюбил его блистательные фильмы «Не бойся, я с тобой!» и «Парк советского периода», которыми Гусман занял свое место в истории советского и российского кинематографа. Сам же подготовил себе лучший подарок к юбилею - продолжение киномюзикла «Не бойся, я с тобой!-2», которое вот-вот выйдет на экраны.
«НА ПРОБИРКУ С МОЧОЙ ПАЦИЕНТА ПАПА СМОТРЕЛ, КАК ЮВЕЛИР - НА ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ»
- Юлий Соломонович, похоже, любовь к искусству передалась вам на генетическом уровне от мамы, некогда актрисы Бакинского театра русской драмы...
- Не знаю. Может, так было бы интереснее думать, но я не очень представляю, как работают генетические механизмы, хотя по образованию врач. Мама была совсем молодой, когда стала ведущей актрисой театра, откуда мой папа благополучно соблазнил ее институтом иностранных языков. Там она получила специальность переводчика, была преподавателем, профессором, завкафедрой английского языка.
Слово «искусство» я не очень люблю, как-то стесняюсь его, но мне еще в школе, институте были интересны театр, кино.
С мамой в Баку, 1944 год. Лола Юльев на Барсук, доктор педагогических наук, профессор Азербайджанского университета языков, по первому образованию — актриса, работала переводчицей |
Потом появился КВН, который меня сбил с пути истинного. В общем, написав диссертацию на тему: «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе», я положил ее отцу на стол и сказал: «Папа, я как старший сын свой долг выполнил - получил диплом врача. Но работать в медицине не могу, хочу быть кинорежиссером». И уехал в Москву на Высшие режиссерские курсы.
- Значит, медицина вас так и не дождалась?
- Ну почему? Все-таки три года я проработал в двух сумасшедших домах: на улице Сурена Осипяна, 40 и в Мардакянах. И окончательно убедился, что это не мое. Вот мой папа был не просто замечательным академиком, профессором, ученым, кардиологом... Он мог в 75 лет (а отец прожил на земле 76 лет) пройти в дождь через весь Баку к своему больному, чтобы навестить, узнать, что с ним происходит.
Мои родители были честнейшими людьми. Представить невозможно, чтобы они участвовали в каких-то поборах, как это принято сегодня. Мама и папа всю жизнь прожили в старом трехэтажном доме 1899 года постройки. Квартира была практически коммунальной - они делили ее с соседкой тетей Катей и ее мужем Стасиком, без туалета и ванной. Вы сами из Баку и знаете, что в таких домах были общие коридоры с площадками, где как раз и находились «удобства».
Отец Юлия Гусмана — доктор наук, профессор. Во время Второй мировой войны Соломон Моисеевич был военным врачом, главным терапевтом Каспийской военной флотилии |
Так у них прошла вся жизнь. При этом папа лечил всех пациентов 4-го Главного управления Минздрава Азербайджана, руководство его уважало, обожало. И мама всегда ему говорила: «Ну почему ты не можешь попросить квартиру?!». На что он отвечал цитатой из «Мастера и Маргариты»: «Лолка, они все знают. Сами придут и предложат». Но никто не пришел...
- Вы сказали, что работали в психиатрической клинике в Мардакянах, но она находилась в Маштагах...
Юлик-пионер, начало 50-х. «В Баку моего детства была совершенно другая шкала ценностей, нежели сейчас» |
- Может быть. Честно говоря, я там так редко бывал, так мало работал, что не помню толком. Одна из причин, по которой я не стал врачом: мне не нравились кровь, пот. Настоящий эскулап должен все это любить. Помню, как-то с отцом приехал в больницу, а ему навстречу бежит медсестра: «Соломон Моисеевич, у больного Мамедова моча пошла!» - и показывает ему пробирку с зеленоватой мутной жидкостью. Папа на эту пробирку смотрел, как ювелир - на драгоценный камень.
Вообще, в Баку моего детства и молодости была совершенно другая шкала ценностей, нежели сейчас. В этом городе присутствовало то, что можно охарактеризовать ныне прочно забытым словосочетанием «дружба народов». Тогда, 20 с небольшим лет назад, люди называли представителей других республик братьями, а теперь - гастарбайтерами. Появилось понятие «этническая преступность», хотя я уверен - никакой этнической преступности не существует. Но кому-то выгодно провоцировать народы, понимаете?
Конечно, в Баку, как и во всем Советском Союзе, была коррупция, но она не достигала такого многомиллиардного размаха, как сейчас. А самое главное, было очень много абсолютно честных, прозрачных и потрясающих людей: врачей, архитекторов, учителей, артистов, художников, - которым даже в голову не приходило, что можно что-то украсть, что-то взять или кому-то дать. И это вот воспитание помешало мне стать олигархом (смеется).
Я не жалуюсь, потому что не все, кто пошел в олигархи, стали миллиардерами. Многих постреляли, пересажали, кто-то убежал. Но мне кажется, что репутация дороже нескольких миллиардов. Много денег не бывает, но всей колбасы и всего шашлыка не съешь.
С супругой Валидой, преподавательницей русского и французского языков |
«МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ТЕЛЕМОСТОВ ЦТ, НО ПОЗНЕР МЕНЯ ПОДСИДЕЛ»
- Насколько я знаю, на доме ваших родителей висит мемориальная доска, хотя нынче это не спасает памятники архитектуры от сноса. Не опасаетесь за судьбу отчего дома?
- Все может быть. Конечно, будет грустно, если исчезнет этот дом, но мне очень нравится, как застраивается Баку. Когда небоскребы стали только появляться, я подумал, что это что-то очень инородное для города, где всегда были небольшие дома. Максимум строили «бешмертябя» - пятиэтажки.
Сейчас Баку преобразился просто волшебно! Я живу в Москве, куда денег приходит намного больше, чем в Азербайджан. Но, на мой взгляд, ничего интересного в архитектурном смысле не происходит. Ну почистили парк Горького, но это совершенно несравнимо. Даже в советское время проспект Калинина - Новый Арбат называли вставной челюстью Москвы. Хорошо ли это, плохо ли, но застройка реально велась! А сейчас - ничего. Ну снесли одну гостиницу, на ее месте быстро построили другую, чтобы отмыть бабки.
- Баку всегда был особенным городом, и не в последнюю очередь благодаря интеллигенции, жившей там.
С дочерью Лолой, начало 80-х. В 2009-м Лола, вышедшая замуж за британского аристократа Джеймса Рида Стюарта Бремнера, родила Юлию Соломоновичу внука Максимилиана |
Могу себе только представить, с какими выдающимися людьми вас сводила жизнь...
- В нашем доме их действительно бывало много. И странно их перечислять - список слишком длинный. Понятно, что я как коренной бакинец знал всех и все знали меня. У меня всегда было множество друзей: и любимых, и великих. Таких, как безвременно ушедшие Муслим Магомаев и композитор Леонид Вайнштейн, как Полад Бюль-Бюль-оглы, которого я снимал в главной роли в фильме «Не бойся, я с тобой!» и 30 лет назад, и сейчас. Если бы не писатели Максуд и Рустам Ибрагимбековы, я бы вообще не стал кинорежиссером. Потому что они взяли меня в свою мастерскую. Но их влияние все-таки несравнимо с тем, которое оказали на меня мама с папой...
Наверное, смешно, когда сидит дядечка 70 лет и говорит про маму с папой, как ребенок. Но я каждый день с ними разговариваю, каждый день о них думаю и не могу представить, что их давным-давно нет на земле. Они всегда для меня есть. Как и город, в котором я жил.
- Вы уже много лет живете в Москве. А как часто приезжаете на родину?
- Несколько раз в году. Я о Баку очень много рассказываю. Мне больше всего нравилось, что в нем было абсолютное уважение к старшим. В нашем классе училось 30 человек. Среди моих одноклассников был сын главного архитектора, председателя профсоюзов, и много еще кто. И одновременно у кого-то был папа русский, который продавал билеты на качели в парке Офицеров. Для нас совершенно не было важно, какие должности занимали чьи-то родители. Рядом со мной учились азербайджанцы. Я понимал, что Вадик Васин и Сережа Васильев - русские. Понимал, что Саша Саакян и Игорь Саркисов - армяне. Но кто такой Валерий Агарунов, до сих пор не знаю. То ли горский еврей, то ли тат, то ли лезгин. Меня это никогда не интересовало.
Говорят, в начале ХХ века было серьезное противостояние армян и азербайджанцев.
Младший брат Юлия Соломоновича Михаил Гусман — журналист, переводчик, теле- и радиоведущий, первый заместитель генерального директора ИТАР—ТАСС |
Я этнического противостояния не чувствовал никогда! Мне кровавые события 1990 года показались невероятными и трагическими еще и потому, что раньше в Баку не было никакой конфронтации, в том числе и на государственном уровне. В моем классе, в элитной школе № 160, было два золотых медалиста - Игорь Саркисов и Саша Саакян. А серебряную медаль получил Виталий Соскин. Я тоже шел на медаль, но пролетел - у меня была лишняя четверка по черчению в восьмом классе. В те времена не существовало никаких квот по национальному признаку.
Ощущение, что весь город за меня, а я за него, всегда было со мной. Я всегда думал, что могу постучаться в любую дверь и мне все будут рады: накормят, положат спать, если будет нужно. Я до сих пор так думаю. Просто город стал другим. Но это неизбежно. Сейчас во всем мире следуют ленинской формуле: «Чтобы объединиться, нам нужно размежеваться». Процесс национальной самоидентификации все равно приведет нас в какой-нибудь обновленный Евросоюз. Никто с этой планеты не улетит. Все войны заканчиваются миром. Обидно, что в сердцах людей пролегают раны, но...
- Вы настолько многогранный и разносторонний человек. Спорт, политика, кино, телевидение, театр - все, за что бы ни брались, у вас получается...
Светлана Жильцова и Юлий Гусман в одном из выпусков КВН на советском экране, 1968 год. «Самое главное в КВН — это не мои шутки, которые многие помнят до сих пор: самое поразительное, что это молодежное движение, насчитывающее 10 миллионов человек» |
- У меня есть много интересных историй на тему Государственной Думы, куда меня занесло случайно. Мог бы порассказать и о том, как я был директором Дома кино: кстати, туда я тоже попал невзначай - меня избрали. После переезда из Баку в Москву я год прожил в гостинице, потому что мне не давали квартиру. В итоге ее мне тоже дали по воле случая. Все это в жизни происходило, как во сне, потому что такое было время. Могу сказать только, что выражение «Оказаться в нужное время в нужном месте» про меня.
Я никогда не чурался никакой работы. При этом меня не интересовали деньги. И не потому, что я такой бескорыстный и альтруист. Просто всегда считал (и сейчас считаю, между прочим): если ты нужен, тебя начнут приглашать, просить, за тобой станут ухаживать и, соответственно, тебе будут платить. А если не нужен, то какие бы ты ни ставил условия, от тебя все равно избавятся. Так и происходит.
Да, времена поменялись, пришла эпоха чистогана. Даже Сталин - убийца, людоед, понимал разницу между (подражая Сталину) Максимом Горьким и кем-то там еще. А сегодня есть только свои и чужие.
- Это правда, что идея телемостов СССР - США принадлежит не Владимиру Познеру и Филу Донахью, как принято считать, а вам?
- Действительно, первый космический телемост придумали и сделали мы вместе с Иосифом Гольдиным. Для его участников пела Алла Пугачева, которую ради этого сняли с самолета.
С Александром Масляковым. «КВН — это еще и образ мышления, тренировка мозгов и вместе с тем некая спортивная, азартная история» |
Затем был второй телемост. На третий мы уже пригласили никому не известного радиожурналиста из отдела зарубежного вещания Владимира Познера в качестве ведущего. Провел он мост чудесно. Я его хвалил, Владимир Владимирович очень радовался. На волне успеха мне предложили должность главного редактора телемостов Центрального телевидения, но когда я поехал в Баку собирать вещи, Познер меня подсидел. Только сейчас мне удалось исправить статью в Википедии, посвященную первому телемосту, и указать, что он не имел к нему никакого отношения. Хотя, надо быть справедливым: я считаю Познера Эйзенштейном отечественных телемостов. Именно с него началась их история, такая, какой мы ее знаем. Но мы с Иосифом Гольдиным - братья Люмьеры (смеется).
«МЕСЯЦ НАЗАД МЕНЯ НАЗЫВАЛИ ГЕНИЕМ, А ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЮТ ПОВЕСИТЬСЯ»
- Вы упомянули о Высших режиссерских курсах, на которых учились...
- Как я туда попал - это отдельная история. Когда наша команда КВН стала чемпионом, нас пригласили в ЦК партии. Первый секретарь товарищ Вели Юсуф- оглы Ахундов спросил: «Что ты хочешь за свои победы?». Наверное, он ждал, что я попрошу квартиру, машину, дачу, но услышал: «Дайте мне путевку на Высшие режиссерские курсы от Азербайджана для получения второго образования».
С Александром Абдуловым. «Слово «искусство» я не очень люблю, как-то стесняюсь его, но мне еще в школе, в институте были интересны театр, кино» Фото «ИТАР—ТАСС» |
Ахундов пришел в восторг: «Ай, молодец! - и повернулся к своим сотрудникам. - Вы все хапаете, вам мало материальных благ. А парню не хватает знаний. Езжай, сынок, учись!».
- Благодаря братьям Ибрагимбековым в год вашего поступления была создана азербайджанская мастерская, которую доверили заботам Леонида Трауберга и Георгия Данелии. Какими у вас в памяти остались ваши преподаватели?
- По поводу того, как я учился 40 лет назад, можно рассказать массу интересных историй, но у меня нет на это времени. Вы же понимаете, что жизнь у меня за плечами большая. Вот когда начну писать книгу, тогда мы с вами месяца три по шесть часов в день посидим, и я вам надиктую (улыбается). Кому сейчас интересен Леонид Захарович Трауберг? Кому интересны мои учебные годы? Читатели знают Гусмана-кавээнщика. Кое-кто помнит фильм «Не бойся, я с тобой!».
- Вы не только кинорежиссер, но и театральный режиссер. Неоднократно доводилось слышать от бакинцев старшего поколения о феерическом успехе вашего спектакля «Три мушкетера», который вы поставили на сцене бакинского ТЮЗа в 1975 году.
- Наташенька, милая, я получаю от вашей эрудиции просто наслаждение - вы знаете мою биографию лучше меня. Но спектакль «Три мушкетера» - это целая книжка! А спектакль «Дракон» в Америке - это вторая книжка.
Мухтарбек Кантемиров, Лев Дуров, Полад Бюль-Бюль-оглы, оператор Валерий Керимов и режиссер Юлий Гусман на съемках фильма «Не бойся, я с тобой!», 1981 год |
Действительно, в 1975 году я поставил «Трех мушкетеров», и это было какое-то сумасшествие. А началось все с того, что я приехал в Москву и побывал на спектакле «Три мушкетера», который поставил Сандро Товстоногов, сын Георгия Александровича, легендарного режиссера БДТ. Главную роль у него играл Володя Качан.
Спектакль мне очень понравился, но я сказал, что поставлю лучше. Поспорил с режиссером. Судьями были композитор Максим Дунаевский, автор пьесы, режиссер Марк Розовский и поэт Юрий Ряшенцев. Полный решимости, я поехал в Баку, но там начались проблемы. Мне не давали ставить, потому что я киношный, а не театральный режиссер. Я буквально протаранил сопротивление, напридумывал к спектаклю чертову тучу всего! Там были и светящиеся краски, и с крыши мушкетеры спускались на веревках, и скакал Шаровский-д'Артаньян на ипподроме. 12 дней мы играли спектакль, и каждый день, как в Америке, был гигантский успех!
- Если спектакль имел такой успех, почему вы не захотели принять участие в работе над одноименным фильмом?
- После премьеры я приехал в Москву к поэту Ряшенцеву и Розовскому (Марк в какой-то мере является «крестным отцом» бакинского КВН и во многом помог нашей команде состояться). Я предложил им подать заявку на фильм, которая с успехом прошла в Гостелерадио. Но некий господин Борис Михайлович Хесин, возглавлявший Второе творческое объединение «Экран», сказал: «Нет, Гусману не дам. Он только курсы заканчивает». Стали искать другого режиссера, несмотря на то что идея моя. Было очень грустно.
В итоге фильм снял Юнгвальд-Хилькевич и, кстати, сделал это неплохо - мне понравилось. Потом у меня было много фильмов. Один из самых известных - «Не бойся, я с тобой!» по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида.
- Вы в этом приключенческом вестерне-мюзикле впервые в советском кинематографе показали карате, которое в те годы власти не жаловали. Не осложнило ли это работу над фильмом?
- Чтобы снимать без фальши, я создал Федерацию карате Азербайджана. Был не только ее президентом, но и сам занимался три года этим видом спорта, заработал коричневый пояс, был главным судьей соревнований в Ташкенте. На предварительном худсовете в том же творческом объединении «Экран», возглавляемом Хесиным, я показал картину на двух пленках (на одной кое-как смонтированное, наспех склеенное изображение, на второй - звук), и ее приняли на ура.
Гордый и счастливый, я уехал завершать картину: делать титры, сводить все на одну пленку. Потом приехал на худсовет во второй раз, и все те же лица мне сказали, что фильм чудовищный и вообще пошел вон! Я обалдел от этого вероломства: еще месяц назад меня называли гением и новым Феллини, а теперь предлагают смыть пленку и повеситься.
«Они что, с ума сошли?» - спрашиваю у куратора Володи Касатонова. А он в ответ: «Да нет! Тебе же не могут сказать, что вышло закрытое Постановление ЦК КПСС и КГБ СССР о запрете карате». Тогда я пошел к начальнику кинопрограмм Надежде Александровне Севрук. Вошел весь нахохленный, глаза налиты кровью, из ноздрей пар валит. А эта чудная женщина говорит: «Поздравляю, вы сняли замечательную картину». Я спрашиваю: «А карате?». Она в ответ: «Забудьте! Как называется национальная азербайджанская борьба?». - «Гюлеш». - «Вот это и есть гюлеш, а карате тут ни при чем». Она буквально спасла картину.
- Почему вы решили взяться за продолжение фильма?
- Идея снять «Не бойся, я с тобой!-2» возникла не у меня, а у руководителей двух стран: России и Азербайджана. Мы-то давно об этом мечтали, но дальше приятных фантазий дело не шло. Знаете, с годами моложе не становишься, да и невозможно в одну реку войти дважды, но так получилось... Как мне рассказывали, в ходе беседы двух президентов выяснилось, что «Не бойся, я с тобой!» - один из самых любимых фильмов...
- Чей? Путина?
- Не важно. Здесь это не имеет значения. В общем, мне предложили снимать. В ролях знакомые все лица: Лев Дуров, Мухтарбек Кантемиров, Полад Бюль-Бюль-оглы. Кстати, впервые в истории человечества Чрезвычайный и Полномочный Посол одной страны (Азербайджана) будет скакать в картине другой страны (Российской Федерации). Кроме того, в группу влились новые силы: Михаил Ефремов, дрессировщик Эдгард Запашный с тигрицей Шакирой...
Первый фильм «Не бойся, я с тобой!» мы снимали 32 года назад на самой окраине Азербайджана, в маленьком горном поселке на границе с Грузией Илису. И в этот раз отправились туда же. Во-первых, мы ехали по новой трассе, европейского класса. Во-вторых, Закаталы (сейчас они называются Загатала) я вообще не узнал! В Илису мы с большим трудом, на каком-то пятачке нашли более-менее девственное место для съемок. Все застроено коттеджами, роскошными гостиницами.
Фильм уже практически закончен. Сейчас идет озвучание, запись музыки и песен, добавление компьютерной графики. Мы уже много раз переносили премьеру, надеюсь, что она состоится летом. В крайнем случае ранней осенью. Кстати, мне только что звонили из Одессы, губернатор - наш приятель, обижается, спрашивает, когда же, наконец, будет премьера в Одессе. Но впереди у меня еще более необычный проект. Надеюсь, что он состоится, тьфу-тьфу-тьфу (стучит по столу).
- Какой, если не секрет?
- Собираюсь написать пьесу с Исааком Фридбергом к 100-летию Владимира Михайловича Зельдина!
«РАНЬШЕ НАШ БОЛЬШОЙ ТЕАТР БЫЛ ИНТЕРЕСЕН НЕ ТЕМ, ЧТО В НЕМ МОРДЫ КИСЛОТОЙ ОБЛИВАЛИ»
- Как вам удалось вернуть на сцену легендарного артиста?
- 10 лет назад на фестивале «Кинотавр» я, с трудом продрав утром глаза, шел еле живой по пляжу, а из воды вышел молодой красивый мужчина. Это был Владимир Зельдин, которому на тот момент стукнуло 88 лет! А мы с ним очень дружили, и как-то Владимир Михайлович посетовал, что уже 35 лет ничего не играл на большой сцене: дескать, «мне только грамоты вручают». Я тогда сказал, что у меня есть для него пьеса, мой любимый мюзикл «Человек из Ламанчи». И уже 10 лет этот спектакль идет на сцене Театра Российской Армии, мы сыграли его более 170 раз!
Год у Зельдина ушел на подготовку! Никто не думал, что у нас что-то получится. Верили в успех только Зельдин, его жена Вета, я и моя семья - остальные разбежались. У меня все спрашивали: «Зачем тебе это надо? Ему же уже 88 лет!». Потом к 95-летию Владимира Михайловича с тем же Исааком Фридбергом мы написали «Танцы с учителем», которые сейчас тоже идут с оглушительным успехом. И вот сейчас собираемся придумать еще что-то. Если все будет нормально, то в феврале следующего года начнем подготовку к вековому юбилею!
В моей жизни было столько смешных приключений. Честно говоря, мне бы очень хотелось внятно, не торопясь все это рассказать: о походе на порнофильм в Швеции, о том, как я стал чемпионом «Буревестника» по фехтованию на саблях, о моем дебюте на школьной сцене в спектакле по «Разгрому» Фадеева, где я играл второго солдата справа. А потом была пьеса Михаила Светлова... Забыл даже, как она называется. У меня там были такие строчки: «Это бьют дальнобойные? Нет, это гром. Что ни день, то гроза в это чертово лето... та-та-та... под дождь попадем», - и партнерша мне отвечала: «Если нас не прикончат за час до рассвета». Этот мостик от школьного спектакля до КВН - отдельная эпопея со всеми шутками, приколами.
- И все-таки главным делом вашей жизни был и остается КВН?
- Во всяком случае, это такая большая история, которая еще не закончилась. Самое главное в КВН не мои шутки, которые многие помнят до сих пор, не то, что я на одной из игр снял накладные бороду и усы... Самое поразительное, что это молодежное движение, насчитывающее 10 миллионов человек. Поэтому президент Путин внял просьбе Маслякова и моей, громко высказанной на соревновании, и дал Клубу веселых и находчивых дворец, который недавно открылся.
КВН - это еще и образ мышления, такая тренировка мозгов, которая очень помогает человеку, и вместе с тем некая спортивная, азартная история. При том, что, начиная очередной сезон, думаешь: «Елки-палки, все же уже придумано!» - каждый год из-под асфальта пробиваются какие-то цветочки. Появляются команды, которые держат нас дальше.
- Это правда, что в течение семи лет, пока вы были капитаном сборной Баку, она не проиграла ни одного соревнования?
- Дело не в этом. Справедливости ради надо сказать, что сильная команда была и в Одессе. Она тоже в разное время дважды становилась чемпионом КВН. Но Баку знали по КВН. Приехав в Москву, я был потрясен, что все суперлюди - от Высоцкого до Гали Волчек, от Ширвиндта до Эльдара Рязанова - хотели со мной познакомиться даже больше, чем я с ними, только потому, что я был капитаном кавээновской команды.
Чтобы подытожить, скажу так: и кино, и театр, и политическая деятельность, и КВН - это от неуемной жажды заниматься художественной самодеятельностью и общественной работой. Я отношусь к тем героям, которые хотят успеть везде. Говоря словами Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Я занимался 12 видами спорта: от карате до тенниса, от гребли до волейбола. Правда, ни в одном из них не достиг чего-то особенного - у меня никогда не было тела, необходимого для больших олимпийских конкурсов. Но я занимался чем угодно: и марки собирал, и лобзиком выпиливал, и по дереву выжигал - правда, всего два дня.
Меня огорчает, когда говорят, что молодежь скучает, что ей сегодня нечем заняться. Я не понимаю этого! Я не могу выкроить время, чтобы газеты читать, потому что вокруг столько всего интересного. В эпоху интернета вообще море информации, в которой ты тонешь.
Моему внуку четыре года. Мне кажется, самое важное в воспитании детей, чтобы они читали, пели, рисовали, стругали, делали модели самолетов, вязали, занимались в драмкружках - в общем, чтобы были (дурацкое слово!) креативными. К сожалению, все это мы выкинули вместе с советской властью и дружбой народов, заменив нормальные занятия дурацкими компьютерными играми и телевизором.
Сегодня мы входим в капиталистическое общество без штанов, с голой задницей и с претензией на уважение лишь потому, что у нас много нефти. Раньше наш Большой театр был интересен не тем, что в нем морды кислотой обливали. Вот это меня жутко огорчает. Мне очень хочется, чтобы жизнь вокруг была наполнена, как шампанское азотом, чтобы все эти пузырьки не просто сотрясали воздух, а приносили пользу!