Виталий КОРОТИЧ: «В России после Гагарина нет человека, в котором воплотилась бы страна, а в Украине был Ступка...»
Два года назад на съемках телесериала «Однажды в Ростове» Богдан Сильвестрович потерял сознание - казалось, от переутомления, и никто не мог предположить, что это - начало конца. Болезнь проявила себя слишком поздно, а лечение у немецких специалистов принесло лишь временное облегчение...
На свой юбилейный вечер «Концерт № 70» в минувшем году Ступка пришел в родной театр уже очень больным, после онкологической операции в Германии. Расположился за ударной установкой (стоять ему было тяжело, опухоль дала метастазы в бедренные кости). Зазвучала Let my people go легендарного Луи Армстронга...
Всенародно любимый актер и художественный руководитель Национального академического драматического театра имени Ивана Франко не дожил до 71-го дня рождения пять недель. Родившись в один день с мамой - 27 августа, хотел и умереть, как она, 23 июля. Но покинул мир 22-го - через пять лет после Марии Григорьевны, которая ушла в свой юбилейный, 95-й год.
Свадьба Ларисы Корниенко и Богдана Ступки, Львов, 25 марта 1967 года |
«Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» - так называлась номинация премии «Хрустальная Турандот», которую получил украинский актер, сыгравший Афанасия Ивановича в «Старосветской любви» Валерия Фокина. Лия Ахеджакова была партнершей Ступки только в этом спектакле: «...потом мы дружили до конца. В нем была какая-то особенная нежность к людям. Когда в последний раз я видела его в Театре Франко, подарил мне книжку, рассказал про свою операцию в Германии... У него часто поднималась температура, он просто выпивал жаропонижающую таблетку и шел в театр. Каждый день. Настоящий артист!».
Прощание с Богданом Сильвестровичем вынужденно продлили примерно на час - площадь перед Театром Франко, который артист возглавил в 2001-м и которому отдал более трех десятилетий, не могла вместить тысячи людей с цветами и свечами. Очередь змеилась по плавящейся от жары улице архитектора Городецкого, оплакивая символ украинской нации. В некрологах было много горьких и восторженных слов, но, может, точнее других о Богдане Ступке сказал журналист Виталий Портников: «Он сам был театром, зрителем, режиссером и страной».
Богдан Сильвестрович с сыном Остапом, невесткой Ириной, старшим внуком Дмитрием, супругой Ларисой и внучкой Устиной на вручении премии «Триумф», Москва, 2007 год |
ВДОВА БОГДАНА СТУПКИ ЛАРИСА: «ЖУРНАЛИСТКА СПРОСИЛА, ИМЕЮ ЛИ БРИЛЛИАНТЫ. «КОНЕЧНО, - ОТВЕТИЛА Я, - ЕСТЬ ОДИН». - «БОЛЬШОЙ?». - «ДА. ЭТО МОЙ БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ...»
Начинающий актер Богдан Ступка и юная балерина Лариса Корниенко поженились весной 1967 года. Впервые увидев эту пару, великая украинская актриса Наталия Ужвий спросила: «Богданчику, де ви знайшли таку Джульєту?». В конце жизни Богдан Сильвестрович признавался: «Я сейчас редко общаюсь с кем-то. У меня самый большой друг - моя жена».
- Лариса Семеновна, в одном из интервью вы рассказывали, что во Львове старались бывать на всех репетициях драмтеатра имени Марии Заньковецкой, в которых был занят ваш муж, - помогали Богдану Сильвестровичу придумывать пластический рисунок роли...
Тевье в постановке Сергея Данченко «Тевье-Тевель» по мотивам романа Шолом-Алейхема стал одной из визитных карточек актера |
- Никогда не подсказывала - он всю жизнь очень пластичен (чтобы быть артистом, нужно родиться со шлейфом - выходишь на сцену и будто несешь его за собой, как великий балетный танцор народный артист СССР Валерий Петрович Ковтун, например). Так что вмешиваться я не могла. Перспективу молодого Ступки почувствовал Сергей Владимирович Данченко, который тогда был режиссером Театра Заньковецкой.
- Богдана Сильвестровича ведь приглашали в столичный Театр имени Моссовета, он почти согласился, но...
- ...думаю, это был порыв молодости. Потом все взвесил и решил остаться в Украине.
В роли Ореста Звонаря с Иваном и Юрием Миколайчуками в культовой картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», 1971 год |
- Говорят, отказался от переезда, узнав, что главный режиссер Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки перебрался в Москву, получил актерскую должность в Театре имени Моссовета, но пока ждал квартиру на новом месте, скоропостижно скончался в гостинице.
- Просто совпадение. Богдан Сильвестрович не был суеверным (скорее, речь идет о способности улаaaвливать биотоки и выбирать лучшее решение). Потом он описывал эту историю, но со мной не делился - я тогда была молодая, мы только приехали в Киев...
Роман Виктюк: «Узнав об уходе Ступки, я был ошеломлен» |
В Москве Ступку любили - он возил туда «Энеиду», в которой была занята вся труппа франковцев, а сам в этом спектакле, поставленном Сергеем Данченко, играл Ивана Петровича Котляревского. Как-то к мужу в гримуборную вошел Михаил Александрович Ульянов, с которым мы очень дружили: «Богдан Сильвестрович, так у вас же все актеры поют и танцуют! В Москве такого спектакля нет»...
Кстати, в первую семейную поездку к морю мы отправились после того, как Богдан в 1972 году снялся у Михаила Ульянова...
- Лента «Самый последний день» оказалась единственной режиссерской работой Михаила Александровича...
С Никитой Михалковым на открытии фестиваля в Киеве «Киновернисаж. Богдан Ступка приглашает друзей», декабрь 2005 года Фото УНИАН |
- Приехали мы в Крым фактически без денег. Богдан рассчитывал на гонорар за фильм, ведь 90 рублей по тем временам были солидной суммой (потом весь отпуск Сильвестрович регулярно ходил на почту, спрашивал о переводе до востребования - даже не купался и не загорал).
Троллейбус привез нас в Алушту очень поздно, пришлось заночевать на станции. Остапчик, наш сын, которому было года три, спал на одеяльцах, расстеленных на скамейке. Утром владелицы жилья, сдающегося внаем, стали нас осматривать, как при покупке лошадей. Никто не хотел брать - из-за маленького ребенка. Наконец, подошла интеллигентная женщина лет 50-ти (оказалось, жена генерала в отставке): «Вы же Богдан Ступка и сыграли Ореста в «Белой птице с черной отметиной»? Я возьму вас к себе»...
С Евгением Евтушенко на творческом вечере поэта в Киевском театре Франко, 2008 год Фото PHL |
Через несколько дней мы заняли очередь в столовую, вдруг из кухни вышла девушка и обратилась к мужу: «Извините, мы с девочками поспорили на бутылку шампанского - это вы снимались в «Белой птице»? Богдан в ответ рассмеялся: «Если я, что мне за это будет?». - «Вместе выпьем проспоренное шампанское».
Девушку звали Олечка, она оказалась поварихой, готовить ей помогали студентки-практикантки. С тех пор нам не приходилось стоять в очереди - к нашему приходу стол был накрыт (конечно, мы все оплачивали). Когда Остапчик заболел, Оля нам еду на дом приносила (мы с ней дружим до сих пор - сейчас она с детьми и внуками живет в Тирасполе, в Молдове).
С Неонилой Гнеповской, «Среди лета», 1975 год |
- Остап пошел в актеры, не полагаясь на протекцию отца, без его помощи поступив в Театральный институт (ныне университет) имени Ивана Карпенко-Карого...
- Богдан Сильвестрович говорил: «Хорошо, Остапчик, ты будешь Ступка номер один, а я - номер два».
- Дмитрий Ступка, ваш внук, выбрал сцену так же решительно?
- Димочка выбирал постепенно, как Сара выходит замуж (любимое выражение Богдана Сильвестровича). Два года проучился на журналиста в Киевском государственном университете культуры и искусств у Михаила Поплавского. Потом перешел сразу на второй курс театрального - к Богдану Сильвестровичу, который там преподавал с 2006-го по 2010 год.
С Аленой Бабенко в фильме Павла Чухрая «Водитель для Веры», 2004 год |
- А Богдан Остапович Ступка еще слишком мал, чтобы можно было понять, продолжит ли он семейную традицию?
- Ему только пять исполнилось. Пока очень любит рисовать - фломастерами и особенно карандашами...
- У Богдана Сильвестровича был легкий характер?
- Я, Скорпион по гороскопу, прихожу домой и сама себя съедаю, думая о каких-то проблемах, а он, Дева, логично все расставлял по своим местам - от этого так легко и хорошо становилось...
Сергей Никоненко, Богдан Ступка и Евгения Дмитриева, «Китайский сервиз», 1999 год |
- Где вы брали силы, чтобы выкладываться и на сцене, которой отдали почти четверть века, и у плиты?
- Молодость! Я могла после спектакля до пяти утра стирать белье вручную, на стиральной доске (Лариса Семеновна танцевала с 1963-го по 1987 год как солистка Львовского театра оперы и балета, который теперь носит имя Саломеи Крушельницкой, потом - Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. - Авт.). Еще и полы натирала, чтобы блестели, как зеркало. Когда гости спрашивали, кто нам так выдраил паркет, признавалась, что сама - ногами.
- Свежеприготовленный обед вы еще горячим приносили в театр...
- Это уже в Киеве. Сильвестрович тогда репетировал «Украденное счастье» по драме Ивана Франко (с тремя новыми актрисами, исполнявшими роль главной героини спектакля - по очереди с каждой), так что был занят буквально сутками. Жили мы близко от театра, на Крещатике, вот я и приносила еду. В буфетах Богдан никогда не питался.
С Натальей Сурковой в картине Дмитрия Месхиева «Свои», 2004 год |
- Молодые театральные барышни, наверное, сплетничали, что заботитесь о муже напоказ?
- Это их проблемы - зачем прислушиваться к недобрым разговорам? Наташа Лотоцкая - царствие ей небесное! - однажды призналась: «Ларисо, коли я спочатку подивилася, як ти носиш чоловiку їжу, думала, що працюєш на публiку, а в тебе, виявляється, все природньо». Кстати, это она, народная артистка Украины, многолетняя ведущая популярной украинской радиопрограммы «Вiд суботи до суботи», в свое время направила Богдана в театральную студию, а потом в Театре Франко была его партнершей по спектаклю «Тевье-Тевель», где играла Голду...
- Ваш супруг не обижался, когда вы его подарки (жемчужное ожерелье, например) передаривали невестке?
- Не только Ирочке все отдавала, но и внучке Устиночке, которой уже 12 лет. Сильвестрович смеялся: «У тебя покупки для внуков - это как секс». Я вообще не любительница украшений, мне все мешает. Одеваюсь демократично - деньги нужно вкладывать в образование, отдых, здоровье...
С Людмилой Гурченко, «Взять Тарантину», 2005 год |
- Простите, Лариса Семеновна, за этот вопрос. Вы скрывали от мужа, что у него онкология?
- Он все знал - в Германии подробно рассказал лечащий врач. Богдан Сильвестрович хотел сделать операцию на бедре (метастазы. - Авт.), а ему объяснили, что нужно сначала удалить первичную опухоль. Он все это очень мужественно переносил (надолго замолкает)...
- Несколько СМИ опубликовали ваш рассказ о его последних днях: как в больнице вы с ним вспоминали самые яркие моменты жизни. Наверное, и вашу первую встречу тоже - вы ведь познакомились в общей актерской компании?
- Какие компании?! Такого слова даже не было - во Львове это называлось «товариство». Ходили, например, на день рождения к какому-нибудь профессору, за столом собирались его дети. Или в консерваторию на Новый год.
- Все було дуже шляхетно?
Виталий Коротич: «Украина постоянно рождает порядочных и талантливых людей, в которых народ видит свое воплощение» |
- Да, конечно. Мне, 20-летней, это очень понравилось...
Через много лет одна журналистка спросила, имею ли бриллианты. «Конечно, - ответила я, - есть один». - «Большой?». - «Да. Этой мой Богдан Сильвестрович»...
РОМАН ВИКТЮК: «ЗАПАДНАЯ УКРАИНА, ЛЬВОВ ДАЛИ НЕПРЕВЗОЙДЕННЫХ ТВОРЦОВ: КУРБАСА, БУЧМУ, КРУШЕЛЬНИЦКОГО. БОГДАН СТУПКА ЭТОТ ВЫДАЮЩИЙСЯ КВАРТЕТ ЗАВЕРШАЕТ»
Легендарного украинского и российского режиссера Романа Виктюка и великого актера Богдана Ступку с молодости связывала общая любовь - к театру и родному Львову. Когда после ухода из жизни Ступки его преемником на посту худрука объявили Станислава Моисеева, 15 лет возглавляющего Киевский академический молодой театр, Роман Григорьевич прокомментировал это назначение, мягко говоря, неоптимистично: мол, более грамотно сейчас было бы создать коллегию - человека три из франковцев, знающих, чем театр дышит, и пусть бы они сезона три попытались им управлять, уважая память Ступки...
- Не все поверили Ступке, когда он, вслед за блистательным актером Михаилом Ульяновым, снявшим всего один фильм, сказал: «Не хочу пополнять ряды плохих режиссеров». Друг юности никогда не обсуждал с вами свои режиссерские планы?
Виталий Коротич: «Украина постоянно рождает порядочных и талантливых людей, в которых народ видит свое воплощение» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Ни разу. Может, это ему и приходило в голову, но он отгонял подобные мысли, понимая, что его предназначение - продолжить линию украинской актерской театральной школы.
- Вы познакомились еще школьниками?
- Когда мы с Богданом познакомились, я уже работал во Львовском театре юного зрителя главным артистом, а Ступка учился в 10 классе и посещал кружок любителей театра при ТЮЗе. Самые талантливые участники этого кружка были заняты в массовых сценах - в одном из спектаклей два статиста изображали лошадь, а играть задние ноги пришлось Богдану.
В самом начале 2000-х я, будучи в Киеве, рассказал о задних ногах кобылы на украинском телевидении, и Богдан, всегда смеявшийся над этой историей, вдруг обиделся на меня совсем по-детски: «Ти що, не мiг почекати, поки я не пiшов з мiнiстрiв?». (С 1999-го по 2001 год Ступка был министром культуры Украины. - Авт.).
Через некоторое время великая Елена Образцова играла в Киеве в моем спектакле «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Майнарди. Я сказал: «Лена, нам надо встретиться с Богданом. Только прошу тебя - ни слова о ногах кобылы!». Она пообещала, но буквально с порога ресторана, где мы должны были ужинать, воскликнула: «Боже мой, я гения вижу начало - это ноги кобылы!». Тут уж мы хохотали втроем, Богдан даже пытался вспомнить, какие выписывал кренделя...
- Ступка - один из немногих народных артистов СССР, не имевший высшего актерского образования. Как известно, диплом получил только в 1984 году, окончив театральный институт (нынешний Киевский национальный университет театра, кино и телевидения) имени Ивана Карпенко-Карого по специальности «театроведение»...
- Во Львовском драматическом театре имени Марии Заньковецкой работал ученик Леся Курбаса Борис Тягно - Ступка поступил к нему в студию...
-...и окончил ее в 1961-м...
- Борис Фомич очень любил Богдана, не тянул его в ложную психологичность советского театра, для начала поручив ему роль робота Механтропа в спектакле «Фауст и смерть» Александра Левады. В Ступке была колоссальная пластическая острота и изощренность - Механтроп покорял тоской механического существа по человеческим чувствам...
- Когда Богдана Сильвестровича не стало, вы удивились, что вашего земляка похоронили на Байковом кладбище столицы, а не во Львове...
- На Лычаковском кладбище справа от входа похоронены выдающиеся артисты, писатели, музыканты. Как-то, показывая на два оставшихся свободными места, Богдан мне сказал: «Ось там будемо лежати й ми. Ти - злiва, я - справа». Я его перебил: «Нi, навпаки. Ти - злiва, а я - справа». Так мы и не решили - в каком порядке...
- Грустная шутка...
- В середине июля я несколько раз хотел позвонить Богдану, но все время что-то отвлекало. Наконец набрал его номер, ответила Лариса: «Рома, откуда ты знаешь, что Богдан весь день ждет твоего звонка?». Передала мужу трубку, Богдан сказал: «Сьогоднi ти менi снився. I вчора... Нiбито ми з тобою гуляли по якiйсь площi в Лондонi, як у Львовi - по площi Ринок, коли я ще був у 10 класi». Я спросил: «Як ти?». - «Погано». И заплакал... Через четыре дня его не стало. Узнав о его уходе, я был ошеломлен: так соединить конец и начало жизни - озарение. Душа свободно летает над Землей...
Я безумно счастлив, что Западная Украина, Львов дали украинской культуре непревзойденных творцов: Леся Курбаса, Амвросия Бучму, Марьяна Крушельницкого. Богдан Ступка завершает этот квартет. Если представить украинский танец с гуцульской музыкой, эта четверка такие вихри на земле украинской подняла к небу, что, думаю, их мощнейшая энергия останется надолго.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: «СТРОКИ АХМАТОВОЙ В ИСПОЛНЕНИИ СТУПКИ ЗВУЧАЛИ ПОТРЯСАЮЩЕ, А ПОТОМ БОГДАН ПОСЕТОВАЛ: «КАКОЙ ЖЕНЩИНЕ Я ПОТЕРЯЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДАРИТЬ ЦВЕТЫ!»
Замечательный поэт Евгений Евтушенко очень жалеет, что ничего не написал специально для Ступки как для актера - Богдан Сильвестрович был еще и прекрасным чтецом.
- Евгений Александрович, в вашем стихотворении памяти Богдана Ступки есть строки: «...актер великий и своим молчаньем на всех наречьях с нами говорит». Вы знали, что Богдан Сильвестрович мечтал сыграть роль совсем без слов?
- Это просто совпадение. Я читаю свои стихи со сцены и знаю, насколько важно уметь держать паузу. Ступка делал это блестяще. Он - суперактер мирового уровня (жаль, что иногда его втаскивали в пошловатые киноленты)...
- Опять цитирую Евтушенко: «Начинающий Ступка в чупрынной лихой голове чуть не с детства, наверное, выносил тайный замысел, а не вымысел - стать украинским Лоуренсом Оливье»...
- Все равно он остался не подражателем великого британца, а самим собой.
- «Вздохнул он вдруг: «Жаль, в жизни этой склочной не преподнес Ахматовой цветы...» - это реальная история?
- Совершенно. Мы с Богданом познакомились, когда он на моем вечере в Театре Франко прочел поэму «Бабий Яр» по-украински. Потом Богдан спросил: «Не возражаешь, если исполню что-нибудь по-русски? (я понял его желание, потому что в школе читал Шевченко по-украински, «Заповiт» знаю наизусть и даже перевел его на русский). Твои стихи помню, но боюсь ошибиться в присутствии автора, поэтому - Ахматова». Строки Анны Андреевны у Ступки звучали потрясающе. Потом мы сидели выпивали и Богдан посетовал: «Какой женщине я потерял возможность подарить цветы!».
Богдан был обворожительным, гипнотическим человеком...
- Вы ведь посвятили «первому артисту планеты» еще одно стихотворение - «Богдан и Лариса». Вернее, ему и его жене: «...а однажды любовь натянулась, как нить, и почти порвалась, но сынишка вернул ей дыханье»...
- О том, как эта прекрасная пара чуть не рассталась, мне рассказал большой друг Богдана Ступки Семен Цидельковский - импресарио из Черновцов. Однажды супруги пришли в загс, чтобы развестись, потом вдруг просто посмотрели друг на друга и, ничего не говоря, вместе вернулись домой...
- «...с пастернаковской Ларой, Лариса, тебя я хотел бы сравнить по страданьям твоим...» - это ведь не просто созвучие имен?
- Любой женщине рядом с гениальным публичным человеком очень трудно...
В большинстве разводов виноваты мужчины. Только женщина патологического типа, любя, может изменять. К сожалению, мы, мужчины, устроены немного по-другому.
- Богдан Сильвестрович в шутку сетовал, что в молодости не пользовался особым успехом у прекрасного пола, а потом его вдруг полюбили все: девушки, тетеньки, бабушки...
- Это крест, но Лариса несла его очень достойно...
Я, например, не хотел расставаться ни с одной из бывших жен, потому что любил их. Вернее, до сих пор люблю (вообще разлюблять не умею), но все-таки был горько наказан - они не выдерживали жизни со мной. Нужно быть сильной, потому что не отодрать от нас никакой пемзой запах женщины чужой (были у меня такие строчки). Вы можете догадаться, даже если нам просто нравится другая.
Это ужасно, но иногда у нас, очень занятых людей, не хватает времени на нежность - мы достаемся нашим женам усталыми. Лариса это прекрасно понимала.
Мучительно видеть, как твой мужчина, например, стоит на сцене, потом идет по улице с кем-то, кто его обожает...
- Знаменитый актер и педагог поучал своих студентов: «У вас всегда будет два врага - алкоголь и личная жизнь». Значит ли это, что творческий человек и семейное счастье не рифмуются?
- Не могу согласиться. За спиной у каждого воина должна быть тихая зеленая лужайка - место, где всегда ему рады.
- Друзья семьи рассказывали, что Богдан Сильвестрович трепетно относился к супруге, к близким...
- Насколько ему позволяла занятость. Жены многих талантливых людей мучатся, что их мужья слишком мало времени уделяют семье, но это не значит, что не думают о ней.
Выдержать жизнь с великим человеком способна только великая женщина - он не может принадлежать лишь ей, и она должна это понимать. Счастье Богдана, что такую женщину в лице Ларисы он нашел...
ВИТАЛИЙ КОРОТИЧ: «СТУПКА БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ МАСШТАБНЫМ, ЦЕНУ СЕБЕ ЗНАЛ, НЕ СТРАДАЛ «КОМПЛЕКСОМ МЕНШОВАРТОСТI»
Когда Виталий Коротич перебрался в Москву, его квартира в доме на улице Заньковецкой напротив Театра Франко досталась Богдану Ступке.
- Виталий Алексеевич, думаю, вам до сих пор объясняют, сколько стоили ваши квадратные метры в самом центре Киева...
- Когда мне дали в распоряжение четыре комнаты (бывшее общежитие Министерства сельского хозяйства, совершенно разрушенное), я сделал ремонт и превратил их в приличное жилье. Уезжая, просто сдал ключи от квартиры в домоуправление. Первое, что сказал мне Богдан Ступка, когда въехал: «Какая у вас там хорошая аура».
- Вы близко знакомы?
- Все мы варились в одной кастрюле. Друзьями назвать нас нельзя (я больше дружил с Сергеем Данченко, Николаем Зарудным - людьми предыдущего поколения), хотя Ступка был очень интересным, широким...
- Что в нем - актере, человеке - стало потрясением лично для вас?
- Он помог мне разрушить несколько стереотипов. Стыдно, но мы, «середняки», жители Центральной Украины, относимся к галичанам с каким-то предубеждением, а Ступка, родившийся в поселке Куликов Жолковского района на Львовщине, не был провинциалом, прекрасно разбирался в театре, кинематографе. Умел рисковать - снимался в резонансных фильмах в Москве и Польше, играл неоднозначные роли в сериалах. Возглавил Театр Франко, когда тот ожидал очередной перестройки. Вообще организовывать любой художественный коллектив - занятие самоубийственное, но своим авторитетом Ступка завоевал право на такую роль.
- Несмотря на то, что перемены вначале спровоцировали настоящий бунт...
- Недовольства постоянны, ведь для оценки актерского, писательского, журналистского труда не существует четких критериев. В медицине (я начинал как врач) совершенно четко известно: один хирург может сделать определенную операцию, другой - нет, а для творческих людей не придуманы объективные оценки...
- Богдан Сильвестрович как-то сказал: «Во мне нет фанаберии, это болезнь посредственных актеров»...
- Высокомерие, чванство, гордыня не всегда зависят от наличия и меры таланта - скорее, от воспитания, чувства юмора, которое Хемингуэй называл разновидностью храбрости. Ступке была присуща потрясающая самоирония...
- Да и собственно ирония тоже была не чужда...
- Я уже рассказывал, как за несколько месяцев до ухода Богдан пошутил, сказав мне: «Смотрю по телевизору встречу Януковича с президентом России и не понимаю - кто из них великоросс, а кто мало рос»...
Ступка был человеком масштабным, цену себе знал, не страдал «комплексом меншовартостi», который присущ многим талантливым украинцам.
- Когда актера не стало, в некрологах писали: с ним, последним из могикан, умерла и отечественная культура...
- У меня такого ощущения нет, я ведь не молод и начал ходить в Театр Франко, когда там играли Амвросий Бучма, Наталия Ужвий, Юрий Шумский, Дмитрий Милютенко - выдающегося ранга актеры. Затем их поколение сменилось другим, а сейчас уходит мое, в котором были Винграновский, Гуцало, Высоцкий, Рождественский, Вознесенский - увы, это биология. Однако преемственность очень важна...
- Актер же в Украине - больше чем актер? Ведь такого прощания, как со Ступкой, в Киеве не было никогда...
- В 1980 году из-за смерти Высоцкого в Москве чуть не сорвались игры летней XXII Олимпиады. Но если творческий человек превращается в лидера нации, а никто из политиков и державных мужей даже близко не имеет подобного авторитета, это тревожно в первую очередь для самой власти.
- Быть одновременно талантом, держащим небо на плечах, и талантом, реализовывающимся в профессии, крайне сложно...
- Он должен был быть тем, кем был, - великолепным актером. И конечно, прекрасным организатором театра, которого не сбивали с пути интриги. Между прочим, вообще не знаю ни одного любимого труппой режиссера - даже самого гениального. Булгаков написал «Театральный роман», который исследователи считают самым смешным детищем писателя, о великих Константине Станиславском и Владимире Немировиче-Данченко. На моих глазах в Москве «съели» Юрия Любимова, я слышал множество гадостей об Олеге Табакове. К сожалению, это такой мир, в нем высоко держать голову - очень нелегкое дело.
- Иногда актерские и человеческие качества отличаются разительно. У Ступки, говорят, все было соразмерно. Одна деталь - лежал он, как положено по статусу, в престижной больнице «Феофания», но не в VIP-палате, а в обычной...
- Даже не знаю (и не хотел бы преждевременно узнать), где легче умирать: на миру или в одиночестве отдельной палаты. Лучше жить. Ступка жил. И работал до последнего дня...
В истории нашей бывшей общей большой страны часто происходили неимоверные сломы. В 1917 году был отброшен целый культурный слой и в муках родилось новое искусство - сначала жлобское, потом посветлее. Наконец, появился современный украинский театр. С ним сейчас происходят очередные мучительные метаморфозы, но когда говорят, что он умирает, не верьте.
- Многие «театралы» при слове «оливье» вспоминают сейчас не великого британского актера Лоуренса Оливье, а салат с майонезом...
- Увы, мы с вами до сих пор живем в культурной дыре - годы советской власти были временем нашей изоляции от человечества. Можно только догадываться, что было бы, если бы тот же Ступка вовремя увидел короля Лира в исполнении Лоуренса Оливье, фильмы Луиса Бунюэля и Чарли Чаплина, пьесы Эжена Ионеско...
Потом все вдруг пришло в одном пакете - на нас обрушилась лавина информации, которую целебнее было бы получать по столовой ложке. Но Богдан Ступка сумел найти свое место в мировом искусстве - его признали и в Европе, и в очень капризной, переборчивой России, не принимающей никого чужого...
- «Оскара» он так и не дождался...
- Звания и награды приятны, но преходящи, а Богдан Ступка будет жить и на сотнях километров кинопленки, и в памяти тех, кто видел его на сцене. Конечно, когда-нибудь уйдут последние театралы, заставшие его игру, пленки сотрутся. Останется только репутация человека, который в трудные времена перешел из советского театра в независимый украинский и возглавил его - без экстремизма, без политиканства...
Две недели назад в Москве, оказавшись на ужине, где за одним столом собрались многие известные люди - Виталий и Владимир Кличко, Александр Розенбаум, я сказал, что Украине повезло. В России после Гагарина нет человека, который являлся бы символом страны, а в Украине был Ступка, есть братья Кличко. Украина постоянно рождает порядочных и талантливых людей, в которых народ видит свое воплощение. В этом - один из залогов нашего доброго имени и нашего чувства собственного достоинства.