Когда страдающему синдромом Дауна сыну Ии САВВИНОЙ сказали, что мамы больше нет, он ответил: «Тогда пойду и поставлю свечку»
На экране она дебютировала в фильме Иосифа Хейфица «Дама с собачкой», поразив и зрителей, и кинокритиков удивительным сочетанием ангельской внешности, незаурядного актерского дарования и сильным характером.
Актриса снялась более чем в 60 фильмах, добрая треть которых сегодня считается классикой отечественного кино, - «Звонят, откройте дверь!», «Анна Каренина», «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Служили два товарища», «Сюжет для небольшого рассказа», «Романс о влюбленных», «Частная жизнь», «Слезы капали», «Гараж».
Еще студенткой Ия Саввина вышла замуж за профессора геологии Всеволода Шестакова. Рождение сына, которого она ждала как величайшего чуда, обернулось ужасным потрясением - у мальчика был синдром Дауна. Врачи предлагали актрисе оставить ребенка в больнице, но она отказалась. И смогла не только обеспечить Сереже тщательный уход, внимание и заботу, но и продлить ему век, который у детей Солнца (так называют людей с синдромом Дауна) ограничен.
После развода с первым мужем судьба подарила актрисе личное счастье - сначала бурный роман с театральным режиссером Петром Штейном, потом - тихую, без буйств и потрясений, но счастливую семейную жизнь со вторым мужем, актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым.
О том, что у нее меланома - рак кожи, Ия Сергеевна узнала несколько лет назад. Ее прооперировали, казалось, она пошла на поправку. В марте прошлого года актриса отпраздновала свое 75-летие, но уже в мае ее сразил инсульт, а еще через два месяца она попала в автокатастрофу, получив серьезную травму грудной клетки. С тех пор дни актрисы были сочтены.
С мамой Верой Ивановной, конец 30-х |
Ия Саввина умерла поздно вечером 27 августа на руках у своего мужа, с которым после двух десятилетий совместной жизни наконец-то официально оформила отношения - буквально за несколько дней до смерти. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище рядом с могилой поэтессы Беллы Ахмадулиной, голосом которой говорит Пятачок из знаменитого мультфильма о Винни-Пухе, озвученный Саввиной.
АКТРИСА И ПЕДАГОГ АЛЛА ПОКРОВСКАЯ: «ОНА НИКОГДА НЕ ВЫПЯЧИВАЛА СВОЕ НЕСЧАСТЬЕ, НЕ ТРЕБОВАЛА К СЕБЕ СНИСХОЖДЕНИЯ»
Алла Покровская: «Ия, помимо актерского дара, и журналисткой была очень хорошей» |
С актрисой и педагогом Школы-студии МХАТ Аллой Покровской Ию Саввину связывали долгие дружеские отношения.
- Алла Борисовна, как выпускница журфака МГУ Ия Саввина стала блистательной актрисой?
- Наверное, во многом это заслуга Ролана Быкова - у него в студенческом театре МГУ она прошла отличную актерскую школу. Спектакль, в котором Ия играла главную роль, - «Такая любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута, - гремел тогда на всю Москву. Там был очень сильный состав, так, помимо Саввиной, в спектакле была занята и Алла Демидова. После успешного дебюта Ия стала известной среди театральной общественности, а Иосиф Хейфиц выбрал ее на главную роль в «Даме с собачкой», где она оказалась партнершей самого Алексея Баталова.
Первым мужем Ии Сергеевны стал ученый-гидрогеолог и актер Всеволод Шестаков — отец единственного ребенка Саввиной |
Что же до отсутствия актерского образования, скажу так: актерству научить нельзя - либо у человека есть талант, либо нет. У нее был.
- Но существуют же какие-то специальные умения и навыки!
- Далеко не все, кто учится в театральных институтах и этими умениями и навыками овладел, становятся впоследствии актерами. Ия, помимо актерского дара, обладала прекрасными внешними данными. Она была красивой, нежной, с невероятно притягательными глазами, немыслимым обаянием - это еще надо было родиться такой! Все эти составляющие и сложились в ее артистический талант.
Но она ведь и журналисткой была очень хорошей, у нее много замечательных статей о выдающихся актерах, с которыми она была знакома, - Фаине Раневской, Любови Орловой, Михаиле Ульянове, Сергее Юрском.
С сыном. «Она относилась к нему, как любая мать к своему ребенку. Сережа прекрасно рисует, читает стихи, играет на пианино, знает английский и даже получил высшее образование» |
Ия писала книги, прекрасно знала поэзию, и мы часто приглашали ее к студентам Школы-студии МХАТ, чтобы она почитала стихи. Понимаете, она заметно превосходила средний уровень и по актерскому дарованию, и по образованию. При этом вовсе не производила впечатления человека не от мира сего. Напротив, была прекрасной хозяйкой, любила жить в деревне, где обзавелась маленьким домиком, умела работать на земле - что-то там сажала, потом собирала урожай, делала какие-то запасы. Ей все удавалось!
- Говорят, характер у нее был сложный...
- (Смеется). А каким он может быть, если в одном человеке совмещается столько дарований? Когда видишь вокруг себя бездарей, с умным видом изрекающих всякие глупости, поневоле начнешь демонстрировать жесткий нрав.
Да, у нее время от времени возникали какие-то трения, но Ия была достаточно умна для того, чтобы конфликты не выглядели глупыми.
Со вторым супругом актером Анатолием Васильевым Ия Саввина прожила больше 30 лет |
В работе она могла быть требовательной и нетерпимой, но в окружении друзей и близких становилась совсем другой - мягкой, доброй, умиротворенной - и многим помогала. Если она кого-то любила, готова была сделать для этого человека все, что в ее силах.
- С кем Ия Сергеевна дружила?
- Ее многие любили, поэтому их дом никогда не пустовал - там постоянно были люди. Из нашего театра она сдружилась с Наташей Теняковой и со мной, ее близкой подругой была и ушедшая несколько лет назад в монастырь Люба Стриженова.
- Лично вас в ней что больше всего удивляло и восхищало?
- Пожалуй, ее сила духа и мужество, которых трудно было ожидать от такой маленькой и хрупкой женщины. Казалось бы, родить ребенка с синдромом Дауна - это большое горе. Но она никогда не выпячивала свое несчастье, не требовала к себе какого-либо снисхождения только потому, что у нее болен ребенок. Ия относилась к его состоянию, как к чему-то совершенно естественному (хотя по каким-то обмолвкам, оговоркам я понимала, что ей очень тяжело).
Дмитрий Брусникин: «Ее абсолютной искренности многие побаивались» |
Это был ее крест, и она мужественно его несла. И мы видим результат - Ия продлила жизнь своему сыну: как правило, люди с синдромом Дауна живут не больше 40 лет, а Сереже уже 54. Идет даже речь о том, чтобы занести его в Книгу рекордов Гиннесса как долгожителя среди таких людей.
АКТЕР, РЕЖИССЕР И ПЕДАГОГ ДМИТРИЙ БРУСНИКИН: «ДУРАКУ САВВИНА ОТКРЫТО ГОВОРИЛА, ЧТО ОН ДУРАК»
Дмитрий Брусникин - не только добрый друг, но и коллега Ии Саввиной - был режиссером последнего в жизни актрисы спектакля, в котором ей так и не довелось выйти на сцену.
- Дмитрий Владимирович, зрители очень часто путают актеров с их ролями и ошибаются...
- Ия Саввина на экране и сцене была такой же, как в жизни. И к тому же настолько богата духовно, что могла найти в себе любой из репетируемых образов - ее на все хватало. Ее абсолютной искренности, честности и принципиальности многие побаивались: мол, она чрезмерно строга. Иногда у Ии возникали из-за этого проблемы.
С Фаиной Раневской Саввину связывала нежная дружба |
Но она никогда не участвовала в каких-то пошлых проектах, не занималась тем, что ей не нравилось, сославшись на материальную необходимость. Она опиралась только на собственный вкус, а не на чужое мнение.
Заслужить ее расположение было нелегко. Дураку Саввина открыто говорила, что он дурак. Она вообще была очень остра на язык, в этом смысле ее можно назвать продолжательницей Фаины Раневской, афоризмы и едкие высказывания которой общеизвестны. Кстати, Ия Сергеевна дружила с Раневской, очень уважала ее, и Фаина Георгиевна отвечала ей тем же.
- Актриса Саввина была еще и очень мужественной женщиной. Согласитесь, ребенок-инвалид - тяжелое испытание...
- Справедливости ради надо сказать, что Сережа не всю жизнь жил вместе с матерью, только последние лет 10-12. Связано это было с пресловутым квартирным вопросом: как только Ия смогла позволить себе квартиру большего метража, сразу же забрала его у мамы и сестры, где он жил до этого.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 год |
Хоть Ия Сергеевна и не ходила в церковь, у нее были особые отношения с религией, с верой, ее очень уважали священники. Болезнь сына она воспринимала как данность. Несмотря ни на что, это было ее дитя, ее счастье, ее радость, ее солнышко. Она относилась к нему, как любая мать к своему ребенку. Сережа прекрасно рисует, играет на пианино, замечательно читает стихи, хорошо знает английский язык и даже получил высшее образование, что большая редкость для людей с таким заболеванием.
- По-вашему, чья это заслуга?
- Кто с ним только ни занимался: и мать, и отец Всеволод Михайлович Шестаков, и бабушка - свекровь Ии. Все они уделяли Сереже много времени, он не был обделен вниманием. Думаю, жизнь у него была даже более насыщенной, чем у многих здоровых его сверстников.
- Как долго вы знали Ию Саввину?
- Со времен студенчества.
С Алексеем Баталовым в своем первом фильме «Дама с собачкой», 1960 год |
Я учился в Школе-студии МХАТ у Олега Николаевича Ефремова вместе с покойным ныне Романом Козаком, Сашей Феклистовым. В конце первого курса наши мастера повезли нас на Соловки. Ия Сергеевна и ее муж, Анатолий Исаакович Васильев, присоединились к нам, там мы с ними и познакомились. С тех пор мы стали частыми гостями в их доме.
- Хозяева были людьми хлебосольными?
- В их доме всегда было много гостей. Если бы там было неуютно и холодно, то, наверное, он бы так не притягивал. А еще Ия Сергеевна фантастически готовила, можно сказать, была чемпионом мира по кулинарии - на любом конкурсе поваров заняла бы первое место. Она обожала читать поваренные книги, от старинных до современных, у нее был миллион всяких рецептов - кем-то рассказанных, откуда-то переписанных. При этом она все равно импровизировала, у нее был свой стиль. Я как человек, которому довелось пробовать ее блюда, могу сказать: это было невероятно вкусно! Ей одинаково хорошо удавались и солянка, и холодец, и заливное, и хачапури, и долма.
- Мне Ия Сергеевна казалась женщиной, равнодушной к своему внешнему виду...
С Сергеем Шакуровым, «Месяц август», 1971 год Фото Fotobank.ua |
- В последний год жизни она очень плохо себя чувствовала, у нее не хватало сил еще и на это. Но Ия всегда была очень аккуратной.
- В театре знали, что она так тяжело болеет?
- Конечно, но в прессу это не просочилось. У Ии Сергеевны вообще были прохладные отношения со СМИ: она крайне редко давала интервью, не любила повышенного внимания к своей персоне, никогда не праздновала юбилеи. Не была она и персонажем светской хроники - ей это было неинтересно.
Зато ее очень увлекала работа. Практически до последнего дня жизни Ии мы репетировали пьесу Петрушевской «Он в Аргентине», в которой Саввина была занята с Натальей Теняковой. Ия Сергеевна, которая очень долго не играла в театре новых ролей (она всегда очень ответственно подходила к их выбору), страстно хотела репетировать. Все мы надеялись на лучшее, и она верила, что обязательно выйдет на сцену и сыграет премьеру. Но, увы, из-за ее плохого самочувствия репетиции пришлось прервать...
- Что теперь будет с ее сыном Сережей?
С Владимиром Высоцким, «Служили два товарища», 1968 год |
- Ия Сергеевна часто говорила, что они с Сережей должны уйти из жизни в один день, иначе о нем просто некому будет позаботиться. Но судьба распорядилась иначе. К счастью, еще жива мама Саввиной, дай Бог ей здоровья, есть сестра и муж, который является официальным опекуном пасынка. Надеюсь, все у Сережи будет хорошо.
СУПРУГ ИИ САВВИНОЙ АКТЕР АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ: «ИЯ РЕАГИРОВАЛА НА КАКИЕ-ТО ЖИЗНЕННЫЕ КОЛЛИЗИИ РЕЗКО, НО СПРАВЕДЛИВО»
Должен был пройти почти год, прежде чем муж Ии Саввиной актер Анатолий Васильев согласился рассказать о жене. Этот мужественный человек прошел с ней все круги ада, связанные с болезнью, и особенно последнюю, самую тяжелую неделю, когда актриса страдала от невыносимой боли. Несмотря ни на что, он верил, что жена выздоровеет и обязательно выйдет на сцену. На его руках она потеряла сознание, не сказав ему ни слова на прощание. Он вызвал «скорую», которая - увы! - помочь ничем не смогла.
«Она была красивой, нежной, с невероятно притягательными глазами, немыслимым обаянием» |
- Анатолий Исаакович, вы лучше других знаете, каким человеком была Ия Сергеевна...
- Прежде всего она была очень мудрой. Ия реагировала на какие-то жизненные коллизии резко, но справедливо. Кому-то это, наверное, не нравилось, но ее раздражала чужая глупость, тупость, бестолковость, непорядочность, непрофессионализм - то, что раздражает всех нас. Она была разной, как все мы: веселой, когда пела и танцевала, сосредоточенной, когда читала или писала, сердитой - тогда ругалась и могла даже накричать.
- О вашей жене покойной говорят как о замечательном знатоке поэзии...
- Она знала наизусть очень много стихотворений, но это касалось только ее любимых поэтов - Юрия Левитанского, Булата Окуджавы, Иосифа Бродского... И Владимира Высоцкого Ия любила именно как поэта, а не как актера или барда, обожала читать его песни как стихи. Так что дело тут не в уникальной памяти, схватывающей на лету любую, в том числе и поэтическую информацию, - она хорошо помнила только тех, кого любила.
- Сейчас мало кто знает стихи наизусть...
- Наше с Ией Сергеевной поколение отличается от современного: нынешней молодежи такие знания не нужны, а мы не могли и не хотели жить без них. Существовал так называемый самиздат: запрещенные в стране произведения перепечатывались под копирку на машинках на папиросной бумаге. Такие книги мы под строгим секретом читали и передавали друг другу. Сейчас стихи забыты - время другое. Но когда-нибудь маятник, как уже миллион раз бывало в истории, качнется в обратную сторону, и люди снова начнут собираться на поэтические вечера.
- Правда ли, что одной из подруг вашей супруги была поэтесса Белла Ахмадулина, рядом с которой ее и похоронили?
С Владимиром Заманским и Георгием Жженовым в картине «Чужая», 1978 год |
- Мне об этом говорить трудно: только сама Ия могла назвать имена тех, кого действительно считала близкими друзьями. Но круг людей, вхожих в наш дом, был очень широк. С Ахмадулиной они, кстати, не так часто пересекались в жизни, хотя взаимное приятие у них было - Ия питала самые добрые чувства к Белле Ахатовне, и та отвечала тем же. Чтобы хорошо друг к другу относиться, им и не нужно было тесное общение: достаточно было на расстоянии понимать, что есть человек, который в чем-то с тобой совпадает.
А были люди, перед которыми Ия просто преклонялась. Например, артисты балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев, которых она считала живыми гениями и говорила им об этом в лицо.
- По образованию Ия Сергеевна - журналист, и эта профессия ее тоже от себя не отпускала. Где можно почитать сегодня ее эссе и очерки о великих актерах?
- Друзья собрали их в сборник и подарили Ии Сергеевне на 60-летие.
С Михаилом Ульяновым, «Частная жизнь», 1982 год Фото Fotobank.ua |
В этой книжке все, что она успела написать, - за исключением двух-трех статей. К сожалению, их очень мало. У нее было очень легкое перо, ум и глубина - такое сочетание среди современной журналистской братии встречается редко. Потому я с Ией время от времени даже ругался по этому поводу: мол, почему ты ничего не пишешь? После этого она садилась за письменный стол, но терпения хватало не надолго. Видимо, ее журналистское время прошло. В МГУ, да и сразу после окончания журфака, она горела этой работой, печатала статьи на машинке - компьютеров в то время еще не было. Но со временем охота писать пропадала, пропадала, пока не сошла на нет.
- Одна из героинь очерков Ии Саввиной - Фаина Раневская. Их связывали особые отношения?
- Это была очень трогательная дружба. Помню звонки по вечерам: когда Ия снимала трубку, Фаина Георгиевна своим низким голосом спрашивала: «Девочка моя, что вы делаете?». На стене у нас висит картина с надписью на обратной стороне, сделанной рукой Раневской: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской. 1974 год».
Когда нашему с Ией союзу было года три, Фаина Георгиевна однажды случайно налетела по телефону на меня: «Можно Иечку?». - «Ее, - говорю, - сейчас нет». - «А вы, - спросила, - ее друг»? И, услышав утвердительный ответ, воскликнула: «Как я ей завидую!».
С Олегом Ефремовым |
Правда, встречались они редко, но раз в несколько месяцев Ия говорила мне: «Хочу навестить старуху» - так она называла Раневскую. Мы садились в машину, я подвозил Ию к дому на Бронной, а сам ходил во дворе и ждал ее возвращения. И хотя они по два, а иногда и по четыре часа вели свои разговоры, мне это было не в тягость.
«У СЕРЕЖИ ВСЕ ПРОЩЕ, ОН ЖИВЕТ В СВОЕМ МИРЕ, КОТОРЫЙ, ВИДИМО, ЛУЧШЕ НАШЕГО»
- Говорят, у Ии Сергеевны были особые отношения с растениями?
- Она их просто обожала! Все подоконники в нашей квартире были заставлены цветами и цветочками, которые при отъезде на лето за город надо было кому-то поручить. Несмотря на то что в последнее время Ии уже тяжело было этим заниматься, она развозила их по друзьям и знакомым. Когда же мы осенью приезжали в Москву, начинался обратный процесс возвращения горшков и расстановки по подоконникам.
А в земле она любила копаться столько, сколько я ее знал. Ей нравилось перетереть комочки, чтобы земля стала, как пух, что-нибудь посадить, а потом наблюдать, как все это растет. Ии достаточно было ткнуть в землю сухую ветку, и та тут же зеленела и зацветала.
Светлана Немоляева, Георгий Бурков, Глеб Стриженов, Валентин Гафт, Ия Саввина и Лия Ахеджакова в комедии Эльдара Рязанова «Гараж», 1979 год |
- Важен был сам процесс или результат в виде урожая?
- Одно было для нее неотделимо от другого. Ей нравилось побросать в подол огурчики, а на следующее утро снова пойти и обнаружить, что вчера что-то пропустила, - радовалась всегда невероятно. Очень любила делать всякие заготовки - солить, сушить, мариновать. Она вообще обожала готовить, и получалось у нее это замечательно. Собирала кулинарные книги: от классика русской кулинарии Елены Ивановны Молоховец (это середина ХIХ века) и до современных изданий. Все друзья и знакомые знали: хочешь сделать Ии Сергеевне подарок - купи поваренную книгу!
Она могла перечитывать эти труды бесконечно, а потом, скрупулезно соблюдая рецептуру, готовить сложнейшие блюда. Над некоторыми нужно было колдовать неделю, а иногда и 10-15 дней: неделю вымачивать мясо в каком-нибудь растворе, потом неделю его отбивать, а потом еще неделю мариновать - дождаться блюда было просто невозможно. Особенно много таких рецептов именно у Молоховец, каждое блюдо у нее готовится не меньше трех дней, за что я ее недолюбливал. Но это была стихия Ии. Причем ей очень важно было не столько попробовать блюдо самой, сколько угостить гостей и увидеть, как их физиономии расплываются в улыбках удовольствия.
- Ия Сергеевна до последних дней жизни репетировала новый спектакль?
- Вместе с Наташей Теняковой они должны были сыграть в пьесе Людмилы Петрушевской. К сожалению, это было застольное чтение - они, так сказать, разминались, даже не успели выйти на сцену. Ия часто читала мне отрывки - наигрывала, нащупывала, как будет впоследствии делать роль.
Анатолий Васильев прощается с женой. Народная артистка СССР Ия Саввина скончалась 27 августа 2011 года вследствие осложнения меланомы, похоронена на Новодевичьем кладбище |
Могло бы получиться очень интересно. К сожалению, сейчас эту пьесу репетируют другие актрисы. Меня это очень расстраивает, но ничего не поделаешь: театральный процесс - вещь жестокая.
- Ия Сергеевна была мужественной женщиной и в жизни, и в профессии?
- Да! Особенно это видно по ее последним дням. Известие о том, что жить ей осталось всего несколько дней, она приняла спокойно и стойко.
- Покойная жена вам снится?
- К сожалению, нет, и это очень странно и обидно. Наяву, как видение, она мне является очень часто, а во сне почему-то не приходит.
Многих в таких случаях спасает религия, а я, к сожалению, атеист. Друзья неоднократно пытались обратить меня в веру и окрестить, но это же не происходит по чьему-то желанию или велению. А в силу своего атеизма я понимаю, что она ушла навсегда, и это очень страшно. Навсегда! Будь я верующим, надеялся бы встретиться с ней где-то в мире ином, но я понимаю, что этого не будет. Она живет только в моей памяти.
- Чем вы спасаетесь?
- Навалились заботы. Прежде всего бытовые - и Сережка, и работа, и еды надо купить, и одежду, и обувь - старая износилась. Все это как-то отодвигает душевную боль на второй план.
- Как дела у Сережи?
- Слава Богу, с ним все в порядке - все, что ему нужно, у него есть: синтезатор, много красок, много картонок. И он замечательно всем этим занимается - играет на синтезаторе, рисует, учит английский. У него все проще, он живет в своем мире, который, видимо, лучше нашего. Вообще, Сережа - вечно улыбающийся, недаром таких людей, как он, называют детьми Солнца. Очень редко бывает, что ему что-то не нравится, а так он все время пребывает в прекрасном расположении духа.
- Как ему сказали о том, что мамы не стало?
- В августе прошлого года мы втроем были в нашем доме под Костромой, где проводили по пять месяцев в году. Когда Ия заболела, возникла нужда срочно поехать в Москву, чтобы показать ее в клинике на Каширке, - наш знакомый врач заподозрил осложнения. Поскольку мы думали, что уезжаем на два-три дня, Сережа остался там с очень хорошей деревенской женщиной Машей, которая всегда нам помогала. Но в Москве стало ясно, что обратно мы уже не вернемся, - болезнь прогрессировала быстрыми темпами.
Когда Ии не стало, я позвонил Маше и попросил сообщить Сергею, что его мамы больше нет. Но через день она мне перезвонила и призналась, что, как ни пыталась, не смогла этого сделать. Пришлось мне попросить Сережу к телефону и все ему сказать. Он ответил: «Да? Тогда я пойду и поставлю свечку».
Сын Ии очень любит ходить в церковь, вот и сегодня был в храме, ставил свечки за маму, папу и всех, кого помнит. К этому его приучил отец, который вместе с ним ходил в храмы, и теперь этот ритуал доставляет ему большое удовольствие.
Вот я с вами разговариваю (по телефону. - Авт.), а прямо напротив меня стоит портрет Ии Сергеевны, внизу горит лампадка. Бывает, Сережа, пробегая мимо, вдруг остановится, перекрестится, глядя на мамин портрет, и после паузы бежит дальше по делам. Поэтому понять, как он в душе относится к тому, что ее больше нет, я не могу. Сережа остался сиротой, вот что страшно. Сегодня у него из близких я один...