Командовать парадом будет он!
Цена билетов на спектакль Олега Меньшикова «Игроки» доходила до 500 у. е. Поэтому в зрительном зале Театра Франко собрались в основном не завсегдатаи-театралы, а те, для кого поход на Меньшикова — статусная необходимость. «Верту», «Бентли» и даже Сухоруков с Меньшиковым — все это качественные бренды для общества сверхпотребителей. Чем дороже — тем престижнее.
Театр становится моден, как стразы Сваровски. Храм превращается в тусовочное место для бизнесменов и политиков. Ни убавить, ни прибавить — пошел исторический процесс. В начале века XX-го у Станиславского классу-гегемону рассказывали, почему в театре нельзя сплевывать шелуху от семечек на пол, в ХХI-м буржуев уговаривают выключать мобильные телефоны во время спектакля.
Публику, как известно, надо воспитывать. Посему спектакль Театрального товарищества «814» начинается задолго до третьего звонка — зрителей втягивают в действие и помогают скоротать время в ожидании опоздавших. Половой (Дмитрий Мухамадеев) затевает актерские игры со зрителями — приглашает на сцену, угощает водочкой с огурчиками и грозится никого не отпустить, пока не выпьют 22 ящика водки. Жаль, однако, что заявленная игра с публикой не находит продолжения в самом спектакле.
Сценическое действие происходит на украинском хуторе, может, даже близ Диканьки... На фоне колоритных «рiдних тинiв i соняшникiв», птичьего щебета и собачьего лая закручивается лихая криминальная история, в которой правит бал Аделаида Ивановна — так уважительно главный герой называет карточную колоду.
Неприметный, интеллигентный и сдержанный юноша Ихарев (Александр Усов), внешне почти булгаковский Лариосик, на самом деле гений шулерства. Его философия (и в этом актуальность Гоголя) невероятно близка и понятна сегодняшнему зрителю. И вправду, зачем работать, всю жизнь спину гнуть, если можно учудить сногсшибательный проект и сразу обогатиться? Какой смысл во всех огромных капиталах, если они лежат мертвым грузом? Герой Александра Усова так внимательно смотрит в зал, что невольно ловишь себя на мысли — ищет новую жертву. «Жертвы» заразительно смеются... Над собой смеются.
Но троица еще более ловких аферистов легко обводит вокруг пальца пронырливого юнца. Их предводитель Утешительный в исполнении Олега Меньшикова до тоски напоминает Великого комбинатора.
Предводитель компании карточных шулеров Утешительный в исполнении Олега Меньшикова всем своим видом как бы показывал: «Командовать парадом буду я!». И таки командовал... Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Неутомимый, стремительный, с особой, почти танцевальной пластикой, герой как бы все время подчеркивал: «Командовать парадом буду я!».
Конечно, и великолепный Виктор Сухоруков в роли Замухрышкина вызвал у зрителей приступ смеха своим монологом на «державнiй мовi», и «хуторяне» — солисты Государственного ансамбля фольклорной музыки, проникновенно исполнявшие «Нiч яка мiсячна», — очень понравились киевлянам, но командовал этим парадом однозначно Олег Евгеньевич.
Глов-младший (Никита Татаренков), раскрывший глаза Ихареву на то, что они обмануты проворной троицей, своей прыгучестью напоминал черта из табакерки, в которого по замыслу режиссера в конце концов и превратился. Соломинки в копне волос Татаренкова очень смахивали на рожки. Вот вам гоголевская магия и темное колдовство азартной игры...
В финале Ихарев «сыграет в ящик» — заживо похоронит себя в сундуке, напуганный свиными рылами. Еще один реверанс в сторону классика.
Бесспорно, этот спектакль по сравнению с низкопробными гастрольными антрепризами, в последнее время заполонившими Киев, весьма профессионально и добротно сделан. Но если у Гоголя история карточных шулеров вырастает до притчевого образа всей страны и даже эпохи, то у Меньшикова выглядит всего лишь забавным водевилем. Впрочем, публика довольна — деньги потрачены не зря.