Писатель, поэт и журналист Дмитрий БЫКОВ: «Ленин, скотина такая, писал, что интеллигенция — это не мозг нации, а говно, но тот, кто обзывает интеллигенцию говном, сам в значительной степени говнюк, хотя ко многим делам Ленина я все-таки очень хорошо отношусь»
«УЛУЧШЕНИЮ НРАВОВ ЛИТЕРАТУРА ОТНЮДЬ НЕ СПОСОБСТВУЕТ - ПИШУЩИЙ ЧЕЛОВЕК ПОЧТИ ВСЕГДА НЕРВНЫЙ. ВСЕ-ТАКИ БОРЬБА ИДЕТ ЗА БЕССМЕРТИЕ, А ОНА ОСОБЕННОЙ ЛЮБВИ К КОНКУРЕНТАМ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ»
- Да, Дима, в таких экстремальных условиях - на скамейке в скверике да еще под дождем! - я никогда еще интервью не брал...
Армейскую службу Дмитрий Быков проходил в рядах Военно-морского флота |
- (Улыбается). Поздравляю! - все когда-нибудь бывает впервые.
- Вас называют одним из лучших писателей современной России, причем об этом мне говорили такие авторитетные для меня люди, как Виталий Алексеевич Коротич и Евгений Александрович Евтушенко...
- Спасибо, приятно.
- Вы с их оценкой согласны?
- Вопрос на засыпку, ведь если скажу, что нет, естественно, вы меня спросите: а зачем же тогда печатаешься и зачем, собственно, пишешь? А признать, что согласен, - показать себя крайне нескромным. Поэтому я отвечу так: «Мне это слышать лестно, это то, к чему я стремлюсь, но пока подобные слова в свой адрес расцениваю в большей степени как аванс». Мы еще посмотрим, что от всей нашей прозы останется, - процесс, так сказать, далеко не завершен. Россия находится в некоторой бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление реки, кровеносного сосуда. - Д. Г.), и не очень ясно, какой она после этого будет. Не исключено, что от всех нас, нынешних, как от литературы позднего Рима, в вечность уйдут каких-нибудь пять имен, и я совершенно не убежден, что мое в этом списке будет.
- Написав книги о Горьком и Окуджаве, вы зарекомендовали себя прекрасным биографом, но с особым удовольствием я прочел вашу книгу «Борис Пастернак», изданную в серии «Жизнь замечательных людей». Интересно, когда погружались в его творчество, какие ощущения у вас были?
- Пастернак - один из очень, как вы понимаете, немногих русских писателей, чью жизнь, именно биографическую ее канву, можно рассматривать как эталон человеческого поведения. Обычно, как мы с вами по себе знаем, улучшению нравов литература отнюдь не способствует - пишущий человек почти всегда нервный (все-таки борьба идет за бессмертие, а она особенной любви к конкурентам не предполагает).
«Всю жизнь мечтал преподавать в школе — все-таки учительский сын Бог знает в каком поколении, и вообще не вижу сейчас никаких более осмысленных занятий» Фото «РИА Новости» |
Как правило, спокойным нравом писатель не отличается - зачастую он мнителен, болезненно недоброжелателен к коллегам, очень трясется за свое Эго и просыпается в холодном поту: как же я умру и не напишу? Пастернак благодаря своему свободно выработанному, очень вольно понятому христианскому мировоззрению данной участи избежал, и в этом смысле он чрезвычайно показательная фигура, своего рода образец - в каждую минуту все, что Борис Леонидович делал, можно рекомендовать детям как эталон правильного поведения.
Пожалуй, я могу назвать еще только одного человека, чей этический кодекс так же мне симпатичен, - это Марина Ивановна Цветаева: печаль только в том, что Цветаева не всегда своему кодексу верна, а Пастернак - всегда (ну почти). За ним минут слабости я не знаю, и когда он говорил: «Моя жизнь так пряма, что приму любое ее продолжение», нисколечко не кривил душой. Я действительно испытал глубокое наслаждение от работы с этой биографией, и хотя в книге есть и ошибки и вещи, которые сегодня, может, пересмотрел бы, это были два с лишним года (полтора - написать, и потом мы ее еще до ума доводили) такого счастья...
- ...погружения...
- Да, погружения плюс такого, как мне иногда казалось, прямого общения и какого-то поучительства, что об этом я просто с упоением вспоминаю.
- Будучи биографом Булата Шалвовича Окуджавы, вы сейчас слушаете его песни в машине?
Большому кораблю — большое плаванье |
- Понимаете, у меня в машине ни радио нет, ни проигрывателя - это мой принцип. Вон она, кстати, - видите, зеленые «жигули» седьмые стоят. Вернейший способ, как вы знаете, вызвать дождь (смотрит на хмурое небо) - это помыть машину (смеется), и существует она не для того, чтобы что-то в ней слушать, - это такое медитативное, созданное для уединенного размышления, место. Я даже с попутчиками, когда езжу, например, к вам в Крым, разговаривать стараюсь по минимуму, но Окуджаву слушаю очень часто - во время работы, или в гостях, или просто, когда сижу у компьютера: расслабляюсь, во что-то играю, - он всегда включен. Как Булат Шалвович это делает, не совсем понятно, но его просто физиологически приятно и слушать, и петь.
- Среди его песен любимая у вас есть?
- «Надежда Чернова»: «Женщины-соседки, бросьте стирку и шитье...», хотя однозначно ответить на этот вопрос я не могу. Это просто то, что чаще всего про себя пою, а так их очень много. Господи, это и «Моцарт», разумеется, в огромной степени, причем оба («Песенка о Моцарте» и «С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга...». - Д. Г.)...
- ...«Синий троллейбус», наверняка...
- «Троллейбус» нет, потому что я слишком много слушал его в детстве. «Дальняя дорога», конечно - ну, я вам штук 20 его вещей перечислю, но «Надежда Чернова» наиболее, что ли, моему самоощущению соответствует.
«НУ ГДЕ ВЫ ПРИ НАШИХ-ТО ГОНОРАРАХ НАЙДЕТЕ НА НЕГРОВ ДЕНЬГИ?»
- Вы удивительный многостаночник и в то же время исключительно плодовиты - минут 20 назад мы о вас с Виталием Коротичем говорили, и я заметил: «Не припомню ни одного автора, который может так много и при этом одинаково профессионально, с большим, чувствуется, багажом знаний на разные темы писать»...
«Я за то, чтобы великие ошибки и заблуждения ценить даже выше, чем великие прозрения, — не заблуждается только тот, кто не думает вообще» |
- Ну, я вам с ходу десяток таких авторов назову. Юлю Латынину уж, конечно, знаете, и Андрея Колесникова «коммерсантовского» - безусловно, и его тезку Колесникова-второго - «новогазетовского»...
- Но они же о Пастернаке не пишут...
- Ну и что? - зато Колесников (первый!) пишет о детях: у него замечательная книга «Отцеводство» о том, как их воспитывал, а у Латыниной штук 30 первоклассных романов и еще пять под псевдонимами - иными словами, есть люди, пишущие больше и лучше меня, их просто множество, другое дело, что, вообще, человек, много работающий, в России почему-то всегда подозрителен: даже не знаю, почему. Кстати, в мире это тоже присутствует, но в меньшей степени. Вы же в курсе, что Стивена Кинга коллеги просто ненавидят, и когда этот неисчерпаемый американский писатель очередной выпускает роман, злорадствуют: «У Стива кризис. Две недели уже ничего - вот катастрофа!». Ну не любят людей много пишущих - правильно...
- ...говорят, у них есть литературные негры...
- (Хмыкает). Или негры, или еще что-то...
- А у вас таковые, простите, есть?
- Нет (машет рукой), я очень мало пишу - роман в два года, так где вы, при наших-то гонорарах, найдете на негров деньги...
- ...да еще в Москве...
- Дело даже не в этом, а в иллюзии многописания, которую производит сегодня большинство более-менее активных журналистов. К их числу я мог бы отнести почти всех «известинцев», большинство авторов «Комсомолки», родной «Собеседник», слава Богу, книжки выпускает исправно. Вся эта иллюзия от какой-то всеобщей расслабленности происходит, но, ребята, вспомните Ивана Франко: он 60 лет прожил и 100 томов написал...
С супругой писательницей Ириной Лукьяновой Дмитрий Быков вместе 15 лет. «Виктор Астафьев мне уже по первым ее рассказам сказал: «Эта баба тебе всегда поможет» |
- Или Александра Дюма...
- ...за 68 лет - 300 томов, Льва Толстого: 82 года - 90 томов. Это на самом деле норма - я уж не говорю про людей, которых жизнь, казалось бы, так била, что вообще непонятно, как им удалось хоть строчку потомкам оставить. Возьмите Шевченко, у которого произведений все-таки на 12 полновесных томов набирается, - значит, надо как-то себя подхлестывать, а не других окорачивать.
- Вы столько пишете, а что-нибудь, кроме собственных творений, читать успеваете?
- Ну да - это моя работа, и, кстати, себя я не перечитываю. Нет, возвращаюсь, конечно, к готовому тексту при редактировании, при переиздании, но, в принципе, стараюсь себя не перечитывать, потому что это всегда очень огорчительно.
- Кого в настоящий момент вы читаете?
- Перечислю последнее. За вчерашний день, например, прочел роман Сережи Фомина «Дети пустоты», который на рецензию мне прислали, перед этим «Толстого-Американца» Михаила Филина в серии «ЖЗЛ», потому что о нем сценарий пишу, а до него, насколько я помню, были 30 ученических сочинений о «Мертвых душах» (приходится это делать - у нас в школе, где я литературу преподаю, заканчивается учебный год). Я читающий человек, причем должен сказать, что самым интересным из этого перечня был, конечно, «Толстой-Американец», а на втором месте ученические сочинения.
- Любимый писатель сегодня у вас есть?
- Их много. На первом месте в этом ряду продолжает оставаться, наверное, Александр Житинский - он гениальный прозаик, и новый его роман «Плывун», который сейчас выходит, по-моему, абсолютный шедевр. Люблю Валерия Попова и, естественно, все, что он делает, очень нравится мне Фридрих Горенштейн покойный, и я горько жалею о том, что в «ПРОЗАиКе» мы никак не можем издать его последние книги.
С Ириной, дочерью Женей и сыном Андреем. «Сложилась некая тайная сеть, по-своему вполне масонская, которая собирается и думает, как бы спасти нам юное поколение (пусть это на чей-то взгляд и смешно)» |
Есть возможность выпустить роман-пьесу «На крестцах», но правообладатели дорого просят, а таких денег у нас, к сожалению, нет. По-прежнему очень люблю Юрия Трифонова, а давеча, давая детям в 11 классе «В круге первом», я снова его перечел и должен сказать, что это роман выдающийся. Думаю, мы долго еще будем Солженицына истолковывать - он глубже, чем наше время, интереснее.
«Я ГЛУБОЧАЙШИМ ОБРАЗОМ УБЕЖДЕН, ЧТО ПОСЛЕДНЯЯ ГАЗЕТА ЕЩЕ НАПИШЕТ О ЗАКРЫТИИ ПОСЛЕДНЕГО ТЕЛЕКАНАЛА»
- Классика, на ваш взгляд, медленно умирает или она жива?
- Вы знаете, тут как раз интересная вышла штука. Я, если честно, думал, что угасает - не то чтобы умирает, а перестает быть горячо воспринимаема, чему множество есть примеров. Вот я очень люблю Шатобриана, допустим, но он все-таки отошел, отплыл на какой-то льдине, обожаю, допустим, Джейн Остин, но она тоже отъехала, а русская классика не уезжает, потому что наша родимая реальность законсервировалась в таких формах, что и Капнист вполне актуален, и Фонвизина читаешь, словно вчерашнего. Больше того: давеча я давал детям «Ревизора» - у нас был «суд» над Хлестаковым и над Городничим, и поразился тому, насколько это актуальная пьеса - ну, абсолютно вчера написанная. Все персонажи те же, и я всегда буду устраивать над «Ревизором» суды, потому что это всем интересно. Дети говорят: «А поставьте себя на место Городничего - вы могли бы управлять иначе?», и я понимаю - нет, не мог бы.
- Островский тоже абсолютно актуален, правда?
- Совершенно правильно Константин Райкин сказал, что из современных драматургов Островский на первом месте - особенно с тех пор, как в Россию вернулись такие приметы времени, как банк, банкротство, замужество за генералом богатым.
- Что с российским телевидением сейчас происходит?
С российским писателем-фантастом, автором «Дозоров», Сергеем Лукьяненко |
- Не знаю - просто у меня дома телевизора нет. Есть компьютер, по которому я смотрю кино, есть Skype, по которому с друзьями общаюсь, а «ящик» мне совершенно не нужен, потому что зачем? Кстати, дети первое время роптали, а потом как-то успокоились: я приношу им в большом количестве фильмы - всякие научпопы, классику, и этого им достаточно.
- Счастливый вы человек - без телевизора живете...
- Хм, а что вам мешает устроить себе такое же счастье?
- Сегодня многие в мире, в частности, в Соединенных Штатах, говорят, что у газет будущего нет, а вы как считаете?
- Месяц назад я приехал из Штатов - там периодику активно читают...
- ...но тиражи падают катастрофически...
- Да, падают, а число сетевых подписчиков растет, и я глубочайшим образом убежден, что последняя газета еще напишет о закрытии последнего телеканала. Пресса переживет все, особенно в России, где это такая антропная, человекоудобная вещь, ведь из газеты массу штук можно сделать. Я, например, как постоянный дачник знаю, что с ее помощью разжигается костер или печка...
- ...да и в туалет пол-России с ней ходит...
С Константином Аркадьевичем Райкиным. «Совершенно правильно Райкин сказал, что из современных драматургов Островский на первом месте, особенно с тех пор, как в Россию вернулись такие приметы времени, как банк, банкротство, замужество за генералом богатым» |
- Хрен с ним, с туалетом, - это, говорят, как раз очень вредно, но как удобно шапочку из нее делать, да? А кто не слышал выражение «газета помогла», которое употребляется обычно, когда ее, родимую, расстилают и на ней воблу раскладывают? Ну и потом, ее ж почитать можно! Мы с другом недавно поехали в гости и обнаружили там на антресолях огромный архив газет 60-х годов - оторваться неделю не могли, понимаете? Это упоение было, поэтому правильно Мария Васильевна Розанова - дай Бог ей здоровья! - сказала: «Собирайте старые газеты!».
- Если бы вы еще журнал «Огонек» почитали за 50-е-60-е годы...
- Читаю, а как же! У нас на даче этого добра полно, весь чердак литературой забит, и я продолжаю настаивать на том, что газета - единственная примета времени. Если ее сегодня нельзя читать, через 10 лет это будет счастье, и недавняя выставка Оли Свибловой «Перестройка» в московском Доме фотографии продемонстрировала, что это самый интересный, самый живой экспонат: газета никогда не умрет!
«МОЯ ЖЕНА - ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ СИБИРСКИЙ СЛУЧАЙ, ЗАТО НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ И АБСОЛЮТНАЯ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО В СЛУЧАЕ ЧЕГО НЕ СДАСТ»
- В своем статусе, при невероятной занятости и большом общественном звучании вы преподаете русский язык и литературу в школе - зачем это вам?
- Вообще-то, в вашем вопросе явное преувеличение налицо, потому что писатель - это не статус, а кличка довольно обидная...
- ...крест...
Со вдовой Александра Солженицына Натальей Дмитриевной. «Александр Исаевич был гениальный сатирик, первоклассный публицист и очень сильный психолог» |
- Ну, не знаю - скорее уж, «ноль». В общем, ничего особенно хорошего в принадлежности к пишущему цеху нет, а в словесники я пошел, потому что всю жизнь мечтал преподавать в школе - все-таки учительский сын Бог знает в каком поколении. У нас в роду учителя с обеих сторон, у жены тоже, и вообще, я не вижу сейчас никаких более осмысленных занятий, к тому же разговоров более интересных, чем в учительской, ни в одной редакции давно, к сожалению, не веду.
- Если учителя хорошие...
- У нас они замечательные, хотя школа «Золотое сечение», где я литературу читаю, на общем московском фоне сравнительно недорогая. Вдобавок это же такая как бы тайная сеть, покрывающая Москву, а в значительной степени и Россию - словесники, историки хорошо своих коллег знают, бегают друг к другу на уроки и помимо этого много встречаются.
Вот я, например, в понедельник иду послушать одного знаменитого историка московского в «Интеллектуале» - в неплохой частной школе, в пятницу в «Марину» пойду: там пройдет семинар, где будут американский романтизм докладывать, и мне любопытно, как они это будут детям давать. Какое-то количество словесников приходит ко мне на того же Солженицына, потому что им интересно.
Сложилась некая тайная сеть, по-своему вполне масонская, которая собирается и думает, как бы спасти нам юное поколение (пусть это на чей-то взгляд и смешно), причем мы стараемся все-таки не превратиться с детьми в секту. Мы с ними тоже собираемся помимо школы за рюмкой чая, о чем-то беседуем, и это та среда, которая меня привлекает. Я, условно говоря, ее себе оптимизирую, а с кем мне еще общаться, как не с коллегами?
- В последнее время Михаил Задорнов не устает повторять, что молодое поколение пропадает, потому что ему навязана западная система образования, которая совершенно для неокрепших мозгов разрушительна...
- Нет, на самом деле, система Джона Дьюи - та, что лежит в основе американского образования, неплохая: она учит не помнить информацию, а знать, где ее взять. В свое время Лев Лосев (царствие ему небесное!) меня за это разагитировал, и ничего против я не имею.
Я тоже не заставляю, например, учить стихи наизусть, не даю длинных диктантов - считаю, что в идеале ребенок просто знать должен, где взять информацию и как ею воспользоваться, другое дело, что американская система сейчас тоже видоизменяется, на месте она не стоит. Я бывал у них в школах и университетах, многажды читал что-то сам и знаю, что уровень образования современного американца на порядок превосходит уровень его сверстников в России.
Дмитрий Быков вручает Сергею Юрскому кинематографическую премию «Ника» («За честь и достоинство»), апрель 2011 года |
- Трагедия!..
- Да, безусловно, поэтому говорить, что американская система губит и разрушает...
- ...и тем более что они дураки...
- ...примитивные люди, больше не надо. Они выстроили себе систему прекрасную, и дай Бог им здоровья! - во всяком случае, до них нам еще расти и расти, тянуться и тянуться.
- Как вы думаете, в целом российская молодежь образованная или нет - есть на этот вопрос однозначный ответ?
- Видите ли, она все-таки очень дифференцированна, и, по моим эмпирическим данным, 10-15 процентов образованны лучше нас в свое время, а 80 - значительно хуже.
- Печально...
- Молодежь очень поляризованна, но это ведь неплохо, потому что 10 процентов всегда тащат за собой какое-то большинство, и в результате у них есть все шансы не отстать от прогресса.
- Вы общались с большим количеством умных, интеллигентных, продвинутых людей, у многих интервью брали - встречи с кем стали для вас незабываемыми?
- Если чисто по-человечески, то самое большое впечатление в жизни произвела на меня Новелла Матвеева (я ее научный ученик), да и вообще, в огромной степени поэты и писатели ленинградской школы: Нонна Слепакова, Александр Кушнер, Лев Лосев. Сюда же и Лев Мочалов относится, и Житинский, и Попов, и Битов, принадлежащий к ним, хотя и живущий в Москве. Кстати, и ленинградские живописцы того же времени: в наибольшей степени Ярослав Игоревич Крестовский, который моим любимым художником остается. Я глубоким стариком его знал, но все равно это был безусловный гений, беспримесный - очень горжусь тем, что успел о нем написать.
С Дмитрием Гордоном. «Говорят, у газет будущего нет, а вы как считаете?». — «Пресса переживет все, особенно в России...» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
Из других людей... Ну Окуджава - конечно, Борис Гребенщиков - безусловно: это, вообще, такой луч света в темном царстве, и, кстати, очень большое впечатление произвела на меня собственная жена и как-то до сих пор продолжает его производить, что очень странно. 15 лет уже мы продолжаем страшно драться по большинству главных вопросов - религиозных, мировоззренческих, литературных: меня так раздражают некоторые ее взгляды...
- Ирина Лукьянова ведь тоже писатель...
- Ну да, и хороший. Постоянная необходимость как-то дорастать, соответствовать, чтобы не заскучала и все дела, - это, конечно, тяжелый сибирский случай, зато, понимаете, надежный тыл и абсолютная уверенность, что в случае чего не сдаст. Астафьев, который на меня тоже большое впечатление произвел, мне уже по первым ее рассказам сказал: «Эта баба тебе всегда поможет, но как она будет тебя пилить, какой бурав в тебя загонять!..». Его пророчество сбылось полностью - в людях Виктор Петрович понимал.
«ПРИРОДА ГЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНА ПРИРОДЕ ТАЛАНТА - ОНА НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ УМА, НО ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗВЕРИНУЮ ИНТУИЦИЮ»
- Ленин - кажется, в письме к Горькому - утверждал в свое время, что интеллигенция - это не мозг нации, а говно...
- Да, писал, скотина такая.
- Интеллигентных людей вы вообще в жизни видели?
- Очень много, и больше вам скажу: мне вообще кажется, что тот, кто обзывает интеллигенцию говном, сам в значительной степени говнюк, хотя все-таки я очень хорошо ко многим делам Ленина отношусь и считаю его первоклассным публицистом. Была в нем какая-то замечательная утопическая жилка, и вообще, есть что-то трогательное в том, чтобы в начале 20-х годов подписывать декреты о детских санаториях или о лечении борцов мирового пролетариата...
- ...в промежутках между массовыми убийствами...
- Ну, насчет убийств старался не один он и не лично. Там много всего было, Ульянов - фигура сложная, но его отношение к интеллигенции я не разделяю ни в какой степени хотя бы потому, что сам он интеллигент, и правильно Егор Яковлев говорил, что эта ненависть к прослойке имела у него, безусловно, характер самоненависти.
- На день рождения в прошлом году Виталий Алексеевич Коротич подарил мне уникальную книгу - не знаю, или вы с ней знакомы. В 34-м году после Первого съезда советских писателей была издана его стенограмма - и Коротич в 60-е годы обнаружил ее в Магадане, готовую к уничтожению, и банально украл...
- Ах, молодец!
- Я внимательно прочитал зубодробительные речи столпов, классиков советской литературы и пришел просто в ужас от того, какие люди пытались воспитывать в нас вкус, прививать гуманизм и так далее, - а что думаете об этом вы?
- Видите ли, уровень Союза советских писателей в 34-м году, конечно же, оставлял желать много лучшего, но на фоне перманентных «Брусков», «Цементов» и «Энергий»...
- ...панферовских...
- ...гладковских и даже горбатовских, что ни говорите, а определенное светлое пятно есть. Как бы мы ни относились к творчеству «попутчиков» и к явлению попутничества в целом, а все-таки до определенного момента, хотя и очень недолго, советская власть давала людям мощный творческий импульс - они попали в такое странное место, которое Бог посетил.
Советская литература 20-х годов примерно как нынешняя молодежь: на 90 процентов ужасна, но на оставшиеся 10 - гениальна, и если бы мы сегодня оказались современниками Платонова, Пастернака, Ильфа и Петрова, просто должны были благодарить судьбу... Мандельштама я не называю, потому что его как раз за три месяца до закрытия съезда арестовали, но все равно средний срез весьма неплохой. Вообще, интеллектуальное состояние общества в России всегда очень мало зависело от степени тирании, и, более того, первосортные тирании давали первоклассных интеллектуалов.
- Вызывали всплески...
- Да, а сейчас, например, когда общество никакое, без вектора, нет у него и интеллекта. Россия уж так устроена, что вектор ей необходим, независимо от того, противостоит она ему или с ним совпадает, - страна наша ценит, по большому счету, не идеологию, а масштаб эпохи, который в 34-м году был велик. Над всем великий ужас навис, и соответственно появилась великая литература, а сегодня эпоха, может, не столь ужасная, но абсолютно ничтожная, и в таком же ничтожестве пребывает большая часть страны.
- Солженицын хороший писатель?
- Гениальный, вопросов нет.
- Однозначно?
- Да, никаких сомнений! Напишите сначала что-нибудь подобное «Случаю на станции Кочетовка», а потом дискутировать будем, сопротивляться (правда, сначала была станция Кречетовка, но при публикации название, чтобы не было намека на известного автора, изменили). Гениальный Солженицын писатель, и я свои оценки на детях всегда проверяю. У меня есть абсолютно безупречный способ заставить класс слушать вот так (широко распахивает глаза): я зачитываю главу «Улыбка Будды» из романа «В круге первом», где, помните, госпожа Рузвельт посещает тюрьму - они ржут как не в себе.
Александр Исаевич был гениальный сатирик, первоклассный публицист и, естественно, очень сильный психолог: я до сих пор считаю, что финал «Ракового корпуса» с посещением зоопарка - лучшая русская проза 60-х годов. Ну, может, только Трифонов и Аксенов с ним сопоставимы, а остальные на 11-м каком-то месте.
Он великий писатель, написавший очень много глупостей, потому что природа гения противоположна природе таланта - она не предполагает ума, но предполагает звериную интуицию. У Солженицына много плохих текстов, но у всех гениев их полно, кроме, может быть, Пушкина (и то мы не знаем, что бы в «Истории Петра» получилось)...
- ...и Чехова, наверное?
- Ой, у Чехова есть настолько слабые тексты, что просто ужас какой-то! Когда его ранние вещи читаешь, вообще непонятно, как он себя сделал, как к вершине привел - и глупостей у него дикое количество, и странные убеждения какие-то, а вместе с тем где он Бог, там Бог, поэтому я за то, чтобы великие ошибки и заблуждения ценить даже выше, чем великие прозрения, - не заблуждается только тот, кто не думает вообще.
Киев - Москва - Киев
(Окончание в следующем номере)