Горан БРЕГОВИЧ: «Талант — это как тюбик с зубной пастой: время от времени надо хорошо нажать, чтобы что-то вышло»
Послушать уроженца Боснии, который уже много лет живет в Париже, получил в Каннах две «Золотые пальмовые ветви», исколесил весь мир, но не позабыл, кто он и откуда, пришли как ялтиницы, так и отдыхающие. Усидеть или устоять на месте не получилось ни у кого - как только Брегович и его «Оркестр для свадеб и похорон» заиграли Balcaneros, набережная превратилась в танцплощадку. Плясали даже фотографы и операторы - вместе с камерами. А когда музыканты, отыграв положенное, удалились со сцены, люди долго не расходились - топали, хлопали и скандировали: «Го-ран! Го-ран!».
«Бульвару Гордона» удалось поговорить с музыкантом.
«МОЯ КАРЬЕРА НАЧАЛАСЬ В 16 ЛЕТ В СТРИПТИЗ-БАРЕ»
- Горан, вы ведь не впервые в Украине...
- Вот весной, в апреле, в Киеве выступал.
- Знаю: я на концерте была.
- Правда? Ну и как?
- Замечательно! Как, впрочем, и всегда.
- Только танцевать было неудобно - в вашем главном зале сидений много (смеется).
- Всегда хотела спросить: а как вам удается весь концерт просидеть на месте?
- Каждому свое. Наверное, я слишком часто слышу музыку «Оркестра», чтобы так радоваться ей, как вы.
- В Крыму вы еще не выступали?
- Это первый мой концерт в Ялте.
- Как впечатления? Успели увидеть что-нибудь интересное?
- Мне кажется, Ялта не тот город, где хочется ходить и рассматривать памятники архитектуры и истории. Это прежде всего большой пляж, где много красивых женщин. Даже слишком много. На них все время хочется смотреть!
А что касается впечатлений... Из гостиницы меня к вам везли полчаса - водитель не знал, как проехать, где развернуться. А потом оказалось, этот путь можно за две минуты пройти! Почему мне никто не сказал, не знаю. С удовольствием бы прогулялся.
- В вашем райдере значится местное пиво - это что, традиция такая?
- Можно и так сказать. Интересно попробовать.
- Сегодня вы отыграли на маленькой площадке, а когда-то, я помню, давали концерт в Киеве на Софиевской площади. Для вас имеет значение, на какую сцену выходить?
- Нет, абсолютно. Видите ли, я занимаюсь музыкой уже так много лет (Горану 61 год. - Авт.), что ко многому привык. Моя карьера началась в 16 лет...
- В ресторане?
- В стриптиз-баре. Ну, играл там. В 23 года за плечами был опыт работы в Неаполе - там уже были рестораны, клубы... Дела шли хорошо, я зарабатывал, был самодостаточным и довольно известным музыкантом. А когда в Сараево началась война, был вынужден уехать в Париж и все начать с нуля. Я так люблю то, чем занимаюсь, так дорожу возможностью играть, что буду делать это на любой сцене, независимо от того, сколько человек придет меня послушать. Вот даже если вы на свадьбу позовете, приеду!
- Серьезно?
- Абсолютно! (Смеется).
- И часто вам приходится играть на свадьбах?
- Если честно, то нет. У меня очень много афишных концертов. Но ребята мои ко всему готовы - и к свадьбам, и к тому, чтобы на похоронах играть. Прежде чем начать со мной работать, столько этих похорон отыграли...
«В ЖИЛАХ МНОГИХ ВЕЛИКИХ ТЕКЛА ЦЫГАНСКАЯ КРОВЬ - У ЭЛВИСА ПРЕСЛИ, ЧАРЛИ ЧАПЛИНА, МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ»
- Вы дважды удостаивались «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля - за музыку к фильмам Эмира Кустурицы и Патриса Шеро. Сейчас для кино пишете?
- Нет. Я никогда особо и не мечтал об этом. Сотрудничество с кино было случайным, это, так сказать, следствие дружбы с Кустурицей. А в Париже это был единственный вид работы, который мне предлагали, приходилось соглашаться.
- Никогда не думали написать и поставить мюзикл?
- Не думал, потому что не мое это. Максимум, что я мог сделать для кино, - саундтреки. Не считаю себя талантливым кинокомпозитором.
- Но ведь такие награды!
- И что? Просто тем, кто оценивал работы претендентов, почему-то понравились мои, вот и все. Музыка - вещь субъективная, ее восприятие основано на эмоциях, не на трезвом расчете. Это же не математика. А кино - как животное, которое ты должен подкармливать. Если даешь ему свою музыку и оно «ест», все замечательно. А если нет - никак не заставишь и не объяснишь.
- Вам наверняка присылают сценарии фильмов и просят: «Горан, сделайте такой же сильный трек, как In The Death Car к «Аризонской мечте»...
- Я не читаю сценариев. Можно не просить (улыбается).
- Весной в Киеве вы пожелали удачи дуэту Эла и Никки из Азербайджана, и они победили на «Евровидении»...
- Что ж, я рад, что принес кому-то удачу. Хотя, честно говоря, не уверен, что у меня есть такой талант.
- Удача важна для артиста, как считаете?
- Очень! Но не менее важен труд. Вот назовите мне пять имен своих любимых артистов, композиторов, художников, писателей - и вы сами увидите: каждый уделял работе хотя бы час в день. Конечно, нужно иметь талант, но ведь талант - это как тюбик с зубной пастой: время от времени надо хорошо нажать, чтобы что-то вышло.
- Над чем работаете сейчас?
- Надеюсь, к концу года выпущу альбом под названием «Шампанское для цыган». Цель - обратить внимание европейцев на цыганскую культуру и, может быть, изменить отношение к цыганам. Во Франции, Италии, Германии, Великобритании их до сих пор не воспринимают, хотя в жилах многих великих людей текла цыганская кровь - у Элвиса Пресли, например. У Чарли Чаплина. Да даже у матери Терезы!
- А у вас?
- У меня - такой коктейль! Папа - хорват, мама - сербка...
- Женаты вы на мусульманке...
- И значительную часть жизни провел в Париже (смеется).
«ГОРАН БРЕГОВИЧ - СТАРЫЙ ОПЫТНЫЙ ГИНЕКОЛОГ!»
- О том, чтобы вернуться на родину, не думали?
- Вернуться? А я ее не покидал никогда. Как и она меня.
- Когда вы приехали в Ялту, многие подумали, что вас пригласили в жюри - оценивать мастерство молодых исполнителей. Тем более что в первый конкурсный день на Crimea Music Fest звучали песни в стиле этнопоп...
- Это все прекрасно, но для судейства я не гожусь - слишком субъективен, оцениваю по принципу «нравится - не нравится». Видимо, потому и сидел в жюри лишь раз - на фестивале в Сан-Ремо.
- С Аллой Пугачевой, художественным руководителем ялтинского фестиваля, знакомы?
- Честно говоря, нет (улыбается).
- Не так давно вы записали дуэт с Русланой...
- Она прислала мне две песни, я послушал и об одной сразу сказал: «Не моя», а вторая понравилась. Недавно, кстати, беседовал с Евгением Гудзем, фронтменом Gogol Bordello. Договорились до того, что встретимся на студии и тоже что-нибудь запишем: мне это интересно.
- А мне интересно, какую музыку вы слушаете на досуге.
- Никакую. Вообще.
- Почему?
- Ну вот представьте себе врача-гинеколога, который отработал свой тяжелый - и морально, и физически - день, пришел домой, увидел, наконец, жену... Станет он о работе думать? А Горан Брегович - старый, опытный гинеколог! (Смеется). Можете так и написать.
Киев - Ялта - Киев