Игорь ЯСУЛОВИЧ: «Называть меня пионером советского эротического кино не совсем справедливо — все-таки первым был Евгений Леонов»
«Актерская судьба переменчива — сегодня на экране одни лица, завтра возникает потребность в других. Одни быстро отходят на задний план, другим дольше везет — значит, человек нашел свою тему» |
«ОТЕЦ ОТНЕССЯ К МОЕМУ ВЫБОРУ С ПОНИМАНИЕМ, А МАМА ХОТЕЛА ДЛЯ СЫНА ЛУЧШЕЙ ДОЛИ»
- Игорь Николаевич, вас не огорчает тот факт, что в кино вы снимались преимущественно в эпизодах?
- Если говорить о творческом удовлетворении, то меня вполне устраивает то, что в театре я играю Шекспира, Достоевского, Чехова. А что касается сегодняшнего кино... Тут надо просто хорошо делать свою работу - больше от тебя ничего не зависит. Если в сценарии можно хоть за что-то зацепиться, выкладывайся полностью - ведь это, помимо удовлетворения творческих амбиций, приносит еще и какой-то заработок.
Бывало, в молодые годы снимаешься в картине, а потом смотришь и переживаешь: надо же, такой хороший у меня здесь был эпизод, а его взяли и вырезали. Обидно! Но знаете, как меня учили старые актеры? С одной стороны, всегда нужно помнить, что режиссер монтирует свой фильм, а не твою роль, с другой - если лента получается стоящей, то неважно, сколько тебя на экране, - ты будешь хорош даже в самой маленькой роли. Если же кино плохое, то не дай Бог тебе все время на экране крутиться и глаза мозолить.
В роли Фирса в картине «Сад» по пьесе Антона Чехова, 2008 год |
Вообще же, актерская судьба переменчива - сегодня на экране одни лица, завтра возникает потребность в других. Одни быстро отходят на задний план, другим дольше везет - значит, человек нашел своего режиссера или свою тему.
Например, тот же Вячеслав Тихонов начинал достаточно сложно, а потом, снявшись у Ростоцкого и Лиозновой, сыграл много замечательных ролей. Хотя мы, актеры, никогда до конца не бываем довольны: спросите самого востребованного из нас, и он скажет, что хотел сыграть то-то и то-то, но по каким-то причинам не смог.
- Как получилось, что вы выбрали такую непредсказуемую профессию?
- Я появился на свет в семье морского офицера, мы с родителями кочевали по всему Советскому Союзу: Куйбышев, Поти, Баку, Измаил, Таллинн... В Измаиле мой отец был начальником технического отдела Дунайской флотилии. Представляете себе, что это такое?
В любое время дня и ночи его могли вызвать на службу, поэтому дома мы его видели очень редко. Вообще, он у меня был человеком уникальным, не любил о себе говорить, и о каких-то очень важных вещах я узнал только на поминках от его друзей.
В Таллинне, где отец вышел в отставку и работал главным инженером завода, я начал ходить в школьный драмкружок. Там был замечательный педагог - актер Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. И я так увлекся, что решил ехать в Москву, поступать во ВГИК.
- Ваш папа-военный не возражал?
- Как раз он отнесся к моему выбору с пониманием и симпатией, а вот мама - сдержаннее. Когда мы жили в Измаиле, там был местный драматический театр, в который мы часто ходили. А отец даже консультировал режиссера и актеров, когда они взялись ставить какую-то военно-морскую пьесу, кажется, это был «Разлом» Лавренева, - учил их, как носить форму, как обращаться с оружием.
С одной стороны, его увлекал театральный мир, с другой - тогда-то мои родители и увидели, как трудно жили актеры. Неудивительно, что моя мама хотела для своего сына лучшей доли. Но что бы ни было на душе у родителей, они уважали мой выбор.
«Бывало, в молодые годы снимаешься в картине, а потом смотришь и переживаешь: надо же, такой хороший у меня здесь был эпизод, а его взяли и вырезали. Обидно!». С Алисой Фрейндлих |
- Отец с матерью впоследствии гордились вами?
- У меня ведь никогда не было такого успеха, чтобы сразу взлететь в поднебесье. Когда приезжал домой, в Таллинн, соседи и знакомые рассказывали, что видели меня на экране, говорили какие-то хорошие слова. Родители, приезжая в Москву, ходили в Театр-студию киноактера, где я тогда работал, смотрели спектакли с моим участием.
- Уникальный театр - в нем тогда были собраны все звезды советского кино!
- Увы, он не блистал в плане постановок и для нас, актеров, был всего лишь подспорьем, позволяющим не терять форму. Поэтому на каждую роль назначалось несколько исполнителей: в любой момент каждого могли вызвать на «Мосфильм», и явиться туда следовало незамедлительно, а уж на спектакль кто-то приезжал и подменял тебя, от чего качество, конечно, не выигрывало. Тем не менее со временем там образовалась группа людей, которые выходили на подмостки не потому, что нужно, а потому, что им это нравилось. Я был одним из них...
- Почему же ушли из Театра киноактера?
- Мои взгляды на развитие театра совпадали с подходом Евгения Ивановича Ташкова, который был тогда главным режиссером. Но многие артисты его не поддержали, и он вынужден был уйти. После этого началась настоящая чехарда: пришел один режиссер, другой, третий... Работать стало просто невозможно. А тут как раз поступило предложение сыграть Шабельского в «Иванове» в ТЮЗе. Я с радостью согласился. Пришел на одну роль, но мне предложили остаться. С тех пор здесь и работаю. Играть в театре, где есть два таких режиссера, как Генриетта Яновская и Кама Гинкас, - большая удача.
«МИХАИЛ РОММ ЛЮБИЛ ПОВТОРЯТЬ: «ПОМОГАТЬ НАДО ТАЛАНТАМ, БЕЗДАРНОСТЬ ПРОБЬЕТСЯ САМА»
- У известного режиссера Михаила Ромма вы учились дважды - сначала на актерском, а потом на режиссерском факультете ВГИКа...
«За облаками — небо», 1973 год |
- Михаил Ильич для меня не только выдающийся кинорежиссер и педагог, но и личность. Мы стали его студентами в ту пору, когда он переживал мучительный творческий кризис - пересматривал, переоценивал и переосмысливал все, что сделал до этого (как я сейчас понимаю, больше всего Ромм переживал по поводу картины «Убийство на улице Данте»), и приступал к работе над фильмом «Девять дней одного года». И вот он, великий режиссер, приходил к нам на лекции и читал сценарий новой картины, рассказывал, как идут дела, советовался с нами - выносил на обсуждение свой творческий процесс.
Или, бывало, приносит ему студент сценарий, по которому собирается снимать. Ромму сценарий не нравится, и мэтр убедительно объясняет, что именно. Студент остается при своем мнении. Ромм отступает, начинает читать лекцию, но, прервав ее посередине, восклицает: «Ну, не нравится мне это!». Значит, мысль о сценарии не оставляла его ни на минуту, он все время думал о том, как убедить своего упрямого студента.
- Говорят, Михаил Ильич относился к студентам, как к собственным детям...
- В доказательство приведу простой пример. Как-то меня отрядили к нему на дачу. У нас как раз начинались дипломные спектакли, а нам в это же время посчастливилось с помощью Ивана Александровича Пырьева, который был тогда председателем Союза кинематографистов, открыть Театр пантомимы при Бюро пропаганды советского киноискусства. Надо было скоординировать одно с другим, вот меня и послали к руководителю курса Ромму - договариваться.
Жил он тогда на даче в Красной Пахре, путь из Москвы не близкий: сначала надо было долго трястись на автобусе, потом еще минут 20 идти пешком. Михаил Ильич меня встретил, спрашивает: «Какая у вас проблема?». Я ему рассказал, оказалось, что все легко решается. «Ты что же, - удивился он, - только ради этого в такую даль ехал?! Все же можно было обсудить по телефону!». Еще пару минут мы с ним поговорили, и все, можно поворачивать обратно.
«А в Лондоне собака — друг человека!». «Бриллиантовая рука», 1968 год |
Он вышел за калитку меня провожать, но потом остановился: «Нет, я не могу тебя так отпустить! Пойдем, Леля замечательный борщ сварила». Лелей он называл супругу, известную актрису Елену Александровну Кузьмину. И вот Михаил Ильич сидел, держа на коленях внука, а я млел от счастья, уплетая за обе щеки борщ, который и вправду был очень вкусным. В этом он весь. Казалось бы, ну какое ему дело до мальчишки, который на дорогу туда и обратно потратил около пяти часов? Но он не мог отпустить его голодным.
- О Ромме вообще вспоминают как о человеке очень порядочном!
- Он не мог пройти мимо несправедливости, сделав вид, будто ее не заметил. После его знаменитой речи во Всесоюзном театральном обществе, с которой Михаил Ильич обрушился на писателей-антисемитов, сталинистов Кочетова и Сафонова, его убрали из ВГИКа. Видимо, тут он не смог смолчать. Хотя, вообще-то, был очень терпимым, легко прощал другим их ошибки и заблуждения.
В этом смысле показательна история о том, как студенты просили его на лекции: «Михаил Ильич, а вам нравится картина Калика «Человек идет за солнцем»?». - «Нет». - «Почему же вы тогда его защищаете?». - «Потому, - ответил Ромм, - что он талантливый человек». Кстати, Михаил Ильич любил повторять: «Помогать надо талантам, бездарность пробьется сама». Мне вообще везло на хороших людей, которые учили меня как профессии, так и жизни.
«ГАЙДАЮ НЕ ПРИШЛОСЬ УГОВАРИВАТЬ МЕНЯ РАЗДЕТЬСЯ»
- За роль инженера Щукина в фильме Леонида Гайдая «12 стульев» вас окрестили пионером советского эротического кино...
- ...что не совсем справедливо. Все-таки первым был, наверное, Евгений Леонов - помните знаменитый эпизод из «Полосатого рейса», где он убегает от тигров в чем мать родила? Просто наше кино было достаточно пуританским и обнаженка в нем встречалась редко. Зрителям же эта сцена нравится еще и потому, что приятно смотреть, как не ты, а кто-то другой оказался в неловком положении.
С Игорем Квашой, Леонидом Броневым, Инной Чуриковой и Александром Абдуловым в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год |
- Леонид Гайдай долго уговаривал вас раздеться?
- Он долго готовился к этому разговору, придумывал аргументы, которые должны меня убедить, - ему почему-то казалось, что я буду отчаянно сопротивляться. Но когда он подошел ко мне, я сразу понял, о чем пойдет речь, и выпалил: «Леонид Иович, я согласен!». Так что нам осталось оговорить детали - «хореографию» этой сцены (как мне надо выбежать, как поскользнуться) мы репетировали полдня и только потом начали снимать.
- Какие воспоминания сохранились у вас о тех съемках?
- Хорошо помню, что в тот день было безумно жарко, поэтому я в отличие от других членов съемочной группы был в выгодном положении - во-первых, мокрый, во-вторых, в пене. Да еще и пена была какая-то импортная, ароматная, в то время очень дефицитная. Тогда все добывалось с большим трудом. И когда снимались совместные картины, гримеры из других стран оставляли нашим гримерам то тон какой-то особенный, то шампунь, то пену для ванны.
- В силу определенных - пикантных! - причин эта роль была просто обречена на успех. А у вас случались творческие удачи, когда вы не ожидали от своей работы многого, а она вопреки всему вдруг «выстреливала»?
Инженер Щукин, «12 стульев», 1971 год. «Зрителям эта сцена нравится еще и потому, что приятно смотреть, как не ты, а кто-то другой в неловком положении оказался» |
- Одна такая история связана у меня как раз с киностудией имени Александра Довженко, на которой Григорий Липшиц снимал фильм «Обратной дороги нет». Сценарий был очень хороший, а вот условия съемок довольно сложные: все действие крутится вокруг обоза, который на протяжении трех серий все идет, идет и идет.
Мне казалось, что на экране это может выглядеть монотонно, тягуче и скучно. Хотя у нас был замечательный оператор Сурен Шахбазян и директор картины, о котором в кинематографической среде рассказывали легенды. Говорят, однажды в Киеве он повернул первомайскую демонстрацию, которая шла на Крещатик к правительственным трибунам, провел ее туда, где стояла съемочная группа с камерой (для фильма нужен был такой кадр), и лишь после этого зигзага колонна продолжила свой путь.
Мы тогда почти три месяца просидели в Крыму - снимали в горах, в лесах. Потом был перерыв, после которого должны были продолжить под Киевом, в Конче-Заспе. Помню, приехали мы туда весной, смотрим: местные жители ходят и обмахиваются ветками. Оказывается, весна, разлив - просто тучи мошкары. Приехали на берег реки, поставили камеру, а нас в объектив не видно! Снова разъехались по домам, а еще через месяц вернулись и досняли все оставшиеся эпизоды. Перед премьерой я сильно волновался, но уже после первой серии ко мне стали подходить знакомые и говорить: «Слушай, такое кино интересное! А чем там дело кончится?». Оказалось, что режиссеру удалось удерживать внимание зрителей от первой до последней минуты.
- За счет чего, как вы думаете?
- Наверное, дело в том, что мы там не столько играли, сколько жили в кадре.
«Она что, с Урала?». С Татьяной Васильевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», 1985 год |
Не в возвышенном, а в буквальном смысле слова. Например, если снималась сцена Коли Олялина и Коли Мерзликина, остальные не уходили, а продолжали что-то делать на втором плане - разжигали костер, варили в котле кашу, сидели на телегах, разговаривали. В общем, было полное погружение в материал. И каждая сцена снималась, как и положено, с нескольких точек.
- Вы там, кажется, и новую профессию освоили?
- Да, пришлось выучиться на сапера. Я играл подрывника Бертолета, а в одной из сцен мне, наоборот, нужно было разминировать часть минного поля, чтобы по нему мог пройти обоз. Делали это во время войны при помощи щупа - такой палочки с проводами. Можно было взять готовый прибор, но я прямо в кадре этот самый щуп смастерил. И зритель поверил, что я действительно мог бы работать подрывником.
- Как к вашей сложной профессии относится супруга?
- Наталья Юрьевна имеет к театру непосредственное отношение - она искусствовед, преподает историю сценографии и историю искусств в Школе-студии МХАТ. В этом году исполняется полвека, как мы знаем друг друга: нас в 1961 году познакомил наш общий друг Всеволод Абдулов - с Наташей они дружили с детства. Сева был уверен, что мы понравимся друг другу, и оказался прав. Наташина семья сразу приняла меня как своего. Мне нравилось бывать у них в доме, атмосфера которого напоминала дом моих родителей. Помню, однажды после гастролей отец Наташи показал мне стопку счетов за телефонные переговоры и спросил: «У тебя, наверное, столько же?». Так оно и было. В общем, мы поняли, что пора жениться.