«Еще немного — и наступит счастье!»
«ОНИ ТАК ХОРОШО СМОТРЯТСЯ В ЗАЛЕ...»
В партере тоже хлопали. Причем достаточно бурно. В этот праздничный вечер партер Театра Леси Украинки был отмечен обилием официальных лиц: Леонид Данилович Кучма с супругой Людмилой Николаевной, министр образования Дмитрий Табачник, министр культуры Михаил Кулиняк и другие, подающие пример многим и многим в успешном строительстве независимого демократического государства. Как ехидно заметил один из героев «Пера Гюнта»: «Еще немного - и наступит счастье!».
Глядя сверху в оживленный партер, вспомнила историю, рассказанную режиссером Василием Бархатовым. Как-то двое театральных постановщиков долго раздумывали, кого бы пригласить на премьеру. Составляли списки. «Да, и обязательно надо позвать кого-нибудь из епархии», - говорит один. «Зачем еще?». - «Они так хорошо смотрятся в зале...».
В общем, Марк Анатольевич порадовал своей детской искренностью, чтобы не сказать наивностью. Искренность и наивность в театре - это прекрасно. «Все мы сидим в помойной яме, - считал Оскар Уайльд, - только иные при этом смотрят на звезды». Вот Марк Анатольевич из тех, кто еще смотрит на звезды и за свои почти 79 лет не утратил ни способности, ни желания на них смотреть.
Собственно, пьеса выдающегося норвежца Генрика Ибсена, которую Захаров поставил вместе с хореографом Олегом Глушковым и премьера которой состоялась в «Ленкоме» полтора года назад, тоже про звезды. «Пер Гюнт» - классическая история о поисках своей звезды, себя и своего предназначения и о том, как, ища себя, можно бесконечно далеко от себя уйти...
Сын некогда богатого и почитаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и обанкротившегося, намерен восстановить все утраченное отцом на радость любимой матери Озе (Александра Захарова), и сам черт ему не брат. Перу (Антон Шагин) все по плечу, он от природы наделен многочисленными талантами и сумасшедшей энергией, видит цель, но не видит препятствий, при этом снедаем и одержим пустыми мечтами и грезами, недюжинными амбициями и спесью: «Могу быть князем, а могу - премьер-министром».
Пока он мечется в поисках себя, подходящего для себя места под солнцем и своей ярчайшей звезды, надеясь стать то князем, то премьер-министром и становясь то похитителем чужой невесты, то королем лесных троллей, то работорговцем, то дельцом, то странником пустыни, то вождем бедуинов, то предсказателем, жизнь утекает, как песок сквозь пальцы. Венцом поисков и метаний героя оказывается сумасшедший дом, и происходит это на закате жизни Пера, «когда из крупных дел ему осталось только умереть».
Великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен называл это творение норвежского драматурга совершенно бессмысленным, да и не только он. На протяжении многих лет поучительная и пронзительная история Пера Гюнта почему-то не находила достойного отклика среди современников и соотечественников Ибсена, и тому, что эта драматическая поэма дожила до наших дней, мир обязан, во-первых, композитору Эдварду Григу, положившему пьесу на божественную музыку, а во-вторых, героине самой пьесы - Сольвейг.
«ВОТ ЭТА ЖЕНЩИНА, ПРИЯТЕЛЬ, И ЕСТЬ ВСЕ ТО, ЧЕГО ДОСТИГ ТЫ В ЖИЗНИ»
Светлый и печальный образ Сольвейг давно уже существует в мировой литературе совершенно отдельно, являясь воплощением подлинной женственности, жертвенности и верности. Они повстречались случайно на деревенской свадьбе, полюбили друг друга и недолго жили вместе в лесной хижине, откуда Пер отправился на поиски своей звезды, а Сольвейг (Алиса Сапегина) так никуда больше и не отправлялась, посвятив всю свою жизнь ожиданию возлюбленного. Вечная тема. Надо только выучиться ждать.
Как это часто бывает, и не только в мировой литературе, вновь встретились они поздновато. Он одряхлел, она ослепла. Ослепла, но дождалась. Пер же наконец нашел свою звезду - «Вот эта женщина, приятель, и есть все то, чего достиг ты в жизни»...
Таков итог исканий главного героя в инсценировке Марка Захарова, хотя я все-таки не до конца поняла позицию режиссера. Мне кажется, одной женщины, даже такой, как Сольвейг, катастрофически мало для того, чтобы оправдать целую жизнь одного мужчины. Поэтому в финале за Пера вовсе не радостно, а, скорее, досадно. Что же касается позиции драматурга, то мне думается, Ибсен как раз считал, что Пер Гюнт себя не нашел, а, наоборот - окончательно потерял.
Где бы ни оказывался этот блудный сын, его пытались тут же усреднить, подогнать, втиснуть и переплавить, и отовсюду он бежал, и все дальше от себя. Он так и не сумел вписаться ни в одни предложенные обстоятельства, но и не сумел создать свои. Его не хватило на то, чтобы стать героем, и на то, чтобы стать типичным представителем, и на то, чтобы стать праведником, и даже грешника из него не вышло. Генрик Ибсен, по сути, рассказал о трагедии полного распада личности, и эту трагедию можно переосмысливать по-разному, но в любом случае она намного глубже, нежели версия, предложенная Захаровым. Плюс, на мой взгляд, ленкомовский «Пер Гюнт» - тот самый случай, когда актер сделал больше, чем собирался сделать режиссер.
Вся постановка задумана и исполнена весьма легковесно, хотя и не без изящества - с шутками и прибаутками, песнями, танцами, живой музыкой, и психологический объем этому увлекательному маскараду придает лишь Антон Шагин. Только в нем присутствуют и объем, и надрыв, и отчаяние, и какая-то непривычная самоотверженность, и финальная растерянность.
Не хочется заниматься пророчествами, но, по-моему, в России появился очень сильный и талантливый артист, для которого его работа не ремесло, а способ существования. В мире крепких профессионалов кино и сцены таких людей, помимо необщего лица, всегда отличает особый магнетизм, внутреннее горение и удивительная способность мгновенно заряжать пространство вокруг себя.
Вот вокруг Шагина был и свет, и мрак, и вихрь, и искры, а в целом постановка смахивает на социально-политический памфлет, который хорошо выпускать перед президентскими выборами. «Выкрикивать дурацкие идеи мы пациентам разрешаем в специально отгороженных местах». Тут Марк Анатольевич, увы (а может, кому-то и не увы), сработал по своим старым лекалам образца «Убить дракона». Одна из мизансцен «Пера Гюнта» в сумасшедшем доме («Гуссейн, скотина, а ну-ка покажи, как ты доволен жизнью!») прекрасно могла бы дополнить беседу господина Дракона с ученым Фридрихсеном: «Ну как, ты всем доволен?». - «Сейчас особенно!». - «Больно?». - «Воооот сейчас ооочень!». - «Но я прав?». - «Абсолютно!».
«ЛУЧШИЙ СПОСОБ УБИТЬ ДРАКОНА - ЭТО ЗАВЕСТИ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО!»
Больше всего захаровского «Пера Гюнта» хочется отнести к ныне популярному театральному жанру: «Танцуют все!». Тем более что у Марка Анатольевича все, как правило, танцуют о чем-то важном, проблемном и полезном, а не просто потому, что есть ноги. К тому же не только танцуют, но еще и поют. И обязательно много шутят.
Честно говоря, искрометные шутки о главном, как и бесконечные пассажи о «разожравшихся троллях, которые все сейчас в парламенте», уже не столько веселят, сколько утомляют. За последние лет 100 тролли здорово приелись, кроме того, на них всегда можно посмотреть в телевизоре. А в театре хочется каких-нибудь искр.
Штука еще в том, что классические тексты в принципе плохо переносят нашу мучительную актуальность, поскольку обращены к темам вневременным, а не сиюминутным, и если классику чересчур умучивать дурацкими идеями, на выходе иногда получается довольно вульгарно.
Но от вульгарности «Ленком» спасает вкус Захарова, его чувство стиля и мастерство постановщика, поэтому на выходе получилось театральное зрелище. В смысле зрелищности «Ленком» по-прежнему в строю. Марк Анатольевич по-прежнему верен своим идеям и звездам. Наивен и искренен. Ланцелот советского кино и постсоветского театра, все еще грезящий о свободе грядущих поколений.
Правда, лично мне Марк Анатольевич всегда напоминал доброго, но уставшего архивариуса Шарлеманя из бессмертной сказки Шварца: «Лучший способ убить дракона - это завести своего собственного».

Бывший советский разведчик, бежавший в Великобританию и ставший всемирно известным писателем, Виктор СУВОРОВ: «Завтра у академика Янгеля день рождения, а сегодня сгорел в белый пепел его заместитель Лева Берлин, сгорел Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин, сгорели десятки самых лучших специалистов-ракетчиков. «Отчего ты сам не сгорел?» — прошипел Хрущев...»
Профессор Сергей КАПИЦА: «В чем мое главное расхождение с церковью? Я говорю, что это человек Бога придумал, а они — что наоборот»
Народный артист СССР, член редакционного совета «Бульвара Гордона» Иосиф КОБЗОН: «Приехали с Галей Брежневой к ней на дачу, и только расположились, включили магнитофон, входит в белой рубашке без рукавов Леонид Ильич: «О! По-моему, у нас в гостях Кобзон?». Галя, зайди ко мне...»
«Еще немного — и наступит счастье!»
«Молодые мои старики, мы еще, мы еще повоюем!»
«В парижском туалете есть надписи на русском языке»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги