Полезные страхи
При этом реакция на опасность бывает вполне адекватной, когда человек начинает вдумчиво искать выход из трудного положения. Также в трудной ситуации случается реакция паническая, с куриным кудахтаньем, суетливыми подергиваниями, или паралитическая, когда человек окаменевает, будто мышь под змеиным взглядом.
Психологи не перестают повторять, что непременно надо бояться, потому что при разнообразии своих воплощений страх - совершенно нормальная и важнейшая реакция на возможную опасность. Страх сопровождает человеческую жизнь с первого дня, его ни в коем случае не следует подавлять.
Ветераны рассказывают, что на войне первыми погибали именно те, кто бравировал своим бесстрашием, впрочем, с опытом понимаешь, что, хотя бравада - занятие несерьезное, надо различать реальную опасность и страх, не соответствующий фактическим угрозам (это уже так называемая фобия). Здесь тоже все не так просто.
В серьезных государствах правительства расходуют немалые деньги, изучая страхи своих граждан. Это очень важно во многих смыслах, в том числе для того, чтобы понять степень доверия народа к властям. Мне иногда не кажется столь уже смешным и наивным анекдотический вопрос западного студента, прослушавшего лекцию о прежних советских или современных наших безобразиях: «А почему никто не позвонил в полицию?».
Доверие к собственному правительству и судам, к органам охраны правопорядка взращивается в сознании с детства. Американцы знают, что в их Конституцию внесено множество четко зафиксированных поправок, но сама Конституция неизменна уже более двух столетий. То же с британской хартией или французским кодексом Наполеона.
Когда мы привыкаем жить «по понятиям», когда полиции-милиции боятся подчас больше, чем преступников, от которых она должна защищать нас, а судью можно всячески обзывать прямо на заседании - это уже социальный травматизм, неверие в силу и порядочность государственного устройства. Стрессовые факторы чередуются, и не становится легче жить, когда социологи докладывают о нарастающем отчуждении в обществе, пугающе частой смене ценностей и авторитетов, постоянных разговорах об инфляции.
Причем, что характерно, денежными проблемами озабочены не только те, у кого с деньгами плохо, но и те, у кого много денег. Желание сберечь крохи и пристроить миллиарды соседствуют, и вопросы задаются похожие, хотя в разном масштабе, потому что и бедные, и богатые не всегда знают, чего ждать от власти. Какой отечественный банк сегодня надежен? Как взять кредит, чтобы не попасть с ним в долговую кабалу? Вопросов больше, чем внятных ответов на них.
У одного психолога я вычитал, что современную городскую жизнь можно сравнить с работой на вредном предприятии, поэтому в наших же интересах вырабатывать и соблюдать правила жизненной безопасности, обретать культуру взаимного существования.
Вы когда-нибудь ездили в общественном транспорте развитых европейских стран? Вы видели и слышали там громкие разговоры вроде обычных у нас, вам оттаптывали ноги без извинений?
Если душевный контакт с властями налаживается не очень успешно, надо больше налаживать его в повседневности, активнее общаться с друзьями, пока они есть, побольше гулять в парках и энергичнее заботиться о своем здоровье. В Лондоне, к примеру, каждый второй житель регулярно посещает плавательный бассейн. А мы с вами?