В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
И жизнь, и слезы, и любовь

Чтобы не плакать во время записи «Жди меня», Игорь КВАША поднимал глаза и однажды признался, что каждый выпуск программы рвет ему сердце

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 10 Октября, 2012 21:00
40 дней назад известный актер и телеведущий ушел из жизни
Людмила ГРАБЕНКО
Главным делом жизни Игоря Кваши стала программа «Жди меня», бессменным ведущим которой он был на протяжении 15 лет. Игорь Владимирович жаловался, что вести ее очень трудно: «Я не умею отстраняться, думаю, по ту сторону экрана это видно». Его уговаривали взять паузу, заняться здоровьем, но он неизменно отказывался: «Знаю, что нервные клетки не восстанавливаются. Но ведь мы делаем доброе дело – помогаем людям». Еще бы, по статистике каждые 15 минут программа «Жди меня» находила человека.В последнее время актер много болел, подолгу лежал в больнице. И все же он выходил на сцену театра «Современник», у истоков которого стоял и который был его любимым детищем. Только его коллеги знали, что к служебному входу в театр часто подъезжала «скорая», а гастрольные спектакли с участием Кваши приходилось отменять. До своего 80-летия актер не дожил всего полгода... Он ушел, но нам остались его роли. А еще 170 тысяч потерявшихся во времени и пространстве, которые благодаря Игорю Владимировичу нашлись.

РЕЖИССЕР РОМАН ВИКТЮК: «Я ВИДЕЛ, КАК ГАЛИНА ВОЛЧЕК ПРОЩАЛАСЬ С ИГОРЕМ, - ЭТО БЫЛ ИЕРОГЛИФ СКОРБИ И УТРАТЫ»

Роман Виктюк: «Какой-то мощный заряд был дан ему при рождении»

Романа Виктюка с Игорем Квашой связывала и совместная работа, и дружеские отношения.

-  Узнав о смерти Игоря, я позвонил Вале Гафту, и мы несколько минут молчали... - вздыхает Роман Григорьевич. - Я помню его с самого начала, когда только создавался знаменитый ныне «Современник». Видел первый спектакль «Вечно живые», который ребята по ночам репетировали в Школе-студии МХАТ, поскольку своего помещения у них тогда еще не было. Ночью, после 12-ти, на маленькой сцене происходило настоящее чудо.

Игорь играл молодого парнишку, для этого персонажа Розовым был написан очень трогательный монолог о войне и о любви. Он сидел на табуретке, и в этом крохотном зальчике казалось, что душа каждого из тех, кто пришел на спектакль, вторила ему. Это было такое колоссальное единение и отсутствие всего театрального, неестественного, наносного - его слова вызывали невероятную дрожь в сердце.

 

- Вы видели все актерские работы Кваши?

- Конечно! Когда я смотрел фильмы и спектакли с его участием, всегда понимал, что какой-то мощный заряд был дан ему при рождении. Он был безумно смешной в «Голом короле» Шварца, где играл старика. Несмотря на свои юные лета, Игорь выглядел очень убедительно в возрастной роли. Впрочем, в каком бы образе он ни появлялся на сцене или экране, зрители верили ему безоговорочно. Помню, в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь» ему досталась роль Карла Маркса.

С Валентином Гафтом. «Узнав о смерти Игоря, я позвонил Вале Гафту, и мы несколько минут молчали»

Несмотря на фальшивый, напыщенный и ложнопатриотический текст, Игорь - в силу каких-то своих человеческих достоинств - даже такую пошлятину сумел превратить в некое раздумье, в которое можно верить, а можно не верить, однако оно имеет место. Но поскольку для Кваши было неестественным так открыто врать зрителям, ему приходилось время от времени опускать глаза. Впрочем, Энгельса в той картине играл Андрей Миронов...

- Игорь Владимирович участвовал в ваших спектаклях?

- Когда я в первый раз ставил пьесу Петрушевской в «Современнике», для Кваши, к сожалению, роли не было.

«Что вы все людей ищете, — сказал как-то Кваше Григорий Горин. — Найдите собаку»

Когда через год я снова пришел туда, чтобы поставить пьесу Александра Галина «Стена», была одна подходящая для Игоря роль, но ее очень хотел играть Валя Гафт - это была первая моя с ним встреча в этом театре. А в третий раз Галина Борисовна Волчек сказала мне: «Ты понимаешь, что в театре есть мой друг и очень близкий человек, один из основателей «Современника»?». Я без паузы спросил: «Игорь?». И она ответила: «Да, Игорек».

- Так Кваша сыграл роль Передонова в «Мелком бесе»...

Трое из шести основателей легендарного театра «Современник»: Галина Волчек, Игорь Кваша и Олег Табаков, 60-е

- Да. Это очень интересный персонаж, учитель, настолько сумасшедший и помешанный на фальшивом правдолюбии, что все свое время тратит на то, чтобы выискивать в школе недостатки и проступки детей. Из-за своего гиперболизированного ощущения правды ему в любой мелочи виделись вселенские масштабы. Маркс с экрана был Передонову родным братом, только с бородой. Но Маркс опирался на экономические теории, а наш учитель влезал в души детей.

Евгений Евстигнеев (Анатолий Луначарский) и Игорь Кваша (Яков Свердлов) в спектакле театра «Современник» «Большевики», 1967 год

В том спектакле были заняты Нина Дорошина и Лия Ахеджакова, у нас сложился коллектив, который как-то очистительно влиял на Игоря. Каждый раз, приходя на репетиции, он извинялся: «Простите, но я сегодня опять будут правдолюбом в кавычках». В финале герой Игоря сходил с ума, как, наверное, сошел бы с ума и Маркс, узнай он, как далеко продвинулся мир в совершенно другую от его учения сторону, - проделок современной черной дьявольской силы классик бы тоже не выдержал.

С Олегом Янковским в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год

- Игорь Владимирович долго болел?

- Но делал все для того, чтобы никто об этом не знал. Он мечтал о том, что выздоровеет и снова будет играть. Накануне Игорь смотрел по телевидению футбол: хохотал, переживал, выкрикивал. А на следующий день его не стало...

Боюсь, мы еще не до конца осознали, какая трагедия произошла: ушел не просто актер, а человек правды, долга и служения театру, у истоков которого он стоял рядом с Олегом Ефремовым.

В роли Бургомистра с Инной Чуриковой и Леонидом Броневым, «Тот самый Мюнхгаузен»

Иногда мне казалось, что Игорь настолько ефремовскую душу понимает, принимает в его свете и его безумии, что интонации у него становились такими же.

- Тем не менее он не ушел за Олегом Ни­колаевичем во МХАТ...

- Потому что «Современник» был его гнездом, Игорь должен был, как и Галя Волчек, продолжить то, что они когда-то вместе начали. Своему театру он был верен до конца. Сейчас они с Олегом Николаевичем, наверное, встре­тились на небесах, обнялись и плачут.

- Теперь театру придется привыкать жить без Кваши...

Геннадий Полока: «Игорь был человеком искренним, доброжелательным и с редкостным чувством юмора»

- Думаю, это будет очень тяжелый период. Я видел, как Галина Борисовна Волчек прощалась с Игорем: это был иерог­лиф скорби и утраты, который невозможно было даже на йоту передать какими-нибудь словами или буквами, - он на них просто не раскладывается.

КИНОРЕЖИССЕР ГЕННАДИЙ ПОЛОКА: «АКТЕРОВ ТАКОГО УРОВНЯ, КАК КВАША, БОЛЬШЕ НЕТ. К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ ОСОЗНАЛИ ЭТО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕГО НЕ СТАЛО»

Игорь Кваша снимался в двух фильмах Геннадия Полоки - «А был ли Каротин?» и «Возвращение «Броненосца».

- Игоря, как и весь первый состав «Со­временника»: Галю Волчек, Олега Ефремова, Аллу Покровскую, Лилю Толмачеву, Олега Табакова - знаю давно, - рассказывает Геннадий Иванович, -я ведь, как и они, «шестидесятник».

В роли лейтенанта Эмиля Тавернье с Екатериной Васильевой и Андреем Мироновым в музыкальной комедии «Соломенная шляпка», 1975 год

Помню первые их спектакли, когда во главу угла ставилась правдоподобность, - актер на сцене должен был выглядеть достоверным, как будто он только что вышел из зрительного зала. Игорю это удавалось, как никому другому.

- Почему у него, такого замечательного актера, до обидного мало главных ролей в кино?

- Действительно, в «Современнике» он 20 лет был героем, а в кино ему доставались только острохарактерные роли - пасто­ра, раввина, бургомистра, атамана, Карла Маркса, Сталина, Свердлова. Последнего он, кстати, делал очень хорошо - в его ис­полнении это был слабый здоровьем, но не­вероятно сильный духом человек. В теат­ре Кваша мог быть самим собой, а в кино - нет.

- Почему кинорежиссеры не давали ему полнее раскрыться?

В роли Сталина в фильме по роману Александра Солженицына «В круге первом», 2005 год

- Что до меня, то я, скорее, режиссер-эксцентрик, что очень плохо соотносится со школой «Современника». Персонаж в обеих картинах, куда я Игоря приглашал, был один и тот же - кинорежиссер 30-х годов Микитов-Разумник. Он по сценарию все время фонтанировал идеями - придумывал сюжеты, в которых зрители узнавали кадры из знаменитых советских фильмов. Игорь с удовольствием вместе со мной экспериментировал, охотно шел на любые режиссерские крайности, которые настораживали других артистов.

Один известный актер так испугался, когда я предложил ему сыграть мясника в пенсне и галстуке-бабочке, что даже собст­­венную бороду сбрил: дескать, таких мясников не бывает. Игорь же в работе над ролью всегда шел до конца и сам предлагал забавные, а порой и совершенно абсурдные детали и ходы.

Игорь Кваша (пастор Адамс) и Олег Табаков в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год

Хотя мы с ним не во всем совпадали: моя сатира и ирония всегда направлены на какие-то социальные проблемы, он же увлекался человеческим содержанием и наполнением образов. У Игоря вообще был очень жадный интерес к современности - не столько к политике, сколько к настроениям в обществе. Он обращал внимание на то, что думает и чувствует среднестатистический человек, а потом использовал это в своей работе.

- На тех, кто мало его знает, Игорь Владимирович производит впечатление человека непростого и закрытого. А каким он был на самом деле?

С напарницей-ведущей по программе «Жди меня» актрисой Марией Шукшиной

- Закрытым Игорь был только в том, что касалось его политических или философских убеждений. И это было связано прежде всего с тем, что любой актер - фигура не самостоятельная, все они очень зависят от режиссеров и продюсеров, вот и стараются высказываться осторожно (вдруг ненароком обидишь). В личном же общении он был человеком искренним, доброжелательным и с редкостным чувством юмора. Это видно и по его ролям.

Жаль, что уходят актеры, составляющие золотой фонд нашего театра и кино.

Анатолий Бондаренко: «Все, что происходило с его героями, Игорь принимал очень близко к сердцу»

Сейчас наступило время, когда полным-полно хороших, но, увы, средних ар­тис­тов, тогда как индивидуальностей уровня Ульянова и Евстигнеева среди них нет. Игорь Кваша был одним из последних столпов мастерства в нашем театре и кино, таких, как он, можно сосчитать на паль­цах одной руки. К сожалению, мы осознали это только тогда, когда его не стало.

ВЕДУЩИЙ УКРАИНСКОГО ВЫПУСКА ПРОГРАММЫ «ЖДИ МЕНЯ» АНАТОЛИЙ БОНДАРЕНКО: «ИГОРЯ КВАШУ БЕЗДОМНЫЕ ДЕТИ СЧИТАЛИ СВОИМ»

Анатолий Бондаренко знал Игоря Квашу по совместной работе на популярном проекте «Жди меня».

С супругой Татьяной, внучкой Анастасией, сыном Владимиром (бывший врач, ныне бизнесмен) и невесткой

- Анатолий, вам часто приходилось сталкиваться с Игорем Квашой на съемочной площадке?

- К сожалению, работая над программой, мы общались не так уж и много - в основном когда сверяли сценарий или уже во время записи. Но я видел, как он выкладывался, - это поражало и восторгало не только меня, но и всех, кто находился в студии. Ни для кого не секрет, что телеведущие часто работают по подслушке (в зависимости от изменения ситуации режиссер программы под­сказывает в наушник нужный текст), но к Игорю Кваше это не имело никакого отношения.

С одной стороны, он как истинный актер импровизировал, выстраивая драматургию каждой сцены. С другой - все, что происходило с его героями, принимал очень близко к сердцу, проявлял не показной, а искренний интерес к каждому участнику программы. Все мы видели, как часто его глаза наполнялись слезами. Чтобы они не текли по лицу, Игорь Владимирович старался смотреть вверх, и слезы останавливались.

Со второй женой Татьяной Семеновной Путиевской, врачом-рентгенологом, кандидатом медицинских наук, Игорь Владимирович прожил 52 года

Если же удержать их не удавалось, при монтаже эти кадры вырезали - такой у Кваши был договор с режиссером, он не хотел, чтобы его видели плачущим. Бывали случаи, когда Игорь Владимирович не мог говорить: мешал ком в горле. Однажды он боролся с собой целых три минуты, из-за чего запись программы пришлось приостановить - режиссер объявил, что будут менять кассету, хотя никакой необходимости в том не было.

- Недаром говорят, что проект его «съел»!

- Однажды в интервью Игорь Владимирович признался, что каждый выпуск «Жди меня» буквально рвет ему сердце. Не будучи журналистом, он ведь делал еще и журналистскую работу - сам писал тексты, выезжал на съемки. Помню, у него были очень трогательные сюжеты о бездомных детях. Чтобы их найти, часто устраивают рейды с милицией, но дети очень боятся людей в форме - прячутся, ничего им не рассказывают. А Квашу они считали своим, поэтому выходили из своих убежищ, помогали ему  - отвечали на все его вопросы. Но каково было немолодому уже человеку с больным сердцем вникать во все эти истории о брошенных, никому не нужных детях, пропускать их через свое сердце, можно только догадываться.

- Правда, что однажды по настоянию Кваши один из выпусков «Жди меня» был посвящен поиску... пропавшей собаки?

- Об этом сюжете за кулисами программы до сих пор ходят легенды. Говорят, эту идею Игорю Владимировичу подсказал его друг драматург Григорий Горин. «Что вы все людей ищете, - сказал он как-то Кваше, - найдите собаку». История о потерявшей верного друга пожилой акт­рисе была настолько трогательна, что вмес­те с хозяйкой пса плакали не только зрители и студия, но и вся творческая группа за кулисами.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось