Чтобы не плакать во время записи «Жди меня», Игорь КВАША поднимал глаза и однажды признался, что каждый выпуск программы рвет ему сердце
РЕЖИССЕР РОМАН ВИКТЮК: «Я ВИДЕЛ, КАК ГАЛИНА ВОЛЧЕК ПРОЩАЛАСЬ С ИГОРЕМ, - ЭТО БЫЛ ИЕРОГЛИФ СКОРБИ И УТРАТЫ»
Роман Виктюк: «Какой-то мощный заряд был дан ему при рождении» |
Романа Виктюка с Игорем Квашой связывала и совместная работа, и дружеские отношения.
- Узнав о смерти Игоря, я позвонил Вале Гафту, и мы несколько минут молчали... - вздыхает Роман Григорьевич. - Я помню его с самого начала, когда только создавался знаменитый ныне «Современник». Видел первый спектакль «Вечно живые», который ребята по ночам репетировали в Школе-студии МХАТ, поскольку своего помещения у них тогда еще не было. Ночью, после 12-ти, на маленькой сцене происходило настоящее чудо.
Игорь играл молодого парнишку, для этого персонажа Розовым был написан очень трогательный монолог о войне и о любви. Он сидел на табуретке, и в этом крохотном зальчике казалось, что душа каждого из тех, кто пришел на спектакль, вторила ему. Это было такое колоссальное единение и отсутствие всего театрального, неестественного, наносного - его слова вызывали невероятную дрожь в сердце.
- Вы видели все актерские работы Кваши?
- Конечно! Когда я смотрел фильмы и спектакли с его участием, всегда понимал, что какой-то мощный заряд был дан ему при рождении. Он был безумно смешной в «Голом короле» Шварца, где играл старика. Несмотря на свои юные лета, Игорь выглядел очень убедительно в возрастной роли. Впрочем, в каком бы образе он ни появлялся на сцене или экране, зрители верили ему безоговорочно. Помню, в фильме Григория Рошаля «Год как жизнь» ему досталась роль Карла Маркса.
С Валентином Гафтом. «Узнав о смерти Игоря, я позвонил Вале Гафту, и мы несколько минут молчали» |
Несмотря на фальшивый, напыщенный и ложнопатриотический текст, Игорь - в силу каких-то своих человеческих достоинств - даже такую пошлятину сумел превратить в некое раздумье, в которое можно верить, а можно не верить, однако оно имеет место. Но поскольку для Кваши было неестественным так открыто врать зрителям, ему приходилось время от времени опускать глаза. Впрочем, Энгельса в той картине играл Андрей Миронов...
- Игорь Владимирович участвовал в ваших спектаклях?
- Когда я в первый раз ставил пьесу Петрушевской в «Современнике», для Кваши, к сожалению, роли не было.
«Что вы все людей ищете, — сказал как-то Кваше Григорий Горин. — Найдите собаку» |
Когда через год я снова пришел туда, чтобы поставить пьесу Александра Галина «Стена», была одна подходящая для Игоря роль, но ее очень хотел играть Валя Гафт - это была первая моя с ним встреча в этом театре. А в третий раз Галина Борисовна Волчек сказала мне: «Ты понимаешь, что в театре есть мой друг и очень близкий человек, один из основателей «Современника»?». Я без паузы спросил: «Игорь?». И она ответила: «Да, Игорек».
- Так Кваша сыграл роль Передонова в «Мелком бесе»...
Трое из шести основателей легендарного театра «Современник»: Галина Волчек, Игорь Кваша и Олег Табаков, 60-е |
- Да. Это очень интересный персонаж, учитель, настолько сумасшедший и помешанный на фальшивом правдолюбии, что все свое время тратит на то, чтобы выискивать в школе недостатки и проступки детей. Из-за своего гиперболизированного ощущения правды ему в любой мелочи виделись вселенские масштабы. Маркс с экрана был Передонову родным братом, только с бородой. Но Маркс опирался на экономические теории, а наш учитель влезал в души детей.
Евгений Евстигнеев (Анатолий Луначарский) и Игорь Кваша (Яков Свердлов) в спектакле театра «Современник» «Большевики», 1967 год |
В том спектакле были заняты Нина Дорошина и Лия Ахеджакова, у нас сложился коллектив, который как-то очистительно влиял на Игоря. Каждый раз, приходя на репетиции, он извинялся: «Простите, но я сегодня опять будут правдолюбом в кавычках». В финале герой Игоря сходил с ума, как, наверное, сошел бы с ума и Маркс, узнай он, как далеко продвинулся мир в совершенно другую от его учения сторону, - проделок современной черной дьявольской силы классик бы тоже не выдержал.
С Олегом Янковским в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 год |
- Игорь Владимирович долго болел?
- Но делал все для того, чтобы никто об этом не знал. Он мечтал о том, что выздоровеет и снова будет играть. Накануне Игорь смотрел по телевидению футбол: хохотал, переживал, выкрикивал. А на следующий день его не стало...
Боюсь, мы еще не до конца осознали, какая трагедия произошла: ушел не просто актер, а человек правды, долга и служения театру, у истоков которого он стоял рядом с Олегом Ефремовым.
В роли Бургомистра с Инной Чуриковой и Леонидом Броневым, «Тот самый Мюнхгаузен» |
Иногда мне казалось, что Игорь настолько ефремовскую душу понимает, принимает в его свете и его безумии, что интонации у него становились такими же.
- Тем не менее он не ушел за Олегом Николаевичем во МХАТ...
- Потому что «Современник» был его гнездом, Игорь должен был, как и Галя Волчек, продолжить то, что они когда-то вместе начали. Своему театру он был верен до конца. Сейчас они с Олегом Николаевичем, наверное, встретились на небесах, обнялись и плачут.
- Теперь театру придется привыкать жить без Кваши...
Геннадий Полока: «Игорь был человеком искренним, доброжелательным и с редкостным чувством юмора» |
- Думаю, это будет очень тяжелый период. Я видел, как Галина Борисовна Волчек прощалась с Игорем: это был иероглиф скорби и утраты, который невозможно было даже на йоту передать какими-нибудь словами или буквами, - он на них просто не раскладывается.
КИНОРЕЖИССЕР ГЕННАДИЙ ПОЛОКА: «АКТЕРОВ ТАКОГО УРОВНЯ, КАК КВАША, БОЛЬШЕ НЕТ. К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ ОСОЗНАЛИ ЭТО ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕГО НЕ СТАЛО»
Игорь Кваша снимался в двух фильмах Геннадия Полоки - «А был ли Каротин?» и «Возвращение «Броненосца».
- Игоря, как и весь первый состав «Современника»: Галю Волчек, Олега Ефремова, Аллу Покровскую, Лилю Толмачеву, Олега Табакова - знаю давно, - рассказывает Геннадий Иванович, -я ведь, как и они, «шестидесятник».
В роли лейтенанта Эмиля Тавернье с Екатериной Васильевой и Андреем Мироновым в музыкальной комедии «Соломенная шляпка», 1975 год |
Помню первые их спектакли, когда во главу угла ставилась правдоподобность, - актер на сцене должен был выглядеть достоверным, как будто он только что вышел из зрительного зала. Игорю это удавалось, как никому другому.
- Почему у него, такого замечательного актера, до обидного мало главных ролей в кино?
- Действительно, в «Современнике» он 20 лет был героем, а в кино ему доставались только острохарактерные роли - пастора, раввина, бургомистра, атамана, Карла Маркса, Сталина, Свердлова. Последнего он, кстати, делал очень хорошо - в его исполнении это был слабый здоровьем, но невероятно сильный духом человек. В театре Кваша мог быть самим собой, а в кино - нет.
- Почему кинорежиссеры не давали ему полнее раскрыться?
В роли Сталина в фильме по роману Александра Солженицына «В круге первом», 2005 год |
- Что до меня, то я, скорее, режиссер-эксцентрик, что очень плохо соотносится со школой «Современника». Персонаж в обеих картинах, куда я Игоря приглашал, был один и тот же - кинорежиссер 30-х годов Микитов-Разумник. Он по сценарию все время фонтанировал идеями - придумывал сюжеты, в которых зрители узнавали кадры из знаменитых советских фильмов. Игорь с удовольствием вместе со мной экспериментировал, охотно шел на любые режиссерские крайности, которые настораживали других артистов.
Один известный актер так испугался, когда я предложил ему сыграть мясника в пенсне и галстуке-бабочке, что даже собственную бороду сбрил: дескать, таких мясников не бывает. Игорь же в работе над ролью всегда шел до конца и сам предлагал забавные, а порой и совершенно абсурдные детали и ходы.
Игорь Кваша (пастор Адамс) и Олег Табаков в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год |
Хотя мы с ним не во всем совпадали: моя сатира и ирония всегда направлены на какие-то социальные проблемы, он же увлекался человеческим содержанием и наполнением образов. У Игоря вообще был очень жадный интерес к современности - не столько к политике, сколько к настроениям в обществе. Он обращал внимание на то, что думает и чувствует среднестатистический человек, а потом использовал это в своей работе.
- На тех, кто мало его знает, Игорь Владимирович производит впечатление человека непростого и закрытого. А каким он был на самом деле?
С напарницей-ведущей по программе «Жди меня» актрисой Марией Шукшиной |
- Закрытым Игорь был только в том, что касалось его политических или философских убеждений. И это было связано прежде всего с тем, что любой актер - фигура не самостоятельная, все они очень зависят от режиссеров и продюсеров, вот и стараются высказываться осторожно (вдруг ненароком обидишь). В личном же общении он был человеком искренним, доброжелательным и с редкостным чувством юмора. Это видно и по его ролям.
Жаль, что уходят актеры, составляющие золотой фонд нашего театра и кино.
Анатолий Бондаренко: «Все, что происходило с его героями, Игорь принимал очень близко к сердцу» |
Сейчас наступило время, когда полным-полно хороших, но, увы, средних артистов, тогда как индивидуальностей уровня Ульянова и Евстигнеева среди них нет. Игорь Кваша был одним из последних столпов мастерства в нашем театре и кино, таких, как он, можно сосчитать на пальцах одной руки. К сожалению, мы осознали это только тогда, когда его не стало.
ВЕДУЩИЙ УКРАИНСКОГО ВЫПУСКА ПРОГРАММЫ «ЖДИ МЕНЯ» АНАТОЛИЙ БОНДАРЕНКО: «ИГОРЯ КВАШУ БЕЗДОМНЫЕ ДЕТИ СЧИТАЛИ СВОИМ»
Анатолий Бондаренко знал Игоря Квашу по совместной работе на популярном проекте «Жди меня».
С супругой Татьяной, внучкой Анастасией, сыном Владимиром (бывший врач, ныне бизнесмен) и невесткой |
- Анатолий, вам часто приходилось сталкиваться с Игорем Квашой на съемочной площадке?
- К сожалению, работая над программой, мы общались не так уж и много - в основном когда сверяли сценарий или уже во время записи. Но я видел, как он выкладывался, - это поражало и восторгало не только меня, но и всех, кто находился в студии. Ни для кого не секрет, что телеведущие часто работают по подслушке (в зависимости от изменения ситуации режиссер программы подсказывает в наушник нужный текст), но к Игорю Кваше это не имело никакого отношения.
С одной стороны, он как истинный актер импровизировал, выстраивая драматургию каждой сцены. С другой - все, что происходило с его героями, принимал очень близко к сердцу, проявлял не показной, а искренний интерес к каждому участнику программы. Все мы видели, как часто его глаза наполнялись слезами. Чтобы они не текли по лицу, Игорь Владимирович старался смотреть вверх, и слезы останавливались.
Со второй женой Татьяной Семеновной Путиевской, врачом-рентгенологом, кандидатом медицинских наук, Игорь Владимирович прожил 52 года |
Если же удержать их не удавалось, при монтаже эти кадры вырезали - такой у Кваши был договор с режиссером, он не хотел, чтобы его видели плачущим. Бывали случаи, когда Игорь Владимирович не мог говорить: мешал ком в горле. Однажды он боролся с собой целых три минуты, из-за чего запись программы пришлось приостановить - режиссер объявил, что будут менять кассету, хотя никакой необходимости в том не было.
- Недаром говорят, что проект его «съел»!
- Однажды в интервью Игорь Владимирович признался, что каждый выпуск «Жди меня» буквально рвет ему сердце. Не будучи журналистом, он ведь делал еще и журналистскую работу - сам писал тексты, выезжал на съемки. Помню, у него были очень трогательные сюжеты о бездомных детях. Чтобы их найти, часто устраивают рейды с милицией, но дети очень боятся людей в форме - прячутся, ничего им не рассказывают. А Квашу они считали своим, поэтому выходили из своих убежищ, помогали ему - отвечали на все его вопросы. Но каково было немолодому уже человеку с больным сердцем вникать во все эти истории о брошенных, никому не нужных детях, пропускать их через свое сердце, можно только догадываться.
- Правда, что однажды по настоянию Кваши один из выпусков «Жди меня» был посвящен поиску... пропавшей собаки?
- Об этом сюжете за кулисами программы до сих пор ходят легенды. Говорят, эту идею Игорю Владимировичу подсказал его друг драматург Григорий Горин. «Что вы все людей ищете, - сказал он как-то Кваше, - найдите собаку». История о потерявшей верного друга пожилой актрисе была настолько трогательна, что вместе с хозяйкой пса плакали не только зрители и студия, но и вся творческая группа за кулисами.