Первый сын Александра БЕЛЯВСКОГО утонул, второй — выпал из окна, и сам артист выпал спустя много лет из окна многоэтажки, будучи одетым по-домашнему: в трусах, майке и одном носке...
В последнее время его самочувствие резко ухудшилось - у Александра Борисовича участились сердечные приступы, его беспокоили скачки давления, сопровождавшиеся сильной головной болью и головокружением. Плюс финансовые проблемы: маленькая пенсия почти полностью уходила на лекарства. Конечно, фонды помощи оказавшимся в беде актерам время от времени выделяли семье Белявского небольшие суммы, но можно только представить, с каким горьким чувством мужчина, привыкший быть кормильцем и опорой для своих близких, эти деньги принимал.
Трагедия Александра Белявского в очередной - уже который по счету! - раз привлекла внимание к тому, как доживают свой век наши любимые актеры. Но, похоже, в жизни ветеранов кино и сцены ничего не изменилось - после бума посмертных публикаций наступила тишина. До следующей смерти - до следующей сенсации.
Валентина Шарыкина: «Несмотря на весь свой лоск, обаяние и популярность у женщин, Саша был очень домашним» |
АКТРИСА ВАЛЕНТИНА ШАРЫКИНА: «ЕМУ НИЧЕГО НЕ СТОИЛО ОБАЯТЬ ЛЮБУЮ ЖЕНЩИНУ, НО ПРОДОЛЖЕНИЯ У ФЛИРТА НЕ БЫЛО - САША ВСЕГДА БЕЖАЛ ДОМОЙ»
Знаменитая пани Зося из «Кабачка «13 стульев» актриса Валентина Шарыкина познакомилась с Александром Белявским еще в Щукинском театральном училище, впоследствии работала с ним в Театре сатиры и снималась в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь».
- Валентина Дмитриевна, в Театре сатиры Белявский проработал всего три года - он не сошелся характерами с главным режиссером?
Фото «ИТАР-ТАСС» |
- Саша окончил театральное училище на два года раньше меня, поэтому, когда я пришла в театр, он уже был в труппе. Мы с ним даже успели порепетировать «Проделки Скапена» Мольера: я играла Гиацинту, а он - Октава. В сером плаще и голубых брюках Белявский был очень красивым. Он вообще обладал привлекательной и какой-то несоветской внешностью, был человеком неконфликтным, улыбчивым и всегда при деле.
Не помню, чтобы Саша на что-то пожаловался, отозвался о ком-то дурно или на кого-то за что-то обиделся. Но если ему что-то не нравилось, говорил об этом прямо. Параллельно с нашим спектаклем он тогда репетировал комедию «Женский монастырь» по пьесе Дыховичного и Слободского и не сошелся во мнениях с главным режиссером нашего театра Валентином Николаевичем Плучеком. Саша не стал доказывать свою правоту (главного режиссера, как правило, переспорить трудно), а просто ушел.
С Михаилом Державиным в «Кабачке 13 стульев». «Саша очень хотел сниматься, поэтому ушел из «Кабачка» |
В то время Белявский был ведущим в «Кабачке «13 стульев». Это сейчас участие в сериалах и телепроектах приветствуется, поскольку считается рекламой, а в советское время такие съемки почему-то считались зазорными. Да и Плучек часто попрекал нас «Кабачком» - уверял, что образы, которые мы там играем, приклеились к нашим лицам, как маски. И в этом есть доля правды. Недавно один режиссер, в фильме которого я снималась, сказал: «Ваша пани Зося лишила вас многих хороших ролей». Саша, который уже тогда это понимал, очень хотел сниматься, поэтому ушел из «Кабачка» тоже.
- Александр Борисович, наверное, очень нравился женщинам?
С Евгенией Ураловой на съем ках фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь», 1966 год |
- Он был из тех мужчин, которым ничего не стоит обаять любую из нас. Дамы все время крутились возле него и даже, наверное, иногда вызывали ревность жены, но продолжения у флирта не было - после съемок «Кабачка «13 стульев» Белявский каждый раз бежал домой. Хотя, возможно, кто-то из его воздыхательниц был разочарован. У меня есть фотография, сделанная в Посольстве Польши, куда нас пригласили как актеров из «Кабачка «13 стульев». На ней мы стоим, прижавшись щека к щеке, как будто у нас роман. Но ничего подобного не было!
Сын Белявского Борис от первого брака в двухлетнем возрасте утонул |
Несмотря на весь свой лоск, обаяние и популярность у женщин, Саша был очень семейным, домашним человеком. Мы часто встречались на каких-то премьерах и вечерах, но он всегда приходил с супругой. Даже когда женился во второй раз, не мог расстаться с первой женой Валюшей - помогал ей и старшей дочери, они все равно оставались для него родными людьми.
- Вы знали о трагических событиях в жизни Александра Борисовича, когда погиб один сын, потом другой?
- Он старался никого не посвящать в свои переживания.
С Михаилом Жаровым и приемным сыном Андрюшей на съемках филь ма «И снова Анискин», 1977 год. Через год после трагической гибели первого ребенка Александр Борисович с супругой Валентиной взяли мальчика из детдома. В 20 лет, при до сих пор невыясненных обстоятельствах, Андрей выпал из окна |
На репетициях был непроницаем, и о том, что у него случилось горе - утонул первый сын, я узнала от посторонних людей. Помню, как Саша пришел в театр с черным лицом, но подойти к нему с вопросами я, как вы понимаете, не рискнула. Оставалось только сочувствовать ему со стороны. Белявского будто преследовал злой рок: второй - приемный - сын уже во взрослом возрасте выпал из окна. А спустя столько лет и сам Саша ушел из жизни точно так же...
- Многие считают, что это самоубийство...
- Если вам интересно мое мнение, то я думаю, это трагическая случайность: возраст, тяжелый недуг, он потерял ориентировку в пространстве.
Аркадий Инин: «Это был вулканического темперамента человек» |
Покончить с собой, бросив жену и девятилетнюю дочь, Белявский не смог бы.
ПИСАТЕЛЬ АРКАДИЙ ИНИН: «Я ЗНАЮ, КАК ОН БОРОЛСЯ ЗА ЖИЗНЬ, КАК ЦЕПЛЯЛСЯ ЗА ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗДОРОВЕТЬ»
Писателя и кинодраматурга Аркадия Инина с Белявским связывало многолетнее творческое сотрудничество и личная симпатия.
- Аркадий Яковлевич, как долго вы знали Александра Белявского?
- С незапамятных времен! Мы с ним вращались в одном киносообществе - встречались на премьерах и семинарах, ездили по всей стране с программой «Товарищ кино».
С Владимиром Высоцким и Александром Милютиным в культовой картине Станислава Говорухина: «Место встречи изменить нельзя», 1979 год. «Саша был замечательным актером, и сводить его творчество к роли Фокса несправедливо» |
Но это были не близкие - не дружеские, а, скорее, приятельские отношения.
Более тесно мы стали общаться с 1985 года, когда начали вместе делать кинокапустники: монтировали отрывки из старых советских кинофильмов и переозвучивали их на новый, юмористический лад. Саша в этом деле оказался совершенно незаменимым, потому что был уникальным мастером озвучания. Его голосами в разные годы говорили Жан Габен, Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан Поль Бельмондо, Микеле Плачидо, Шон Коннери.
С первой женой Валей |
У нас же он озвучивал одновременно Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина, да так, что невозможно было поверить, что это делает один и тот же человек. Впрочем, он прекрасно говорил и женскими голосами - это было и забавно, и безумно талантливо.
- Он снимался в фильмах по вашим сценариям?
- Только в одном - «Частный детектив, или Операция «Кооперация» Леонида Гайдая. Ему там досталась роль главного милиционера, майора Кронина, который на вопрос: «Как вас зовут?» - всегда отвечал: «Меня не зовут, я сам прихожу».
Первая супруга Белявского Валентина с дочерью Надеждой |
Для своего героя Саша придумал мистическую штуку: когда он был нужен, то появлялся неизвестно откуда - как будто материализовывался. Он и Леонида Иовича убедил в том, что так необходимо для картины. Получилось действительно забавно.
У Белявского вообще было очень много интересных задумок, Гайдаю даже приходилось его ограничивать: «Ну все, Саша, хватит». Только начинали снимать, он тут же предлагал что-то новое: «Леонид Иович, может быть, здесь сделать так?». Это был вулканического темперамента человек во всех сферах творчества.
- Ко времени вашего знакомства Александр Борисович уже сыграл своего знаменитого Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя»?
Первого общего ребенка — дочь Сашеньку — вторая жена Александра Борисовича Людмила родила в 53 года, за три месяца до случившегося у 71-летнего актера инсульта |
- То, что из всех работ Белявского зрители и журналисты выделяют только эту, меня отчасти раздражает. Есть много артистов, к которым навсегда приклеился ярлык одной роли: так, Саша Демьяненко, как ни отбивался, навсегда остался Шуриком, Наташа Варлей, у которой больше 60 картин, - «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей», Кузнецов - «товарищем Суховым». Конечно, актерам это обидно. Хотя, с другой стороны, и приятно - их в отличие от менее удачливых коллег узнавали и узнают. Сколько лет прошло, а Стасу Садальскому благодаря тому же фильму до сих пор кричат: «Кирпич!». Народная любовь непредсказуема, очень трудно предугадать, какая роль сделает тебя знаменитым.
В роли физика Крылова с Василием Лановым в фильме Сергея Микаэляна по книге Даниила Гранина «Иду на грозу», 1965 год |
Саша был замечательным актером, и сводить его творчество к роли Фокса несправедливо. Он ведь начинал с серьезных работ, сыграл знаковые роли в культовых фильмах «Июльский дождь» Марлена Хуциева и «Иду на грозу» Сергея Микаэляна. Более того, в молодости он играл положительных героев, это уже потом к нему привязалось амплуа очаровательного негодяя.
С Олегом Басилашвили в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год |
- Он был компанейским человеком?
- Когда после съемки или концерта мы собирались, чтобы выпить по рюмочке, он всегда поддерживал компанию. Обаятельный, остроумный - за столом таким людям нет цены. И поэтому еще обиднее было наблюдать за ним в последнее время, когда Саша лишился речи - он потерял именно то, чем был силен. Это все равно что музыканту остаться без руки, художнику - без зрения. К тому же Белявский привык быть настоящим мужчиной, который содержал всех своих близких - бывшую и нынешнюю жену, дочерей. После инсульта такой возможности у него не стало, он жил на нищенскую пенсию, и даже счета за квартиру оплачивала Гильдия актеров России. Что и говорить, ему было очень тяжело.
Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Георгий Бурков и Любовь Добржанская, «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год |
Я знаю, как он боролся за жизнь, как цеплялся за любую возможность выздороветь. Ему пришлось заниматься с логопедом и, разменяв восьмой десяток, учиться выговаривать звуки, как это делают маленькие дети. И Саше удалось достичь огромных успехов - он ходил, разговаривал.
- Когда вы в последний раз с ним общались?
- 6 мая, когда ему исполнилось 80. Во время телевизионной передачи, посвященной памяти Саши, говорили, что в тот день его телефон был выключен. Но это неправда, я легко ему дозвонился. Трубку подняла его жена Люся, передала ее юбиляру. Он меня сразу узнал: «Привет, Аркаша!». Конечно, речь у него была замедленна, но соображал Саша хорошо, мыслил ясно.
А 18 мая у нас, в Гильдии актеров, состоялся очень хороший вечер, посвященный юбилею Белявского. Виновника торжества не было, но пришла Люся, дочери Надя и младшая Сашенька, которая и вела этот вечер вместе с директором Гильдии Валерией Гущиной. Были все его друзья-артисты, поклонники. Никто и представить себе не мог, что до трагедии осталось меньше трех месяцев.
С Андреем Мягковым и Александром Ширвиндтом в римейке Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год |
- Многих больше всего интересует один вопрос: что же это все-таки было - несчастный случай и самоубийство?
- Я отношусь к тем (их очень мало), кто допускает и ту, и другую версию. В пользу самоубийства свидетельствует то, что Белявский был человеком гордым, красивым, любимцем женщин, которому трудно смириться с беспомощным состоянием. Сейчас много говорят о том, что друзья его забыли, не навещали. Поверьте, все рвались к нему, вот только он не хотел никого видеть - ему было тяжело предстать больным и немощным перед теми, кто помнил его совсем другим - веселым и здоровым. Саша вполне мог решить таким образом поставить точку в почти 10-летней борьбе с болезнью, и никто в душе не может его за это осуждать.
С другой стороны, я знаю Сашу как человека жизнелюбивого, не опустившего руки даже после тяжелейшего инсульта. К тому же не забывайте, что он был окружен любовью - Люся и Сашенька души в нем не чаяли, да и он их обожал, особенно дочь. Поэтому вполне возможно, что это была трагическая случайность. Саша ведь выпал из окна многоэтажки, будучи одетым по-домашнему: в трусах, майке и одном носке. Вряд ли человек, да еще и актер, решив уйти из жизни, станет это делать в таком непрезентабельном виде. Скорее всего, он все-таки хотел посмотреть, как там его дочка гуляет, но у него закружилась голова, помрачилось сознание и...
- Как вы узнали о его смерти?
- Произошла мистическая история. Я был в круизе в Атлантическом океане, где, как вы понимаете, мобильной связи нет. И вдруг, когда я поднялся на палубу, телефон зазвонил, что само по себе уже невероятно меня удивило, - один из российских каналов приглашал меня на запись передачи, посвященную Александру Белявскому. Я сказал, что не смогу, потому что нахожусь очень далеко, и они, ничего не объяснив, тут же положили трубку.
Связь отключилась, но через полчаса телефон зазвонил вновь - другой российский канал тоже приглашал меня на программу о Белявском. Тут уж я не выдержал и спросил: «Объясните, что случилось?». И они мне все рассказали. Ни до, ни после этого мне на мобильный телефон никто не дозвонился - были только два этих звонка в океане.
- Вам не кажется, что нынешний год выдался особенно трагичным? Один за другим уходят люди, которые так много для нас значили...
- Когда умирают те, кого мы любим, это всегда тяжело. Но разве легче был предыдущий год, когда мы потеряли Люсю Гурченко, Мишу Козакова, Ию Саввину? Бессмертных людей нет, не было и не будет, рано или поздно уйти придется всем, и то, что сейчас происходит, - наша жизнь.