В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Удивительное - рядом

На съемках фильма Бортко "Мастер и Маргарита" главную героиню Анну Ковальчук арестовали за проституцию

Елена МАРТЫНОВА 21 Сентября, 2004 00:00
В Москве происходит что-то странное. В воздухе пахнет тревогой. Как-то по-особому низко летают птицы. И даже в привычном трамвайном треньканье угадываются истеричные интонации. А на Патриарших прудах - еще одна странность этого летнего утра - не было ни одного человека. Несмотря на приятную прохладу, "никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...". Так начинался съемочный день Мастера - режиссера Владимира Бортко...
Елена МАРТЫНОВА
В Москве происходит что-то странное. В воздухе пахнет тревогой. Как-то по-особому низко летают птицы. И даже в привычном трамвайном треньканье угадываются истеричные интонации. А на Патриарших прудах - еще одна странность этого летнего утра - не было ни одного человека. Несмотря на приятную прохладу, "никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...". Так начинался съемочный день Мастера - режиссера Владимира Бортко...

Скверик у Патриарших прудов постепенно наполнялся народом. Привезли зеленую телефонную будку. Установили "ларь N14", такой же ядовитой окраски, с надписью: "Пиво-воды". Накрыли зеленой сеткой детскую площадку - чтобы смешалась с деревьями и не дай Бог не попала в кадр. Бортко недовольно оглядел свежеокрашенные скамейки и принялся кричать: "Принесите мне обычные граненые стаканы!".

Вид посуды еще больше разъярил режиссера. И он угрожающе потребовал: "Сделайте настоящую абрикосовую воду - не темную и не светлую!". Два парня в панике заметались над бутылками с лимонадом. И тут случилось странное: лицо Бортко прояснилось, забрезжило даже некое подобие улыбки: на площадке появились актеры - Влад Галкин и Александр Адабашьян (Иван Бездомный и Михаил Берлиоз).

"Пиво есть?" - навалившись за режиссерский пульт, хрипло спросил Галкин-Бездомный. "Замечательно, замечательно!" - замахал руками Бортко. Эту сцену съемочная бригада отрабатывала весь день. Александр Абдулов, играющий роль Коровьева, в ожидании своего выхода мирно дремал в собственном джипе "геленвагене". А Олег Басилашвили (Воланд) сидел в вагончике-гримерке в распахнутой на груди рубахе, устремив неподвижный взгляд в потолок. И, честное слово, от этого дьявольского взгляда мороз шел по коже.


От дьявольского взгляда Воланда (Олег Басилашвили) мороз по коже


Пространство оглашалось криками. Старушки-обитательницы здешних домов скандалили, требуя освободить им сквер для привычного моциона. Бортко устало звал на помощь милиционера. Солнце уходило, собирался дождик, натура пропадала, сроки сдвигались - придется опять работать ночью. Словом, Булгаков чинил свои привычные козни. Но Владимир Бортко так просто не сдается.

Очередную сцену Бортко снимал на следующий день в Александровском саду. Съемочная группа "Мастера и Маргариты" привезла с собой из Питера много удивительных для Москвы вещей. Например, слово "пожалуйста". Его на площадке употребляют даже обыкновенные техники. "Уйдите, пожалуйста, отсюда, - стеснительно просил рабочий костюмера в Александровском саду. - А то эта лампа может упасть и вас задеть". Если не знать про некоторые особенности питерского воспитания, можно было подумать, что рабочий издевается. Даже Бортко, который на съемочной площадке становится настоящим деспотом, не забывает выражаться литературно. "Сей кадр не годится!" - орал возмущенный создатель "Идиота" в мегафон на траурную процессию, следующую за гробом Берлиоза.

Бортко резко разворачивается и упирается взглядом в стоящую рядом и дрожащую от холода Маргариту-Анну Ковальчук. "Почему вы здесь? Идите сядьте!" - Бортко повелительно указал Маргарите на скамейку, где она должна будет встретить Азазелло. "Владимир Владимирович, а можно я рядом постою, посмотрю на людей? - заискивающе попросила Ковальчук. По всему было видно, что рядом с мэтром она чувствует себя не очень уверенно. - Приобщусь к эпохе...". - "К эпохе? - Бортко поправил на носу вечно сползающие огромные очки-хамелеоны. - Ну ладно, стойте".

Большая часть реквизита, которая потребовалась Бортко для сцены проводов обезглавленного Берлиоза, взята из запасников "Ленфильма". Даже куриная кость, которая вызывающе торчала из кармана Азазелло (Александр Филиппенко) во время встречи с Маргаритой около стен Кремля, привезена из Питера.

Маргарита, кокетливо выставив ножку в округлой бархатной туфельке с бантиками, все-таки села на скамейку и стала страдальчески кривить рот. "Улыбнитесь, вам так идет улыбка!" - обнял ее за плечи подошедший Филиппенко. Порыв нежности чудища, в которое превратился замечательный артист (один его зрачок стал прозрачным благодаря линзе, передние клыки существенно удлинились, кожа по-вампирски побледнела), выглядел устрашающе. "Не могу... - печально ответила вошедшая в образ Маргариты Анна. - Я взрослая серьезная женщина. У меня любимый пропал...".

Если Филиппенко явно получает удовольствие от своей дьявольской роли ("После Кощея Бессмертного мне уже ничего не страшно", - признался он), то подобрать актрису на роль Маргариты оказалось чрезвычайно сложно. И дело даже не в происшествиях, которые преследуют исполнительниц главной женской роли. В романе Булгакова, которому Бортко следует слово в слово, Маргарите довольно часто приходится обнажаться. Четыре актрисы до Ковальчук, узнав об этом, категорически отказались от съемок. Но Анну обнаженка не остановила.

- Ну и что? - пожала она плечами на вопрос "Бульвара". - О роли Маргариты мечтает любая актриса. К тому же я с детства любила сказки, особенно истории про ведьм. Да, я буду сниматься голой, без дублерш. Это неважно. Самое главное - сыграть сильную женщину, сумевшую отстоять свою любовь. А по поводу мистики я вам одно скажу, - тут Ковальчук подмигнула "Бульвару" совершенно по-ведьмовски. - Бортко обо всем договорился...

О чем именно договорился Бортко, а главное, с кем, Аня уточнять отказалась. Ситуацию прояснил главный художник-постановщик картины Владимир Светозаров. Он рассказал, что когда начались съемки, а актеры вдруг - один за другим - стали отказываться от ролей, Бортко разозлился и стал кричать, что мистика - это выдумки "пыльных барышень из киноклубов".

Потом, остыв, решил вызвать священника для улучшения морального климата в коллективе. Прибывший батюшка подтвердил, что православная церковь не считает книгу Булгакова еретической. Более того, "Мастер и Маргарита" - любимое произведение многих священнослужителей. Для пущей убедительности батюшка освятил всю съемочную группу вместе с оборудованием.

Может быть, поэтому до сих пор на площадке не обходится без мистики, а самым значительным происшествием на сегодня стало задержание Анны Ковальчук московской милицией. "Мы долго репетировали у Бортко в номере гостиницы "Украина", - рассказала Аня, по иронии судьбы прославившаяся именно благодаря ментовской роли. - А когда я вышла на улицу, меня приняли за проститутку и отвели в отделение милиции. Я долго доказывала, кто я, но мне не верили, пока Александр Филиппенко за мной не приехал".

Страдать Иешуа (Сергей Безруков) будет на фоне декораций к фильму «Спартак»


Сценарий Бортко поделил на три части. Действие первой части - кстати, самой легкой с точки зрения съемки - происходит в Москве времен 1935 года. По замыслу художника ее снимают на черно-белую пленку. Вторая, библейская часть происходит в Иерусалиме. Страдать бедный Иешуа (Сергей Безруков) будет на фоне огромных декораций, построенных американцами к фильму "Спартак".

Художники решили, что хотя бюджет сериала "Мастер и Маргарита" и тянет на пять с половиной миллионов долларов, лишняя экономия не помешает. Третью часть фильма съемочная группа называет кодовым словом "чудеса".

По признанию самого Бортко, создание "чудесного" в сериале для него самая сложная работа. "Я даже боюсь этого момента, - признался он "Бульвару". - Я никогда раньше не использовал компьютерные эффекты в своих работах. Поэтому страшно загадывать, что из этого получится. Если не считать наглости, с которой мы взялись экранизировать бессмертный роман, это самое опасное. Мне бы очень не хотелось огорчить читателей "Мастера и Маргариты", когда они станут нашими зрителями".

Самым сложным оказалось изобразить кота Бегемота и парящую на метле Маргариту. Ради Бегемота Владимир Бортко даже слетал в Америку. Там сказали, что компьютер может все, и выставили русским предварительный счет на три миллиона долларов. Пришлось Бортко развернуться и призвать на помощь российских специалистов. В результате помочь "с котом" взялись те же люди, которые придумали спецэффекты к нашумевшему фильму "Ночной дозор".

Таким образом, Бегемот будет состоять из трех "героев". Первый герой - это обыкновенный черный кот, с помощью компьютера увеличенный до огромных размеров. Второй - электронный прибор в виде кошачьей головы. Она способна моргать, жмуриться от удовольствия, высовывать язык, жевать и открывать рот. И наконец, во время общих планов роль Бегемота будет исполнять... помощник Жириновского! Забег по Москве в кошачьей шкуре и с примусом в руках исполнит карлик по имени Вано.

А вот проблема с летящей Маргаритой до сих пор так и не решена. Сначала специалисты хотели подвесить актрису за руки. Но на экране видны следы от обручей на ее руках. Поэтому сейчас в спешном порядке для главной героини шьется корсет по какой-то космической технологии. Однако непонятно, выдержит ли он вес актрисы и как будет происходить съемка. Как оказалось, компьютер может далеко не все....

Зато проблему с обнаженкой Маргариты компьютер решить смог. Чтобы не смущать блюстителей морали, Маргариту сделают полупрозрачной. В некоторых местах.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось