Сам себе режиссер
Режиссер, писатель, драматург и актер Евгений ГРИШКОВЕЦ: "В корейском ресторане официант нам объяснил, что, во-первых, есть собак негуманно, а во-вторых, существует определенный сезон, когда их едят"
Юлия ПЯТЕЦКАЯ. «Бульвар» 14 Октября, 2004 00:00
Феномен этого человека прост, как плач ребенка. Вы смотрите на него в театре, читаете его книжку, слушаете его выступление и понимаете, что это все про вас. Да, некоторые факты биографии, конечно, не сходятся...
"КОГДА МНЕ ХАМИТ ПРОДАВЩИЦА, ГАИШНИК ИЛИ ЗРИТЕЛЬ, Я ДУМАЮ: "НЕТ! ОНИ НЕ ЗАСТАВЯТ МЕНЯ РАЗЛЮБИТЬ РОДИНУ!"
- Евгений, слышали песню БГ "Hебо pухнет на землю, пеpестанет pасти тpава - он пpидет и молча попpавит все, человек из Кемеpова..."?
- Песню "Человек из Кемерова", чтоб вы знали, Борис Гребенщиков написал обо мне. Я прототип.
- Можете объяснить, почему, родившись в таком нетеатральном городе, вы вдруг увлеклись театром?
- Трудно сказать... Чем больше я пытаюсь это анализировать, тем меньше понимаю, как и почему это произошло. Видимо, существуют вещи, необъяснимые рациональным путем. Начинал я с пантомимы. Причем занимался этим профессионально в профессиональной студии и весьма успешно. Поскольку у меня дефект речи (Гришковец плохо выговаривает букву "р". - Авт.), становиться говорящим актером мне в голову не приходило. Но, прозанимавшись пантомимой несколько лет, я почувствовал себя, как в тюрьме.
- Какая из сторон вас не устраивала: материальная или творческая?
- Как раз материально у меня все было хорошо. Я получал 20 рублей за выступление. Пять выступлений в неделю - это уже 100 рублей. А 100 рублей в неделю в те времена - приличные деньги.
Вместе с одной новосибирской балетной парой предпенсионного возраста я ездил на гастроли, работал в каких-то цехах, жэках, на птицефабриках... И везде нас ждал успех. Но однажды, выступая в городе Новокузнецке перед пятью грузчиками, я вдруг понял, что пора заканчивать.
- Для вас вообще имеет значение, кто сидит в зале: грузчик или не грузчик?
- Ну конечно, имеет! Достаточно одного хамского выкрика в зале, чтобы спектакль был сорван. Моя аудитория довольно широка - от 16-ти до 90, включая только активных стариков. А не тех озлобленных и брюзжащих, которым, что бы они ни увидели, ни услышали и ни прочли, все равно не нравится. В принципе, все мои зрители - люди жизненно активные, и возможно, молодежи среди них больше, чем в других театрах. Я даже свои спектакли начинаю играть в 21.30, чтобы молодые люди, которые учатся и работают, успели в будний день попасть в театр. А еще мои пьесы обязательно адресованы тем, кто любит родину.
- Совершенно не ожидала услышать от вас что-нибудь столь пафосное...
- (Удивленно). А что пафосного в том, чтобы любить родину?
- Да я тоже свою родину люблю, но как только начинаешь эту любовь озвучивать, понимаешь, насколько затасканы и испошлены слова.
- Просто в таких случаях надо четко понимать, что ты имеешь в виду. Вот смотрите. Вы живете в своем городе Киеве, я в своем городе Калининграде. Каждый из нас живет в своей стране. Я в России, вы в Украине. Кстати, по правилам русского языка нужно говорить не "в Украине", а "на Украине". Так вот. Родина - это не обязательно целая страна и даже не город... Мы, как муравьи, движемся только по своим проторенным тропинкам, любим, кроме дома и работы, лишь исхоженные и насиженные места. Эти места и есть наша родина.
- Вы все-таки поразительный человек. Представитель богемы, модный автор, и вдруг такие немодные мысли...
- Знаете, когда мне хамит продавщица (к сожалению, это еще нередко случается), гаишник или зритель во время спектакля, я всегда думаю: "Нет, они не заставят меня разлюбить свою родину!". (Смеется).
- А что это за неприятная история, когда вам вначале предложили выступить на церемонии вручения премии "ТЭФИ", а потом не пустили?
- Для "ТЭФИ" меня попросили написать небольшой материал, отражающий ситуацию на телевидении. Небольшой и веселый. Вернее, ироничный. Заказали мне его летом, я написал, а выступать нужно было осенью, когда ситуация в России, в том числе на телевидении, серьезно изменилась.
Я переписал свой текст и объяснил, что летом страна, в которой я живу, была одна, а сейчас она другая, поэтому я не могу уже иронично шутить. После чего меня проигнорировали и на церемонию не пригласили. Мой текст есть в Интернете, любой желающий его может прочитать, и, по большому счету, мне не обидно, что не дали выступить. Обидно, что люди опять продемонстрировали свою трусость, слабость, самоцензуру... Да Бог с ними.
- У вас никогда не возникало ощущения, будто вы занимаетесь не своим делом?
- (Вздыхает). Было такое... В 1998 году я решил попрощаться со сценой спектаклем "Как я съел собаку". Накопилась психологическая усталость от сознания: все, что я делаю, никому не нужно. Да и материально моя профессия меня совершенно не устраивала. Поэтому я собрался уйти и громко попрощаться.
- А куда вы намеревались уйти? Опять в пантомиму?
- Думал поступать на юридический факультет. Юриспруденция, как вы понимаете, меня совершенно не интересовала, зато давала возможность прокормить себя и свою семью. В общем, хотел уйти лихо, по-понтерски, а в результате получил за пьесу "Как я съел собаку" "Золотую маску" (российская театральная премия. - Авт.), потом "Антибукер" (российская литературная премия. - Авт.). Затем пьесу перевели на все языки - от японского до португальского - и я стал ездить на гастроли в Европу...
- Любопытно, как вас переводят?
- Это процесс очень интересный, поскольку от переводчика действительно многое зависит. Например, в Польше мне попался очень колоритный переводчик: маленький толстый веселый человек, который подолгу смеялся сам, а только потом начинал переводить залу.
В другой стране накануне моего выступления переводчик повредил себе руку, его обкололи обезболивающим, и во время действия он засыпал. В итоге пьеса, рассчитанная на час 50, шла три с половиной часа без перерыва. Причем, если я хитрил и пытался оставлять какие-то куски без перевода, чтобы побыстрее закончить, он тут же просыпался и говорил заплетающимся языком: "Ничего, ничего, я переведу...".
Но, пожалуй, самым незабываемым было мое выступление в Англии перед Королевским обществом глухонемых (там, вообще-то, все общества королевские).
Переводчик должен был сидеть на высоком барном стуле у меня за спиной - чтобы глухонемые его хорошо видели. Он страшно волновался и, чтобы успокоиться, прямо перед представлением залпом выпил 300-граммовую бутылочку виски. После чего немного расслабился, раскраснелся и как-то даже преисполнился чувства собственной значимости. Вначале он просто ерзал на стуле, периодически с него слезая. Через некоторое время встал рядом со мной. А потом постепенно начал выходить вперед, расхаживать по сцене, жестами общаться с залом, делать какие-то свои отступления... В середине спектакля я понял, что на меня уже давно никто не обращает внимания, зато у моего переводчика состоялся настоящий театральный дебют.
"БЫТЬ БОГАТЫМ - ЭТО КУПИТЬ ЧЕРЕШНИ СКОЛЬКО ХОЧЕШЬ. И ЧТОБЫ ДЛЯ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО НЕДОРОГО"
- Вас ставят в Москве и в Европе, даже в Киеве в одном из театров идут ваши "Дредноуты". Как вы относитесь к чужим постановкам своих пьес?
- Я всегда говорю тем, кто ставит мои пьесы: "Замечательно! Мне очень понравилось!". На самом деле, единственное чувство, которое я испытываю, - это удивление. Просто оно бывает более сильное или менее. Помню, в одной моей пьесе играли великолепные актеры Филозов и Стеклов. Потрясающие! Но они играли с таким надрывом и театральными эмоциями, что мне за них было обидно. Я прекрасно понимаю, что это поколение актеров так воспитано, они не могут иначе. Но мне-то этого как раз и не нужно.
Тем не менее я не возражаю, если кто-то хочет поставить мою пьесу, и когда ко мне обращается молодой театр с просьбой, обязательно пишу специальное письмо, в котором отказываюсь от гонорара. Потому что еще хорошо помню, как в году эдак 97-98-м мне тоже очень нужна была поддержка, в том числе материальная.
Вот чего я совершенно не принимаю - это когда за границей мои пьесы переделываются в пьесы про русских. Я видел спектакль "Как я съел собаку", поставленный в бразильском городе Сан-Паулу местным режиссером. Там мой герой зачем-то бросался в зал маленькими поролоновыми гранатами. Я не пишу про русских или про нерусских. Я пишу о себе, и ставить нужно тоже о себе. Тогда в этом есть смысл.
- Вы хорошо помните время, когда серьезно нуждались. Сейчас вы материально благополучны. Что для вас значат деньги?
- Однажды я преподавал за границей драматургию людям разных стран и попросил их написать, что такое, по их мнению, быть богатым. Один швейцарец написал гениально. "Быть богатым - это прийти на рынок весной, когда только появляется первая, очень дорогая, черешня, и купить ее сколько хочешь. И чтобы для тебя это было недорого".
- Это правда, что вы теперь вегетарианец и собак больше не едите?
- Мяса я сейчас не ем, а собак вообще никогда не ел, кроме случая, описанного в своей пьесе. Правда, однажды в корейском ресторане мы пытались заказать собаку. Официант-кореец в ответ на нашу просьбу сделал большие глаза. Представляете, как выглядит кореец, у которого большие глаза? Затем он нам объяснил, что, во-первых, есть собак негуманно, а во-вторых, существует определенный сезон, когда их едят. А еще на специальных собачьих фермах, если собака проявляет себя как личность и яркая индивидуальность, ее не съедают, а подыскивают ей хозяина.
- Вы человек многогранный - сами играете, сами пишете, сами ставите. Это потому, что до сих пор не можете определиться с жизненным выбором или просто настолько тщеславны?
- Вся зрительская любовь всегда достается актеру. Каким бы бездарным и глупым он не был. Режиссер этой любви даже при самом лучшем раскладе получает вполовину меньше. А драматургу вообще никакой любви не достается - только деньги. Поэтому драматурги все такие злые: "Боже! Что они сделали с моей пьесой!".
Я недавно побывал на двух книжных ярмарках... Много общался с писателями... Ну что вам сказать? Пьют люди! А я сам пишу, сам ставлю, сам играю и в результате получаю и любовь, и деньги.

"Татушка" Катина родит
Жених подарил Кабаевой "мерседес"
"Бесприданница" Лариса ГУЗЕЕВА: "Своему четвертому мужу я сказала: "Нравлюсь? Копи деньги!"
Экс-"ВИА Гра" Светлана ЛОБОДА: "Продюсеры совершили ошибку, взяв меня в группу. Мне хочется руководить, быть хозяйкой, а им нужна кроткая девушка"
Авраам Руссо не увидит дочь
Анастасию Волочкову навсегда выгнали из бани
Лагутенко пьет собственную кровь?
Михаэль Шумахер купит футбольный клуб
Бритни Спирс беременна
Ева Польна снялась в порно
Киркоров купил самолет
Пельш разводится с женой
Элизабет Тейлор в пятый раз сломала позвоночник
Владимир Крайнев "честь имеет пригласить"
Альмодовар ждет разрешения
Кейт Уинслет сразила папарацци
Наташа Королева теряет память
Режиссер, писатель, драматург и актер Евгений ГРИШКОВЕЦ: "В корейском ресторане официант нам объяснил, что, во-первых, есть собак негуманно, а во-вторых, существует определенный сезон, когда их едят"
Николай ГНАТЮК: "Птица счастья завтрашнего дня? Прилетела, крыльями звеня!"
Верхний слой
Писательница и журналистка "Бульвара" Лада ЛУЗИНА: "Я никогда не понимала криков знаменитостей: "Вы лезете в нашу личную жизнь!". О какой психологической неприкосновенности может говорить артист, на лице которого бомжи разделывают селедку?"
Двукратный олимпийский чемпион по водному поло Алексей БАРКАЛОВ: "Кажется, Бог приставил ко мне персонального ангела-хранителя. Я трижды мог погибнуть в авиакатастрофах, но всегда вел себя как подобает мужику"
Лена ПЕРОВА: "В человеке все должно гармонировать: и зубы, и мягкие руки"
Спонсоры и моды меняются
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги