Элита
Верхний слой
Виталий КОРОТИЧ 14 Октября, 2004 00:00
Помните, как в "Двенадцати стульях" Остап Бендер, герой, порожденный советским временем, верящий в его будущее и уже ощутивший свое могущество, всласть издевается над дворянином Воробьяниновым и священнослужителем отцом Федором, представителями некогда авторитетных сословий разрушенного революцией мира?
(Продолжение. Начало в NN36, 37, 38, 39, 40)
"ЧЕРЕЗ КАКОЕ ВРЕМЯ УХА МОЖЕТ СТАТЬ АКВАРИУМОМ?"
Помните, как в "Двенадцати стульях" Остап Бендер, герой, порожденный советским временем, верящий в его будущее ("Батистовые портянки будем носить, крем Марго кушать!") и уже ощутивший свое могущество, всласть издевается над дворянином Воробьяниновым и священнослужителем отцом Федором, представителями некогда авторитетных сословий разрушенного революцией мира? Новые хозяева жизни шли в социализм с новыми манерами, сметая с дороги "наследие проклятого прошлого". Начинался новый век...
Мне не хочется верить злой иронии одного западного политолога, который на вопрос о том, сколько времени займет возрождение цивилизованного бытия в бывшей советской стране, ответил: "То есть вы хотите знать, через какое время уха может снова стать аквариумом?".
Век социальных экспериментов все-таки завершился. Три разновидности социализма: наш, то есть марксистско-ленинский, немецкий, то есть национал-социалистический, и европейская социал-демократия осуществляли в ХХ столетии свои проекты на всю катушку, не стесняясь в средствах. Наш вариант существовал лет 70, нацистско-фашистский - лет 20, а европейские социал-демократы приходили к власти то там, то сям на несколько лет и быстро этой власти лишались, поскольку народ отказывал им в доверии.
Самое главное, что обеспечило провал социалистического эксперимента, - ни в одной стране, возглавленной социалистами разных модификаций, жизнь не стала заметно лучше, а в Германии и у нас были к тому же черные годы бесправия и террора. Постиндустриальное общество, в которое мир входит сегодня, оглядывается на страшный опыт социальных фантазий и демагогии и все больше устремлено к здравому смыслу. "Социализм", "капитализм" - эти термины мало что означают в чистом виде. Элементы социализма не погубили Швецию, а капитализм не сделал Колумбию процветающей...
Когда американские студенты допытывались у меня, чем плохи идеи коммунизма (нас учили - это самая благословенная стадия социалистического развития), я отвечал им, что идеи вовсе не плохи, даже замечательны. Все дело в том, что при попытке их осуществления были застрелены миллионы людей, еще миллионы уморены голодом и замучены в концлагерях. Я не считаю, что такую цену можно платить даже за райскую жизнь. Тем более что раем у нас и не запахло. Произошли чудовищные утраты национальных элит, лучших умов и древних родов, воплощавших непрерывность и благородство национальной истории. Взамен изгнанных и уничтоженных у нас так и не появились новые Бунины и Рахманиновы, Хвылевые и Курбасы, Стравинские и Шаляпины, Павловы и Нижинские. Как позже писал Владимир Нарбут: "Нагайками не выбьешь "Войну и мир". Потери в элитах невосполнимы, и никакие обещания социальных фантазеров не заменят перемолотых ими судеб.
СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ОСЕННИЕ БРАКИ БЛАГОПОЛУЧНЕЕ ВЕСЕННИХ И ЛЕТНИХ
Корней Чуковский, пытаясь понять происходящие процессы, обращается к классикам, перелистывает Льва Толстого: "Читая "Анну Каренину", я вдруг почувствовал, что это уже старинный роман. Когда я читал его прежде, это был современный роман, а теперь это произведение древней культуры... Теперь - в эпоху советских девиц, Балтфлота, комиссарш, милиционерш, кондукторш - те формы любви, ревности, измены, брака, которые изображаются Толстым, кажутся допотопными". А чего мудрить?
В сентябре 1918 года развод был упрощен, а церковные браки запрещены. Александра Коллонтай, заправлявшая у большевиков в этой сфере, указывала: "Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна членам семьи, ибо воспитание детей берет на себя государство". Николай Бухарин уточнял: "Ребенок принадлежит обществу, в котором он родился, а не своим родителям" (надо отдать должное "бухарчику" - в личном плане его предсказание сбылось, после расстрела Бухарина его сыну присвоили фамилию матери - Ларин и отправили его в концлагерь, где Ларин просидел до "реабилитанса" 50-х годов).
В сентябре 1918 года вышли новые декреты о семье, браке и школе. Где вы, петровские указы, запрещавшие венчать девушек, которые не умеют подписать своего имени? Где вы, отныне отвергнутые обряды сватовства, обручения, венчания? Где вы, кормилицы, гувернантки, няни, бравшие на себя заботу о воспитании детей, обучавшие многому - вплоть до правильного произношения и хорошей походки (гимназии ведь появились только в начале XIX века, да и то в больших городах, домашнее образование долго еще оставалось в чести)? Герцен писал, что его мировоззрение сформировал домашний учитель словесности, студент Иван Протопопов, да еще гувернер, француз-якобинец Буше. Леся Украинка воспитывалась и получала образование только дома, навсегда сохранив благодарность своим учителям.
Константин Станиславский вспоминает, как родители "устроили нам целую гимназию. С раннего утра и до позднего вечера один учитель сменял другого; в перерывах между классами умственная работа сменялась уроками фехтования, танцев, катания на коньках и с гор, прогулками и разными физическими упражнениями. У сестер были русские, немецкие и французские воспитательницы...". Владимир Набоков запомнил всех своих домашних учителей, а среди них и "украинца, жизнерадостного математика с темными усами и светлой улыбкой". Где родители, разговаривавшие с детьми на "вы" и следившие за их воспитанием?
"Мать, - вспоминает Владимир Набоков, - в гостиной нашего сельского дома часто читала мне перед сном по-английски... Прежде, чем перевернуть страницу, кладет на нее руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым, голубиной крови, рубином (в прозрачных гранях которых, кабы зорче тогда гляделось мне в них, я мог бы различить комнату, людей, огни, деревья под дождем - целую эру эмигрантской жизни, которую предстояло прожить за деньги, вырученные за это кольцо)". В другом месте Набоков вспоминает об одном из друзей дома: "Ко мне, ребенку, он обращался на "вы", - не с натянутой интонацией наших слуг и не с особой пронзительной нежностью, звеневшей в голосе матери... (словно хрупкое "ты" не могло бы вынести груз ее обожания) - но с учтивой простотой взрослого, говорящего с другим взрослым, которого он знает недостаточно коротко, чтобы ему "тыкать"...
Куда девались невесты из многократно высмеянных в советские годы знаменитого Смольного института или Институтов благородных девиц, работавших на Украине в Киеве (для правобережного дворянства) и Полтаве (для левобережного)? Девушек из далеко не зажиточных семей учили там домоводству, иностранным языкам, хорошим манерам, танцам, музыке (ей, кстати, обучал в Киевском институте Микола Лысенко). Выпускницы получали дипломы "домашних наставниц" и шли преподавать в дома побогаче.
Исчезли, оставшись посмешищами в гоголевских и чеховских пьесах, свахи, сводившие молодых и знавшие, где водятся женихи и невесты "соответствующего круга". Процесс сватовства и замужества был обставлен множеством ритуалов, в которые на всех уровнях общества - у крестьян, мещан, дворян - входила непременная беседа с родителями невесты, официальный "сговор". Сговариваться в девушкой без родительского согласия считалось неприличным, хотя жизнь есть жизнь и гоголевский Афанасий Иванович "увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели отдать за него", а Курагин в "Войне и мире" пробовал соблазнить и похитить Наташу Ростову без всяких благословений...
Но, преодолевая сложности, брак совершался прекрасно! Известный своими заметками о жизни наших предков в XIX веке маркиз де Кюстин описывает одно из виденных им венчаний по православному обряду: "Стены и потолки церкви, одежды священников и служек - все сверкало золотом и драгоценными каменьями; люди самого непоэтического склада не могли бы взирать на все эти богатства без восторга... Перед благословением в церкви, по обычаю, выпустили на волю двух сизых голубей; они уселись на золоченый карниз прямо над головами молодых супругов и до самого конца церемонии целовались там".
На другой день после свадьбы молодым полагалось делать визиты, а затем устраивался свадебный бал. Считалось, что от знакомства до брака проходит около полугода, а осенние браки благополучнее весенних и летних, потому что молодые, которые женятся осенью, встречаются летом и успевают разглядеть друг друга в деле, в хозяйстве, во дворах, а не только на балах и зимних посиделках, как те, кто сочетается весной (помните: "Жениться в мае - всю жизнь маяться..."?).
Все эти подробности уничтоженной жизни ушли быстро и, кажется, навсегда. Я достаточно циничен, чтобы не ахать по поводу целующихся над алтарем голубков, но флирт Остапа Бендера с мадам Грицацуевой или твердость руки Марютки из "Сорок первого", убивающей возлюбленного по причинам классовых разногласий, тоже не вызывают восторга. Помню, что и мой процесс бракосочетания занял минут 10 в загсе и чуть больше - в разговорах с родителями. Был еще домашний обед с друзьями и родственниками. Не знаю, прогресс ли это, особенно сейчас, во времена все ускорившей сексуальной революции и однополых браков, уже регистрирующихся во многих странах.
НОВОЙ ЭЛИТОЙ СТРАНЫ СТАЛИ ТЕ, КОГО В ТЮРЬМАХ ЗОВУТ ХЛЕБОРЕЗАМИ
Если уж вдаваться в теорию, то напомню, что у философов не существует единого определения прогресса, тем более в личной жизни. Отсталый Гегель считал, что критерием прогресса является увеличение свободы в обществе. Передовой Маркс объявил критерием прогресса развитие производительных сил. В обществе, исповедующем марксизм, появились термины "человеческие ресурсы", "рабочая сила". Человек, семейный или одинокий, с общественного дна или из "новой элиты", занимал свое место в строю и расценивался как воспроизводимое природное сырье вроде леса. Его швыряли во все горнила без жалости. При этом марксисты считали свои догмы абсолютной истиной, а себя - мессиями, несущими человечеству счастье.
Они тоже были взаимозаменяемы, эти философы (помните сталинское: "Незаменимых людей нет!"?) и послушно растворялись в своем деле. Зато считалось, что их устами говорила история, а современные люди - глина, из которой предстоит вылепить будущее. Потери на этом пути неизбежны, но все они - на благо несмышленого человечества. "Не можешь - научим, не хочешь - заставим!". Николай Бухарин уточнил: "Пролетарское принуждение во всех его формах, начиная с расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи". Человеческие материалы всех стран, соединяйтесь!
Иван Бунин незадолго до отбытия из Одессы в эмиграцию записал: "Разве многие не знали, что революция есть только кровавая игра в перемену местами, всегда кончающаяся только тем, что народ, даже если ему и удалось некоторое время посидеть, попировать и побушевать на господском месте, в конце концов попадает из огня да в полымя? Главарями наиболее умными и хитрыми вполне сознательно приготовлена была издевательская вывеска: "Свобода, равенство, братство, социализм, коммунизм!". И вывеска эта долго еще будет висеть - пока совсем крепко не усядутся они на шею народа".
Уселись очень вскоре, почти сразу.
Бывший киевский политик и газетчик, убежденный монархист Василий Шульгин, которому довелось принимать отречение от престола последнего российского императора, писал в "Трех столицах": "Без панов жить нельзя. Что такое "паны"? "Паны" - это класс, который ведет страну. Во все времена и во всех человеческих обществах так было, есть и будет. Его называли: высшими кастами, аристократией, дворянством, буржуазией, интеллигенцией, элитой, классом "политиканов", "революционной демократией" и, наконец, на наших глазах называют "коммунистами" и "фашистами". Иногда правящий класс окрашивается в национальные цвета, и тогда его называют то "варягами", то "ляхами", то "жидами". При всей разности у всей этой формации людей есть нечто общее...".
Вначале у нового "панства" со старым общими оказались дворцы, винные погреба, меховые пальто и бриллианты. В смысле, новые хозяева присваивали себе собственность прежних. В харьковской летописи революционных лет сохранилось одно из воззваний того времени: "Мы должны ограбить у буржуазии те народные миллиарды, которые хитрая буржуазия превратила в шелковое белье, меха, ковры, золото, мебель, картины и посуду".
Ну ладно, одна мечта сбылась, ограбили. Что дальше? Как и кто будет править ограбленной страной? В "Апрельских тезисах", сочиненных в революционном 1917-м,
Ленин пообещал, что после захвата власти его сторонниками возникнет совершенно новый аппарат власти, где "плата всем чиновникам при выборности и сменяемости всех их в любое время не выше средней платы хорошего рабочего" и вообще страна Советов будет "новым типом государства без полиции, без постоянной армии, без привилегированного чиновничества".
Нарушение этих обещаний и легло в основу придуманного Ильичом общества. Дело в том, что вскоре после прихода к власти Ленина осенила гениальная идея о новой сортировке населения и принципах управления им. Он решает поставить под контроль все запасы еды и, выдавая ее, сделать хлеб мощным средством управления государством. Так же, как раньше вождь отслеживал, чтобы в частных руках не осталось денег и, кроме госхранилищ, ценности нельзя было сберегать больше нигде, так и теперь он поставил перед единомышленниками новую задачу: "Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей. Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, врагами народа, предавать их революционному суду". При этом, ясное дело, определять, что такое "излишек хлеба", имела право исключительно новая власть. "Распределяя его, - подчеркивал Ильич, - мы будем господствовать над всеми областями труда".
А дальше - просто. Новой элитой страны стали те, кого в тюрьмах зовут хлеборезами, то есть пробившиеся к распределению харчей. Даже самые правоверные большевики понимали, что никто без хорошей подкормки на них работать не будет, поэтому новая элита формировалась не вокруг принципов, а вокруг кормушек, которые по-своему тоже были точками приложения принципов. Если бы, как кричали на митингах, в грядущем мире предвиделось распределение "по способностям" или, не дай Бог, по репутациям, самые шумные большевики первыми рванули бы на баррикады, потому что с образованием и порядочностью у большинства из них было туго. Но хватательный рефлекс развился очень быстро, и его закрепили.
Окончание следует

"Татушка" Катина родит
Жених подарил Кабаевой "мерседес"
"Бесприданница" Лариса ГУЗЕЕВА: "Своему четвертому мужу я сказала: "Нравлюсь? Копи деньги!"
Экс-"ВИА Гра" Светлана ЛОБОДА: "Продюсеры совершили ошибку, взяв меня в группу. Мне хочется руководить, быть хозяйкой, а им нужна кроткая девушка"
Авраам Руссо не увидит дочь
Анастасию Волочкову навсегда выгнали из бани
Лагутенко пьет собственную кровь?
Михаэль Шумахер купит футбольный клуб
Бритни Спирс беременна
Ева Польна снялась в порно
Киркоров купил самолет
Пельш разводится с женой
Элизабет Тейлор в пятый раз сломала позвоночник
Владимир Крайнев "честь имеет пригласить"
Альмодовар ждет разрешения
Кейт Уинслет сразила папарацци
Наташа Королева теряет память
Режиссер, писатель, драматург и актер Евгений ГРИШКОВЕЦ: "В корейском ресторане официант нам объяснил, что, во-первых, есть собак негуманно, а во-вторых, существует определенный сезон, когда их едят"
Николай ГНАТЮК: "Птица счастья завтрашнего дня? Прилетела, крыльями звеня!"
Верхний слой
Писательница и журналистка "Бульвара" Лада ЛУЗИНА: "Я никогда не понимала криков знаменитостей: "Вы лезете в нашу личную жизнь!". О какой психологической неприкосновенности может говорить артист, на лице которого бомжи разделывают селедку?"
Двукратный олимпийский чемпион по водному поло Алексей БАРКАЛОВ: "Кажется, Бог приставил ко мне персонального ангела-хранителя. Я трижды мог погибнуть в авиакатастрофах, но всегда вел себя как подобает мужику"
Лена ПЕРОВА: "В человеке все должно гармонировать: и зубы, и мягкие руки"
Спонсоры и моды меняются
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги