В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Продюсер программы "Джентльмен-шоу" Александр ТАРАСУЛЬ: "КВН - как наркотик: если ты хоть раз его попробовал, отказаться уже не сможешь"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 11 Января, 2005 00:00
13 лет своей жизни Александр Тарасуль посвятил программе "Джентльмен-шоу". Он на съемочной площадке не только продюсер, но и режиссер-постановщик, вне ее - автор программы. Этот человек практически никогда не повышает голос, говорит тихо, но - и это очень интересно! - его слышат абсолютно все.
Людмила ГРАБЕНКО
13 лет своей жизни Александр Тарасуль посвятил программе "Джентльмен-шоу". Он на съемочной площадке не только продюсер, но и режиссер-постановщик, вне ее - автор программы. Этот человек практически никогда не повышает голос, говорит тихо, но - и это очень интересно! - его слышат абсолютно все.

"Я БЫЛ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ВСЕ, ДАЖЕ ПОДМЕТАЛ НА ПЛОЩАДКЕ"

- Александр, продюсером вы, как я понимаю, не родились?

- Я и сейчас себя продюсером не считаю. В 1990-м, когда мы только начинали делать "Джентльмен-шоу", никто не знал, что это такое. Если упомянутое слово и употреблялось, то в обидном смысле. Моя же должность называлась гордо: "Художественный руководитель программы". Но вообще-то, я был ответственным за все, даже подметал на площадке.

- С чего начиналась популярная нынче программа "Джентльмен-шоу"?

- С кавээновской команды "Одесские джентльмены". Даже в самые глухие времена застоя, когда везде КВН запретили, в Одесском университете в него все равно играли. Я в 1976 году поступил на механико-математический факультет, и каждый год 1 апреля у нас проходил День факультета, когда команда студентов мерилась силами с командой преподавателей. В зал во время этого мероприятия просто невозможно было пробиться!

Каждый факультет организовывал свой праздник юмора: на физфаке был клуб "Гамильтониан", на РГФ, где учился, а потом преподавал Филимонов, - капустники. Мы занимались этим не за деньги, наоборот, еще свои доплачивали. Сидели ночами, сочиняли, придумывали. КВН - как наркотик, если ты хоть раз его попробовал, отказаться уже не сможешь. Потом объявили свободу, и на телевидении снова возник КВН, на основе университетских команд собрали "Одесских джентльменов".

Типичная шутка от "Одесских джентльменов" того времени: "Этой зимой, джентльмены, я обратил внимание на одну очень интересную особенность нашего климата. Оказывается, снег и дождь у нас могут идти одновременно, а снег и поезд никогда!". (Сезон 1986-1987 гг., полуфинал ВИСИ - ОГУ).

- Как сложилась ваша судьба после КВН?

- Кто-то из команды отсеялся, но остался костяк, который и превратился в "Клуб одесских джентльменов". Мы с большим ажиотажем начали гастролировать. Давали по 10 концертов в день, без проблем собирали Дворцы спорта, выступали на стадионах. Востребованность была невероятная, но денег, к сожалению, она никаких не приносила...

- Обидно!

- Наверное, поэтому мы и решили обратиться к телевидению. Украинского, как такового, еще практически не было, но организовывалось российское. Мы поехали к его руководителям в Москву, предложили свою телевизионную программу. "Давайте, - говорят, - готовьте ее к 1 апреля, когда у нас выход в эфир". Прислали нам оттуда камеру и магнитофон (его вскоре украли, и мы потом долго писали объяснительные о том, как такое могло произойти).

Сейчас за неделю мы делаем целый цикл программ. На съемки первого выпуска "Джентльмен-шоу" у нас ушло... два с половиной месяца! Монтировали мы ее в узком автобусе - ПТС (передвижной телевизионной станции), который стоял во дворе кардиологического центра. Причем делать это приходилось ночью, потому что днем нас туда не пускали. Мы буквально вылизывали каждую склейку, придумывали что-то интересное.

Это сейчас спецэффектами никого не удивишь. Заплати, и тебе их сделают миллион. А в то время они рождались буквально на глазах. Именно тогда появились анекдоты, сделанные при помощи комбинированных съемок, где один Филимонов играл несколько ролей сразу. А как мы мучились, стараясь вместить в червонец фотографию все того же Филимонова! Народные умельцы копались в компьютере, придумывали, как сделать, чтобы картинка менялась.

В общем, 1 апреля никакого эфира у Российского телевидения не получилось, из-за политических страстей все сдвинулось. Это же еще до августовского путча было. В результате Российское телевидение вышло в эфир 13 мая 1991 года, в этот же день состоялась премьера "Джентльмен-шоу".

- А дальше?

- После первой программы появились вторая, третья. Мы начали выходить раз в неделю, завоевали даже какие-то призы, например, "Золотого Остапа". А вот на "ТЭФИ" стали всего лишь лауреатами. Нам тогда одного голоса не хватило, чтобы победить. Сейчас телевизионных академиков, присуждающих этот приз, пруд пруди, человек 100, не меньше, а тогда их было всего 12, и каждый голос был, что называется, на вес золота. Эльдар Рязанов опоздал на голосование. Он нам потом сказал: "Ребята, я бы голосовал только за вас!". Так что с "ТЭФИ" у нас не сложилось.
"ФРЕЙД ГОВОРИЛ, ЧТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СМЕШНЫ ТОЛЬКО ТРИ ВЕЩИ: ПОЛИТИКА, ПРЯМАЯ КИШКА И СЕКС"

- Конечно, за 13 лет существования программа сильно изменилась. Как вам удается держать нос по ветру и улавливать изменения зрительского вкуса?

- Надо признать, что нам далеко не всегда удается его улавливать. Я выскажу сейчас крамольную мысль, но телевидение - это не искусство, а в значительной степени технология и средство развлечения. Шоу-бизнес, в конце концов. И если уж ты им занимаешься, будь добр соответствовать. Иногда приходится делать то, что нам самим, может быть, и не нравится, потому что знаем: этого ждут от нас зрители. Бывает, ошибаемся. Иногда смотрим смонтированную, готовую к эфиру программу и думаем: "Ну это уж точно не будут смотреть!". А у нее рейтинги громадные! Случается и наоборот. Успех трудно просчитать, тут существует только один метод - проб и ошибок. Но в том, что касается юмора, мы угадываем где-то порядка 55 процентов.

На съемках рубрики "Милицейская академия":

- Товарищ сержант, я нынешним летом наконец-то мужчиной стал!

- А раньше тебе кто не давал?

- Мне никто не давал! А теперь меня буфетчица тетя Глаша всему научила.

- Так она же еще отца товарища майора Багрового всему научила? - недоумевает сержант.

- Так у него же ничего не получилось. А у меня получилось!

- И что у тебя получилось?

- Лепить пирожки с яйцами!

- Садись, - устало отмахивается сержант, - садись уже со своими... пирожками.

Удержаться от смеха не может никто, но по поводу яиц возникает целая дискуссия. Понятно, что текст останется без изменений. Горячо обсуждается другое: стоит ли Левинзону делать в конце реплики жест, изображающий яйца? Решающее слово за продюсером. "Согласен, грубовато, - говорит Тарасуль, - но сейчас это модно".


- Не боитесь шуток на грани фола, как давешняя - про пирожки с яйцами?

- Ну, во-первых, мы стараемся эту грань все-таки не переходить. А во-вторых, еще Фрейд говорил, что по-настоящему смешны только три вещи: политика, прямая кишка и секс. При этом надо исхитриться быть интересным зрителю и в то же время не скатиться в пошлость.

- А сами-то вы над своими шутками смеетесь?

- Редко, но бывает.

- Вот вы все время говорите: "Мы". Кто скрывается за этим местоимением?

- Авторы "Джентльмен-шоу". Их состав за время существования программы менялся. На первых порах в группу авторов входил наш известный писатель-юморист Валерий Хаит, монологи для нас писали Георгий Голубенко и Игорь Кнеллер. Владислав Царев, долгое время входивший в группу авторов, сейчас занят другим нашим проектом - программой "Скрытая камера". А сценарии "Джентльмен-шоу" пишут Игорь Миняйло, Евгений Хаит и ваш покорный слуга. Мы собираемся ежедневно (иначе просто нельзя!) и по пять часов пишем на заданную тему.

- Ни дня без строчки?

- Ну почему, иногда у нас бывают выходные. И во время съемочного процесса - а "Джентльмен-шоу" снимается три раза в год - мы тоже ничего не пишем. От съемок отвлекаться нельзя.

Кстати, раньше мы отдавали предпочтение мини-сериалам ("Моя вторая папа", "Элка и кореша", "Новая жизнь старого кино", "Одесская коммуналка", в конце концов!), а сегодня наиболее востребован жанр пародии. Поэтому в грядущем сезоне у нас появится новая рубрика "Косое зеркало", где будет много пародий как на знаменитых артистов эстрады, так и на политических деятелей.

Снимается пародия на группу "ВИА Гра". В белом парике - Олег Школьник, в рыжем - Александр Чеканов, в каштановом - Олег Филимонов. Все "участницы" в черных ажурных колготках, корсетах, из которых пикантно выглядывает волосатая мужская грудь. Мини-юбки и туфли на шпильках дополняют ансамбль.

- Как вы в этом ходите? - обращается к присутствующим на площадке женщинам Чеканов. - Давайте снимать, а то у меня сейчас ноги отвалятся! - это уже в сторону авторов программы.

Поют "девушки" душевно и, что интересно, с разным выражением лица: у Филимонова - наивное, у Чеканова - роковое и загадочное, у Школьника - цинично-утомленное. Сразу становится понятно: эта "дама" прошла "Крым, Рим и медные трубы".

- Школьник, что-то ты какая-то дешевая шлюха, - не выдерживает сидящий тут же Левинзон. Ян женские роли не играет принципиально, поэтому его место в зрительном зале.

- У тебя не встает, и не надо! - парирует Школьник. Вообще, эти двое все время пикируются и подшучивают друг над другом. Говорят, так исторически сложилось.

- Нет, вы только посмотрите на "нее", - не унимается Левинзон, - полгода до пенсии, а что вытворяет!

"ОЛЕГА ФИЛИМОНОВА СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗАБРАЛА "СКОРАЯ"

- Давайте поговорим в вещах материальных. Сегодня "Джентльмен-шоу" - это уже брэнд. На телевидении ваш проект успешно продается. А если бы можно было возобновить концертную деятельность, удалось бы вам его продать?

- Хотя приглашений по-прежнему много, теперь мы выступаем гораздо меньше. Катастрофически не хватает времени, телевидение поглощает его практически без остатка. Мы выезжаем только на какие-то особенно интересные мероприятия или туда, куда нельзя не поехать.

- Вы легко находите спонсоров?

- На хорошее дело найти деньги не проблема. Трудней придумать нечто такое, что люди полюбят и будут смотреть, и найти исполнителей: авторов, актеров, режиссеров, - которые смогут воплотить эту идею.

- Надеюсь, сами уже не подметаете?

- Слава Богу, нет. У нас прекрасные профессионалы, каждый из них качественно делает свое дело. Все они работают в "Джентльмен-шоу" много лет. Надо беречь людей, с которыми начинал. Коней на переправе не меняют.

- К актерам это тоже относится?

- Конечно! Хотя поначалу мы себя считали всего-навсего участниками художественной самодеятельности. Это уже потом оказалось, что Ян Левинзон и Олег Филимонов действительно прекрасные актеры, а Олег еще и замечательный ведущий... Из профессионалов с нами работают народный артист Украины Олег Школьник. Очень давно работают с нами Ирина Токарчук, Яков Гопп. А вот Саша Чеканов - наше последнее приобретение. Мы нашли его в команде КВН Одесского медицинского института. По образованию он врач, но прекрасно вписался в компанию "джентльменов". Кстати, мы все время в поиске. Если кто-то считает себя талантливым юмористом или пародистом, пишите нам, присылайте кассеты. Подойдет - с удовольствием возьмем.

В последний съемочный день записывали подводки к программам и анекдоты, в главной роли - Олег Филимонов. После четвертого или пятого сюжета кто-то из съемочной группы робко произносит:

- Может, проветрим?

- Можно! - соглашаются все.

- Ребята, - спрашивает оператор, - а помните, как жарко было два года назад, когда пот буквально тек по стенам?

- Время от времени я уходил из павильона, - вспоминает Филимонов, - садился в машину, включал кондиционер и приходил в себя. Ужасная была жара - +40oС! А съемки сериала "Деревня Тупые Углы" проходили на солнцепеке! И 18 дублей с Яшей Гоппом, который все никак не мог произнести свой текст. В какой-то момент я не выдержал и сказал: "Яша, если ты сейчас не сыграешь как надо, я тебя зарублю топором!".


- Искусство требует жертв от вашей творческой группы?

- Бывает. Зимой мы снимаем в ужасно холодном павильоне, который пытаемся отапливать какой-то армейской махиной, но выше +12oС температура все равно не поднимается. А ведь надо работать! К тому же нельзя, чтобы у актеров изо рта шел пар, зрители должны думать, что у нас тепло. А летом иногда бывает невыносимо жарко, осветительные приборы нагоняют температуру до +40o-+50oС. И тоже надо работать.

Люди просто истекают потом, особенно Олег Школьник, артист большой во всех отношениях. А Олега Филимонова как-то просто со съемочной площадки забрала "скорая" - от жары ему стало плохо. Все мы живые люди. И иногда в исходниках видно, что тот же Филимонов, мягко говоря, не очень хорошо себя чувствует: лицо бледное, усталое. Но звучит команда: "Мотор! Работаем!", и он волшебным образом преображается: появляется улыбка, загораются глаза.

- А вот когда холодно, для сугреву что-нибудь употреблять разрешаете?

- Разрешаем, но почему-то никто этим народным средством не пользуется.

- Но хотя бы начало и окончание съемок вы отмечаете?

- Раньше отмечали, а потом перестали. Съемки стали привычной работой, а не прелюдией к застолью. Хотя 13-летие программы - прекрасный повод вспомнить традицию.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось