Евгений МИРОНОВ: «Когда я работал над «Идиотом», целых два дня попробовал вообще не врать: что видел, то и говорил. Чуть не умер!»
За плечами актера, вступившего в пору творческой и физической зрелости, многочисленные серьезнейшие роли по произведениям как русских, так и зарубежных классиков.
«КОГДА ПРОЗВУЧАЛО: «СТОП! СНЯТО!», Я ПОДУМАЛ: «ВСЕ! ПРОВАЛ!»
— Евгений, я слышала, что толчком для рождения образа вы считаете слово. То есть для вас прежде всего важно то, как ваш герой разговаривает?
— Понимаете, в наше время происходит деградация языка. Сейчас снимается много сериалов, такой кинопродукции, в которой языку, правильной речи не придается никакого значения. Мы стараемся подражать хорошим американским актерам, но у них принято говорить нарочито небрежно, быстро, как бы вскользь... И мне кажется, в таком подражании мы многое теряем. Для нас слово всегда было определяющим, поскольку оно напрямую связано с действием.
— Вы сыграли очень много ролей в кино, и широкий зритель знает вас благодаря именно экрану, но одна ваша киноработа стоит особняком. Я имею в виду князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского...
— На самом деле, мне дважды повезло в жизни с Федором Михайловичем. Кроме Льва Мышкина в сериале Владимира Бортко, я еще играл Ивана Карамазова в спектакле Валерия Фокина «Карамазовы и АД». Достоевский, конечно, глыба и очень сложный автор...
Готовясь к «Идиоту», я перевернул массу материала, обращался и к исполнению этой роли Иннокентием Михайловичем Смоктуновским..
— Каким образом?
— Осталась запись спектакля, в котором играл Смоктуновский, и я ее внимательно просмотрел. Поразила специфическая манера поведения героя, найденная Смоктуновским, пластический рисунок роли, какая-то внутренняя изломанность Мышкина... Вообще, в образе, созданном Иннокентием Михайловичем, было много «болезни». Поэтому я понял — мне туда ходить не надо. Смоктуновский там все полностью исследовал, и сделал это гениально.
![]() «В круге первом». Илья Нержин |
Видел я «Идиота» Рецептера, потрясающего «Идиота» Куросавы... Смотрел и удивлялся, какие они все разные, но мне-то нужно было найти своего.
— В ваших внутренних поисках режиссер Владимир Бортко вам как-то помогал?
— Перед съемками «Идиота» я встречался с Бортко раза три, где-то по полчаса... Мы говорили о Мышкине, что-то обсуждали, но в чем можно разобраться за полчаса? Поэтому в первый съемочный день я с треском провалился! Как ни вчитывался в Достоевского, какие ни смотрел фильмы накануне, ничего не помогло! Все осело внутри, а наружу не вышло. Ну не смог я найти Федора Михайловича!
Смотрел на себя тогда и думал: «Ну, Женя Миронов... Только с бородой...». Ничего не получилось, сам себе не верил! Хожу, в бороде, в шапке, пытаюсь что-то изобразить, а вся съемочная группа стоит, внимательно на меня смотрит... Бортко, совершенно потухший... Машков рядом, тоже стоит, молчит... А я все сам должен сделать, и у меня ничего не получается. В общем, можно понять мое состояние. Поэтому, когда прозвучало: «Стоп! Снято!», я подумал: «Все! Провал!».
— Как же вам удалось нащупать своего Мышкина?
— После такого ужасного начала был перерыв на неделю. За это время я очень многое пережил, передумал и вдруг почувствовал, от чего нужно оттолкнуться в Мышкине. Я понял его главную черту! Абсолютную искренность, какую-то предельную внутреннюю распахнутость, наивность и открытость. Когда ко мне пришло понимание этого, я почувствовал себя невероятно легко и уверенно, сразу же нашлась и речевая манера, и какие-то важные штрихи и детали.
«ВЫ ЛЮБИТЕ ВОЛКОВ?» — СПРОСИЛ МЕНЯ НЯКРОШЮС»
— Насколько вам самому близки главные черты характера Мышкина?
— Таких людей без задней мысли, как князь Мышкин, не бывает. У него же просто поразительная чувствительность к правде. Такое ощущение, будто этот человек совсем без кожи, так искренно он на все реагирует. По восприятию мира Мышкин, словно трехлетний ребенок! Совершенно не умеет врать и настолько идеален, что в какой-то момент мне даже захотелось его испортить.
Он ведь совершеннейший космонавт в обычных жизненных обстоятельствах. Все идут по улице нормальные, а он — в скафандре, в каком-то своем мире... И вот эти его попытки стать, как все, интереснейшие моменты его прорывов в реальную жизнь, мне было очень интересно играть. Я, даже когда над ролью работал, попробовал целых два дня вообще не врать: что видел, что думал, то и говорил.
— Ну и как?
— Чуть не умер! От напряжения... Это же невозможно все время говорить только правду! Так что Мышкин действительно особняком у меня, и в моей жизни, пожалуй, сложнее «Идиота» был разве что Солженицын — роль Нержина в картине «В круге первом». Но, как говорила Инна Чурикова, игравшая со мной в картине Бортко, вся наша актерская работа — «сладостное мучение». Поэтому огромное счастье, что это «мучение» у меня было.
— У вас большой опыт работы с разными режиссерами: отечественными, иностранными, в том числе именитыми... В чем принципиальная разница между «нашими» и «не нашими»?
— Я, к примеру, играл Самозванца в пушкинском «Борисе Годунове», которого ставил англичанин Деклан Доннеланн. Этот режиссер российскую литературу, нашу жизнь и нашу действительность, мягко говоря, не знает, и может, именно поэтому спектакль получился. Доннеланну была прежде всего важна и интересна не история российского государства, на которую обычно опираются наши режиссеры, а история человеческих взаимоотношений, гениально описанная Пушкиным, — есть царь, есть самозванец...
Кстати, Пушкин — потрясающий драматург! У него все прыжками, словно в клипе: соединение второго этажа с десятым, потом вдруг хлоп — опять на первый... И все такое клиповое, мерцающее соединение эмоций, переживаний и раздумий.
![]() |
Кроме того, я еще одну замечательную вещь обнаружил — у Пушкина очень многое значит интонация. Например, Самозванец говорит о Марине Мнишек: «Змея!», а потом повторяет уже иначе: «Зме-е-е-я-а-а...». Абсолютно по-разному произносит одно и то же слово, объединяя ужас и счастье, и все это нужно суметь правильно передать. Это чрезвычайно ин0тересная творческая задача для артиста! Просто актерская мечта — выразить два разных состояния и значения одним и тем же словом.
— А как вам работалось с Эймунтасом Някрошюсом в знаменитом шестичасовом спектакле «Вишневый сад», где вы играли Лопахина?
— Да, Лопахин, Ермолай Алексеевич... Мне, можно сказать, повезло попасть к Някрошюсу. К слову, мы привозили «Вишневый сад» в Киев, и я рад, что киевский зритель его посмотрел.
Помню свою первую встречу с Эймунтасом. Хорошо известно, что при знакомстве с актерами Някрошюс молчит. Вот и мы — сидим, молчим... «Господи, — думаю, —что же будет?». Играть-то хочется! И вдруг после длинной паузы он спрашивает: «Женя, вы любите волков?». Я растерялся... Думаю: «Скажу, что, люблю, а он: «Нет, вы не годитесь для этой роли!»... Скажу, что нет, а он: «Жаль...». Я помолчал-помолчал, а потом нашелся: «Почему вы спрашиваете?». Он: «Да так, просто...». И снова замолчал...
— Ну и при чем здесь волки?
— Я потом понял смысл вопроса! Лопахин — волк по своей сути, хозяин жизни. А Някрошюс — абсолютное животное в смысле ощущения материала и в работе исходит только из ощущений: огонь, лед, вода, холод... Этими знаками-символами его спектакли и выделяются.
Например, Фирс в исполнении Алексея Петренко, по мнению Някрошюса, был лосем, и это внутреннее состояние потрясающе удалось передать актеру. Конечно, работать с таким мастером, как Някрошюс, очень интересно и полезно — такие глубины и пласты неожиданно открываются.
«НА ВСТРЕЧУ С СОЛЖЕНИЦЫНЫМ Я ЗАЧЕМ-ТО ПРИНЕС БУТЫЛКУ ШАМПАНСКОГО»
— И все-таки сложнее Мышкина для вас стал только солженицынский Нержин. Александр Исаевич вас сам предложил на эту роль?
— Я был очень удивлен, что он знаком с моим творчеством, интересуется им и именно мне предложил сыграть Нержина. Приступая к работе, я никак не мог найти характер героя, и мне даже не хотелось играть эту роль. Такой уж он хороший, такой достойный, абсолютно не за что зацепиться, никаких внутренних противоречий в характере. А это очень тяжело для актера — играть идеального человека.
Я видел некую плоскость перед собой и понимал, что менять что-то невозможно, поскольку Нержин — это прообраз самого Солженицына. Тогда я решил поехать к Александру Исаевичу, чтобы в живом Нержине подглядеть какие-то живые важные детали.
Он сердечно принял меня на своей даче, хотя и неважно себя чувствовал. И я, конечно, был потрясен его личностью. Поверьте, это не просто слова. Человеческая мощь Солженицына видна во всем, в любых малейших деталях. Представляете, какой силой духа нужно обладать, чтобы на физическом уровне победить у себя раковое заболевание! И сейчас, несмотря на свой преклонный возраст и самочувствие, он продолжает трудиться. «Правда, — говорит, — я сейчас мало работаю... Всего восемь часов в день»... Солженицын так организовал свою жизнь, что абсолютно все в ней подчинено делу.
— Ну а подсмотреть что-то важное для своей роли удалось?
— Я обратил внимание, как Солженицын пишет... Так мелко-мелко — видимо, лагерная привычка. Потом в фильме мой Нержин тоже будет так писать. Но ничего отрицательного в нем я так и не смог найти. Полнейшее согласие с самим собой, предельная ответственность за каждое слово и поступок. Наверное, у него тоже есть какие-то внутренние сомнения, но разве об этом со стороны догадаешься? Солженицын — это глыба, высеченная собственной жизнью, и все ненужное и лишнее, что ему мешало, он уже давно отсек.
Я на нашу с ним встречу принес зачем-то бутылку шампанского... Такая глупая советская привычка, если в гости, то обязательно с шампанским и тортом. Мы сидели, беседовали, и вдруг он случайно обронил, без всякой навязчивости или нарочитости: «Каждый прожитый день нужно отпечатывать поступком, чтобы этот день не прошел для тебя даром».
Я использовал эти слова, и они стали определяющими для образа Нержина. На мой взгляд, они могут быть важными и определяющими не только для экранного героя — жить по такому закону имеет смысл любому человеку.



Евгений МИРОНОВ: «Когда я работал над «Идиотом», целых два дня попробовал вообще не врать: что видел, то и говорил. Чуть не умер!»
Бывший начальник Службы охраны первого президента России Бориса Ельцина Александр КОРЖАКОВ: «Ельцина я уже давно простил. Какие счеты могут быть к человеку с явными признаками если не маразма, то дебилизма?»
«Фабрикантка» Даша Астафьева стала лицом украинского Playboy
Анджелина Джоли потеряла нерожденного ребенка и чуть не лишилась приемной дочери
Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов усыновили четырехлетнего малыша
Александр Шовковский не будет играть до конца года
Наталья Королева купила все свои наряды из проекта «Танцы со звездами-3»
Владимир Кличко сразится с Султаном Ибрагимовым за чемпионский титул
102-летняя британка Нора Хардвик снялась в эротическом календаре
Данилко сбежал из больницы к Киркорову
Гитарист Queen стал ректором университета
26-летняя Натали Портман названа «Самой стильно одетой леди 2007 года»
Советская власть прощается, но не уходит
Дима Маликов толкнул в Киеве «мерседес»
Глюк’Оzа из куколки стала бабочкой
Бывший тренер «Зари» и сборной СССР по футболу Герман ЗОНИН: «Хозяин Ворошиловградской области Шевченко прислал мне слезное письмо: «Спасай «Зарю» от вылета». А я всегда был спасателем — такая судьба!»
Бывший заместитель прокурора УССР Степан СКОПЕНКО: «Перед выходом «Зари» на поле в раздевалке появлялся какой-нибудь начальник шахтоуправления и на глазах у всех доставал пакет с деньгами: «Братишки, выиграете — все, что в пакете, ваше!»
Счастлива, потому что беременна?
Петь, курить и говорить одновременно...
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги